Обучение в карельских школах округа
До создания Карельского национального округа карельский язык преподавался в 1-2 классах начальных школ и некоторых неполных средних школ. В школах города Лихославля, районных центров, поселков и больших сел со смешанным населением не преподавался. После создания Карельского национального округа Наркомпрос РСФСР утвердил с 1937-1938 учебного года для его школ другую программу, как для нерусских школ. Здесь начались проблемы и мучения для учителей, учеников и их родителей.
Сложность была в том, что в школах обучалось 48% карел и 52% русских детей, а программа, утвержденная Наркомпросом для нерусских школ, не предусматривала обучение русскому языку полгода в первом классе. Поэтому родители русских детей возмущались, что их дети должны учить карельский язык, а не русский язык. Другая причина низкой успеваемости была в том, что карельский язык и родная литература с 1-го класса изучались на латинице, а русский язык и русская литература – на кириллице. Ученики начальных классов при неграмотных и малограмотных родителях не могли усвоить сразу два алфавита.
Сложность работы учителей начальных классов карельских школ была в том, что русские дети в классе изучали русский язык и родную литературу по своим учебникам на кириллице. При проверках от учителей требовали, чтобы методика преподавания ко всем ученикам в школе были одинакова. Но карелы изучали родной язык и родную литературу на латинице при не устоявшейся карельской письменности и отсутствия методик преподавания.
Учителю надо было решать, чем нагрузить русских детей в первом полугодии первого класса, в то время, когда карелы два часа в неделю изучали карельский язык, а русского языка в программе не было. Все это при условии перегруженности классов, в которых обучались 30-45 учеников и малограмотности родителей.
При изучении русского языка к карелам предъявлялись такие же требования, что и к детям, для которых русский язык был родным. Не было наработано методик преподавания карелам, как родного языка, так и русского языка. Все эти трудности приводили к низкой успеваемости в карельских школах округа.
Данные по успеваемости за первую четверть 1937-1938 учебного года, в числителе общее число учеников, в знаменателе – успевающих:
Районы начальные классы % НСШ и ср. школы %
Новокарельский 1569/1326 84,6% 1989/1348 87,8%
Лихославльский 3382/2788 82,5% 4616/3129 67,8%
Рамешковский 3750/2979 80% 4088/2704 67,2%
Максатихинский 1512/1116 75,2% 4123/2583 62,6%
Данных по Козловскому району нет [68].
На оргбюро 16 декабря 1937 года, которое вел уже не Чухров, а новый первый секретарь Иван Степанович Беляков, в числе других рассматривался вопрос о преподавании русского языка в карельских школах, отмечалось, что оно поставлено неудовлетворительно. Значительная часть учителей начальных классов карельских школ не имеют законченного среднего педагогического образования, что отрицательно отражается на качестве преподавания русского языка в карельской школе.
По учебному плану Наркомпроса для нерусских школ на русский язык отведено недостаточно времени. Обучение русскому языку по этому учебному плану вводилось только со второго класса. Программа Наркомпроса по русскому языку для нерусских школ предусматривала лишь минимум знаний по русскому языку.
Учебники по русскому языку для карельских школ, изданные Учпедгизом, страдали рядом недостатков и недостаточны по своему объему. Имеются в виду: учебник русского языка для 2 класса С.С. Соколова, книга для чтения 4 класса А.А. Белякова и грамматика русского языка для 4 класса профессора Богоявленского. Почти совершенно отсутствовала методическая литература по преподаванию русского языка в карельской школе.
Оргбюро по Карельскому национальному округу отмечало, что в связи с переходом на новый алфавит на русской основе в карельской школе создались все условия для обучения русскому языку в первом классе. Поэтому просить Калининский обком ВКП (б) поставить вопрос перед Наркомпросом о введении обучения русскому языку в карельской школе со второго полугодия первого класса – обучение устной речи и грамоте.
Оргбюро поручило окружному отделу народного образования и Карельскому научно-методическому кабинету разработать применительно к условиям карельской школы проект программы по русскому языку и представить на утверждение Наркомпроса. Просить Наркомпрос и Учпедгиз издать в 1938 году учебник русского языка для 1 класса объемом 4 печатных листа, а также увеличить объем учебника русского языка для 2 класса до 10 печатных листов, книги для чтения на русском языке для 4 класса до 10 печатных листов. Обеспечить в 1938 году издание через Учпедгиз методических указаний по русскому языку в карельской школе.
