Древнейшие письменные источники по

Золотая Орда.

Первоначально Улуг Улус входил в Монгольскую империю как ее часть, однако уже хан Бату (1242-1256 гг.) вел себя как независимый правитель. После смерти Бату законным наследником должен был стать его сын Сартак, который находился в это время в Монголии, при дворе Мунке хана. Однако по пути домой новый хан неожиданно скончался. Вскоре умирает и провозглашенный ханом малолетний сын Бату - Улагчи. Правителем стал его брат Берке хан (1257-1266гг.), при котором Улуг Улус окончательно отделился от Монгольской империи. Новый хан еще в юности принял ислам и поэтому сразу же провозгласил его государственной религией. При нем активизировалось градостроительство, начавшееся со строительства новой столицы - Сарай-Берке. Заметно оживились торговые и дипломатические связи со странами Востока. На ответственные государственные посты стали назначаться высокообразованные выходцы из Ирана и арабских стран, что вызывало недовольство монгольской и кыпчакской кочевой знати.Во времена правления Озбек хана (1312-1342 гг.) и его сына Жанибека (1342-1357 гг.) Улуг Улус достиг своего наивысшего расцвета. Озбек вторично провозгласил ислам государственной религией, достроил Сарай-Берке, получивший новое имя - Сарай Ал-Жедид (Новый Дворец), много внимания уделял развитию караванной торговли. Мятежи султанов, не желавших принимать ислам, были жестоко подавлены, ханская власть в левом крыле ликвидирована. Государственное устройство носило полувоенный характер. Военные и административные должности не разделялись. Правой рукой хана был беклербек, отвечавший за все государственные дела, являвшийся главно-командующим войсками и главой внешнеполитического ведомства. Финансами государства ведал великий визир. Непосредственное управление страной осуществлялось через специальный орган исполнительной власти - диуан, в который входили дамиры - секретари, битакчи - писцы, салыкчи - налоговые чиновники, казначи - чиновники финансового ведомства и их помощники - туткаулы, бакаулы и есаулы.В административном отношении весь Улуг Улус был разделен на правое и левое крыло. Правое крыло охватывало территорию Западного Казахстана, Поволжья, Северного Кавказа. Центр его находился в низовьях Едиля и управлялось правое крыло непосредственно ханами Улуг Улуса из потомков Вату. Ставка их называлась Ак Ордой. Левое крыло занимало земли Центрального Казахстана и долину Сырдарьи. Правили здесь ханы - потомки Орда-Ежена, брата Бату, ставка которых. Кок Орда, находилась в низовьях Сырдарьи. Столицей левого крыла был Сыгнак. Вместе с тем среди , кыпчакской знати, в связи с усилением влияния оседло-земледельческих мусульманских стран, постепенно стало распространяться мусульманское право - шариат.Местное население было обязано поставлять воинов для участия в военных походах. Войско делилось на правую и левую руку. Командовали ими туменбасы (десятитысячники), мынбасы (тысячники), жузбасы (сотники), онбасы (десятники).Была установлена своеобразная система налогообложения местного населения. Кочевники-скотоводы обязаны были платить "копчур" - одну голову со ста голов скота, "тагар" - налог для снабжения войск, делившийся на две части - "азук", сбор продовольствия и "алык" - сбор фуража. Земледельцы платили налог "харджи-хараджат".Кроме прямых налогов, население несло повинности - "коналга", содержание войск на постое, "джамалга", обеспечение гонцов и административных лиц, уртонную повинность - содержание почтовых станций. Купцы уплачивали пошлины с товаров - "тамга". Население Улуса было полиэтничным. Большую часть кочевого населения улуса составляли казахские племена - найманы, кереи, уаки, конраты, кыпчаки, аргыны, канглы, мангыты, кияты и др.

Города Улуг Улуса отличались отсутствием каких-либо оборонительных сооружений. Многие города считались крупнейшими не только на востоке, но и во всем мире. Так, население Сарай-Бату превышало 100 тысяч человек. На объезд столицы со всеми пригородами по периметру нужно было затратить не менее дня.Благодаря особому покровительству ханов на территории Улуг Улуса стали открывать торговые фактории западно-европейских стран, особенно Генуи и Венеции.

