Правовой режим отдельных видов имущества.

Режимы собственности, хозяйственного ведения и оператив­ного управления составляют общий правовой режим имущества субъектов коммерческой деятельности.

Специальный правовой режим устанавливается в отноше­нии отдельных видов имущества, имеющих специфические эко­номические и (или) юридические признаки, фондов, капиталов и резервов. Такой режим устанавливается для единообразного применения правил налогообложения, формирования одинако­вого правового значения тех или иных категорий (уставный, ре­зервный фонд и т.д.), единообразного ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций субъектами предприни­мательской деятельности.

К основным средствам относят материальные, т.е. имеющие материально-вещественную форму, активы организа­ций, используемые в течение нормативного срока службы про­должительностью свыше двенадцати месяцев, стоимость едини­цы которых на момент приобретения превышает величину, определяемую Министерством финансов.

К основным средствам относятся: здания; сооружения; пере­даточные устройства, рабочие и силовые машины и оборудова­ние, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вы­числительная техника, транспортные средства, инструмент; про­изводственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности; рабочий скот; многолетние насаждения; капитальные затраты по улучшению земель; прочие основные средства. С учетом инфляци­онных процессов для приведения стоимости основных средств в соответствие с их действительной стоимостью не чаще одного раза в год производится их переоценка.

ПЛАН УРОКА № 4

Название дисциплины: «Правовое обеспечение коммерческой деятельности»

Тема 4. Правовая основа предупреждения экономической несостоятельности (банкротства) субъектов коммерческой деятельности.

Цель урока:

1. Учебная: в результате урока учащиеся должны усвоить понятия «экономическая несостоятельность», «банкротство», «конкурсное производство», «мировое соглашение», уметь раскрывать содержание понятия банкротства, неплатежеспособность, ознакомиться с текущим законодательством Республики Беларусь по данным вопросам;

2. Воспитательная: обеспечить условия для формирования интереса к изучению данной дисциплины, формирования правовой культуры учащихся, привитие чувства ответственности за принятие решений;

3. Развивающая: развитие способности анализировать и выделять главное в процессе изложения учебного материала, аргументировать собственную точку зрения;

4. Методическая: активизация познавательной деятельности учащихся.

Тип урока: комбинированный

Вид урока: смешанный

Оборудование: опорный конспект, Конституция Республики Беларусь, Гражданский кодекс Республики Беларусь, Закон «Об экономической несостоятельности (банкротстве) от 18 июля 2000 года № 423-З с изменениями и дополнениями от 14 июля 2009 года № 41-З, учебник «Правовое регулирование коммерческой деятельности» под ред. Вабищевича С.С., Маньковского И.А.

Междисциплинарные связи: Гражданское право.

Ход урока:

1. Организационный момент. Приветствие, выявление отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку, готовность наглядных пособий, доски, мела.

2. Мотивация. Сообщение темы. Постановка триединой дидактической цели занятия, организация действий учащихся по ее принятию. Формирование положительной мотивации к изучению темы.

3. Актуализация опорных знаний. Акцентуация отдельных положений, служащих основой изучения новой темы. Рассмотрение понятия «индивидуальный предприниматель», рассмотрения понятия «имущество», «материальные элементы имущества», «нематериальные элементы имущества». Ответы учащихся на следующие вопросы:

1. Дайте характеристику правового статуса индивидуальных предпринимателей.

2. Дайте понятие имущества субъектов коммерческой деятельности.

3. Дайте характеристику права собственности.

4 Формирование новых знаний. Сообщение нового материала преподавателем посредством лекционной формы представления материала с использованием диалогового общения, дискуссии. Восприятие учащимися нового материала, его осмысление, обобщение, осознание, систематизация, конкретизация. Учащиеся поэтапно оформляют опорный конспект.

Вопросы для рассмотрения:

1. Понятие экономической несостоятельности (банкротства).

2. Процедуры экономической несостоятельности (банкротства).

3. Особенности производства по делам об экономической несостоятельности (банкротстве).

4. Правовое положение участников производства по делам о экономической несостоятельности (банкротстве).

