Из дневника актрисы театра им. Ф. Г. Волкова С. П. Аверичевой о жизни г. Ярославля в первый год войны.

1941 год

21-е июня

Вот и Рыбинск... Завтра открытие гастролей...

22-е июня

Война!.. Здесь в Рыбинске, не верится, что где-то уже льется кровь.

Коллектив театра весь в сборе. Начался митинг. Выступает артист Станрогский: «Враг не пройдет дальше!» Артистка Чудинова: «Не бу­дет гранат, камнями будем драться». Артист Политимский: «Встанем все, как один, на защиту Отечества!»

11-е июля

Гастроли оборвались. Вчера в три часа ночи вернулись в Яро­славль, а утром я пошла в райвоенкомат. Подала заявление с прось­бой направить меня на фронт. Работник военкомата говорит усталым голосом: «Эх, девушка, у нас тысячи заявлений, все просятся на фронт. А работать-то кто же будет? Заявления девчата пишут такие, что мурашки по коже... Ладно, оставьте и вы свое».

20-е августа

Ушли на фронт артисты Горшечников и Демичев и многие рабо­чие сцены.

В театре организуется народное ополчение. Все мужчины должны пройти боевую подготовку. Уговорила взять и меня в стрелковый взвод... По утрам, до репетиции, ползаем, бегаем. Изучаем материаль­ную часть винтовки, пулемета...

24-е октября

Ярославская коммунистическая дивизия продолжает формировать­ся. Многие из нашего театра ушли туда... Домой иду мимо Дворца пионеров. Раненых везут и везут. Артисты театра уже давно здесь. Они не выходят из госпиталя, дежурят около раненых сутками. Иду помогать.

12-е декабря

...В театре всюду швейные машины. Женщины под руководством работников костюмерного цеха Лосева и Серафимы Михайловны Митрофановой шьют стеганые телогрейки, брюки, теплые ватные конвер­ты-одеяла для раненых бойцов.

Год

2-е января

...К столице все реже прорываются самолеты со свастикой. Но на душе тревожно: очень тяжело на Ленинградском фронте.

14-е февраля

Несколько дней хожу под страшным впечатлением: видела такое, что трудно описать. Из Ленинграда прибывают целые эшелоны с полу­живыми, обессиленными людьми. Дистрофия. В Ярославской области созданы специальные стационары-госпитали и санатории для ленин­градцев. Еще в декабре они прибывали к нам небольшими партиями, но сейчас идет особенно большой поток...

(Аверичева С. П. Дневник разведчицы. — Ярославль, 1976. С. 8—24.)

3. Прочитав документ, проследите по карте, о ка­ких территориях идет речь. Объясните, почему эти пла­ны фашистов не были реализованы.

Из военного дневника начальника Генерального штаба сухо­путных войск фашистской Германии Ф. Гальдера о планах немец­кого командования в отношении Рыбинска в первый период вой­ны июль—декабрь 1941 г.

...Хотя противник решительно ослаблен, окончательно он еще не разгромлен... Территориальные задачи: достижение Кавказа и рубежа Волги... Что касается районов тундры севернее Верхней Волги, то у нас к ним не может быть никакого интереса. Интере­сующий нас район ограничивается рубежом Рыбинск, Онежское озе­ро. Этот район следует сохранить за собой в качестве базы обеспе­чения оккупированных территорий и развертывания экспедиционных сил (Урал)...

Для овладения этим районом потребуется: ...войскам группы армии «Центр» продвинуться по обе стороны Москвы до Волги (на рубеж Сара­тов, Рыбинск); группе армий «Север» по выполнении ближайшей задачи

(овладение Прибалтикой и Ленинградом) обеспечить район между Ры­бинском и Онежским озером. Привлечь к этому финнов...

Операция в районе Москвы должна имеет целью полное уничто­жение вражеских дивизий путем согласованных наступательных дейст­вий, а не фронтальное оттеснение противника. Конечная цель — выход на рубеж Ярославль, Рыбинск (а возможно, Вологда) — остается преж­ней, если подвоз снабжения и погода позволят достигнуть этой цели...

(Рыбинск. Документы и материалы по истории города.—Ярославль, 1977. С. 268—269.)

Учебные задания

1. Подготовьте сообщения о военачальниках Со­ветской армии, уроженцах Ярославской области.

2. Соберите информацию о памятниках на тер­ритории вашего города или района, связанных с собы­тиями Великой Отечественной войны.