19). Ак Орда – хозяйственный и общественный стройПослемонгольский период характеризуется этнической консолидацией кочевого, полукочевого, и оседло-земледельческого населения. Развитие исторического процесса по пути формирования единственной народности и её государственности протекало в трудных условиях. Начальный этап этого сложного периода в истории К. характеризуется распадом монгольских улусов, и образованием казахского государства – Казахского ханства. Казахское ханство разделилось на: Ак-Орду, Могулистан, Ханство Абулхаира, Ногайская Орда. Территория Ак-Орды сформировалась по мере ослабления Золотой Орды. Ставка по свидетельству Марко Поло была на реке Иртыш, но со временем политический центр переместился в центр К. и столицей стал город Сыгнак. Орда владела практически всей территорией К. И с конца XIV – века Орда стала называться Узбекским улусом. Ак-Орда возникла и оформилась как самостоятельное государство в послемонгольский период. Она была населена тюркоязычными племенами, издавна обитавшие на территорий К., а так же переместившиеся сюда в период нашествия Чингисхана. Здесь обитали кипчаки, карлуки, найманы, конгары. В Ак-Орде определились формы землевладения и собственности в оседлых районах. Зафиксированы некоторые случаи эксплуатации. Жители платили хану зякет, тагар, купчук. Во главе государства стоял хан из рода Орда-Еджена. В 14-15 вв. Ак Орда называлась улусои – это было удельное владение членов правящей династии Чингизидов. Главой гос. был хан, власть которого переходила по наследству по прямой линии, по принципу старшинства. Хан избирался родоплеменной знатью. Реальная власть хана зависела от Чингизидов и родоплеменной верхушки. Хан советовался и совещался со знатью, ханский совет назывался маджилис. Правители улусов находились в вассальном подчинении хану, они управляли от имени хана, отдавали хану часть взимаемых с населения налогов. Хан имел личную дружину, но главную военную силу составляло ополчение. В городах развивается ремесло – гончарное, ювелирное, стеклоделие, ткачество и ковроделие. Восстанавливается торговля, к сер. 15в. наблюдается развитие товаро-денежных отношений в Ср.Азии.

20). Ногайское ханство – хозяйственный и общественный стройОдним из крупных государственных объединений, возникшее в годы распада Золотой Орды, была Ногайская Орда. Она занимала часть территории Зап. К. Границы Ногайской Орды, как и других кочевых государств, менялись в зависимости от внешнеполитической обстановки. Этнический состав Ногайской Орды был близок к составу Ак-Орды. В составе Орды были тюркоязычные племена: кыпчаки, канглы, найманы, карлуки, тама. В Ногайской Орде сложилась устойчивая улусная система политической организации власти и управления. В 14-15 вв. Ногайская Орда называлась улусом – это было удельное владение членов правящей династии Чингизидов. Главой гос. был хан, власть которого переходила по наследству по прямой линии, по принципу старшинства. Хан избирался родоплеменной знатью. Реальная власть хана зависела от Чингизидов и родоплеменной верхушки. Хан советовался и совещался со знатью, ханский совет назывался маджилис. Правители улусов находились в вассальном подчинении хану, они управляли от имени хана, отдавали хану часть взимаемых с населения налогов. Хан имел личную дружину, но главную военную силу составляло ополчение. Князь в Орде имел наследственную власть, военную, политическую, административную, мог распоряжаться пастбищами. Во главе улуса стояли мурзы. Улусные рядовые обязаны были кочевать со своими мурзами, вносить подать. В городах развивается ремесло – гончарное, ювелирное, стеклоделие, ткачество и ковроделие. Восстанавливается торговля, к сер. 15в. наблюдается развитие товаро-денежных отношений в Ср.Азии. После присоединения Казахского и Астраханского ханства к России Ногайская Орда распалась на несколько самостоятельных орд. Часть её населения вошло в Младший жуз. Северо-восточная часть отошла под власть сибирских владетелей.