5. Понятие защитного периода, конкурсного производства, мирового соглашения.

5 Первичное закрепление новых знаний. Организация деятельности по воспроизведению, выделению существенных признаков, конкретизации знаний. Ответы учащихся на следующие вопросы:

1. Дайте определение экономической несостоятельности, банкротства.

2. Назовите признаки при наличии которых должник вправе обратиться в хозяйственный суд с заявлением о своем банк­ротстве.

3. Что такое конкурсное производство?

4. Дайте определение мирового соглашения.

6 Подведение итогов урока: анализ успешности овладения знаниями и способами деятельности. Выдача домашнего задания. Инструктаж по выполнению домашнего задания.

**********************************************************************************

Понятие экономической несостоятельности (банкротства).

В ходе регулирования экономики государство неизбежно сталкивается с проблемой неплатежеспособности и убыточности субъектов предпринимательской деятельности. Как показывает опыт стран, переживших кризис в экономике, чисто рыночным средством решения этой проблемы является институт экономи­ческой несостоятельности, направленный на защиту прав и за­конных интересов кредиторов и пресечение неэффективного экономического поведения должников.

Под экономической несостоятельностью понимается неплатеже­способность, имеющая или приобретающая устойчивый харак­тер, признанная решением хозяйственного суда об экономиче­ской несостоятельности с санацией должника (решение о сана­ции). Банкротство определяется как неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная решением хозяйственного суда о банкротстве с ликвидацией должника - юридического лица, прекращением деятельности должника - индивидуального предпринимателя (решение об открытии ликвидационного производства). Таким образом, при вынесении хозяйственным судом в отношении должника решения о санации должник признается экономически несостоятельным, а если должник признается банкротом, то в решении указывается об открытии ликвидационного производства.

Неплатежеспособность - это неспо­собность удовлетворить требования кредитора (кредиторов) по денежным обязательствам, вытекающим из трудовых и связан­ных с ними отношений, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Сущность неплатежеспособности за­ключается в неисполнении обязательств вне зависимости от на­личия или отсутствия имущества, а также его стоимости.

Дело о банкротстве мо­жет быть возбуждено по заявлению должника при наличии следующих признаков несостоятельности:

- неплатежеспособность должника имеет устойчивый ха­рактер;

- наличие обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что должник будет не в состоянии в установленный срок исполнить платежные обязательства и (или) обязательства, вы­текающие из трудовых и связанных с ними отношений, ввиду своей неплатежеспособности, приобретающей устойчивый ха­рактер (в предвидении банкротства).

При наличии одного из указанных признаков должник впра­ве обратиться в хозяйственный суд с заявлением о своем банк­ротстве. Дело об экономиче­ской несостоятельности (банкротстве) может быть возбуждено по заявлению кредитора при наличии в совокупности следую­щих оснований:

1)Наличие у кредитора достоверных, документально подтвержденных сведений о неплатежеспособности должника, имеющей или приобретающей устойчивый характер;

2)Применение к должнику принудительного исполнения, не произведенного в течение трех месяцев, либо выявление в про­цессе принудительного исполнения факта отсутствия у должни­ка имущества, достаточного для удовлетворения предъявленных к нему требований;

3)Наличие задолженности перед кредитором, подавшим заяв­ление кредитора, в размере 100 базовых величин и более, а в случае, если должник является градообразующей или прирав­ненной к ней организацией, государственной организацией, ор­ганизацией с долей государственной собственности в уставном фонде, а также юридическим лицом или индивидуальным пред­принимателем, имеющим государственные и международные заказы, - в размере 2500 базовых величин и более.

Отсутствие одного из указанных оснований влечет возвра­щение заявления кредитора. При этом за кредитором сохраняет­ся право повторного обращения с заявлением об экономической несостоятельности (банкротстве) при возникновении соответ­ствующих оснований или представлении соответствующих до­кументов.

В современном законодательстве значительное место заняли восстановительные процедуры. При рассмотрении дела об экономической несостоятельности (банкротстве) должника – юр. лица применяются такие процедуры, как защитный период, конкурсное производство, мировое соглашение и иные, предусмотренные Законом о несостоятельности, в частности процедура банкротства ликвидируемого должника и процедура банкротства отсутствующего должника, т. е. упрощенные процедуры банкротства.

