Налогообложение: понятие и сущность.

Налогообложение - это социально обусловленный элемент налоговой системы, способствующий удовлетворению экономических потребностей государства путем изъятия денеж­ных средств физических и юридических лиц в соответствии с принципами и нормами налогового права.

Налогообложение:

• является объективной необходимостью, вызванной соци­альным образом жизни людей;

• направлено на аккумуляцию средств, необходимых для удовлетворения общественных нужд, путем перераспределения части собственности индивидов в пользу государства;

• устанавливается высшим Представительным и Законода­тельным органом государства посредством принятия соответст­вующих нормативных правовых актов, что предполагает участие народа в его установлении через своих представителей;

• является обязанностью физических и юридических лиц, осуществляющих на государственной территории трудовую ли­бо предпринимательскую деятельность или являющихся лицами, постоянно находящимися
на территории Республики Беларусь и получающими доходы за ее пределами. Исполнение указанной обязанности обеспечивает­ся принудительной силой государства;

• служит экономической основой выполнения государством возложенных на него функций. Реализация государственной вла­стью своих полномочий должна быть направлена на создание благоприятных условий осуществления трудовой, предпринима­тельской и иной правомерной деятельности всеми находящими­ся на государственной территории физическими и юридически­ми лицами;

• оказывает влияние на все существующие в государстве ин­ституты и на всех без исключения проживающих на государст­венной территории индивидов.

Признаки налогообложения.

Налогообложение как комплексное социальное, экономико-правовое явление имеет присущие ему признаки.

Основные признаки -социальный, экономический и юридический.

Социальный признак налогообложения указывает на пер­вопричину его возникновения, на то, что общественный (коллективный) образ жизни людей, их социальные связи, отноше­ния внутри социальной общности создали предпосылки для возникновения налогообложения. Непосредственно совместное проживание людей, их способ ведения хозяйственной деятель­ности требовали наличия органов управления коллективом, что и послужило первопричиной зарождения анализируемого явле­ния, которое по своему назначению призвано создать матери­альную базу функционирования органов государственного управления.

Экономический признак налогообложения отражает направ­ленность данного явления на обеспечение органов управления социальным образованием финансовыми ресурсами для выпол­нения управленческих функций путем перераспределения де­нежных средств от налогоплательщиков в государственный бюджет. Экономический признак налогообложения является вторичным по отношению к социальному. Это связано с тем, что первоначально возникла необходимость в централизованном едином управлении социальным образованием и, как следствие, экономическая потребность в сборе средств на содержание орга­на управления с присущими ему атрибутами (вооруженная охра­на, суды, тюрьмы и т.д.).

Юридический признак налогообложения отражает необхо­димость правового регулирования процесса перераспределения собственности от физических лиц и организаций в пользу госу­дарства. Правовое регулирование представляет собой один из видов социального регулирования различных сфер жизнедея­тельности общества, т.е. общественных отношений.

Таким образом, непосредственно в правовых нормах закреп­ляется обязанность физических лиц и организаций по уплате налоговых платежей при наступлении определенных в законо­дательстве условий, а также определяются меры государствен­ного воздействия, применяемые к лицам, не выполняющим предписания, установленные правовыми нормами. Юридиче­ский признак налогообложения является внешним выражением социального и экономического признаков, которые вне право­вого регулирования по объективным причинам реализованы быть не могут.

Дополнительные признаки- политический и де­мографический.

Политический признак налогообложения выражает то влияние, которое политический режим оказывает на развитие анализируемого явления (количество видов налоговых плате­жей, взимаемых на государственной территории, размеры установленных налоговых платежей, меры юридической от­ветственности, применяемой к правонарушителям, и др.), т.е. налоговая политика государства в целом зависит от сущест­вующего политического режима, наличия реального разделе­ния властей, действительных полномочий Парламента и Пра­вительства.

Демографический признак налогообложения отражает коли­чество трудоспособного населения, проживающего на данной государственной территории, что оказывает влияние непосред­ственно на размер установленных в государстве налоговых пла­тежей. Чем больше в стране нетрудоспособного населения при­ходится на одного трудоспособного индивида, тем большее на­логовое бремя приходится нести трудоспособному, в связи с чем социальная политика государства должна быть направлена на всемерную поддержку материнства и детства с целью постоян­ного увеличения рождаемости.

Наши рекомендации