21). Могулистан – хозяйственный и общественный стройЮго-Вост. К. в середине XIV – начале XVI – века входил в государство Могулистан, на северо-востоке Ср. Азии, Семиречья, Восточного Туркестана в результате распада Чагатаидов. Границы государства Могулистана изменялись на протяжении полувекового периода существования. В него входил Могулистан и Восточный Туркестан. Границы тянулись на «7-8 месяцев пути» от Ташкентского и Туркестанского вилайетов на запад до озера Баркуля и города Хами на востоке; от Балхаша до Ферганы. В составе племени Могулистана было множество тюкризированных племен. Значительная часть этих племен обитали на территории Семиречья, вошли в последствии в состав казахской народности. В государстве политическим главой и верховным собственником был хан. В 14-15вв. Могулистан назывался улусом – это было удельное владение членов правящей династии Чингизидов. Главой гос. был хан, власть которого переходила по наследству по прямой линии, по принципу старшинства. Хан избирался родоплеменной знатью. Реальная власть хана зависела от Чингизидов и родоплеменной верхушки. Хан советовался и совещался со знатью, ханский совет назывался маджилис. Правители улусов находились в вассальном подчинении хану, они управляли от имени хана, отдавали хану часть взимаемых с населения налогов. Хан имел личную дружину, но главную военную силу составляло ополчение. В кочевых районах земля была в общинном пользовании. Скот в руках знати. Углублялись противоречия между кочевой знатью Могулистана и рядовыми кочевниками. Известны такие налоги: калан, купчук, зякет, тагар, бадж, харадж. В управлении государством хану помогали улусбеки. Чиновный аппарат был развит больше в соедло-земледельческой части государства, особенно по части сбора налогов и организации военных сил. Политическая история Могулистана заполнена феодальными войнами, усобицами, отражением нападения со стороны соседних государств. В результате изнурительной борьбы против Тимура, Могулистан распался на уделы. Несколько упрочилось положение при хане Хызыр-хане (1408 – 1416). При нём Могулистан стал независимым от Тимуридов, ему удалось освободить земли в долине, Чу, и Талас. При нём уменьшились усобицы и распри. При нём очень сильно пропагандировался ислам. Но в это время участились нападения со стороны ойратов. Ослабление и распад Могулистана вызваны и другими политическими и социально-экономическими причинами. Среди них – раздробленность страны, недовольство народных масс в связи с нестабильностью. Несколько укрепилось положение в стране в 1472 году, но позже Могулистан потерпел поражение от ойратов. Последний из правителей Могулистана, Султан Саид-хан в 1514 году отобрал у вассального правителя могулистанских ханов Кажгарию и основал в Восточном Туркестане новое государство – Могулию. Казахские роды и племена Семиречья с 60-х годов вошли в состав Казахского ханства. В городах развивается ремесло – гончарное, ювелирное, стеклоделие, ткачество и ковроделие. Восстанавливается торговля, к сер. 15в. наблюдается развитие товаро-денежных отношений в Ср.Азии

.

22). Государство кочевых узбеков (Ханство Абулхаира)В 20-х годах на степных просторах К. в результате распада Ак-Орды ханство Абулхаира. Распри Джучидов, наиболее крупными из которых были, Ходжа-хан, Мустафа-хан. В 1428 году к власти пришел Абулхаир. Ему удалось создать самостоятельное ханство и удерживать власть на протяжении 40 лет. В 14-15вв. ханство Абулхаира назывался улусом – это было удельное владение членов правящей династии Чингизидов. Главой гос. был хан, власть которого переходила по наследству по прямой линии, по принципу старшинства. Хан избирался родоплеменной знатью. Реальная власть хана зависела от Чингизидов и родоплеменной верхушки. Хан советовался и совещался со знатью, ханский совет назывался маджилис. Правители улусов находились в вассальном подчинении хану, они управляли от имени хана, отдавали хану часть взимаемых с населения налогов. Хан имел личную дружину, но главную военную силу составляло ополчение. Территория государства простиралась от Яика до Балхаша на Востоке от Сырдарьи до Тобола и Иртыша. Этнический состав населения был таким же сложным, как и состав населения Ак-Орды. В него входили те же племена и политические объединения. Это были тюркские племена в основном кыпчакского и карлукского происхождения. Ханство Абулхаира не стало централизованным государством, оно подразделялось на несколько этнотерриториальных групп. Усобицы и воины преследовали Абулхаира на протяжении всего его правления. В 1446 году разбил Мустафу-хана. А так же Абулхаир вел войны за пределами государства, в Средней Азии, на юге и на востоке К. В 1430 году разбил Хорезм и Ургенч. Потом удалось отобрать у Тимуридов ряд городов. Города были розданы в качестве награды вождям племён. Сыгнак стал столицей ханства. В 50-х годах Абулхаир совершает грабительный набег на Самарканд и Бухару. Но в 1457 году Абулхаир терпит жестокое поражение под Сыгнаком. После смерти Абулхаира его государство распалось. Отсутствие прочных связей между отдельными частями государства, постоянные династийные распри, ослабили ханство Абулхаира и привели к распаду. Практически действовали те же причины, что и в Могулистане. В городах развивается ремесло – гончарное, ювелирное, стеклоделие, ткачество и ковроделие. Восстанавливается торговля, к сер. 15в. наблюдается развитие товаро-денежных отношений в Ср.Азии

23. Экономика и культура К-на 14-15в.