Право на подачу заявления кредитора о признании должника несостоятельным имеют лица, признаваемые в качестве конкурсных кредиторов. К ним Закон о несостоятельности относит кредиторов по пла­тежным обязательствам, за исключением граждан, перед кото­рыми должник несет ответственность за причинение вреда их жизни или здоровью, а также учредителей (участников) должни­ка - юридического лица, перед которыми должник несет ответ­ственность по обязательствам, вытекающим из такого участия, или представителя работников должника - по обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений.

Основанием для возбуждения дела о несостоятельности явля­ется заявление о признании должника несостоятельным, поданное управомоченным лицом. С этого момента:

1) по ходатайству руководителя должника, временного управ­ляющего или иных лиц приостанавливается в общем или хозяйственном суде либо ином государственном органе производство по делу, связанному с взысканием с должника денежных средств и (или) иного имущества;

2) приостанавливается исполнение исполнительных докумен­тов, выданных на основании судебных решений, вступивших в законную силу до момента вынесения хозяйственным судом определения о возбуждении производства по делу об экономиче­ской несостоятельности (банкротстве) должника, по имущест­венным взысканиям, за исключением исполнения исполнитель­ных документов по взысканию задолженности по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью граждан, и морально­го вреда, а также задолженности по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих у должника по трудовому дого­вору (контракту), выплате вознаграждений по авторским догово­рам, алиментов;

3) запрещается удовлетворение требований учредителя (уча­стника) должника - юридического лица о выделении доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом его из состава учредите­лей (участников).

Характеризуя общие вопросы производства по делам о несо­стоятельности, необходимо остановиться на правовом положе­нии таких его участников, как антикризисный управляющий, должник, кредиторы.

Законодательство о несостоятельности преследует опреде­ленные ключевые цели, но при этом оно дает лишь основу для их достижения. Реализовать Закон соответствующим образом должен (призван) антикризисный управляющий. Институт управляющих является одним из основных элементов современ­ной системы несостоятельности.

Антикризисный управляющий назначается хозяйственным судом для реализации целей некоторых процедур банкротства и осуществления иных полномочий в соответствии с Законом о несостоятельности (далее - управляющий). Управляющим мо­жет быть физическое лицо, зарегистрированное в качестве инди­видуального предпринимателя, и юридическое лицо.

Физическое лицо и руководитель юридического лица -управляющего должны иметь высшее образование, преимущест­венно экономическое или юридическое, необходимый опыт хо­зяйственной (предпринимательской) деятельности.

Управляющий действует на основании лицензии управляю­щего, выдаваемой Департаментом по санации и банкротству Министерства экономики Республики Беларусь

Управляющий получает вознаграждение за свою деятельность в порядке, пре­дусмотренном Законом о несостоятельности, - за каждый месяц осуществления своих полномочий. Размер вознагражде­ния определяется хозяйственным судом по предложению собра­ния кредиторов, если иное не предусмотрено Законом о несо­стоятельности. Управляющий не может быть заинтересованным лицом в от­ношении должника и кредиторов.

В законодательстве о несостоятельности под долж­ником понимается сторона, обязанная лишь в денежном обяза­тельстве, которая должна уплатить кредитору денежную сумму. В то же время когда речь идет о должнике, имеется в виду не только гражданско-правовое обязательство, но и обязанность по уплате в бюджет, государственные целевые бюджетные и вне­бюджетные фонды налогов, сборов, пошлин и других платежей, в том числе экономических (финансовых) санкций, применяе­мых к должнику, т.е. публично-правовая обязанность.

После возбуждения дела об экономической несостоятельности (банкротстве) их дееспособность ограничива­ется, а в случае принятия хозяйственным судом решения о бан­кротстве должника - юридического лица с ликвидацией его пра­восубъектность прекращается.