Просить Калининский обком партии дать указание облоно об организации летом 1938 года двухмесячных курсов по русскому языку и методике для учителей начальных классов карельских школ на 200 человек, с 10 июня по 10-е августа.
Для более лучшего усвоения русского языка учащимися-карелами, просить Калининский обком ВКП (б) обязать облоно к 10 августа 1938 года обеспечить все карельские школы школьными библиотеками на русском языке [69].
Сведения о числе учеников и учителей по состоянию на 1 января 1938 года:
учеников учителей
всего карел всего карел
Рамешковский район 8065 3465 179 82
Лихославльский район 8758 3488 99 49
Максатихинский район 8508 3095 129 55
Новокарельский 3787 3624 63 48
Козловский 2190 1335 48 29
ВСЕГО: 31288 15007 518 263
Учителя-карелы и работники отделов народного образования в основном имели среднее специальное среднее или семилетнее образование.
Например, из 7 работников аппарата Рамешковского РОНО на 19 января 1938 года с высшим образованием не было никого. Заведующий РОНО С.С. Чикичев и старший инспектор И.Е. Груздев учились заочно в Калининском пединституте. Четыре работника РОНО имели образование 7 классов, один школьный инспектор закончил педучилище. Возраст работников РОНО был от 23 до 29 лет. Из 179 учителей школ Рамешковского района с высшим образованием не было никого, среднее педагогическое образование имели 69 учителей, среднее общее – 27 учителей и 83 учителя имели образование 7 классов.
Справка. Чикичев Серапион Степанович, 1909 г.р., уроженец Читинской губернии, русский. В 1930 году окончил Сретенский педагогический техникум в Читинской области. Служил в Красной Армии с 1931 по 1934 годы, демобилизован в звании лейтенанта. После службы приехал в Москву, где Московский областной отдел народного образования направил его на работу в Рамешковский район, тогда Московской области.
С 1 июля по 15 августа 1934 года он – директор Застолбской неполной средней школы, с 15 августа 1934 года по 25 октября 1937 года – директор Никольской неполной средней школы. С октября 1937 года – заведующий Рамешковским районным отделом народного образования, заочно обучался в Калининском пединституте.
В 1927 году судим за растрату имущества, во время работы заведующим магазином в Шалинском районе Читинской области, суд приговорил его к 3 месяцам лишения свободы условно. Был женат, в 1938 году дочери Светлане 3 года, проживал в поселке Рамешки, на улице Пролетарской, д. 33 [70].
На заседании бюро Карельского окружкома ВКП (б) 5 мая 1938 года вновь рассматривали вопрос о преподавании русского языка в карельских школах. Отмечалось, что основными причинами отставания учащихся карельских школ по русскому языку являются:
1.Отсутствие специальной программы по русскому языку и литературе применительно к карельским школам и недостаточный материал в учебниках по русскому языку для вторых и четвертых классов.
2.Слабая подготовка по русскому языку учителей карельских школ, особенно в Рамешковском и Козловском районах.
Было решено, в летний период 1938 года организовать полуторамесячные курсы по русскому языку для учителей-карел на 150 человек при Лихославльском педучилище, а также в Максатихинском и Новокарельском районах. Ввести двухнедельные дополнительные занятия по русскому языку для учителей-карел, обучающихся заочно в Лихославльском педучилище.
Просить отдел школ Калининского обкома ВКП (б) о направлении учителей-карел, работающих вне Карельского национального округа, для работы в школы округа. Просить также выделить 20 преподавателей русского языка из числа студентов, оканчивающих педагогический и учительский институты, для преподавания русского языка в карельских неполных средних школах.
Просить Наркомпрос РСФСР составить и издать к началу 1938-1939 учебного года программу по русскому языку в соответствии с утвержденным учебным планом. Составить и издать букварь, книги для чтения и учебники по грамматике русского языка, учитывая особенности изучения русского языка в карельской школе.
Просить Совнарком СССР и ЦК ВКП (б) разрешить с 1938-1939 учебного года ввести преподавание русского языка в карельских школах округа со второго полугодия первого класса, увеличить количество часов по русскому языку во 2-4 классах.
Ввести преподавание в карельской начальной школе и 1-4 классах неполной средней и средней школе на родном языке. Разработать мероприятия по переходу к преподаванию на родном языке в неполных средних школах с 1939-1940 учебного года.
