Определение номинальной мощности двигателя и среднего индикаторного давления газов
Энергетические, динамические и экономические показатели трактора в значительной степени определяются параметрами установленного на нем двигателя, важнейшим из которых является номинальная эффективная мощность.
Номинальная мощность двигателя расходуется на создание тяговой мощности трактора и на привод различных механизмов через вал отбора мощности (ВОМ).
Мощность двигателя, затрачиваемая на создание тяговой мощности трактора, движущегося с постоянной скоростью по горизонтальной поверхности, определяется по зависимости:
, кВт (1.1)
где Ркр - сила тяги, кН; Vд - скорость трактора, м/с (эти параметры указываются в задании);
hтяг - тяговый к.п.д. трактора, учитывающий потери мощности в трансмиссии, затраты мощности на качение трактора и затраты мощности на буксование движителя.
Тяговый к.п.д. зависит от типа и конструктивного исполнения трансмиссии, движителя и почвенного фона. Его величина определяется большей частью опытным путем. Значения тягового к.п.д. при работе трактора с оптимальной силой тяги приведены в табл. 1.1.
Таблица 1.1 - Тяговый к.п.д. тракторов на разных почвенных фонах
Почвенный фон | Тип движителя | ||
колесный 4х2 | колесный 4х4 | гусеничный | |
Стерня | 0,60 - 0,65 | 0,66 - 0,70 | 0,70 - 0,78 |
Вспаханное поле | 0,50 - 0,55 | 0,56 - 0,60 | 0,65 - 0,70 |
Номинальная мощность двигателя с учетом отбора мощности на ВОМ рассчитывается по формуле:
, кВт (1.2)
где a - величина отбора мощности на ВОМ, % (указана в задании).
Номинальная мощность двигателя и его оценочные параметры зависят от качества проектирования, изготовления и от согласованности в работе механизмов и систем. Определяющее влияние на выходные показатели двигателя оказывают режимы его работы и степень совершенства рабочего процесса.
Крутящий момент двигателя определяется по зависимости
, Н×м (1.3)
где n - частота вращения коленчатого вала, об/мин.
Качество рабочего процесса в ДВС оценивается индикаторными показателями, позволяющими учесть потери, которые имеют место при преобразовании тепловой энергии сгоревшего топлива в механическую энергию.
Полученная в ДВС механическая энергия расходуется на выполнение полезной работы и на преодоление механических потерь, связанных с преодолением сил трения и с затратами энергии на привод вспомогательных механизмов и газообмен.
Среднее за цикл индикаторное давление газов на поршень определяется по зависимости вида:
(1.4)
где - среднее эффективное давление, МПа;
- условное среднее давление механических потерь, МПа.
Среднее эффективное давление, находят по формуле:
, МПа (1.5)
где Nе – номинальная мощность двигателя, кВт (формула 1.2);
t - тактность двигателя;
i - число цилиндров;
n - частота вращения коленчатого вала, об/мин;
Vh - рабочий объем одного цилиндра, л.
Среднее давление механических потерь при номинальном тепловом состоянии двигателя определяют по эмпирическим формулам вида:
МПа (1.6)
где Сп - средняя скорость поршня, м/с, определяется по формуле:
, (1.7)
где S - ход поршня, м;
a, b - эмпирические коэффициенты (для различных типов двигателей приведены в табл.1.2).
Механический кпд равен
. (1.8)
Таблица 1.2 - Значение коэффициентов для определения механических потерь
Тип двигателя | Коэффициент | |
а | b | |
Карбюраторный | ||
S/D>1 | 0,049 | 0,0152 |
S/D<1 | 0,039 | 0,0113 |
Дизель 4-тактный с неразделенными камерами сгорания | 0,103 | 0,0118 |
Дизель 4-тактный с разделенными камерами сгорания | 0,103 | 0,0135 |
2 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ РАБОЧЕГО ЦИКЛА И
ПОСТРОЕНИЕ ИНДИКАТОРНОЙ ДИАГРАММЫ
Индикаторной диаграммой называется графическое изображение зависимости давлений газа в цилиндре двигателя от объема (координаты Р-V), хода поршня (координаты «Р-S») или от угла поворота коленчатого вала (координаты «Р-j »).