Интересы всех кредиторов как участников дела о несостоя­тельности представляют собрание и комитет кредиторов. Участ­никами собрания кредиторов с правом голоса являются кон­курсные кредиторы. В собрании кредиторов участвуют предста­витель работников должника, судьи (судья), осуществляющие производство по делу о банкротстве, а также лица, вызванные хозяйственным судом или управляющим. Конкурсные кредито­ры на собрании кредиторов обладают числом голосов, пропор­циональным сумме их требований к должнику, признаваемых в соответствии с Законом о несостоятельности установленными на дату проведения собрания кредиторов. Если иное не предусмот­рено Законом о несостоятельности, собрание кредиторов признает­ся правомочным независимо от числа голосов конкурсных кредито­ров, присутствовавших на нем, при условии, что о времени и месте проведения собрания кредиторов конкурсные кредиторы были над­лежащим образом уведомлены и могли свободно собраться в пред­ложенном месте проведения собрания кредиторов в назначенное время. Организация и проведение собрания кредиторов осуществ­ляется управляющим под контролем хозяйственного суда.

Комитет кредиторов является специфическим субъектом правоотношений, возникающих в связи с несостоятельностью должника. Этот орган избирается на общем собрании кредито­ров. Максимальное количество членов комитета кредиторов - семь человек. Решения комитетом кредиторов также принимаются большинством голосов от общего числа членов комитета креди­торов.

Требования кредиторов фиксируются в реестре, который ве­дется управляющим. В нем указываются сведения о каждом кредиторе, о размере требований каждого кредитора, об очередности удовле­творения каждого требования кредитора.

3ащитный период - процедура экономической несостоя­тельности (банкротства), применяемая к должнику - юридиче­скому лицу в целях проверки наличия оснований для возбужде­ния конкурсного производства и обеспечения сохранности иму­щества должника.

Конкурсное производство – процедура экономической несостоятельности (банкротства), осуществляемая в целях максимально возможного удовлетворения требований кредиторов в установленной очередности, защиты прав и законных интересов должника, а также кредиторов и иных лиц. Эти цели достигаются в процессе санации (восстановлении платежеспособности) или в процессе ликвидации (продажи имущества) должника.

Мировое соглашение – процедура экономической несостоятельности в виде соглашения между должником и конкурсными кредиторами об уплате долгов, в котором предусматривается освобождение должника от долгов или уменьшение долгов или рассрочка их уплаты.

Суть мирового соглашения – урегулирование взаимоотношений должника и кредиторов, обеспечивающее продолжение хозяйственной деятельности должника.

Мировое соглашение может быть заключено с момента возбуждения хозяйственным судом производства по делу о несостоятельности на любой его стадии до вынесения судом окончательного решения по делу.

Решение о заключении мирового соглашения от имени кон­курсных кредиторов принимается собранием кредиторов - большинством голосов от числа голосов конкурсных кредито­ров, присутствующих на собрании кредиторов. Со стороны должника решение о заключении мирового соглашения прини­мается должником - индивидуальным предпринимателем, руко­водителем должника или управляющим (временным управляю­щим).

Мировое соглашение заключается в письменной форме и подписывается лицами, принявшими решение о его заключении. Статья 156 Закона о несостоятельности предусматривает обяза­тельные и возможные условия содержания мирового соглаше­ния. К первой группе относятся сведения о порядке и сроках исполнения обязательств должника и (или) о прекраще­нии обязательств должника путем предоставления отступного, новацией обязательств, прощением долга либо иными способа­ми, предусмотренными гражданским законодательством. Вто­рую группу составляют условия: об отсрочке и (или) рас­срочке исполнения обязательств должника; об уступке требова­ний должника; об исполнении обязательств должника третьими лицами; о переводе долга; об обмене требований кредиторов на акции; об удовлетворении требований кредиторов другими спо­собами.

Мировое соглашение вступает в силу и становится обяза­тельным для его участников со дня утверждения его хозяйствен­ным судом. Для этого управляющий (временный управляющий) в течение пяти дней со дня принятия решения о заключении ми­рового соглашения должен подать в хозяйственный суд заявле­ние об утверждении мирового соглашения и документы, пере­численные в ч. 2 ст. 157 Закона о несостоятельности.

