Определение ущерба от загрязнения земель

Ущерб – это фактические или возможные экономические и социальные потери, возникающие в результате загрязнения земель. Следует различать ущерб одномоментный (разовый) и перманентный (постоянный), латентный (проявляющихся со временем), ослабевающий и возрастающий со временем, прямой и косвенный, существенный и несущественный (превышающий или не превышающий порога чувствительности экосистем). Кроме того, выделяют эколого-экономический ущерб. Под которым понимают материальные и финансовые потери землевладельцев и землепользователей, производящие в результате неблагоприятных воздействий на землевладения и землепользования их территориально-промышленные комплексы и агроландшафты при несоблюдении утвержденных нормативов и параметров функционирования данной экологической среды.

Наиболее опасен ущерб от загрязнения земель химическими веществами. Порядок определения данного вида ущерба установлен Госкомземом и Министерством природных ресурсов РФ в ноябре 1993 г. Определены правила расчета платы в возмещение ущерба, причиненного загрязнением любых земельи почв несанкционированными свалками промышленных, бытовых и других отходов. Сумма ущерба от загрязнения земель взимается с граждан, предприятий, учреждений, организаций и других юридических лиц независимо от их местоположения, организационно-правовых форм и форм собственности, на которых они основаны, включая совместные предприятия. Сумму ущерба взимают на основании исков, которые составляют и предъявляют виновным лицам органы системы Министерства природных ресурсов РФ и Государственного земельного комитета РФ. При наличии нескольких виновных в загрязнении земель иски предъявляют в соответствии с долевым участием каждого виновного в причинении ущерба.

Выплаты по искам за загрязнение земель не освобождают виновных от выполнения мероприятий по охране окружающей природной среды, а также от уплаты штрафов и возмещения причиненного вреда в соответствии с законами «Об охране окружающей природной среды» и «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Земельным кодексом РСФСР и другими законодательными актами. Средства по указанным искам направляют в государственные внебюджетные экологические фонды, которые рекомендовано использовать для осуществления мероприятий. По консервации загрязненных земель или организации ихиспользования в специальном режиме восстановления, устранения причин дальнейшего их загрязнения, для возмещения убытков и вреда причиненного в результате ухудшения качества земель и ограничения их использования, возмещения потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, а также на проведение обследований по выявлению загрязненных земель.

Площади, глубину загрязнения земель и концентрацию химических веществ определяют на основании материалов обследования земель и лабораторных анализов, проведенных в соответствии с нормативными и методическими документами, утвержденными или разрешенными для применения Министерством природных ресурсов РФ и Государственным земельным комитетом РФ. Размеры ущерба от загрязнения земель определяют, исходя из затрат на проведение полного объема работ по очистке загрязненных земель. Если эти затраты оценить невозможно, размеры платы за ущерб от загрязнения земель одним или несколькими (от 1 до п) химическими веществами (тыс. руб.) рассчитывают по формуле

П= Определение ущерба от загрязнения земель - student2.ru Определение ущерба от загрязнения земель - student2.ru (Hс Si KвKa(i)Kз(j) Kr), (1)

где Нс - норматив стоимости сельскохозяйственных земель в регионе, тыс.руб/га Стоимость земель городов и населенных пунктов определяют органы Государственного земельного комитета РФ и утверждают соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации; Si - площадь земель, загрязненных химическим веществом i-го вида, га; Kв- коэффициент пересчета размера ущерба в зависимости от периода времени необходимого для восстановлен загрязненных сельскохозяйственных земель (при продолжительности периода восстановления 1 год Kв= 0,9); Ka(i) -коэффициент пересчета размера ущерба в зависимости от степени загрязнения земель химическим веществом i-го вида (от 0 при допустимой степени загрязнения до 2,0 при очень сильной); Kз(j) —коэффициент экологической ситуации и экологической значимости территории i-го экономического района (от 1,1 до 2,0); Kr - коэффициент пересчета размера ущерба в зависимости от глубины загрязнения земель (от 1,0при глубине до 20 см до 2,0 при глубине до 1,5 м).