Для построения индикаторной диаграммы выполняется тепловой расчет двигателя и определяются показатели, характеризующие процессы впуска, сжатия, сгорания, расширения и выпуска.
Процесс впуска
В приближенных расчетах абсолютное давление газов в процессе впуска принимают неизменным, зависящим от гидравлического сопротивления впускного тракта, степени подогрева заряда и количества газов, оставшихся в цилиндре после выпуска.
Давление газов в конце впуска зависит от гидравлического сопротивления впускного такта, степени подогрева на впуске, количества газов, оставшихся в цилиндре в конце впуска, и других факторов.
Давление в конце впуска для двигателей без наддува определяют:
, МПа (2.1)
где - потери давления во впускной магистрали, МПа. ро = 0,1 МПа.
С целью лучшего наполнения цилиндров двигателя свежим зарядом необходимо эти потери свести к минимуму.
Для 4-тактных двигателей указанные потери можно ориентировочно подсчитать по эмпирической формуле:
Dра = (0,03...0,18) ро или Dра = 0,055∙ 10-4 n, МПа, (2.2)
где n - частота вращения коленчатого вала, об/мин.
Давление в конце впуска для двигателей с наддувом определяют по зависимости:
ра = рк - Dрак, МПа, (2.3)
где рк - давление наддува, МПа (принимается по заданию) или определяется по формуле:
рк = (1,4...2,0) ро, МПа. (2.4)
Потери давления на впуске после компрессора равны:
Dрак = (0,04...0,1)рк, МПа. (2.5)
Конечную температуру впуска Та для 4-тактного двигателя можно определить для двигателей без наддува по выражению:
, К, (2.6) где То – температура окружающей среды (293 К);
γ – коэффициент остаточных газов (определяется при расчете процесса выпуска);
а для двигателей с наддувом:
, К (2.7)
где Dt - подогрев свежего заряда во впускном трубопроводе (может быть принят по табл. 2.1) .
Тк - температура газов после компрессора:
, К (2.8)
где nк - показатель политропы сжатия воздуха в компрессоре (для центробежных компрессоров nк = 1.4...2,0).
Степень заполнения цилиндра свежим зарядом характеризуется коэффициентом наполнения hv, который представляет собой отношение количества свежего заряда, поступившего в цилиндр при работе двигателя, к тому количеству заряда, которое мог бы заполнить этот цилиндр при температуре и давлении окружающей среды.
Для двигателей без наддува:
; (2.9)
для двигателей с наддувом:
. (2.10)
Значения основных параметров процесса впуска современных ДВС представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1 - Основные параметры процесса впуска
Тип ДВС | ра, МПа | рк, МПа | Та, К | hv | Δt, оС |
Дизель без наддува | 0.085…0,09 | - | 310…350 | 0,8…0,94 | 20…40 |
Дизель с турбонаддувом | (0,9...0,96) рк | 0,15…0,25 | 310…400 | 0,8…0,97 | 0…10 |
Бензиновый карбюраторный | 0,07... 0,08 | - | 320…380 | 0,75…0,85 | -5…+25 |
Бензиновый с впрыском | 0,07…0,08 | - | 320…380 | 0,8…0,96 | -5…+25 |
Процесс сжатия
Определение давления и температуры в конце такта сжатия проводят с рядом допущений, а именно: в период сжатия отсутствуют утечки газа через неплотности в клапанах и поршневых кольцах, в газе не протекает никаких химических реакций и испарений топлива, теплоемкость газа не меняется, сжатие начинается с НМТ и заканчивается в ВМТ, показатель политропы сжатия применяется постоянным. Тогда, используя уравнение политропического процесса, нетрудно определить давление рс и температуру Тс газа в конце такта сжатия
, МПа; (2.11)
, К (2.12)
где ε – степень сжатия;
n1 - показатель политропы сжатия.