В начальных, неполных средних и средних смешанных школах с большинством русских учеников вести преподавание на русском языке. В тех школах, где более 50% учеников-карел, организовать дополнительные классы с введением преподавания на родном языке. Обязать окружной отдел народного образования в декадный срок выявить смешанные школы, в которых необходимо открыть дополнительные классы, и представить на утверждение окружкома и в облоно.
На заседании бюро окружкома 5 мая 1938 года был утвержден учебный план сельской начальной карельской школы на 1938-1939 учебный год:
Предмет 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
Родной язык 12/10 8 5 4
Чистописание 2 2 - -
Русский язык 0/2 5 6 6
Арифметика 7 7 6 6
Естествознание - - 2 3
История - - 1 2
География - - 2 3
Рисование 1 0,5 0,5 0,5
Пение 1 0,5 0,5 0,5
Физкультура 1 1 1 1
Итого: 24 24 24 26
Часы, указанные через черту, отводятся во втором полугодии. Чистописание в первом классе на карельском языке, во втором классе – на русском языке [71].
Однако этим планам осуществиться было не суждено, по воле вышестоящих властных структур. Через два месяца началась вторая массовая волна арестов руководителей округа, специалистов в области знания методик преподавания карельского языка, инспекторов отделов народного образования, директоров школ и учителей карельского языка.
В это же время в Калининской области обсуждали ход исполнения постановления ЦК ВКП (б) 24 января 1938 года «О реорганизации национальных школ». В обосновании постановления от 24 января 1938 года «О реорганизации национальных школ» делалась ссылка на проверку ЦК ВКП (б), показавшую, что «враждебные элементы, орудовавшие в Наркомпросах союзных и автономных республик, насаждали особые национальные школы, превращая их в очаги буржуазно-националистического влияния на детей. Практика насаждения особых национальных школ наносила огромный вред делу правильного обучения и воспитания, отгораживала детей от советской жизни, лишала их возможности приобщения к советской культуре и науке, преграждала путь к дальнейшему получению образования в техникумах и высших учебных заведениях».
Учитывая все это, ЦК предлагал реорганизовать особые национальные школы в советские школы обычного типа, а также ликвидировать существующие при обычных советских школах особые национальные отделения. Особые национальные школы реорганизовать путем перевода их на учебные планы и программы советских школ обычного типа, с преподаванием или на языке соответствующей республики, или на русском, обеспечив эти школы учителями, произведя с осени 1938 года прием в эти школы детей и других национальностей. Наркомам просвещения союзных республик лично утвердить сроки, а также порядок реорганизации каждой особой национальной школы, закончив всю работу к началу учебного года, то есть до 1 августа 1938 года.
Рассматривая это постановление 19 марта 1938 года, бюро Калининского обкома ВКП (б) поручило заведующему облоно Быкову в срок до 5 апреля 1938 года представить на утверждение наркома просвещения РСФСР план реорганизации национальных школ в советские школы обычного типа. Реорганизацию национальных школ, связанную с переводом учащихся в другие школы, закончить к 1 июля, а школ, переводимых на учебный план советской школы обычного типа – к 1 мая.
Согласно этому плану, в Калининской области были ликвидированы 17 карельских национальных школ, находящихся вне Карельского национального округа. Все они были переведены на учебный план русской школы. Не осталось ни одной карельской школы в Брусовском, Лесном, Молоковском, Овинищенском, Сандовском и Погорельском районах, а именно:
Брусовский район – Асташихинская карельская начальная школа, 70 учеников, и Раевская неполная средняя карельская школа, 182 ученика.
Овинищенский район – Дюдиковская карельская начальная школа, 68 учеников, Селезневская карельская начальная школа, 58 учеников, Головковская карельская начальная школа, 55 учеников, Лобневская карельская начальная школа, 33 ученика, Старошилковская карельская начальная школа, 60 учеников, Тимошкинская карельская неполная средняя школа, 264 ученика и Мосеевская карельская неполная средняя школа, 184 ученика.
Сандовский район – Большеникитская карельская начальная школа, 129 учеников, Русско-Васильевская карельская начальная школа, 132 ученика, из них 75 русских, Батихская карельская начальная школа, 40 учеников, из них 9 русских и Больше-Каменская карельская начальная школа, 55 учеников.
Молоковский район – Карельско-Городокская карельская начальная школа, 109 учеников и Волховицкая карельская начальная школа, 42 ученика.