В конце XIII в., согласно источникам, возрождаются многие города и оседло-земледельческие округа. Было решено не вмешиваться в жизнь оседлого населения, не вытаптывать посевы, не грабить города и поселения, жить в горах и степях, довольствоваться фиксированными налогами. Благодаря этому оживилась городская жизнь в Мавераннахре и юго-западном Жетысу. Однако на остальной территории Жетысу в связи с климатическими изменениями земледелие постепенно уступило место полукочевому и оседлому скотоводству. Особенно благотворно на хозяйственную жизнь воздействовала политика великого хана Мунке. Мунке отменил старые ненормированные подати и налоги и установил единую подушную подать, были списаны все недоимки и долги населения, отменены все ярлыки, выданные чингизидами без ведома центральных властей. Однако особое значение имеет денежная реформа, проведенная при Мунке хане. Чтобы оживить и прекратить анархию в денежном обращении были отчеканены единые для всей империи золотые динары с низкой пробой (50-60% золота). Динары чеканились во всех крупных городах, включая Сыгнак и Отрар. В качестве разменной монеты использовались посеребреные дирхемы и медные фельсы. Значительно расширилась караванная торговля. Возникновение новых городских центров в Западном Казахстане и бассейне Едиля привело к сосредоточению центра караванных путей из Азии в Европу. Караванные дороги благоустраивались. По приказам ханов Улуг Улуса на торговых путях выкапывались колодцы, строились караван-сараи. Появление централизованного государства делало торговлю безопасной и прибыльной. Расцвет городской жизни в Улуг Улусе привел к развитию архитектуры и градостроительства, особый подъем которого относится к началу XIV в. После принятия ислама в качестве государственной религии в городах начали возводиться мечети, медресе, дворцы, появляется новый архитектурный стиль. Широкое распространение получает строительство монументальных культовых построек, которыми особенно богат Центральный Казахстан. Однако наиболее впечатляющим на рубеже XIV-XV вв. является архитектурный комплекс, воздвинутый на могиле Кажи Ахмета Яссави по приказу Тимура. В здании более 35 залов и комнат различного назначения. Кочевое хозяйство не претерпело в XIII-XV вв. каких-либо изменений. В XIV-начале XV вв. начинается перемещение традиционных маршрутов кочевания, связанное климатическими изменениями. В одежде и в жилище кочевого населения особых изменений не происходит. Продолжают бытовать традиционные юрты и повозки-куйме. В оседлых районах Улуг Улуса распространение получает центральноазиатский тип оседлого жилища, претерпевший здесь дальнейшее изменение. Жилище было однокомнатным, строилось без фундамента из саманного кирпича. Внутри стен проходил деревянный каркас.

До принятия ислама в качестве государственной религии на территории Казахстана использовались в основном две системы письма - традиционная руничная письменность и уйгурский алфавит, принесенный монголами. Вплоть до начала XIV в. все государственные и официальные документы писались именно уйгурским письмом. Однако с начала XIV в. все большее распространение начинает получать арабский алфавит.При этом он был значительно изменен и приспособлен к нормам тюркской речи. Наиболее ярким памятником кыпчакского языка в XIII в. является "Кодекс Куманикус".

