Правовая основа государственного регулирования цен.

В целом государственное регулирование ценообразования представляет собой воздействие на процессы установления и применения цен со стороны государственных органов путем принятия законодательных, административных, бюджетно-финансовых и других мер с целью стабилизации и стимулирова­ния развития экономики республики. Такое регулирование мо­жет осуществляться на основе прямых и косвенных способов. К прямымспособам относятся:

1) фиксирование цен. Фиксированная цена - это регулируе­мая цена, установленная субъектом ценообразования в твердо выраженной денежной величине.

2) установление предельных цен. Предельная цена - регу­лируемая цена, величина которой ограничена верхним и (или) нижним пределами.

3) установление предельных торговых надбавок (скидок), которые представляют собой ограничения к регулируемой цене, устанавливаемые государственными органами, осуществляю­щими регулирование ценообразования в сфере обращения. На­ пример, предельный размер торговых надбавок установлен на
лекарственные средства, изделия медицинского назначения , производимые в республике и реализуемые населению, учреж­дениям и организациям здравоохранения;

4) установление предельных нормативов рентабельно­сти. Указанные нормативы являются предельными показателя­ми отношения прибыли к затратам, выраженным в процентах. В частности, предельные уровни рентабельности установлены по продукции (товарам, услугам) предприятий-монополистов;

5) использование порядка определения и применения цен. Например, установлен поря­док формирования и применения отпускных цен на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и тарифов на услуги, а также розничных цен;

6) декларирование цен. Имеется в виду регистрация цен субъектами предпринимательской деятельности, занимающими доминирующее положение на товарных рынках республики, в
соответствующих органах, осуществляющих регулирование це­нообразования;

7) регистрация цен.

Косвенное(экономическое) государственное регулирование ценообразования осуществляется посредством льготного кредитования, налоговой, тарифной политики. Эти меры применяются с целью создания экономических условий, способствующих снижению субъектами предпринимательской деятельности цен на производимые ими товары.

Решение о выборе конкретного способа регулирования цен принимается государственными органами, осуществляющими регулирование ценообразования, исходя из государственных интересов и складывающейся социально-экономической ситуа­ции в республике (ст. 8 Закона о ценообразовании).

В соответствии с Законом о ценообразовании государствен­ными органами, осуществляющими регулирование и контроль за ценообразованием в Республике Беларусь, являются:

• Департамент антимонопольной и ценовой политики, дейст­вующий в структуре Министерства экономики с правами юри­дического лица;

• другие республиканские органы государственного управ­ления, на которые возложены функции регулирования и контро­ля за ценообразованием, например Комитет государственного контроля Республики Беларусь, Национальный банк, отраслевые министерства;

• областные и Минский городской исполнительные и распо­рядительные органы.

Ответственность за нарушение законодательства в сфере ценообразования.

Основания, виды и объем ответственности предпринимателей за нарушение в сфере ценообразования определены Законом о ценообразовании.

В соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона о ценообразовании основаниямиответственности предпринимателей являются:

• нарушение установленных соответствующими государст­венными органами уровней регулируемых цен, завышение или занижение цен, в том числе предельных торговых надбавок (скидок), а также установленного порядка их определения;

• применение свободных цен, торговых надбавок (скидок) на товары, в отношении которых применяется государственное ре­гулирование;

• нарушение установленного порядка исчисления затрат, включаемых в себестоимость товаров при определении цен;

• нарушение установленного порядка декларирования и при­менения цен.

К предпринимателям, допустившим перечисленные наруше­ния, применяются одновременно следующие административные взыскания:

• взыскание в доход соответствующего бюджета выручки, полученной в результате завышения цен, либо суммы средств, недополученных в результате применения цен ниже установлен­ных государственными органами, осуществляющими регулиро­вание и контроль за ценообразованием;

• штраф в размере взысканной выручки. (Это же нарушение, совершенное в течение года после применения указанной санк­ции, влечет наложение такого штрафа в двойном размере.)

Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (да­лее - КоАП) устанавливает размер административной ответственности за сле­дующие нарушения:

• нарушение установленного порядка формирования и при­менения цен (тарифов) должностными и иными физическими лицами, ответственными за соблюдение указанного порядка;

• отсутствие решения органа (должностного лица) юридиче­ского лица и индивидуального предпринимателя об установле­нии цен на товары, производимые в Республике Беларусь, вво­зимые на ее территорию в таможенном режиме «выпуск товаров для свободного обращения», ввозимые из Российской Феде­рации;

• непредоставление информации о ценах на эти товары в республиканский орган государственного управления по вопро­сам экономики в Республике Беларусь в течение пяти рабочих дней с даты принятия соответствующего решения органами, осуществляющими регулирование и контроль за ценообразова­нием, - будет определяться ст. 12.4 указанного кодекса, а ответствен­ность за такие правонарушения, как:

• превышение установленных предельных индексов от­пускных цен (тарифов) на товары (работы, услуги) при их реализации без регистрации цен (тарифов) в установленном порядке;

• реализация товаров (работ, услуг) с нарушением установленного порядка регистрации цен (тарифов), а также при отсут­ствии экономических расчетов, подтверждающих уровень при­меняемых цен (тарифов);

• отсутствие экономических расчетов при определении уров­ня отпускных цен (тарифов) на реализуемые товары (работы, услуги), - будет определяться ст. 12.6 КоАП.

УРОКА № 6

Название дисциплины: «Правовое обеспечение коммерческой деятельности»

Тема 6. Виды хозяйственных договоров.

Цель урока:

1. Учебная: в результате урока учащиеся должны усвоить понятия «хозяйственный договор», «оферта», «акцепт», уметь раскрывать содержание понятия хозяйственный договор, виды хозяйственных договоров, ознакомиться с текущим законодательством Республики Беларусь по данным вопросам;

2. Воспитательная: обеспечить условия для формирования интереса к изучению данной дисциплины, формирования правовой культуры учащихся, привитие чувства ответственности за принятие решений;

3. Развивающая: развитие способности анализировать и выделять главное в процессе изложения учебного материала, аргументировать собственную точку зрения;

4. Методическая: активизация познавательной деятельности учащихся.

Тип урока: комбинированный

Вид урока: смешанный

Оборудование: опорный конспект, Конституция Республики Беларусь, Гражданский кодекс Республики Беларусь.

Междисциплинарные связи: Гражданское право.

Ход урока:

1. Организационный момент. Приветствие, выявление отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку, готовность наглядных пособий, доски, мела.

2. Мотивация. Сообщение темы. Постановка триединой дидактической цели занятия, организация действий учащихся по ее принятию. Формирование положительной мотивации к изучению темы.

3. Актуализация опорных знаний. Акцентуация отдельных положений, служащих основой изучения новой темы. Устный фронтальный опрос учащихся по изученной теме. Рассмотрение понятия «цена», «регулируемая цена», «свободная цена», «фиксированная цена». Ответы учащихся на следующие вопросы:

1. Дайте характеристику цены в качестве экономической категории.

2. Дайте характеристику цены в качестве юридической категории.

3. Какие виды цен Вы знаете?

4. В чем отличие розничной цены от оптовой цены?

5. В каких случаях применяются регулируемые цены?

6. Дайте понятие государственного регулирования ценообразования.

7. Что относится к прямым способам государственного регулирования ценообразования?

8. Что относится к косвенным способам государственного регулирования ценообразования?

9. Какая ответственность предусмотрена за нарушения законодательства в сфере ценообразования?

4. Формирование новых знаний. Сообщение нового материала преподавателем посредством лекционной формы представления материала с использованием диалогового общения, дискуссии. Восприятие учащимися нового материала, его осмысление, обобщение, осознание, систематизация, конкретизация. Учащиеся поэтапно оформляют опорный конспект.

Вопросы для рассмотрения:

1. Понятие, форма и элементы хозяйственного договора.

2. Виды хозяйственных договоров.

3. Порядок заключения хозяйственных договоров.

4. Изменение и расторжение хозяйственных договоров.

5. Гражданско-правовая ответственность: понятие и виды.

5. Первичное закрепление новых знаний. Организация деятельности по воспроизведению, выделению существенных признаков, конкретизации знаний. Ответы учащихся на следующие вопросы:

1. Дайте определение хозяйственного договора.

2. Назовите элементы хозяйственного договора.

3. Назовите виды хозяйственных договоров.

4. Что означает принцип юридического равенства участников хозяйственных правоотношений.

5. Что означает принцип свободы договора.

6. Раскройте принцип добросовестности и разумности участников хозяйственных правоотношений.

7. Что такое оферта?

8. Что такое акцепт?

9. Дайте понятие гражданско-правовой ответственности.

10. В чем отличие возмещения убытков от уплаты неустойки?

6. Подведение итогов урока: анализ успешности овладения знаниями и способами деятельности. Выдача домашнего задания. Инструктаж по выполнению домашнего задания.

**********************************************************************************

Наши рекомендации