Лесной район – Городковская карельская начальная школа, 89 учеников.
Погорельский район – Новская карельская начальная школа, 141 ученик [72].
К маю 1938 года обучение школьников и учащихся на территории Карельского национального округа проводилось:
В 6 средних школах, из них одна карельская, учителей в них 136, учеников 4391, из них карел – 1344 ученика.
В 40 неполных средних школах, из них 23 карельских, учителей в них 451, учеников 12563, из них карел – 6456 учеников.
В 202 начальных школах, из них 101 карельская школа, учителей в них 471 человек, учеников 14773, из них карел – 7197 учеников.
А также в Карельском Лихославльском педучилище, открытом 11 июля 1930 года. В 1937 году выпустили 110 учителей-карел, в 1938 году - 90-учителей-карел. В мае 1938 года там работало 20 преподавателей, учащихся 433, из них 363 карела. Нужно отметить, что еще 11 июня 1930 года решением Московского облисполкома в городе Лихославле были открыты Карельский педтехникум, позднее ставший педучилищем, и Карельский музей.
Всего по округу школ 249, в том числе 126 карельских, учителей 1078, учащихся 32 тыс.160 человек, из них карел – 15 тыс.360 человек [73].
Отмечалось, что в 1937-1938 учебном году школы не были полностью укомплектованы педагогами, низкий уровень подготовки учителей, особенно по русскому языку, не давал ученикам надлежащей грамотности. Учебниками и учебными пособиями на русском языке школы были обеспечены, но очень плохая обеспеченность учебниками карельских школ.
Затягивание перевода карельского алфавита с латиницы на кириллицу привело к тяжелому состоянию карельских школ, особенно 10-ти опытных школ. В то же время ряд школ добился высокой успеваемости, например, Ильинская начальная, Анцифаровская неполная средняя, Селище-Хвошинская начальная школы Лихославльского района.
Учителя Змиевской начальной школы Новокарельского района Доброхвалова, Волкова и Доброхвалов все четверти давали полную успеваемость. Они умело вели уроки, добросовестно их готовили, хорошо владели методикой преподавания, вели большую воспитательную работу с детьми, а также общественную работу по ликвидации безграмотности среди населения.
Учителя младших классов Толмачевской средней школы Доброхвалова, Гоголь-Крылова, Буткарева очень добросовестно относились к своему делу. Они воспитывали в детях чувство большой ответственности к учебе, к школьным порядкам и имуществу. Знания учеников в их классах были высокие и прочные. Учительница О.Ф. Гоголь-Крылова давала в двух своих классах полную успеваемость.
Близился 1938-1939 учебный год, специалисты карельского языка были арестованы, оставшиеся руководители округа и областного отдела народного образования находились в растерянности. Учителя начальных классов карельских школ били тревогу.
31 августа 1938 года в окружную газету «Карельская правда» поступило письмо от имени учителей Рамешковского района. Его написал учитель Волховской начальной школы М.К. Кондратьев: «Учителя-карелы Рамешковского района, идя на учительскую конференцию, были уверены, что получим должное понятие об основных правилах правописания карельского языка (имеется в виду на кириллице – А.Г.), и как преподавать карельский язык в карельских школах. На самом деле оказалось совершенно другое, так как ни Рамешковское районо, ни окроно, ни методический карельский кабинет не хотят понимать о значении карельского языка в карельских школах.
Секции работали только для русских школ, не было поставлено ни одного доклада, как преподавать русский язык в карельских школах, как преподавать родной язык и в каких классах. Оставили учителей-карел на четвертый день совещания с докладами по карельскому языку. Но в этот день к нам не пришел ни один преподаватель окружного отдела народного образования и методического кабинета.
Местные учителя ничего не могли выяснить, а заведующий окроно Краснов, чувствуя свою неподготовленность, с секции сбежал. Мы, учителя-карелы, не знаем, в каких классах ведется преподавание карельского языка, не знаем отдельных правил правописания, не знаем, какими учебниками пользоваться, так как есть выпущенные учебники и на кириллице и на латинице. Мы не знаем программы родного языка, не знаем, как начать обучение грамоте в первом классе, так как букварей карельских нет (имеется в виду на кириллице – А.Г.).
Дальше не знаем совершенно, какими русскими учебниками пользоваться для карельских школ. К 1 сентября мы, учителя-карелы, к занятиям не подготовлены».
