Кафедра ботаники и дендрологии

1. Флора сосудистых растений лесничества, парка, административного района, заповедника, заказника и т.п.

2. Флора лишайников лесничества, парка, административного района, заповедника, заказника и т.п.

3. Флора мохообразных лесничества, парка, административного района, заповедника, заказника и т.п.

4. Растительность (лесная, луговая, тундровая, болотная и т.п.) лесничества, парка, административного района, заповедника, заказника и т.п.

5. Связь растительности (лесной, луговой, болотной и т.п.) лесничества, парка, административного района, заповедника, заказника с почвами (отдельными почвенными показателями (N, РН, Са и др.); водным режимом; пойменными процессами и др.).

6. Изменение разнообразия и состояния растительности лесничества, парка, административного района, заповедника, заказника и т.п.) под влиянием рубок (пожаров; гидролесомелиорации; лесокультурных мероприятий; рекреации и урбанизации; промышленного загрязнения; воздействия животных; аномальных климатических условий; изменения характеристик окружающей среды).

7. Совершенствование методов компьютерной обработки флористических списков (баз данных геоботанических описаний; гербарных коллекций).

8. Совершенствование методов классификации и ординации растительности с применением статистических методов.

9. Разработка экологических шкал растений отдельных районов.

10. Биологическая индикация загрязнения (почвенных условий; водного режима; рекреационных нагрузок; других факторов).

11. Разработка метода автоматизированного компьютерного дешифрирования растительности по аэро- и космическим снимкам с применением ГИС-технологий (на примере лесничества, региона, заповедника и т.п.).

12. Разработка математической модели динамики растительности под влиянием какого-либо природного или антропогенного фактора.

13. Влияние фенологического состояния маточников на укореняемость туи западной (можжевельника, тисса, кипарисовика и пр.) и их декоративных форм.

14. 1Таксономический анализ коллекций древесных растений и кустарников Ботанических садов СПб (БИН, ЛТУ, ЛГУ).

15. Семенное и вегетативное размножение скумпии, тсуги, тисса и пр. в условиях северо-запада Российской Федерации.

16. Ценные технические растения (дубильные, красильные, эфиромасличные, гуттаперченосные растения) в лесах Северо-Запада и в коллекциях Ботанических садов СПб.

17. Штамбовые формы кустарников в современном фитодизайне.

18. Дуб черешчатый (или иной лесообразователь широколиственных лесов) на северной границе своего естественного ареала в лесничестве и проект мероприятий по уходу за насаждениями с его участием.

19. Внутривидовые формы ели европейской (или иного лесообразователя) в насаждениях лесничества и перспективы использования их в практике лесного и лесопаркового хозяйств.

20. Биология плодоношения рябины обыкновенной (калины, малины, облепихи, лещины, брусники, голубики, черники) в лесничестве и проект мероприятий по использованию их зарослей для заготовки урожая.

21. Древесные интродуценты (экзоты) лесничества и проект мероприятий по их внедрению в практику лесного хозяйства.

22. Проект создания опытно-производственного дендрария в лесничестве (на лесной опытной станции, на лесномпитомнике и т.п.).

23. Анализ дендрофлоры зеленых насаждений (города, административного района) и проект ее улучшения.

24. Анализ состояния и проект использования красивоцветущих древесных растений в озеленении (города, административного района, промышленного поселка и т.п.).

25. Биологические особенности лиан и проект использования их в озеленении города.

26. Сравнительная оценка результатов интродукции древесных растений в условиях городской и загородной (природной) среды.

27. Исследования и анализ интродуцированной дендрофлоры в лесопарковой зоне Санкт-Петербурга (или иного крупного города или поселка).

28. Оценка и анализ перспектив использования древесных экзотов в лесном и лесопарковом хозяйстве северо-запада России.

29. Изучение и анализ морфо-биологических и экологических особенностей родовых комплексов интродуцированных древесных растений.

30. Исследование индивидуальной и внутрисемейной изменчивости сосны обыкновенной (или иного лесообразователя).