XIII-XIV вв. - время расцвета письменной литературы на кыпчакском языке. К сожалению, до нас дошли немногие литературные памятники того времени. .Среди них преобладали религиозные труды и переводы с иранского и арабского. В X1II-XV вв.одновременно с письменной литературой развиваются и традиционные жанры кочевников - устная литература. Она представлена, кроме народных песен, поговорок и пословиц, произведениями жырау-певцов, композиторов, поэтов, импровизаторов.Имена жырау той эпохи дошли до нас благодаря народным преданиям и немногим песням, до нашего времени. К первой половине XV в. относится творчество поэтов Кодан-тайши и Асан-Кайгы. Кодан-тайши - известный в степи жырау и политический деятель, возглавлявший племя аргынов. Будучи противником Абылхайр хана, он активно поддерживал султанов-потомков Продолжается развиваться устное эпическое искусство казахов. В конце XIII-XIV вв. появляется эпос "Кобланды батыр". В нем рассказывается о войне кыпчаков с ханом Ирана Газаном в 1297 г. Кроме художественной литературы в Казахстане в ХШ-начале XV вв. продолжает развиваться и наука. Наибольшее развитие, как и раньше, получают языкознание и история. Из исторических трактатов наиболее известен труд Жамала Карши "Мулхакат ас-Сурах". Его книга написана на арабском языке и содержит сведения о городах Алмалыке, Кашгаре, Дженте, Барчынлыкенте. В связи с широким выходом кыпчаков на международную арену и потребностью изучения тюркских языков, возникает множество филологических трудов, посвященных кыпчакам и их языку. Религиозные представления ХШ-начала XV вв. отличаются многообразием. Так, среди кочевого населения продолжает господствовать традиционная тюрко-монгольская религиозная система-тенгрианство. В то же время все более широкое развитие получают новые религии - христианство и ислам. Христианство несторианского толка распространялось в основном благодаря найманам и кереям, слившимся с кыпчакским населением Улуг Улуса. Кроме того, часть самих кыпчаков, особенно на западе, исповедовало православие. В конце XIII-XIV вв. среди жителей Крыма распространяется католицизм. Правители Улуса терпимо относились к христианству. Известно, что сын Бату, наследник трона Сартак, был крещен.

С середины XIV в. господствующей религией в степях Казахстана становится ислам. Этому способствовала политика ханов Улуг Улуса, особенно Озбек хана. Однако в сознании кочевых масс господствующее место занимали традиционные религиозные представления.Таким образом, мы видим, что XIII-XIV вв. были временем наибольшего расцвета как материальной, так и духовной культуры населения Казахстана. Централизованное государство создало благоприятные условия для развития письменной литературы и науки, продолжают развиваться традиционные жанры устного творчества. В целом в этот период сложились основы материальной и духовной культуры казахов.

24). Исторические предпосылки образования казахской народности.Происхождение казахского народа можно разделить на две группы: лингвистические и антропологические. Первый период предстает перед нами с выраженными хоз-культурными традициями, этническими объединениями и рассовыми образованиями. Распространена так называемая андроновская культура эпохи бронзы. В его западной части наибольшее распространение получило срубленная культура, которая послужила основой для нового уклада жизни потомков в последующую эпоху раннего железного века. В 15-16вв. завершился многовековой процесс формирования казах. нар. и ее этнической тер-рии. Решающий этап в этнических процессах в Каз. связан с массовым расселением тюрков с сер. 1тыс. н.э. С образованием Монгольской империи и формированием улусов ускорился процесс интеграции племен и народов. Гос. объединения во второй половине 15-16вв. основных этнических групп в каз. народности и ее этнической территории ускорило процесс завершения формирования каз. нар. Монгольское нашествие серьёзно задержало процесс образования казахской народности, но не смогло остановить его. Медленно восстанавливалась хозяйственная жизнь, стала крепнуть давно установившиеся тенденция к сближению родственных по происхождению, языку, материальной и духовной культуре племён. Процесс сложения казахской народности сопровождался формированием этнической единой территории. В силу действия различных этнополитических, хоз, географических и иных факторов на территории К. возникли три этнотерриториальных объединения. Старший, Средний, Младший жузы. Их образования произошло под влиянием еcтественно-географических, политических и экономических факторов. Казах – тюркское слово. Тюркский термин «казак» первоначально употреблялся как определение социального статуса человека, свободного скитальца, искателя приключений, т.е. вольный независимый человек откочевщик. Поэтому, когда Джанибек и Керей откочевали от узбекского кочевого ханства Абулхаира, их стали называть первоначально узбек-казахами позже по мере укрепления ханства Джанибека и Керея всеподвластны им народы стали называть казахами. Когда в 1465 году Керей был провозглашен правителем нового государственного образования, оно получило название Казахское ханство.