На это письмо секретарь Карельского окружкома ВКП (б) Краснова Н.И. сообщила 4 сентября 1938 года редакции «Карельской правды» о том, что к тому времени учебников, в частности, букваря для карельских школ на кириллице не издано. В Петрозаводск, для выяснения сроков выпуска учебников, уехал Ласточкин. Заведующий окружным отделом народного образования Краснов не сбежал с секции, он был срочно вызван в областной отдел народного образования, куда приехала комиссия из ЦК ВКП (б) и Наркомпроса РСФСР по вопросу преподавания в карельских школах.
Справка. Ласточкин Петр Михайлович, 1902 г.р., уроженец дер. Жерихово Дорской волости Новоторжского уезда, карел, окончил 5 классов начальной сельской школы. До 1930 года работал в своем личном хозяйстве, в 1931 году окончил 4-х месячные курсы совпартшколы в Твери. После их окончания назначен председателем Михайловогорского сельсовета Лихославльского района.
В 1934-1936 годах обучался в высшей коммунистической сельскохозяйственной школе им. Кагановича, после ее окончания работал заведующим базой Калашниковской МТС. С 27 декабря 1937 года – редактор окружного радиовещания, с мая 1938 года – заведующий обллита (областное управление по делам литературы и издательств – А.Г.) по округу. Был женат, трое детей, проживал в Лихославле, Октябрьский переулок, д. 2 [74].
Случилось непоправимое. В июле 1938 года перед самым началом нового учебного года был арестован заведующий окружным отделом народного образования Н.И. Мельников, арестованы все сотрудники Карельского научно-методического кабинета во главе с его директором П.П. Смирновым. Были арестованы 5 инспекторов отделов народного образования, 5 директоров карельских школ, 27 учителей карельского языка, сотрудники Карельского сектора Учпедгиза во главе с редактором Е.И. Дудкиной, а также переводчики книг.
Утвержденный 5 мая 1938 года бюро Карельского окружкома учебный план сельской начальной карельской школы на 1938-1939 учебный год стал ненужным. К тому времени карельскую письменность на кириллице не разработали, так как все специалисты-языковеды были арестованы и находились в тюрьме. А на латинице преподавать карельский язык с осени 1938 года запретили.
Письменный карельский язык на латинизированной основе просуществовал на территории Калининской области чуть более 7 лет с 1 февраля 1931 года по май 1938 года. С 1 сентября 1938 года все школы Карельского национального округа перешли на программы советских общеобразовательных школ обычного типа.
Школы в местах компактного проживания карел вне округа, которые занимались по программам советской школы обычного типа, тоже имели некоторые проблемы в обучении карел. Но им было значительно легче, чем карельским школам округа. В них с первого класса карельский язык не преподавался, преподавался один русский язык на кириллице, поэтому ученики, хотя и с трудом, но осваивали один алфавит, а не два. К 3-4 классам ученики этих школ смогли усвоить русский язык и разговаривать на нем, хотя в быту с родителями и деревенскими жителями говорили на карельском языке.
Народное образование в округе
На заседании оргбюро по Карельскому национальному округу 14 августа 1937 года был рассмотрен вопрос о подготовке к новому 1937/38 учебному году. Отмечалось, что подготовка идет неудовлетворительно. Недостроенные школы: Бакшинская в Рамешковском районе, Микшинская в Лихославльском районе и Прудовская в Новокарельском районе. Плохо ведется капитальный ремонт школ в Максатихинском и Лихославльском районах. Школы не обеспечены в полной мере учебниками, пособиями и письменными принадлежностями, не хватает учителей.
Решено, обязать райисполкомы принять меры к освобождению школьников, занятых на колхозных работах пастухами, нянями и других, обеспечив с 1-го сентября нормальное посещение ими школ. Обязать Н.И. Мельникова в пятидневный срок подобрать по районам округа 10 карельских школ, в которых с нового учебного года занятия в третьих классах будут проводиться на родном языке, представив список к 21 августа на утверждение оргбюро.
Предложить райкомам ВКП (б) освободить всех заведующих районными отделами народного образования до начала учебного года от всяких поручений и работ, не связанных с подготовкой школ к новому учебному году [75].