Со дня утверждения хозяйственным судом мирового согла­шения прекращаются полномочия управляющего (временного управляющего). Последний продолжает исполнять свои обязан­ности в случае отстранения от должности руководителя должни­ка до момента назначения (избрания) нового руководителя должника. С момента утверждения мирового соглашения долж­ник или управляющий (временный управляющий) приступает к погашению задолженности перед кредиторами согласно услови­ям мирового соглашения.

Хозяйственный суд может отказать в утверждении мирового соглашения. В одних случаях это его право, а в других - обязан­ность (ст. 159 Закона о несостоятельности). Утвержденное хо­зяйственным судом мировое соглашение может быть признано им недействительным или расторгнуто. С заявлением о призна­нии мирового соглашения недействительным могут обращаться должник, кредитор, уполномоченный орган либо прокурор. Об­щие основания для признания мирового соглашения недействи­тельным предусмотрены гл. 9 ГК, а специальные - Законом о несостоятельности. В случаях признания мирового соглашения недействительным наступают последствия, предусмотренные ст. 161 Закона о несостоятельности.

Расторжение мирового соглашения, утвержденного хозяйст­венным судом, ни в одностороннем порядке, ни по соглашению между кредиторами и должником не допускается. Оно может быть расторгнуто по решению хозяйственного суда в случае не­исполнения должником условий мирового соглашения в отно­шении не менее одной трети требований кредиторов. В этом случае также применяются последствия, предусмотренные ст. 161 Закона о несостоятельности.

ПЛАН УРОКА № 5

Название дисциплины: «Правовое обеспечение коммерческой деятельности»

Тема 5. Правовая основа ценообразования.

Цель урока:

1. Учебная: в результате урока учащиеся должны усвоить понятия «цена», «оптовая цена», «розничная цена», «оптовая цена», уметь раскрывать содержание понятия цена, государственное регулирование ценообразования, ознакомиться с текущим законодательством Республики Беларусь по данным вопросам;

2. Воспитательная: обеспечить условия для формирования интереса к изучению данной дисциплины, формирования правовой культуры учащихся, привитие чувства ответственности за принятие решений;

3. Развивающая: развитие способности анализировать и выделять главное в процессе изложения учебного материала, аргументировать собственную точку зрения;

4. Методическая: активизация познавательной деятельности учащихся.

Тип урока: комбинированный

Вид урока: смешанный

Оборудование: опорный конспект, Конституция Республики Беларусь, Гражданский кодекс Республики Беларусь, Закон «О ценообразовании», учебник «Правовое регулирование коммерческой деятельности» под ред. Вабищевича С.С., Маньковского И.А.

Междисциплинарные связи: Гражданское право.

Ход урока:

1. Организационный момент. Приветствие, выявление отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку, готовность наглядных пособий, доски, мела.

2. Мотивация. Сообщение темы. Постановка триединой дидактической цели занятия, организация действий учащихся по ее принятию. Формирование положительной мотивации к изучению темы.

3. Актуализация опорных знаний. Акцентуация отдельных положений, служащих основой изучения новой темы. Устный фронтальный опрос учащихся по изученной теме. Рассмотрение понятия «экономическая несостоятельность», рассмотрения понятия «банкротство», «мировое соглашение», «конкурсное производство». Ответы учащихся на следующие вопросы:

1. Дайте характеристику неплатежеспособности.

2. Дайте понятие и характеристику мирового соглашения.

3. Дайте характеристику правового положения участников производства по делам об экономической несостоятельности (банкротстве).

4 Формирование новых знаний. Сообщение нового материала преподавателем посредством лекционной формы представления материала с использованием диалогового общения, дискуссии. Восприятие учащимися нового материала, его осмысление, обобщение, осознание, систематизация, конкретизация. Учащиеся поэтапно оформляют опорный конспект.

Вопросы для рассмотрения:

1. Понятие и виды цен.

2. Правовая основа государственного регулирования цен.

3. Ответственность за нарушение законодательства в сфере ценообразования.