25). Образование Казахского ханстваГосударственные образования на территории Казахстана существовали и до нашествия монголов. Так, на юге Казахстана еще в VI—VII вв. сложилось раннефеодальное государство — Западно-Тюркский каганат, позднее — государство Карлуков (VIII—IX вв.), в Х в. возникло феодальное государство Караханидов. На севере Казахстана в Х в. сложилось Кимакское феодальное государство, которое к Х 11 в. стало называться Кыпчакским. Существовавшие тогда государственные образования в результате монгольского завоевания были разрушены. Территория Казахстана была поделена между улусами Чингисхана. Феодальные усобицы жошидов и чагатаидов, походы Тимура обусловили замедленность как хозяйственного, так и общестенно-экономического развития, консервацию патриархалыю-феодальных порядков. Тем не менее, социально-экономические и этнополитические процессы, протекавшие на территории Казахстана, к XIV—XV вв. привели к закономерным итогам — образованию Казахского ханства. Ханства, возникшие здесь во второй половине XV в., отличались от Золотой Орды и подобных ей государственных образований тем, что они были созданы не в результате завоевания, а на местной экономической и этнической основах. К середине XV в. в ханство Абулхайра входила обширная территория, от Сырдарьи до Сибирского ханства. Хотя ханство называлось «Кочевое узбекское», основная масса населения в нем были казахи. К этому времени династийная борьба между жошидами и шайбанидами в Узбекском ханстве обострилась. Абулхайр хан, представлявший род шайбанидов, жестоко расправлялся со своими противниками, жошидами. Правнук Урус хана, сын правителя Ак Орды Барак хана Жаныбек и его родственник Керей, объединив зависимые от них племенные группы кочевого и полукочевого населения, на рубеже 50—60-х гг. XVв. откочевали на территорию Юго-Западного Семиречья, в Могулистан. В исторической литераторе существует мнение о том, что откочевка племен Восточного Дешт-и-Кыпчака в долину рек Чу и Таласа под предводительством жошидов Жаныбека и Керея положила начало образованию Казахского ханства. Передвижка масс казахского населения в Семиречье в течение целого десятилетия — с конца 50-х и до конца 60-х гг. XV в — это не обычная рядовая откочевка обиженных султанов. Фактически, откочевала не только феодальная верхушка со своими ближайшими подданными, но тысячи и тысячи рядовых скотоводов. Это был протест трудящихся против гнета, растущих налогов и повинностей, против бесконечных тягот феодальных усобиц и войн. Стремление хана Абулхайра помешать образованию Казахского ханства, укреплению власти Жаныбека и Керея оказалось тщетным. Поход Абулхайра в Семиречье зимой 1468 г был прерван в связи с его смертью. Число подвластных Жаныбеку и Керею племен все больше увеличивалось как за счет степных районов Казахстана, особенно после смерти Абулхайр хана, так и за счет перехода под их власть части родов и племен Семиречья. Источники повествуют об активной внешней политике первых казахских ханов, направленной на расширение территории ханства, на утверждение своей власти над присырдарьинскими городами и степными районами Дешт-и-Кыпчака. Последние три десятилетия XV в. — это время крупных политических событий в истории Казахстана и Средней Азии. Крепло Казахское ханство. Оно начало непосредственную борьбу за овладение всей территорией Казахстана. Все более слабел Могулистан, фактически распавшийся на несколько феодальных владений. Постепенно падала и военная мощь тимуридов, их влияние. После ожесточенной борьбы за ханский престол власть захватил предприимчивый и энергичный внук Абулхайра Мухаммад Шайбани (1451—1510 гг). Три года Мухаммад Шайбани вел борьбу с казахскими ханами за сохранение своего господства в Дешт-и-Кыпчаке и на присырдарьинской территории. Борьба продолжалась с переменным успехом. В итоге Мухаммад Шайбани потерпел поражение - и в 1486 г. ушел в Хорезм. После неоднократных крупных сражений между казахами и могульскими силами казахские племена и роды Семиречья поддержали казахских ханов, перешли на их сторону. Казахское ханство, в отличие от предшествующих государственных образований, имело, особенно к началу XVI в. гораздо более широкую и прочную этническую базу, в него вошли почти все этнические группы, составляющие казахскую народность, и почти вся территория, на которой они обитали.