По состоянию на 28 августа 1937 года в округе насчитывалось 3112 человек неграмотных и 6362 человека малограмотных. Оргбюро округа поставило задачу ликвидировать неграмотность к 20-ой годовщине Октябрьской революции – 7 ноября 1937 года. С этой целью восстановить работу всех школ и кружков неграмотных и малограмотных. Для тех, кто не может посещать школы и кружки, к 12 сентября организовать индивидуальную учебу, прикрепив к ним ликвидаторов и культармейцев. Список прикрепленных учителей утвердить на бюро райкомов партии.
Обязать райкомы партии, райисполкомы и районные отделы народного образования к 15 сентября организовать кружки и школы среди карельского населения по изучению карельской письменности – алфавит, чтение и письмо. Предложить райкомам ВКП (б) организовать с неграмотными и малограмотными призывниками 1915-1916 годов рождения специальную учебу, созвав их на один месяц в райцентры.
В документах заседания оргбюро ВКП (б) по Карельскому национальному округу от 28 августа 1937 года имеется список школ, в которых с 1937/38 учебного года занятия в третьих классах были организованы на карельском языке.
Рамешковский район.
- Никольская неполная средняя школа, 33 ученика, учитель Павлова-Миловидова, 1913 года рождения, член ВЛКСМ, окончила педучилище, стаж работы 3 года.
- Алексеевская начальная школа, 40 учеников, учитель Н.Н. Богатырев, 1906 года рождения, беспартийный, заведующий школой.
Козловский район.
- Школа имени Калинина, 30 учеников, учитель Е.П. Виноградова, беспартийная, окончила двухклассное учительское училище, стаж работы 20 лет.
Лихославльский район.
- Лихославльская начальная школа, 26 учеников, учитель М.И. Елисеева, беспартийная, окончила 8 классов гимназии, стаж работы 16 лет.
- Анцифаровская неполная средняя школа, 34 ученика, учитель Макушкина, член ВЛКСМ, окончила один курс педучилища, стаж работы 6 лет.
- Лукинская начальная школа, 35 учеников, учитель Н.И. Родионов, беспартийный, окончил Вышневолоцкое педучилище, стаж работы 5 лет.
Новокарельский район.
- Толмачевская средняя школа, 30 учеников, учитель А.А. Доброхвалова, беспартийная, окончила реальное училище, стаж работы 24 года.
- Гнездовская неполная средняя школа, 30 учеников, учитель П.П. Кузнецова, беспартийная, окончила Лихославльский педтехникум, стаж работы 2 года.
Максатихинский район.
- Житниковская начальная школа, 15 учеников, учитель Н.А. Ершова, беспартийная, окончила двухклассную учительскую школу, стаж работы 20 лет.
- Блудницкая начальная школа, 25 учеников, учитель М.М. Грибова, беспартийная, окончила педтехникум, стаж работы 12 лет [76].
По состоянию на 1 октября 1937 года ситуация по ликвидации неграмотности и малограмотности в районах округа выглядела следующим образом:
Район неграм. обучено малограм. обучено учителей
Лихославльский 866 746 1500 160 65
Новокарельский 660 374 785 719 21
Максатихинский 1850 925 1795 553 47
Козловский 546 343 432 262 38
Рамешковский 1370 817 1603 715 67
Итого по округу 5292 3680 6115 2632 238
Многие карелы, руководители округа и районов, в своих анкетах писали, что хорошо говорят на карельском языке, но пишут и читают очень слабо.А в руководстве округом и его районами две трети администраторов были русскими и лишь одна треть – карелами.
Учитывая, что в районах и в окружном центре значительная часть партийного актива и рядовых коммунистов не знают карельской письменности, обязать заведующих отделами партийной пропаганды, агитации и печати райкомов партии в 10-дневный срок организовать изучение коммунистами карельской письменности. Чтобы к 7 ноября 1937 года, или через два месяца, каждый коммунист-карел усвоил бы карельскую письменность.
8 сентября 1937 года на заседании оргбюро по Карельскому национальному округу была назначена бригада для перевода учебника «Краткий курс истории СССР» на карельский язык. В ее состав вошли В.И. Федоров, И.Е. Лебедев, А.А. Беляков, П.П. Смирнов и И.С. Беляков, редактором перевода утвержден В.И. Иванов. Установлен срок перевода учебника до 1 октября 1937 года [77].
На заседании оргбюро 13 октября 1937 года заслушали заведующего окроно Н.И. Мельникова о выполнении решения от 28 августа по ликвидации неграмотности и малограмотности. На 10 октября учебой было охвачено 3680 малограмотных жителей округа и 2632 неграмотных жителя, оставались вне учебы 1622 неграмотных и 3483 малограмотных жителя.