3. Перечислите улицы в вашем городе, назван­ные в честь героев войны.

4. Подготовьте рассказ о своих родственниках, воевавших или работавших в тылу в военные годы.

ГЛАВА III. Ярославская область в годы восстановления и дальнейшего развития народного хозяйства

(1945—1964 гг.)

Восстановление

Ярославской промышленности

Война нанесла огромный ущерб Ярославской области. Погибла значительная масса людей самого зрелого и тру­доспособного возраста. Существенно сократилась рождае­мость. Значительная часть эвакуированного в нашу об­ласть населения теперь возвращалась к местам прежнего проживания. С окончанием войны были отменены многие ограничения военного времени. Снова был восстановлен восьмичасовой рабочий день, выходные дни и ежегодные отпуска. Были отменены обязательные сверхурочные рабо­ты. Все эти факторы привели к сокращению численности населения в области, увеличили дефицит рабочей силы на предприятиях. К концу 1945 г. численность работающих в промышленности сократилась до 75% от уровня 1940 г.

Часть заводов к концу войны так и не была восстанов­лена после бомбардировок. До предела было изношено промышленное оборудование, так как в годы войны оно не модернизировалось и капитально не ремонтировалось. Предприятия должны были в короткий срок перейти на выпуск гражданской продукции, что требовало серьезных изменений в технологическом процессе. В результате в 1945 г. объемы промышленного производства в промыш­ленности составили лишь 72% от довоенного уровня.

Возникшие трудности решались прежде всего за счет демобилизации армии. Но рабочих рук все равно не хвата­ло, поэтому их брали, где только можно. Так, например, в послевоенные годы широко применялся труд немецких военнопленных. На территории Ярославской области лаге­ря военнопленных находились под Рыбинском, в районе поселка Переборы и в поселке Каменники, под Угличем, в районе Ярославля и в других местах. Более 20 тысяч не­мецких военнопленных участвовали в строительных рабо­тах, восстанавливали разрушенные промышленные объек­ты, мосты, железнодорожные станции и т. д.

Восстановление народного хозяйства осуществлялось в рамках 4-й пятилетки (1946—1950 гг.). В промышлен­ности Ярославской области в эти годы реконструирова­лось и возводилось 15 промышленных объектов. Общие показатели промышленности области к концу пятилетки должны были достичь показателей 1940 г. и превзойти их, что позволило бы решить целый ряд социальных проблем: отмена карточной системы, снижение цен, жи­лищное строительство.

В годы пятилетки особое внимание уделяли крупным предприятиям тяжелой промышленности, которые при успешной работе, как локомотивы, должны были везти за собой всю индустрию региона. Одним из таких предпри­ятий оставался Ярославский автомобильный завод. Автомо­бильной промышленности правительство уделяло тогда очень большое внимание. Летом 1945 г. в Москве, на тер­ритории Кремля, проходила демонстрация новой советской автомобильной техники. Среди множества моделей автома­шин: ЗИС-110, «Победа», «Москвич», ГАЗ, УАЗ — демон­стрировался и ярославский грузовик ЯАЗ-200, 7-тонный автомобиль с отечественным дизель-мотором.

В один из дней выставку посетили члены правитель­ства во главе со Сталиным, и именно тогда было принято решение: Ярославский завод будет продолжать выпускать грузовые автомобили (15 тысяч штук в год) и одновре­менно начнет производить по 40 тысяч моторов в год для строящегося Белорусского автозавода. Представители за­вода сумели убедить членов правительства в том, что сле­дует выпускать именно дизель-моторы, а не бензиновые двигатели. Ярославский завод выпускал дизель-моторы уже с 1943 г.

Главный инженер Ярославского автозавода Г. М. Кокин позже вспоминал, как серьезно ярославцы готови­лись к этой выставке, как хотели каким-то образом укра­сить свой автомобиль. Кто-то предложил укрепить на ра­диаторе фигурку медведя из серебристого металла. Так и сделали. Во время знакомства с выставкой к авто­мобилю подошел Сталин. Обратил внимание на медведя. Ярославцы пояснили: есть такая легенда об основании Ярославля, и медведь — это символ города. Сталину идея понравилась. «Медведя оставить»,— дал он указание нар­кому. Нарком потом страшно возмущался. Цветной ме­талл был тогда в дефиците, а теперь получалось, что его нужно напрасно расходовать на тысячи автомашин. Но что он мог сделать? Приказ исходил от Сталина.

Наши рекомендации