25). Казахское ханство при Касым-хане.Во время правления Бурундука – с 1480 г. Приобрел известность сын Джанибека Касым (удачливый полководец предводитель конницы). В первой четверти 16в. Касыме казахское ханство достигло наибольшего могущества. Хан Касым правил с 1512- При хане 1521гг. Фактически он начал править еще при Бурундуке. Касым поддерживал дружеские отношения с ханом Могулистана Султан-саидом. Касым-хан утвердил свое господство над обширными степными пространствами казахских территорий. Уход Султан-Саида в 1514г. В Восточный Туркестан обусловил укрепление власти казахского хана в Семиречье. На западе под его власть откочевали группы из родов и племен Ногайской Орды. Границы ханства расширились до бассейна реки Яик. На юге владения доходили до Сырдарьи, включая Сайрамский вилайет. На Севере и Северо-востоке далеко за Улутау и озеро Балхаш. Впервые после монгольского завоевания территории Казахстана были объединены в одном государстве, почти все казахские роды и племена, в том числе и Семиречье, стали единым целым. Число подданных хана Касыма современники (Мухаммад Хайдар-мирза) определяли миллионом человек. При Касым-хане узнали о казахском государстве и в западных странах начались посольские контакты Казахского ханства с Московским государством. Крымский хан в переписке с турецкими властями высказывал беспокойство по поводу расширения владений казахов в западном направлении.Казахское ханство при Хакк-Назаре. Основными направлениями политической активности ханов казахов второй трети 16 в. были юго-восток, где в союзе с киргизами они воевали с могулами и ойратами, а также запад и север, где казахи вступили в сложные взаимоотношения с ногайцими, башкирами, татарами. Успешными в начале были действия в этих направлениях видного казахского хана Хакк-Назара (1538-1580). Он боролся против ойратов и могульского хана Абд ар-Рашида, отстояв на время казахские земли на востоке и юге Семиречья. Для противостояния враждебным действиям сибирского хана Кучума Хакк-Назар установил союзные отношения с узбекским ханом Абдаллахом. Хакк-Назар пытался восстановить право казахов на земли, составлявшие огромную территорию казахского ханства при его отце Касыме. Но в условиях тяжелой внешнеполитической обстановки задача эта в целом стала невыполнимой. В его время к границам казахских степей приблизилось русское государство после завоевания Казанского, Астраханского, затем Сибирского ханств. В казахские степи хлынули ногайцы, башкиры, сибирские татары, на Сырдарье появились каракалпаки. В Семиречье земли занимали, тесня казахов Старшего жуза, ойраты (джунгары). Границы ханства менялись не только в зависимости от военных и дипломатических способностей, побед или поражений ханов, а, в основном, от внешнеполитических обстоятельств. В то же время часть казхов оставалась в местах своего обитания и попадала в подчинение соседних государств и правителей. Под власть Хакк-Нараза на Эмбу, к Аральскому морю, на Сырдарью переходило часть ногайцев, растворившихся затем в казахском Младшем жузе. Хакк-Назару удалось взять под свой контроль земли от Сырдарье, Приаралья до Эмбы и по левобережье Яика, приняв под свою власть часть ногайских улусов. В южном Казахстане Хакк-Назар попытался раздвинуть круг своих владений, не имевших выхода к торгово-ремесленным и земледельческим центрам. Но вскоре Хакк-Назар вместе с сыновьями был убит.