31. Исследование биологи развития и типов морфогенеза древесных растений различных жизненных форм.

32. Морфогенез всходов, сеянцев и побегов древесных растений.

33. Половой диморфизм у древесных растений.

34. Внутривидовая изменчивость древесных растений.

35. Сезонная и эндогенная изменчивость древесных растений.

36. Проблемы раннего тестирования особенностей роста и развития древесных растений.

37. Составление таблиц определения растений по вегетативным и репродуктивным органам.

38. Потенциал полезных свойств древесных растений и его использование в хозяйственной деятельности человека (история и современное состояние).

39. Восстановительная (половая и вегетативная) способность видов и форм древесных растений.

40. Проблемы сохранения растительных ресурсов растений, используемых при заготовке технического и лекарственного сырья.

41. Структура и габитус кроны древесных растений и их зависимость от густоты стояния древостоя.

42. Распространение ядовитых растений в окрестностях детских садов, школ и мест массовых гуляний населения.

43. Основные виды лекарственных растений лесничества, парка, заповедника, административного района и т.п.

44. Сорные виды растений питомников, садов, скверов и меры борьбы с ними.

45. Мониторинг состояния растительности на стационарных площадках в лесничестве, в парках, заповедника и др.

Выпускник может предложить свою самостоятельную тему с необходимым обоснованием целесообразности ее выполнения.

3.2. Руководство

Руководство выполнением выпускной квалификационной работы осуществляют как штатные преподаватели кафедры в соответствии с планом учебной нагрузки, так и ведущие специалисты профильных предприятий, организаций и научно-исследовательских институтов. В обязанности руководителя входит:

1) разработка задания;

2) выдача рекомендаций по подбору научно-технической, справочной литературы и иных источников информации по теме работы;

3) проведение систематических консультаций по содержанию и оформлению работы, согласно составленному расписанию;

4) оказание помощи в выборе методик исследования;

5) осуществление систематического контроля хода выполнения работы, информирование заведующего кафедрой в случае несоблюдения выпускником установленного графика;

6) проверка законченной работы;

7) проверка готовности выпускника к защите;

8) составление отзыва на работу.

Руководитель ВКР может привлекать специалистов в качестве консультантов по некоторым разделам задания.

3.3. Этапы выполнения

Выполнение выпускной квалификационной работы включает в себя несколько этапов:

1. Первый этап – выбор темы и согласование ее с научным руководителем.

2. Второй этап. Студент должен не позднее 14-й недели 7-го семестра подать заявление на имя заведующего кафедрой, в котором должны быть указаны тема ВКР и руководитель работы. Заявление подписывается студентом, руководителем, заведующим кафедрой и сдается специалисту по учебно-методической работе выпускающей кафедры для подготовки проекта приказа по университету. Образец бланка заявления представлен в приложении 1.

Далее разработка и согласование календарного плана выполнения (приложение 3). Получение задания на выполнение выпускной квалификационной работы работы.

В период обучения студент выполняет курсовые проекты по дисциплинам: «Почвоведение с основами геологии», «Лесоводство», «Лесные культуры», «Гидротехнические мелиорации», «Лесоустройство», «Основы лесопаркового хозяйства» и др. Материалы проектов могут являться основой ВКР.

3. Третий этап – сбор материала по теме ВКР. Сущность сбора материала заключается в том, что информация подбирается из источников целенаправленно, в увязке с планом. Необходимо помнить, что сжатый пересказ положений изучаемого источника можно использовать там, где материал не имеет принципиального значения. Но там, где речь идет об основных положениях, выводах или рекомендациях цитируемого автора, следует текст записывать дословно. Впоследствии все проанализированные источники будут оформлены в форме используемых источников.

4. Четвертый этап – обработка материала и написание основного текста выпускной квалификационной работы.

В течение 7 недель 8-го семестра студент выполняет все разделы, в соответствие с заданием, и оформляет текстовую и графическую часть работы.

5. Пятый этап – отредактированная работа должна быть правильно оформлена и представлена для отзыва научному руководителю.

