Ликвидация неграмотности и малограмотности.

На рубеже 20—30-х годов начинается новый этап в развитии культуры. Утверждение тоталитарной мо­дели ее развития привело прежде всего к идеологизации всех сфер культурной жизни. Все больше усиливался контроль со стороны партийных органов. Представители старой интеллигенции уже в меньшей степени влияли на те или иные социокультурные процессы. К руководству культурой приходили новые люди, прежде всего те, кто получал образование в советских учебных заведениях, или те, кто попадал в учреждения культуры как выдвиженцы. Они стали проводить идею о воспитательном значении культуры для нового общества.

В ряду первоочередных задач продолжала оставать­ся задача ликвидации неграмотности и малограмотно­сти населения страны. В 1929 г. было принято поста­новление ЦК ВКП(б) «О работе по ликвидации негра­мотности». В свете этого постановления последовало и специальное решение бюро Ярославского окружного комитета ВКП(б) о развертывании работы всеми орга­низациями региона, особенно комсомолом. Эти меро­приятия стали «политически ударной задачей». Комсо­мольские организации страны объявили «культурный

поход» за всеобщую грамотность, осуществлять кото­рый стала так называемая «культурная армия». Участ­вовали в походе не только комсомольцы, но и другие категории грамотного населения. В Ярославском крае комсомол развернул работу по привлечению доброволь­цев к культурной работе на селе. Число участников культпохода постоянно возрастало. В 1930 г. их было около полутора тысяч, а в следующем году — две тыся­чи. К середине 1931 г. город Ярославль был объявлен городом сплошной грамотности. В то же время в про­цессе пополнения городских рабочих выходцами из сельской местности приходилось еще долгое время за­ниматься подобной работой. Строящиеся ярославские предприятия постоянно требовали притока рабочей си­лы. Большая часть новых рабочих набиралась из сель­ской местности, где уровень грамотного населения оста­вался значительно ниже, чем в городе. Поэтому Яро­славль не мог быть городом сплошной грамотности.

В начале тридцатых годов Ярославский горком ВКП(б) принял решение о формировании сети учебных заведений для образования рабочих. Стали создаваться комбинаты рабочего образования. В их задачу входило не только обучение рабочих грамоте, но и техническим на­выкам, поскольку для сельских жителей это было перво­очередной задачей в освоении рабочих профессий.

В 1931 г. в Ярославле работало 9 комбинатов рабоче­го образования. Контингент учащихся в них постоянно пополнялся. К началу 1932 г. в комбинатах обучалось бо­лее 20 тысяч рабочих. Кроме таких учебных заведений работали технические школы и производственно-политех­нические курсы. Особенно активно этой формой образова­ния занимались рабочие резинокомбината. К 1933 г. здесь учились все неграмотные рабочие. За достигнутые в области обучения рабочих результаты комбинату было вручено переходящее Красное знамя.

На других предприятиях аналогичной работой зани­мались не столь успешно. Кроме того, оставались негра­мотными другие категории городского населения. Как ре­зультат, к 1937 г. в городе еще оставалось 2 тысячи неграмотных и малограмотных.

Общеобразовательная школа.

Решение о введении в стране всеобщего начального образования было принято еще в 1925 г., но реальное осуществление намеченных планов началось лишь в кон­це 20-х годов. В первую очередь этот вопрос решался в городе, где материальные условия были значительно лучше, чем в сельской местности. В начале 30-х годов в Ярославле, например, охват детей школьного возраста школой был практически стопроцентным.

Важным показателем в развитии общеобразователь­ной школы стало открытие во всех крупных городах об­ласти школ-десятилеток. Их появление было обусловлено партийным постановлением 1932 года. Работа таких школ являлась необходимым условием развития высшей школы и подготовки высококвалифицированных кадров для всех отраслей народного хозяйства.

Было упразднено разделение семилетних школ на фабрично-заводские семилетки и школы крестьянской молодежи. Семилетняя школа стала единой для города и деревни.

В 1934 г. было принято постановление «О структуре начальной и средней школы СССР», по которому система школьных учреждений стала следующей: начальная че­тырехлетняя школа (могла входить в семилетнюю сред­нюю или работать самостоятельно), неполная средняя се­милетняя и полная средняя десятилетняя. Кроме того, к общеобразовательным стали относиться рабочие фа­культеты (рабфаки) и школы взрослых для обучения без отрыва от производства.

Увеличение числа учащихся потребовало расшире­ния материальной базы. В середине 30-х годов началось повсеместное строительство новых школьных зданий, и был разработан долгосрочный план по сооружению но­вых школ.

Только в Ярославле к 1936 г. появилось 10 новых , школьных зданий. Всего по области в период с 1929 г. по 1939 г. было построено 148 школ. К началу 1941 г. в об­ласти действовало 1763 начальных школы, 373 неполных средних, 119 полных средних школ. В общей сложности во всех типах школ обучалось 385 тысяч детей.

Дальнейшее развитие школьной сети было приоста­новлено начавшейся войной.

Важным направлением в организации обучения ста­ло совершенствование методик преподавания.

В Ярославле работал городской методический кабинет, который в 1938 г. был преобразован в Институт повыше­ния квалификации учителей. Институт координировал ра­боту районных и школьных методических и педагогиче­ских кабинетов, проводил областные научно-педагогиче­ские конференции.

Наши рекомендации