5 Первичное закрепление новых знаний. Организация деятельности по воспроизведению, выделению существенных признаков, конкретизации знаний. Ответы учащихся на следующие вопросы:

1. Дайте определение цены.

2. Назовите виды цен.

3. Назовите способы государственного регулирования цен.

4. Дайте характеристику косвенного государственного регулирования цен.

5. Какая ответственность предусмотрена за нарушение законодательства в сфере ценообразования?

6 Подведение итогов урока: анализ успешности овладения знаниями и способами деятельности. Выдача домашнего задания. Инструктаж по выполнению домашнего задания.

**********************************************************************************

Понятие и виды цен.

Главные факторы, формирующие рынок, - это спрос и предложение. Основной способ установления равнове­сия между ними - цена. Являясь регулятором соотношения спроса и предложения, цена влияет на экономическое положение субъек­тов предпринимательской деятельности.

В качестве экономической категории цена пред­ставляет собой денежное выражение (форму) товара. При формировании цены как экономической категории учитывается ее связь с различными факторами рыночной среды. Речь идет о взаимосвязи цены с потребителями, государством, дру­гими производителями, конкуренцией, с расходами на производ­ство и т.д.

Как юридическая категория цена представляет со­бой прежде всего денежную сумму, в которой оплачивается ис­полнение договора. В соответствии со ст. 394 ГК исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон с соблюдением норм законодательства. В предусмотренных законодательством случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), установленные или регулируемые упол­номоченными на то государственными органами. При этом ГК не называет цену в числе существенных условий договора. Если в возмездном договоре цена не предусмотрена и не может быть определена исходя из условий договора, его исполнение оплачи­вается по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы, услуги (п. 3 ст. 394 ГК). Цена выступает одновременно в двух качествах: как экономиче­ское средство управления и как объект государственного регу­лирования.

Действующее законодательство предусматривает систему цен, включающую различные их виды.

В зависимости от участия государства в про­цессе ценообразования выделяются свободные и регулируемые цены. Свободная цена - это цена, складывающаяся под воздей­ствием спроса и предложения в условиях свободной конкурен­ции. Регулируемая цена — цена, устанавливаемая соответствую­щими государственным органами, осуществляющими регулиро­вание ценообразования, или определяемая субъектом предпри­нимательской деятельности1 с учетом установленных этими ор­ганами определенных ограничений.

В зависимости от наличия контроля за приме­нением предусмотренного порядка ценообразования цены делят­ся на контролируемые и неконтролируемые. При этом уста­новление контроля зависит от того, является цена регулируемой или свободной. Установление и применение регулируемых цен подлежит контролю со стороны государственных органов.

В зависимости от рынка выделяются цены оптовые и розничные. Оптовая цена уплачивается организацией розничной торговли производителю или оптовому посреднику. Розничная цена - цена, по которой товар продается конечному потребителю.

В зависимости от территории формирова­ния и применения цены можно разделить на государст­венные и мировые. Государственные цены формируются и при­меняются в соответствии с законодательством Республики Бела­русь, а мировые - на основе данных биржевых котировок. Последние имеют значение для субъектов, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность.

В зависимости от отрасли выделяют оптово-отпускные цены - применяются в промышленности; тарифы -применяются в транспортной деятельности; сметную стои­мость - применяется в строительстве, закупочные цены - при­меняются в сельском хозяйстве.

В юридической и экономической литературе существуют и другие классификации цен, проводимые по различным критериям.

Необходимо различать правовое регулирование ценообразо­вания и правовое регулирование цен. В первом случае объектом правового регулирования выступает процесс формирования цен, а во втором - прямое установление цен при их государственном регулировании.

В соответствии со ст. 7 Закона о ценообразовании регули­руемые цены в Республике Беларусь применяются:

• на товары (работы, услуги) субъектов хозяйствования, за­нимающих доминирующее положение на товарных рынках Рес­публики Беларусь и включенных в государственный реестр;

• на отдельные социально значимые товары (работы, услуги), конкретный перечень которых устанавливается Президентом Республики Беларусь или по его поручению Советом Министров
Республики Беларусь.

Наши рекомендации