Сразу после окончания весенней сессии 8-го семестра студент должен сдать зачетную книжку в директорат для проверки и получения допуска к защите выпускной работы.

Студент несет полную ответственность за содержание и оформление работы. Подпись руководителя на титульном листе удостоверяет, что решения, принятые в работе, принципиально правильны и работа выполнена самостоятельно.

4. СТРУКТУРА ВЫПУСКНОЙ РАБОТЫ

Материал работы включает:

1) текстовый документ – пояснительную записку;

2) демонстрационный материал – презентация, все слайды которой распечатываются на листах формата А4, брошюруются и представляются государственной экзаменационной комиссии.

Отзыв руководителя ВКР и реферат не вшивают, а вкладывают в папку записки.

5. ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ

ЗАПИСКИ

Пояснительная записка является текстовым документом, в котором излагаются исчерпывающие сведения о выполненной работе. Рекомендуемый объем записки – 50...80 страниц печатного текста без приложений. Пояснительная записка должна быть сшита и представляется на защиту в твердом переплете или в специальной папке с обложкой.

Перед переплетом и последующим предъявлением выпускной квалификационной работы на кафедру студент должен проверить:

- идентичность заголовков в содержании и работе;

- правильность подкладки листов (их последовательность);

- наличие ссылок на рисунки, таблицы, приложения, литературу; правильность этих ссылок; правильность нумерации рисунков, таблиц, приложений;

- наличие подписей на заполненном титульном листе;

- наличие сквозной нумерации страниц и соответствие ее содержанию.

Пояснительная записка должна включать следующие последовательно расположенные части.

5.1. Титульный лист

Образец титульного листа работы представлен в приложении 2. Допускается использование бланков титульных листов.

5.2. Задание

Материалы задания содержат тему работы, источники исходных данных, состав работы, объем по разделам, сроки выполнения разделов.

Задание разрабатывается и подписывается руководителем, студентом и утверждается заведующим кафедрой. Образец бланка представлен в приложении 3. Бланки хранятся у специалиста по учебно-методической работе кафедры и выдаются руководителю.

5.3. Реферат

Реферат – краткая характеристика выполненной работы и полученных результатов.

Реферат оформляется по ГОСТ 7.9-95 и размещается на отдельной странице. Заголовком служит слово «РЕФЕРАТ», расположенное по центру строки.

Текст должен последовательно включать:

- сведения об объеме пояснительной записки, количестве иллюстраций, таблиц, приложений, использованных источников, листов иллюстративного материала;

- перечень ключевых слов (от 5 до 15), характеризующих содержание работы (ключевые слова приводятся в именительном падеже и записываются прописными буквами);

- текст реферата, который должен отражать:

- предмет разработки;

- цель работы;

- методы достижения цели;

- полученные результаты;

- рекомендации или итоги внедрения результатов работы;

- область применения.

Объем реферата не должен превышать одной страницы. Пример составления представлен в приложении 4.

5.4. Содержание

Содержание служит для быстрого нахождения необходимой информации в тексте пояснительной записки. Включает введение, заголовки всех разделов и подразделов, заключение, список использованных источников и наименования приложений с указанием номеров страниц, с которых они начинаются. Изменение или сокращение заголовков не допускается.

5.5. Введение

Во введении дается общая характеристика современного состояния и перспективы разрабатываемой темы в лесном хозяйстве и обосновывается необходимость (актуальность) ее выполнения.

5.6. Основная часть

В основной части необходимо доказательно показать необходимость и возможность решения основной задачи выпускной квалификационной работы. Основная часть записки может состоять из нескольких разделов. В каждом разделе может быть несколько подразделов.

Объем выпускной квалификационной работы должен составлять не менее 50 и не более 80 страниц машинописного текста. Список литературы и приложения выносятся за пределы этого объема.

Обзор проблемы

Задачами обзора являются:

- поиск источников информации и сбор материала по проблеме;

- анализ и систематизация собранной информации;

- выводы об актуальности темы.