27). Казахское ханство при Есиме и Жангир хане.Время правления Есим хана (1598-1628) было очень сложным. На юге шла постоянная борьба с бухарским ханом за обладание Ташкентом, на востоке усиливались ойратские племена, в самом казахском ханстве происходили сепаратистские выступления султанов. 40 каракалпакских родов восстали и захватили Ташкент. Есим хан начал войну против каракалпаков и 1613 году вынудил их покинуть среднее течение Сырдарьи. В 1613 году правитель Ташкента Турсун-султан провозгласил себя ханом, заключил союз с Бухарой и захватил Туркестан, Сауран, Андижан и Шахрухия. После захвата власти Турсыном ойраты совершили новый поход и сумели подчинить Старший жуз, Есим хан вынужден был бежать в Восточный Туркестан. В 1621 году казахи дважды одержали победу над бухарцами, но закрепить успех не успели. В это время в Казахстан вернулся Есим хан, разгромивший в 1620 году ойратов. В 1624 году Есим отобрал у Турсына Туркестан, но свергнуть узурпатора не смог. В 1627 году Есим во главе казахских войск отправился в поход против ойратов. Турсын в это время напал на Туркестан, захватил в плен семью Есим хана. Турсын устроил ему засаду, но его войска были разгромлены, а он убит своими приближенными. Есим не надолго пережил своего соперника и умер осенью 1628 года. После смерти есим хана, ханом был провозглашен его сын Джангир (1628-1652). Вся история его правления связана с борьбой с джунгарской агрессией. 1 сражение было в 1635 году, но оказалось неудачным для казахов. Джангир хан попал в плен, освободился через год, на всю жизнь оставшись непримеримым противником джунгар, для борьбы с ними он заключил союз с киргизами. В 1643 году 50-тысячное войско вторглось в казахские кочевья. Джангир хан не успел собрать войско и выступил с небольшой дружиной (меньше 1000). Оба войска встретились в местности Кызыл-Кия. Джангир приказал вырыть ров и насыпать вал, чтобы не пропустить врагов через ущелье. Здесь казахи впервые применили, причем массово, огнестрельное оружие. Несмолтря на все это, казахско-киргизский отряд был обречен, но в самый разгар боя в тыл ударила подоспевшая на помощь самаркандская армия во главе с Жалантас батыром. Джунгары были разбиты и в беспорядке отступили. В 1652 году джунгары, закупив оружие у России, выступили против казахов. В одной из битв погиб Джангир хан. Казахи потерпели поражение и покинули Алатау. Укрепление Казахского ханства в период правления хана Тауке (1680-1718), союз казахов с киргизами и каракалпаками ослабили на время натиска джунгар на казахские земли. Но Тауке хану удалось несколько нормализовать политическую ситуацию в распадавшемся ханстве. При нем был составлен свод норм обычного права (Жеты жаргы), определивший основные принципы правопорядка и гос. Устройства. Он искал пути союза и мирных отношений с соседними государствами. Но относительное спокойствие продолжалось недолго. Набеги джунгар на казахские земли происходили в 1710, 1711, 1715, 1718 годах. В 1724, 25 гг. джунгары разгромили города Туркестан и Ташкент, а 1723 г – «год великого бедствия» разметал часть казахов далеко за пределы их этнической территории. Массовые потери скота и пастбищ привели к значительному обострению хозяйственного кризиса в старшем и среднем жузах. Сокращение подвластной территории и числа подданных ослабляли позиции хана, усиливалась вражда и раздоры. В трудной полит и эконом. Обстановке встал вопрос о принятии российского подданства. Казахское общество представляло собой иерархически строго организованную социальную структуру сословных групп и прослоек. Высшее сословие общества состояло из прямых потомков Чингиз хана по мужской линии – ак суек (белая кость), они входили в систему жузов. Чингизиды или торе по праву рорждения приобретали титул – султан, и только они имели право занимать ханский престол. Высшая власть была сосредоточена в руках хана. Его избирали из султанов, право на ханское звание имел старший в роде. Хан был верховным главнокомандующим войск, верховным судьей, обладал правом на введение переговоролв, объявления войны или мира, на издание законов и распоряжение всей территорией ханства.

Образование КазССР.

В декабре 1936 года была принята конституция СССР.Март 1937 г – десятым съездом была принята конституция КазССР. В конституции провозглашалось, что политическую основу КазССР составляет Совет депутатов трудящихся. В декабре 1937 г. проводятся выборы в верховный совет ССР, от Казахстана – 14 депутатов. Т.о. автономная республика стала союзной.Ликвидация многоукладное в экономике и фактическое огосударствление всех сфер жизни позволило Сталину заявить о победе социализма в СССР. Это положение было закреплено в Конституции СССР, принятой в 1936 г. По ней вводилось всеобщее избирательное право и ряд автономных республик, в том числе Казахстан, получал статус союзных. 26 марта 193 7 г. на Х чрезвычайном съезде Советов Казахстана была принята республиканская Конституция. Несмотря на все права, декларированные в этом документе, подлинной независимости и даже самоуправления республика не получила. Все более или менее значимые промышленные предприятия были в союзном подчинении, суверенитет Казахстана не распространялся на огромные территории, отданные под лагеря. Все органы управления республики были только ширмой, прикрывавшей всевластие Коммунистической партии и ее верхушки. Тем не менее, пусть формальное, но все-таки признание суверенитета Казахстана, а также законодательное закрепление его территории сыграли огромную роль в истории нашего государства.

Древнейшие письменные источники по

истории Казахстана.У истоков развития археологии К. стояли выдающиеся русские и казахские востоковеды и историки - Бартольд, Радлов, Лерх, Валиханов, а также представители передовой русской интеллигенции. В становлении археологической науки велика роль Массона, Бернштама, Грязнова, Черникова. Благодаря археологии было доказано, что человек на территории К. появился около миллиона лет тому назад. Таким образом, К. был включен в ареал расселения древнего человека. Определены связи кочев

Наши рекомендации