Гражданско-правовая ответственность: понятие и виды.

Гражданско-правовая ответственностьявляется разно­видностью юридической ответственности и представляет собой применяемые к лицу, нарушившему гражданско-правовое обяза­тельство, меры государственного принуждения имущественного характера, выраженные в виде возложения на него дополнительной гражданско-правовой обязанности или лишения виновного лица принадлежащего ему гражданского права, т.е. сводится к возложению на нарушителя гражданских прав дополнительных имущественных обременении.

Гражданско-правовая ответственность может быть выражена в двух формах.

1. В форме возмещения убытков.Так, в соответ­ствии со ст. 14 ГК лицо, право которого нарушено, может требо­вать возмещения причиненных ему убытков в полном объеме, если законодательством или заключенным договором не преду­смотрено иное, а должник, согласно ст. 364 ГК, обязан возмес­тить кредитору убытки, причиненные ненадлежащим исполне­нием или неисполнением обязательства. Таким образом, праву кредитора требовать возмещения убытков корреспондирует со­ответствующая обязанность должника.

Полному возмещению подлежит причиненный нарушением гражданского законодательства реальный ущерб, т.е. стоимость утраченного или поврежденного в результате совершения пра­вонарушения имущества, а также те расходы, которые уже про­изведены или будут произведены лицом, чье право нарушено, с целью восстановления нарушенного права. Кроме того, возме­щению подлежит упущенная выгода. В данном случае правона­рушитель должен компенсировать пострадавшему лицу те дохо­ды, которые данное лицо получило бы при отсутствии факта нарушения его прав, т.е. при обычных условиях гражданского оборота. Однако кредитор обязан обосновать требуемый к воз­мещению размер упущенной выгоды соответствующими расчетами, подтвержденными необходимыми при этом документами.

2. В форме уплаты неустойки. В соответствии со ст. 311 ГК неустойкой признается денежная сумма в определен­ном законодательством (законная неустойка) или договором (договорная неустойка) размере, которую виновная в наруше­нии гражданского законодательства сторона (должник) обязана уплатить потерпевшей стороне (кредитору).

В тех случаях, когда уплата неустойки предусмотрена зако­нодательством (например, в соответствии со ст. 366 ГК лицо, незаконно пользующееся чужими денежными средствами путем неправомерного их удержания, уклонения от их возврата, неос­новательного получения или сбережения за счет другого лица, обязано уплатить проценты на сумму этих средств), кредитор вправе требовать ее уплаты даже при отсутствии соглашения сторон. В отличие от законной неустойки договорная неустойка должна быть оформлена письменным соглашением независимо от формы заключения договора. Несоблюдение указанной фор­мы соглашения о неустойке влечет его недействительность. Та­ким образом, если стороны не предусмотрели в гражданско-правовом договоре, например в договоре купли-продажи, поло­жения об уплате неустойки в случае просрочки поставки товаров или оплаты за них с нарушением установленных в договоре или законодательстве сроков, то подлежит применению ст. 366 ГК, т.е. будет действовать законная неустойка (применительно к со­держанию договора - обычные условия договора); если же сто­роны пожелают увеличить или уменьшить размер неустойки по сравнению с предусмотренным законодательством, то им необ­ходимо предусмотреть данное положение в договоре, что послужит основанием для применения договорной неустойки (применительно к содержанию договора - случайные условия Договора).

Соотношение взыскания убытков и неустойки определено ст. 365 ГК, в соответствии с которой законодательством или до­говором могут быть предусмотрены следующие варианты взыскания убытков и неустойки:

1) взыскание только неустойки, но не убытков;

2) взыскание в полном объеме как убытков, так и неустойки;

3) взыскание по выбору кредитора либо неустойки, либо убытков.

Однако общее правило гражданского права предусматривает, что убытки подлежат возмещению только в части, не покрытой неустойкой.

ПЛАН УРОКА № 7

Название дисциплины: «Правовое обеспечение коммерческой деятельности»

Тема 7. Общие сведения о договоре купли-продажи.

Цель урока:

1. Учебная: в результате урока учащиеся должны усвоить понятие «договор купли-продажи», уметь раскрывать содержание договора купли продажи, права и обязанности сторон в договоре купли-продажи, ознакомиться с текущим законодательством Республики Беларусь по данным вопросам;

2. Воспитательная: обеспечить условия для формирования интереса к изучению данной дисциплины, формирования правовой культуры учащихся, привитие чувства ответственности за принятие решений;

3. Развивающая: развитие способности анализировать и выделять главное в процессе изложения учебного материала, аргументировать собственную точку зрения;

4. Методическая: активизация познавательной деятельности учащихся.

Тип урока: комбинированный

Вид урока: смешанный

Оборудование: опорный конспект, Конституция Республики Беларусь, Гражданский кодекс Республики Беларусь.

Междисциплинарные связи: Гражданское право.

Ход урока:

1. Организационный момент. Приветствие, выявление отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку, готовность наглядных пособий, доски, мела.

2. Мотивация. Сообщение темы. Постановка триединой дидактической цели занятия, организация действий учащихся по ее принятию. Формирование положительной мотивации к изучению темы.

3. Актуализация опорных знаний. Акцентуация отдельных положений, служащих основой изучения новой темы. Устный фронтальный опрос учащихся по изученной теме. Рассмотрение понятия «хозяйственный договор», «оферта», «акцепт», «гражданско-правовая ответственность». Ответы учащихся на следующие вопросы:

1. Что такое хозяйственный договор?

2. Какими признаками должен обладать договор, который заключается в сфере осуществления коммерческой деятельности?

3. Какие виды хозяйственных договоров Вы знаете?

4. В чем отличие реального договора от консенсуального?

5. Назовите принципы которыми руководствуются стороны при заключении договоров.

6. Назовите условия при наличии которых договор может быть расторгнут по решению суда.

7. Что такое гражданско-правовая ответственность?

8. Назовите виды гражданско-правовой ответственности.

4. Формирование новых знаний. Сообщение нового материала преподавателем посредством лекционной формы представления материала с использованием диалогового общения, дискуссии. Восприятие учащимися нового материала, его осмысление, обобщение, осознание, систематизация, конкретизация. Учащиеся поэтапно оформляют опорный конспект.

Вопросы для рассмотрения:

1. Понятие, значение, элементы договора купли-продажи. Сфера применения.

2. Права и обязанности сторон в договоре купли-продажи.

3. Момент исполнения обязательства в договоре купли-продажи.

4. Ответственность продавца за недостатки проданного имущества. Ответственность в случае изъятия товара у покупателя.

5. Договор розничной купли-продажи.

6. Продажа недвижимости.

5. Первичное закрепление новых знаний. Организация деятельности по воспроизведению, выделению существенных признаков, конкретизации знаний. Ответы учащихся на следующие вопросы:

1. Дайте определение договора купли-продажи.

2. Назовите элементы договора купли-продажи.

3. Назовите права и обязанности продавца в договоре купли-продажи.

4. Назовите права и обязанности покупателей в договоре купли-продажи.

5. Какую ответственность несет продавец за недостатки проданного имущества?

6. Раскройте суть договора розничной купли-продажи.

7. Назовите способы приобретения предприятия.

6. Подведение итогов урока: анализ успешности овладения знаниями и способами деятельности. Выдача домашнего задания. Инструктаж по выполнению домашнего задания.

**********************************************************************************

Наши рекомендации