Результат информационного поиска – материал, раскрывающий картину достижений в области темы работы. Собранная информация позволяет выявить малоизученные аспекты по теме выпускной квалификационной работы. Анализ литературных источников дает возможность обосновать актуальность темы.

На основе анализа дается оценка области применения результатов выпускной квалификационной работы, ставится цель работы, четко излагаются конкретные задачи, решение которых имеет теоретическое и/или практическое значение.

Принятие и обоснование решений производится на основе литературных источников и проектных предложений, отражающих современный уровень науки и техники и имеющих положительный опыт применения на предприятиях отрасли.

Доля раздела не должна превышать 30% от объема выпускной работы.

Исследовательский раздел

Содержание раздела посвящено рассмотрению вопросов исследовательского характера.

Структура раздела включает:

- характеристику объектов исследования;

- программу, методику и объем исследования;

- результаты исследования и выводы.

Каждый раздел в пояснительной записке должен иметь содержательный заголовок. Количество разделов, их наименование, содержание и объем зависят от темы выпускной квалификационной работы и согласуются с руководителем работы.

5.7. Заключение

Содержит:

- результаты работы и их взаимосвязь с поставленными целями и задачами;

- анализ результатов, полученных в ВКР;

- теоретическую и практическую значимость работы (область возможного использования и достигаемый при этом эффект);

- формулировку перспектив дальнейших работ по теме.

5.8. Список использованных источников

На все источники информации должны быть ссылки в тексте. Список следует составлять в порядке упоминания источников. Каждый источник нумеруется и приводится с новой строки. Сведения об источниках приводят в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1-2003 и ГОСТ 7.82-2001. Примеры библиографических записей для формирования списка приведены в справочном приложении 5. Иностранные источники помещают по алфавиту после перечня всех материалов на русском языке.

5.9. Приложения

Материал, дополняющий текст документа, допускается помещать в приложениях. Приложениями могут быть, например, графический материал, таблицы большого формата, расчеты, описания оборудования приборов, используемых для исследований, рисунки, фотографии, технологические документы, описания алгоритмов и тексты компьютерных программ.

Приложения оформляют как продолжение записки на последующих ее страницах, располагая их в порядке появления ссылок в тексте. Каждое приложение должно начинаться с нового листа.

По центру верхней строки печатают слово «ПРИЛОЖЕНИЕ», за которым следует прописная буква, обозначающая его последовательность. Приложения обозначают буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Ё, З, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ. Каждое приложение должно иметь заголовок, который записывают ниже, симметрично относительно текста, с прописной буквы, отдельной строкой.

Рисунки, таблицы и формулы, помещаемые в приложении, нумеруют арабскими цифрами в пределах каждого приложения. Приложения, как правило, выполняют на листах формата А4.

6. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ

При оформлении выпускных работ следует руководствоваться требованиями нормативных документов, представленных в списке использованных источников и приложении 7.

6.1. Текст

Текст пояснительной записки выполняется на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (297 × 210 мм) по ГОСТ 2.301-68 одним из двух способов:

1) рукописным – с четким написанием букв и цифр высотой не менее 2,5 мм шариковой ручкой или чернилами (допускается применение черного, синего или фиолетового цвета);

2) с применением компьютерного набора в текстовом редакторе и выводом на устройство печати.

Рекомендуемые требования: высота шрифта 12…14 pt, межстрочный интервал – 1,5. Применение более мелкого шрифта (до 10…12 петит) допускается при оформлении таблиц и поясняющих надписей к иллюстрациям.

Рекомендуемый шрифт – Times New Roman.

Рукописный текст пишут по трафарету. Формулы, латинские и греческие буквы вписывают от руки или формируют в текстовом редакторе ПК.

Текст размещают на листах, соблюдая следующие размеры полей:

• левое – не менее 30 мм;

• правое – не менее 10 мм;

• верхнее – не менее 20 мм;

• нижнее – не менее 20 мм.

Выравнивание текста с правой стороны листа обязательно.