В своем решении оргбюро считало, что отделы народного образования активного участия в повседневном руководстве делами ликвидации неграмотности не принимало. Окружная газета и районные газеты недостаточно освещали ход работы по ликвидации неграмотности и малограмотности. В дальнейшем на каждом заседании оргбюро заслушивать информации вторых секретарей райкомов партии и заведующих РОНО о состоянии дела ликвидации неграмотности и малограмотности по районам – охват учебой и ход занятий.
На заседании оргбюро 23 октября 1937 года отмечалось, что в городе Лихославле отсутствует помещение для проведения массовых мероприятий по работе с детьми. Было поручено закончить строительство дома пионеров с полным его оборудованием к 15 декабря 1937 года. Установить в кинотеатре три детских киносеанса в пятидневку, чтобы посещение детьми кинопостановок было организованным порядком, под наблюдением классных руководителей и пионервожатых. Практиковать разбор просмотренных кинокартин на пионерских сборах. В виду того, что занятия в школах проходят в 2 смены, считать необходимым, установить и дневные сеансы, чтобы была обслужена и вторая смена.
Организовать в школах округа кружки – военный, хоровой, планерный, моделистов, физкультурный и другие. Подобрать политически проверенных руководителей кружков. Поручить райкомам партии и РОНО обеспечить книгами детские библиотеки. В школах проводить регулярные родительские собрания, обеспечив на каждом из них обязательное присутствие представителя райкома партии.
Поручить окружкому комсомола и районным организациям подготовить в городе Лихославле каток, лыжную станцию и другие мероприятия для проведения зимней работы. Окружному потребсоюзу поручили завезти коньки, лыжи и другой зимний спортинвентарь [78].
В тот день, 16 декабря 1937 года, оргбюро приняло решение об организации окружного Карельского издательства, его редактором утвердили Б.И. Рунтова, члена ВКП (б) с 1927 года, работавшего до этого директором Гнездовской неполной средней школы. Утверждена комиссия по рассмотрению учебников и программно-методических документов для карельской школы. В ее состав вошли: Н.И. Мельников – заведующий окружным отделом народного образования;
- В.И. Федоров – заведующий отделом печати, партийной пропаганды и агитации окружного комитета ВКП (б);
- П.П. Смирнов – заведующий Карельским научно-методическим кабинетом;
- А.А. Зиновьев – сотрудник Карельского научно-методического кабинета;
- А.А. Беляков – редактор учебников на карельском языке;
- И.Е. Лебедев – редактор окружной газеты «Карельская правда»;
- Б.И. Рунтов – редактор окружного Карельского издательства.
Переводчиком доклада И.В. Сталина «О проекте Конституции СССР» и текста Конституции СССР на карельский язык были утверждены П.П. Смирнов и В.И. Федоров. Переводчиком на карельский язык устава сельскохозяйственной артели – заведующий окружным земельным управлением Ф.И. Жуков.
При рассмотрении вопроса о детской литературе на карельском языке, в связи с переводом карельской письменности с латиницы на кириллицу, оргбюро по Карельскому национальному округу просило ЦК ВЛКСМ и Детиздат при ЦК ВЛКСМ переиздать на русском алфавите детскую литературу в количестве 12 названий, ранее изданных на латинизированном алфавите. В качестве редакторов были рекомендованы: А.А. Беляков, Е.И. Дудкина, А.А. Зиновьев и П.П. Смирнов.
Список книг, подлежащих к переизданию на карельском языке с применением кириллицы:
1.А. Гайдар – «Четвертый блиндаж».
2.Л. Кассиль – «Буденныши».
3.Чарушин – «Рассказы о животных».
4.А. Фадеев – «Метелица».
5.Андерсен – «Гадкий утенок».
6.Л. Толстой – «Три медведя».
7.А. Пушкин – «Сказка о рыбаке и рыбке».
8.Братья Грим – «Сказки».
9.Гауфф – «Маленький мук».
10.В. Гюго – «Казетта».
11.Ш. Перро – «Сказки».
12.Неверов – «Маленькие рассказы» [79].
На партийном пленуме в мае 1938 года, незадолго до своего ареста, первый секретарь Карельского окружкома ВКП (б) Беляков И.С. выступил с докладом на тему: «Искоренить буржуазный национализм и великодержавный шовинизм».
