Социально-экономическое развитие Ярославской области в годы правления Н. С. Хрущева.

В первой половине 50-х гг. ярославская промышлен­ность развивалась в рамках пятого пятилетнего плана (1951-1955 гг.). Для промышленности нашей области особенность этого периода состояла в том, что курс был взят не на увеличение числа строящихся предприятий, а на техническое усовершенствование уже действующих. Из новых предприятий нужно назвать Ярославский поли­графический комбинат и ТЭЦ-2 автозавода, всего 11 но­вых объектов. На остальных главной задачей было увели­чение производительности за счет внедрения достижений технического прогресса.

Это происходило по разным направлениям. Например, на предприятиях Рыбинска большое внимание уделяли ра­ционализаторским предложениям рабочих и инженер­но-технических работников. Здесь главная задача состояла в том, чтобы быстрее внедрить эти предложения в произ­водство. На Ярославском шинном заводе взялись за усовершенствование технологических процессов. На заводе было создано несколько десятков творческих бригад, которые проанализировали все основные технологические операции, убрали наиболее громоздкие из них и тем самым усовер­шенствовали производство. Автозаводцы начали усиленно внедрять новое современное оборудование — полуавтоматы и даже автоматы. Не все могли освоить работу на таких станках, поэтому на заводе в массовом масштабе начали обучение рабочих передовым навыкам работы.

Массовое внедрение новой техники выявило и еще од­ну серьезную проблему. Оказалось, что образовательный уровень не только рабочих, но и многих инженерно-тех­нических работников совершенно не отвечает требовани­ям дня. Почти половина ИТР в области не имела специ­ального образования. За парты пришлось садиться десят­кам тысяч рабочих, техников и даже инженеров.

В целом показатели пятой пятилетки были для яро­славской промышленности вполне успешными. Выпуск валовой продукции вырос в области на 58%, производи­тельность труда возросла на 37%. Были освоены новые виды промышленной продукции: ярославские шинники первыми в стране начали производить бескамерные ши­ны сначала для легковых автомобилей «Победа» Горьковского автозавода, а затем для грузовиков ЗИЛ-150 Мос­ковского автозавода. Молодой Ярославский полиграфкомбинат сначала выпускал небольшие брошюры, бланки и этикетки, но уже в конце 1955 г. перешел на выпуск первых книг в твердом переплете, которые издавались многотысячными тиражами.

Но уже во второй половине 50-х гг. в ярославской про­мышленности, как и в промышленности страны в целом, наметились первые тревожные признаки замедленного раз­вития. Довольно крупные вложения в промышленность не давали необходимой отдачи. Темпы роста производства за­медлились. Целый ряд изделий ярославской промышленно­сти по технико-экономическим показателям все более усту­пал аналогичным изделиям зарубежных фирм. Так, элек­тродвигатели Ярославского электромашиностроительного завода были в полтора раза тяжелее своих европейских конкурентов. Более сотни известных изделий с ярославской маркой были устаревших конструкций. За один 1959 г. покупатели вернули в торговую сеть 46 тысяч часов Угличского часового завода. Вернули как брак.

Коренные изменения происходили и на Ярославском автозаводе. По решению правительства, с 1960 г. завод изменил профиль производства. Вместо традиционного производства грузовых автомобилей, которые передава­лись теперь на Кременчугский завод, ярославцы начина­ли производить только дизельные двигатели. Специализа­ция завода стала более узкой, но значение его возросло: ярославский завод должен был снабжать своими двигате­лями практически все автомобильные предприятия стра­ны. Вскоре на заводе освоили производство двигателя для самого крупного трактора К-700 («Кировец») Ленин­градского Кировского завода. Эти гигантские машины были крайне необходимы для освоения целины.

Своеобразную научно-техническую революцию совер­шил Ярославский шинный завод, который начал изготав­ливать покрышки новой конструкции с радиально распо­ложенными нитями корда в каркасе, а также покрышки со съемными протекторами. В результате показатели хо­димости ярославских шин увеличились сначала в два раза и достигли цифры 70 тысяч километров, а в 1963 г. — 300 тысяч километров. Это было равносильно увеличению производства шин в несколько раз.

Очень важное место в промышленном комплексе облас­ти по-прежнему занимал Рыбинский моторостроительный завод, который оставался одним из центров авиационного двигателестроения в стране. На рубеже 50—60-х гг., в об­становке обострения «холодной войны» его продукция слу­жила мощным сдерживающим фактором в противостоянии СССР и США. Новые двигатели Рыбинского завода начали устанавливаться на сверхзвуковые стратегические межкон­тинентальные ракетоносцы М-50 и на первые советские сверхзвуковые тяжелые самолеты-разведчики ТУ-22 Р. По­каз этих самолетов на военном параде в Москве, как вспо­минал один из создателей двигателей А. Л. Дынкин, вы­звал буквально шок у западных наблюдателей. Ничего по­добного армии НАТО тогда не имели.

Серьезных успехов достигли и другие предприятия об­ласти. Рыбинский судостроительный завод перешел на вы-

пуск речных судов-сухогрузов, а Рыбинский кабельный за­вод начал осваивать производство современного телевизион­ного кабеля. В Ярославле был пущен в эксплуатацию новый речной порт, располагавшийся на обоих берегах Волги. Началась электрификация ярославского участка Се­верной железной дороги, что в перспективе обещало сущест­венную экономию средств и зримые экологические выгоды.

По объемам производства Ярославская область пере­выполнила план семилетки в области промышленности на 57%. Основные производственные фонды увеличились почти в два раза. Промышленность действительно освои­ла массу новых образцов продукции, хотя выйти на циф­ру 300 новых предприятий так и не удалось. К началу 60-х гг. совнархозы нередко становились сдерживающим фактором роста производства. Не всегда удавалось нала­дить ритмичную работу на предприятиях совнархоза.

Уровень компетентности руководителей совнархоза час­то не соответствовал современным требованиям. Как анек­дот вспоминали на Рыбинском моторостроительном заводе приезд руководителей совнархоза из Иванова. Был конец года. Завод напряженно работал, стараясь при высоком ка­честве работы успешно выполнить годовой план. Иванов­ские руководители, текстильщики по профессии, поторап­ливали рыбинцев: нельзя ли принять авиационные двигате­ли вторым сортом, если первым не получается (?!). И невдомек было незадачливым начальникам, что военный самолет не может быть второго сорта. Он или полетит и успешно выполнит боевую задачу, или просто останется на земле, как груда дорогостоящего металла.

Наши рекомендации