В тексте выделяют разделы, подразделы, в случае необходимости – пункты и подпункты. Каждый раздел начинается с нового листа, подразделы располагаются друг за другом.

Разделы, подразделы и пункты нумеруются арабскими цифрами. При этом цифры, разделенные точками, означают последовательно порядковый номер раздела, подраздела (в пределах каждого раздела) и пункта (в пределах каждого подраздела).

Например, 3.1.4. – четвертый пункт первого подраздела третьего раздела. После номера ставят точку.

Слова «СОДЕРЖАНИЕ», «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ» и «ПРИЛОЖЕНИЯ» не нумеруются и печатаются (пишутся) заглавными печатными буквами.

Заголовки разделов печатаются (пишутся) заглавными буквами и располагаются на середине строки. Заголовки подразделов и пунктов печатаются строчными буквами, кроме первой. Точка в конце заголовков не ставится. Подчеркивание заголовков и перенос слов в заголовках не допускается. Если заголовок состоит из двух предложений, то их разделяют точкой.

Расстояние между названием раздела (подраздела) и последующим текстом должно быть равно 2 интервалам. Расстояние между названием раздела и подраздела должно быть равно 1 интервалу. Отступ абзаца (красная строка) равен 1,25 см (5 букв).

Сокращение слов в тексте не допускается. Исключение составляют сокращения, общепринятые в русском языке и на иностранных языках.

Разделы имеют сквозную нумерацию арабскими цифрами. Введение, заключение и список использованных источников не нумеруются. Подразделы (пункты) имеют порядковую нумерацию в пределах раздела (подраздела).

Все листы работы должны быть пронумерованы. Нумерация страниц пояснительной записки сквозная. Номер проставляют в правом нижнем углу страницы. Первой страницей является титульный лист. На титульном листе номер страницы не ставится. Вторым листом является содержание; листы заданий не нумеруются и в счет листов не входят.

Излагать материал в работе следует четко, ясно, от третьего лица, применяя принятую научную терминологию, избегая повторений и общеизвестных положений, имеющихся в учебниках и учебных пособиях.

Например,

«Автором было проведено исследование…».

Пояснять надо только малоизвестные или разноречивые понятия, делая ссылку на авторов, высказывающих разные мнения по одному и тому же вопросу.

6.2. Формулы

Формулы выделяют из текста свободной строкой и располагают на ее середине сразу после ссылки в тексте. Если формула не умещается на одну строку, она переносится после знака равенства (=) или после знаков плюс (+), минус (‒), умножение (×) или деление (:) с обязательным повторением знака после переноса.

Формулы нумеруются арабскими цифрами в пределах раздела. Номер формулы состоит из номера раздела и порядкового номера формулы, разделенные точкой. Номер указывают с правой стороны на уровне формулы в круглых скобках.

Например,

«в формуле (1.1.2)» – вторая формула первого подраздела первого раздела; «из уравнения (2.1.5) следует…» – пятая формула первого подраздела второго раздела.

После формулы размещают расшифровку символов, причем каждого с новой строки. Первая строка объяснений символов формулы начинается со слова «где» без двоеточия.

Например,

Мга= Кафедра ботаники и дендрологии - student2.ru (3.1)

где SN – общее количество подроста (мелкого, среднего, крупного) на всех учетных площадках с учетом переводных коэффициентов, n – количество учетных площадок, S – площадь одной учетной площадки (10 м2).

Заимствованные формулы приводят в окончательном виде и обязательно со ссылкой на источник.

Шрифт формулы по размеру должен быть не меньше размера шрифта основного текста. Размеры знаков для формул рекомендуются следующие: буквы и цифры – 14 pt, показатели степени и индексы – 12 pt. Все греческие и латинские буквы набираются курсивом, а буквы русского алфавита и знаки математических функций – прямым шрифром. Небольшие и несложные формулы, не имеющие самостоятельного значения, размещают внутри строк текста.