Он говорил, что за годы советской власти произошел невиданно быстрый подъем национальных республик, областей, округов и районов. В 1936 году, кроме русского, книги тиражом в 150 миллионов экземпляров издавались еще на 110 языках.
«В округе издано и переиздано несколько десятков тысяч учебников, политической и художественной литературы на карельском языке.
Партия большевиков ведет решительную борьбу, как с местным национализмом, так и великодержавным шовинизмом, сущность которых со всей ясностью высказана И.В. Сталиным на XVI съезде партии. В округе имеет место проявление уклона к местному национализму. С организацией округа буржуазные националисты выступили на страницах газеты с призывом изгнать из карельских школ и карельских сельсоветов работающих в них русских. Националисты долгое время продолжали защищать латинизированный алфавит в карельских школах.
Когда правительство вынесло решение о переводе карельского алфавита на русскую основу и утвердило единое правописание для Карельской АССР и Карельского округа, буржуазные националисты пытались затянуть выполнение этого решение, проводили десятки совещаний, всячески стремились сорвать принятие партией и правительством мероприятия.
Проявление уклона к великодержавному шовинизму в округе также имеют место. Высказывание взглядов, что карелы Калининской области обрусели и не следует возрождать и развивать их культуру, вести обучение на карельском языке, что национальный вопрос отжил свой век и отошел в прошлое - есть самый опасный вид великорусского шовинизма.
Партийная организация Карельского национального округа должна решительно вести борьбу со всеми проявлениями буржуазного национализма и великодержавного шовинизма» [80].
В газете «Карельская правда» за август 1937 года было сообщение, что в текущем году при Калининском пединституте открывается карельское отделение литературы и языка. Оно будет готовить преподавателей карельского и русского языков для средних и неполных средних школ Карельского национального округа. На первый курс карельского отделения будет принято 30 человек [81].
Скорее всего, это отделение не было открыто, так как в феврале 1939 года Карельский национальный округ был ликвидирован.
Таким образом, письменный карельский язык на латинизированной основе просуществовал на территории Калининской области чуть более 7 лет: с 1 февраля 1931 года по май 1938 года.
На карельском языке частично выходила газета «Карельская правда» - орган Карельского окружного комитета ВКП (б) и исполкома Советов, а также газета «Карельская правда», орган Новокарельского РК ВКП (б) и райисполкома. На карельском языке было выпущено около 100 книг.
Детских садов по округу 17, детей в них 522 ребенка, воспитателей 39. В Козловском районе детских садов нет, в Лихославльском районе в 1937 году закрыли два детсада – совхозный детсад в Крючкове и детсад страхкассы в Лихославле. В Рамешковском и Новокарельском районах детсады начали организовывать в 1937 году, в 1936 году их там не было.
В 1938 году по-прежнему оставалось 17 детских садов, в том числе: Максатихинский район – 5, Лихославльский район – 9, Рамешковский – 1, Новокарельский – 2, в Козловском районе тогда детских садов не было. Кроме районных центров, детсады были в колхозе «Амосино» и Ривхимзаводе Максатихинского района, колхозе «Искра» и на льнозаводе Новокарельского района, в селе Микшино Лихославльского района. Воспитание детей в 13 детских садах проводилось на русском языке, на карельском языке – в 4 детских садах: в селе Микшино, в поселке Рамешки, в колхозе «Искра» и на льнозаводе Новокарельского района [82].
Срочными мероприятиями для оставшихся на свободе руководителей округа на август 1938 года стали подборы кадров в аппараты окружного отдела народного образования и районных отделов. Комплектование школ учительскими кадрами и решение вопроса о преподавании в карельских школах. Для этого было решено созвать в округе совещание заведующих РОНО, инспекторов, учителей и родителей [83].
Некоторые учителя хотели уехать в Карельскую АССР, но их не отпускали. Например, 17 декабря 1938 года бюро Карельского окружкома рассмотрело заявление учительницы из Козловского района Е.И. Курбатовой о снятии ее с партийного учета в связи с выездом в город Кемь Карельской АССР. Ей было отказано в выезде до окончания учебного года, в связи с недостатком кадров учителей в районе [84].
Перевод его на кириллицу в 1937-38 годах на практике привел к ликвидации письменного карельского языка. Однако устная форма функционирования карельского языка никогда не прекращалась и не прекращена до настоящего времени.
Глава ΙΙΙ. Социально-экономическое
Положение в округе