Степень загрязнения характеризуется пятью уровнями: 1 – допустимый, 2 – слабый, 3 – средний, 4 – сильный, 5 – очень сильный. Под допустимым уровнем загрязнения понимают содержание в почве химических веществ, не превышающее их предельно допустимых (ПДК) или ориентировочно допустимых концентраций (ОДК). При допустимом уровне загрязнения коэффициент Ka приравнивают к нулю, тогда П = О и, следовательно, плата не взимается. Коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости на территории Российской Федерации вводят для учета суммарного воздействия, оказываемого загрязняющим веществами на земли. Эти коэффициенты могут быть увеличены решениями органов исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга по представлению соответствующих территориальных органов Министерства природных ресурсов РФ и Государственного земельного комитета РФ следующим образом:

- в зонах экологического бедствия, районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, на территориях государственных природных заповедников, национальных природных парков и других особо охраняемых природных территориях, в эколого-курортных регионах, а также на территориях, по которым заключены международные конвенции, – не более чем в 2 раза;

- в городах и населенных пунктах – не более чем в 1,5 раза.

Если данные о допустимом уровне химических веществ, загрязняющих земли, отсутствуют, то ущерб от загрязнения рассчитывают по этой же формуле, однако, для того чтобы определить коэффициент K a(i), используют промежуточный показатель

Zс = Сi факт / Сi фон, (2)

где Сi факт – фактическое содержание i-го токсиканта в почве; Сi фон – регионально-фоновое содержание в почве i-го токсиканта. Под регионально-фоновым содержанием химических веществ понимают их содержание в почвах территорий не испытывающих техногенные нагрузки.

Если Zс < 2,Кa(i) = 0; при Zс = 8…32 Кa (i) = 0,6; если Zс > 64, Кa(i) = 2,0.

При отсутствии данных по фоновому содержанию в почвах неорганических химических веществ фон берется как среднерегиональный для незагрязненной территории и утверждается Министерством природных ресурсов РФ; для органических соединений фоновое содержание в почвах приравнивается к 0,1 ПДК.

Размеры ущерба от загрязнения земель несанкционированными свалками отходов определяют по формуле

П = Определение ущерба от загрязнения земель - student2.ru Определение ущерба от загрязнения земель - student2.ru Hn(i) Mi Kз(j)∙25 Kв, (3)

где Hn(i) - норматив платы за захламление земель 1 т (м3) отходов i-го вида, руб. Класс опасности токсичных отходов определяют согласно Временному классификатору токсичных промышленных отходов и Методическим указаниям по определению класса опасности токсичных промышленных отходов; Hn(i) для нетоксичных отходов равен 100…200 руб/т, для токсичных - 2000...14000руб/т (в ценах 1991 г.) в зависимости от класса токсичности; Мi,- масса (объем) отхода i-говида, т, м3, Kз(j)∙- коэффициент экологической ситуации и экологической значимости территории j-го экономического района; 25 - повышающий коэффициент за загрязнение земель отходами несанкционированных свалок.

Экономическая оценка земель

В методиках экономической оценки земель в определенной степени учитывается негативное воздействие на плодородие различных антропогенных факторов, а также вводятся ограничения по сельскохозяйственному использованию земель в зонах с особым режимом использования.