6.3. Ссылки

В тексте обязательны ссылки на использованные при выполнении работы источники – стандарты, справочники, учебные пособия, учебники, журналы, монографии и другие документы. Ссылки в тексте на источники следует приводить с указанием порядкового номера по списку источников, выделенного в квадратных скобках.

Например,

«В работах [4; 5] указывается...».

Академический этикет требует точно воспроизводить цитируемый текст, поскольку малейшее сокращение приводимой выдержки может исказить смысл, который был вложен в нее автором.

Ссылки на источник в тексте обозначается квадратными скобками с указанием порядкового номера источника по списку и через запятую номера страницы (номера формулы, приложения или другого материала).

Например,

Г.Ф. Морозов [178, с. 97­98], указывал, что «лес нельзя понять... вне изучения той внешней физико­географической обстановки, в которую леса погружены и с которой они составляют одно неотъемлемое целое».

Ссылки в тексте на номер рисунка, таблицы, страницы, разделы пишут сокращенно и без значка «№».

Например,

рис. 3 или табл. 4.

Если указанные слова не сопровождаются порядковым номером, то их следует писать в тексте полностью, без сокращений.

Например,

«На рисунке представлено…», «в таблице приведены результаты…» и т.д.

6.4. Иллюстрации

Количество иллюстраций не должно быть чрезмерным, а лишь достаточным для того, чтобы придать работе ясность и корректность. Желателен одинаковый способ представления (карандашом, тушью, с применением компьютерной графики). Иллюстрации могут быть подготовлены на компьютере с помощью графических редакторов.

Наиболее распространенными видами иллюстраций в выпускных работах являются схема, рисунок, фотография, диаграмма, график. Все указанные материалы имеют общее название – рисунок. Таблицы и рисунки размещают после первого упоминания о них в тексте, таким образом, чтобы их можно было читать без поворота листа или с поворотом по часовой стрелке.

Все иллюстрации нумеруются арабскими цифрами, при этом нумерация производится в пределах раздела. Номер состоит из номера раздела и порядкового номера иллюстрации в пределах раздела, отделенных точкой. Порядковый номер рисунка и его название проставляются непосредственно под рисунком и располагаются по центру строки. Точка в конце рисунка не ставится.

Например,

Кафедра ботаники и дендрологии - student2.ru

Рис. 3.1. Ранняя (слева) и поздняя (справа) фенологические формы подроста ели

Расчетный материал может приводиться в форме таблиц (рис. 6.1), графы которых содержат: № п/п (графу в таблицу включать не обязательно); наименование рассчитываемой величины; ее условное обозначение; единицу измерения; числовое значение.

Например,

Таблица (номер)

Заголовок

Кафедра ботаники и дендрологии - student2.ru   Головка    
 
  Кафедра ботаники и дендрологии - student2.ru

Строки

(горизон-

тальные

ряды)

      Кафедра ботаники и дендрологии - student2.ru Заголовки граф Кафедра ботаники и дендрологии - student2.ru   Подзаголовки граф  
       
         
         
         
         

Рис. 6.1. Пример построения таблицы

Оформление таблиц должно соответствовать ГОСТ 2.105-95. Таблица должна располагаться непосредственно после текста, в котором она упоминалась впервые, или на следующей странице.

Каждая таблица должна иметь заголовок. Заголовок и слово «Таблица» начинаются с прописной буквы. Заголовок не подчеркивают и в конце названия точка не ставится. Заголовок таблицы располагается строго по центру после надписи Таблица (выполненной слева). Все таблицы нумеруются арабскими цифрами, при этом нумерация также производится в пределах раздела.

Заголовки столбцов и строк таблицы следует писать с прописной буквы в единственном числе, а подзаголовки столбцов – со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков столбцов и строк точки не ставят. Разделять заголовки и подзаголовки боковых столбцов диагональными линями не допускается.

Таблицу с большим количеством строк допускается переносит на другой лист. При переносе таблицы на другой лист заголовок помещают только над первой страницей таблицы, а на следующем листе печатается «Продолжение таблицы 3.1» или «Окончание таблицы 3.1».

Например,

Таблица 3.1

Наши рекомендации