Социально-экономическое развитие Ярославской области в годы правления Н. С. Хрущева.
В первой половине 50-х гг. ярославская промышленность развивалась в рамках пятого пятилетнего плана (1951-1955 гг.). Для промышленности нашей области особенность этого периода состояла в том, что курс был взят не на увеличение числа строящихся предприятий, а на техническое усовершенствование уже действующих. Из новых предприятий нужно назвать Ярославский полиграфический комбинат и ТЭЦ-2 автозавода, всего 11 новых объектов. На остальных главной задачей было увеличение производительности за счет внедрения достижений технического прогресса.
Это происходило по разным направлениям. Например, на предприятиях Рыбинска большое внимание уделяли рационализаторским предложениям рабочих и инженерно-технических работников. Здесь главная задача состояла в том, чтобы быстрее внедрить эти предложения в производство. На Ярославском шинном заводе взялись за усовершенствование технологических процессов. На заводе было создано несколько десятков творческих бригад, которые проанализировали все основные технологические операции, убрали наиболее громоздкие из них и тем самым усовершенствовали производство. Автозаводцы начали усиленно внедрять новое современное оборудование — полуавтоматы и даже автоматы. Не все могли освоить работу на таких станках, поэтому на заводе в массовом масштабе начали обучение рабочих передовым навыкам работы.
Массовое внедрение новой техники выявило и еще одну серьезную проблему. Оказалось, что образовательный уровень не только рабочих, но и многих инженерно-технических работников совершенно не отвечает требованиям дня. Почти половина ИТР в области не имела специального образования. За парты пришлось садиться десяткам тысяч рабочих, техников и даже инженеров.
В целом показатели пятой пятилетки были для ярославской промышленности вполне успешными. Выпуск валовой продукции вырос в области на 58%, производительность труда возросла на 37%. Были освоены новые виды промышленной продукции: ярославские шинники первыми в стране начали производить бескамерные шины сначала для легковых автомобилей «Победа» Горьковского автозавода, а затем для грузовиков ЗИЛ-150 Московского автозавода. Молодой Ярославский полиграфкомбинат сначала выпускал небольшие брошюры, бланки и этикетки, но уже в конце 1955 г. перешел на выпуск первых книг в твердом переплете, которые издавались многотысячными тиражами.
Но уже во второй половине 50-х гг. в ярославской промышленности, как и в промышленности страны в целом, наметились первые тревожные признаки замедленного развития. Довольно крупные вложения в промышленность не давали необходимой отдачи. Темпы роста производства замедлились. Целый ряд изделий ярославской промышленности по технико-экономическим показателям все более уступал аналогичным изделиям зарубежных фирм. Так, электродвигатели Ярославского электромашиностроительного завода были в полтора раза тяжелее своих европейских конкурентов. Более сотни известных изделий с ярославской маркой были устаревших конструкций. За один 1959 г. покупатели вернули в торговую сеть 46 тысяч часов Угличского часового завода. Вернули как брак.
Коренные изменения происходили и на Ярославском автозаводе. По решению правительства, с 1960 г. завод изменил профиль производства. Вместо традиционного производства грузовых автомобилей, которые передавались теперь на Кременчугский завод, ярославцы начинали производить только дизельные двигатели. Специализация завода стала более узкой, но значение его возросло: ярославский завод должен был снабжать своими двигателями практически все автомобильные предприятия страны. Вскоре на заводе освоили производство двигателя для самого крупного трактора К-700 («Кировец») Ленинградского Кировского завода. Эти гигантские машины были крайне необходимы для освоения целины.
Своеобразную научно-техническую революцию совершил Ярославский шинный завод, который начал изготавливать покрышки новой конструкции с радиально расположенными нитями корда в каркасе, а также покрышки со съемными протекторами. В результате показатели ходимости ярославских шин увеличились сначала в два раза и достигли цифры 70 тысяч километров, а в 1963 г. — 300 тысяч километров. Это было равносильно увеличению производства шин в несколько раз.
Очень важное место в промышленном комплексе области по-прежнему занимал Рыбинский моторостроительный завод, который оставался одним из центров авиационного двигателестроения в стране. На рубеже 50—60-х гг., в обстановке обострения «холодной войны» его продукция служила мощным сдерживающим фактором в противостоянии СССР и США. Новые двигатели Рыбинского завода начали устанавливаться на сверхзвуковые стратегические межконтинентальные ракетоносцы М-50 и на первые советские сверхзвуковые тяжелые самолеты-разведчики ТУ-22 Р. Показ этих самолетов на военном параде в Москве, как вспоминал один из создателей двигателей А. Л. Дынкин, вызвал буквально шок у западных наблюдателей. Ничего подобного армии НАТО тогда не имели.
Серьезных успехов достигли и другие предприятия области. Рыбинский судостроительный завод перешел на вы-
пуск речных судов-сухогрузов, а Рыбинский кабельный завод начал осваивать производство современного телевизионного кабеля. В Ярославле был пущен в эксплуатацию новый речной порт, располагавшийся на обоих берегах Волги. Началась электрификация ярославского участка Северной железной дороги, что в перспективе обещало существенную экономию средств и зримые экологические выгоды.
По объемам производства Ярославская область перевыполнила план семилетки в области промышленности на 57%. Основные производственные фонды увеличились почти в два раза. Промышленность действительно освоила массу новых образцов продукции, хотя выйти на цифру 300 новых предприятий так и не удалось. К началу 60-х гг. совнархозы нередко становились сдерживающим фактором роста производства. Не всегда удавалось наладить ритмичную работу на предприятиях совнархоза.
Уровень компетентности руководителей совнархоза часто не соответствовал современным требованиям. Как анекдот вспоминали на Рыбинском моторостроительном заводе приезд руководителей совнархоза из Иванова. Был конец года. Завод напряженно работал, стараясь при высоком качестве работы успешно выполнить годовой план. Ивановские руководители, текстильщики по профессии, поторапливали рыбинцев: нельзя ли принять авиационные двигатели вторым сортом, если первым не получается (?!). И невдомек было незадачливым начальникам, что военный самолет не может быть второго сорта. Он или полетит и успешно выполнит боевую задачу, или просто останется на земле, как груда дорогостоящего металла.