Ориентировочно показатель политропы сжатия можно определить по эмпирическим зависимостям:
для карбюраторных двигателей
n1 = 1,41-110/n,
для дизелей
n1 = 1,41-110/n - 0,02.
Значения основных параметров процесса сжатия представлены в таблице 2.2.
Таблица 2.2 - Основные параметры процесса сжатия
Тип ДВС | рс, МПа | Тс, К | n1 | ε |
Дизель без наддува | 3...5.5 | 750... 900 | 1,38. ..1,42 | 15. ..22 |
Дизель с турбонаддувом | 6. ..8 | 950... 1200 | 1,35. ..1,38 | 12. ..15 |
Бензиновый карбюраторный | 0,5. ..2,0 | 400. ..700 | 1,34. ..1,39 | 6. ..9 |
Бензиновый с впрыском | 1,0. ..2,5 | 400... 800 | 1,34. ..1,39 | 8. ..11 |
Процесс сгорания
При анализе и расчете процесса сгорания необходимо различать сгорание в бензиновом и дизельном двигателях.
Уравнение сгорания (баланс тепла) для карбюраторного двигателя:
, кДж (2.13)
где Qс - количество тепла в газе в конце сжатия (до начала сгорания), кДж;
Qсг - количество тепла, выделившегося при сгорании топлива и переданного сжатому газу, кДж;
Qz - количество тепла в газе после сгорания топлива, кДж.
Для дизельного двигателя
Qс + Qсг = Qz +Qz'-z , кДж (2.14)
где - количество тепла, затраченного на работу расширения газов при движении поршня от ВМТ до расчетного конца сгорания, кДж.
Температура газов в конце сгорания Тzопределяется по уравнениям сгорания, выраженным через параметры состояния газов [2]:
для бензинового двигателя при a <1
; (2.15)
для дизельного двигателя
(2.16)
Значение Тz также можно выбрать из таблицы 2.4, учитывая, что дизелям с наддувом соответствуют большие значения температуры.
Давление газов в конце сгорания Ргориентировочно определяется по эмпирическим выражениям:
для дизельных двигателей
, МПа (2.17)
для бензиновых двигателей
, МПа (2.18)
где m, - коэффициент молекулярного изменения (m = 1,01... 1,05);
lр = Рr/Рс - степень повышения давления, показывающая увеличение давления газов в цилиндре ДВС в процессе сгорания.
Величину lр подсчитать теоретически довольно сложно, поэтому ее значение принимают ориентировочно в зависимости от способа смесеобразования:
Таблица 2.3 - Зависимость lр от способа смесеобразования
Тип ДВС | lр |
Дизель с пленочным/объемно-пленочным смесеобразованием | 1,4…1,8 |
Дизель с объемным смесеобразованием | 1,6…2,5 |
Бензиновые двигатели | 3,0…4,0 |
Газовые двигатели | 3,0…5,0 |
Подобрав значения Тz и lр рассчитывают значения рz по выражениям (2.16) или (2.17) в зависимости от типа заданного двигателя.
Параметры процесса сгорания представлены в таблице 2.4.
Таблица 2.4 - Основные параметры процесса сгорания современных ДВС
Тип ДВС | рz, МПа | Тz, К | lр |
Дизель без наддува | 5…10 | 1800…2200 | 1,4… 2,5 |
Дизель с турбонаддувом | 6…12 | 2000…2300 | 1,4…2,5 |
Бензиновый карбюраторный | 3,5…6,5 | 2000…2500 | 3...4 |
Бензиновый с впрыском | 3,5…7,5 | 2400…3100 | 3...4 |
Процесс расширения
При теоретических расчетах этот процесс описывается политропой расширения с постоянным показателем n2. Тогда давление и температура газов в конце расширения определяются по выражениям:
для бензинового двигателя
, МПа (2.19)
, К ; (2.20)
для дизеля
МПа (2.21)
К, (2.22)
где n2 - показатель политроны расширения, который имеет тот же физический смысл, что и показатель политропы сжатия, и ориентировочно определяется по выражениям
для карбюраторных двигателей n2 = 1,21 + 130/n;
для дизелей n2 = 1,21 + 130/n - 0,02;
d - степень последующего расширения (изменение объема газов в цилиндре от начала до конца расширения или от конца расчетного сгорания до НМТ) подсчитывается по формуле:
(2.23)
где r - степень предварительного расширения (изменение объема газов от начала до конца расчетного периода сгорания или от ВМТ до конца расчетного сгорания) рассчитывается по формуле
. (2.24)
Параметры процесса расширения приведены в таблице 2.5.
Таблица 2.5 - Основные параметры процесса расширения современных ДВС
Тип ДВС | рв, МПа | Тв, К | n2 | r |
Дизель без наддува | 0,2…0,5 | 1000…1200 | 1,18…1,28 | 1,2…1,4 |
Дизель с турбонаддувом | 0,2…0,5 | 1000…1200 | 1,18…1,28 | 1,2…1,4 |
Бензиновый карбюраторный | 0,35…0,6 | 1200…1700 | 1,23…1,3 | - |
Бензиновый с впрыском | 0,35…0,6 | 1200…1700 | 1,23…1,3 | - |
Процесс выпуска
Давление остаточных газов в цилиндре в конце выпуска зависит от конструктивных, эксплуатационных и других факторов и может быть ориентировочно определено по формуле:
, МПа (2.25)
где ро - давление окружающей среды, МПа;
Dрг - избыточное давление в цилиндре за счет гидравлического сопротивления выпускных трубопроводов, глушителя, газовой турбины (при наличии турбонаддува), МПа.
В целях лучшей очистки цилиндров от остаточных газов необходимо стремиться, чтобы это давление было как можно меньше.
При расчете давления остаточных газов принимают:
для двигателей без наддува рг = (1,05...1,25) ро, МПа;
для двигателей с турбонаддувом рг = (0,75…0,95) рк, МПа
где рк - давление наддува после компрессора.
Для автотракторных двигателей рк = ( 1,4...2,0) ро, МПа.
Температура газов Тг в конце выпуска также принимают ориентировочно: для дизелей 700...900 К, для карбюраторных двигателей 900…1100 К.
Качество очистки цилиндров от остаточных газов в конце выпуска характеризуется коэффициентом остаточных газов g, который представляет собой отношение количества оставшихся в цилиндре газов к свежепоступившему заряду.
Для двигателей без наддува
; (2.26)
Для двигателей с наддувом
, (2.27)
где То - температура окружающей среды, К; То = 293 К;
Тк - температура воздуха после компрессора (см. такт впуска), К;
e - степень сжатия;
DТ - температура подогрева во впускном трубопроводе (может быть принята по табл. 2.6).
При расчетах значение параметров процесса выпуска принимают в соответствии с таблицей 2.6.
Таблица 2.6- Параметры процесса выпуска
Тип ДВС | рr, МПа | Тr, К | DТ | gr |
Дизели без наддува | 0,105. ..0,125 | 600... 900 | 20... 40 | 0,03... 0,06 |
Дизели с турбонаддувом | (0,75... 0,95) Рк | 700... 950 | 0...10 | 0,02... 0,05 |
Бензиновые карбюраторные | 0,102. ..0,120 | 900... 1000 | -5. ..+25 | 0,04... 0,08 |
Бензиновые с впрыском | 0,102. ..0,120 | 900... 1000 | -5... +25 | 0,02... 0,05 |
Полученные в результате расчетов, значения параметров рабочего цикла двигателя заносятся в таблицу 2.7 для построения индикаторной диаграммы.
Таблица 2.7 Результаты расчета параметров рабочего цикла
ра, МПа | Та, К | рс, МПа | Тс, К | рz, МПа | Тz, К | рв, МПа | Тв., К | рr, МПа | Тr, К | Sс, м | Sа, м | Sz, м |