Экономическая оценка земель снижается в основном в результате ограничений в сельскохозяйственном использовании земель (а в отдельных случаях и в результате полного запрета на использование). Ценность земель снижается из-за ухудшения почвенного покрова, что может быть вызвано:

- наложением ограничений и запретов на отдельные виды сельскохозяйственной деятельности, выращивание некоторых культур при функционировании на территории сельскохозяйственных предприятий посторонних несельскохозяйственных объектов. Например, в зоне ЛЭП запрещены орошение земель, применение отдельных видов сельскохозяйственной техники;

- загрязнением территории (засоление, минерализация и т.п.) и невозможностью ее использования для отдельных сельскохозяйственных культур;

- изменением (нарушением) территориальной организации (прохождение по сельскохозяйственным угодьям линейных объектов ЛЭП, автомобильных и железных дорог, трубопроводов) и возникновением при этом мелкоконтурности, изрезанности препятствиями т.д.;

- нарушением гидрологического режима территории, что приводит к избыточному переувлажнению земель, заболачиванию, подтоплению, иссушению;

- ухудшением физико-химических свойств почв (эрозия, уплотнение, распыление и др.);

- изменением состояния земель в связи с неблагоприятным электромагнитным и радиоактивным влиянием (электролиз, злектрофорез, радиационное загрязнение и др.).

Таким образом, воздействие человека на землю часто является негативным, и это влияет на ценность земли. Для оценки такого воздействия подсчитывают ущерб, причиняемый сельскохозяйственному производству, и определяют коэффициент снижения плодородия по формуле

К = (П – У) / П, (4)

где П - общая стоимость валовой продукции, чистый или валовой доход, которые можно получить на данном участке; У - ущерб, снижение стоимости валовой продукции, чистого или валового дохода.

При определении степени воздействия производства на землю необходимо использовать:

- результаты почвенных обследований, бонитировки почв, контроля за урожайностью сельскохозяйственных культур;

- рассчитанное снижение или увеличение стоимости валовой продукции, валового и чистого дохода (или коэффициенты) в результате воздействия того или иного фактора;

- зависимости результативных показателей сельскохозяйственного производства от различных факторов;

- материалы агроэкологического, природно-сельскохозяйственного зонирования территории и др.

Дать экономическую оценку земель, где разрешено ведение сельскохозяйственного производства с ограничениями, можно по общей методике с учетом понижающего коэффициента (из-за невозможности распашки, орошения, осушения, применения удобрений и пестицидов, использования отдельных видов сельскохозяйственной техники). Коэффициент может быть рассчитан с учетом снижения урожайности (валовой продукции, дохода) или роста производственных затрат при существующих ограничениях по сравнению с аналогичным средним (или максимально возможным) показателем.

В общем виде дать экономическую оценку земель участков с ограничениями в их использовании, а также подверженных различным негативным воздействиям, можно по формуле

Оi огр = Оi Определение ущерба от загрязнения земель - student2.ru Кij, (5)

где Оi - общая экономическая оценка земель (бонитировка почв) i-го участка; Кij - коэффициент снижения плодородия i-го участка в результате j-го ограничения или негативного воздействия.

Аналогично необходимо учитывать влияние землевладений и землепользований на экологическую ситуацию путем расчета земельного налога. Земельный налог, взимаемый с сельскохозяйственных предприятий, будет зависеть не только от площади сельскохозяйственных угодий, но и от наличия на территории зон с особым режимом использования земель. Целесообразно по каждому сельскохозяйственному предприятию вычислять коэффициент земельного налога с учетом наличия земель с особым правовым режимом использования по формуле

Определение ущерба от загрязнения земель - student2.ru Kз.н = ( S1 K1 +…+Sn Kn) /∑S, (6)

где S1… Sn - площадь земель сельскохозяйственного предприятия, находящаяся в зонах с особым правовым режимом использования; К1 … Кn - поправочные коэффициенты к ставкам земельного налога для предприятий, находящихся в зонах с особым правовым режимом использования земель; S - общая площадь предприятия.

Площадь сельскохозяйственных угодий (земли под многолетними насаждениями, пастбища, сенокосы), попавших в зоны с особым правовым режимом, пересчитывают с помощью коэффициентов в площадь условной пашни.

Полученные по каждому сельскохозяйственному предприятию коэффициенты Кз.н следует использовать для расчета средневзвешенного земельного налога в расчете на 1 га условной пашни по району:

3Hc = ∑3Hp /K1знS1+…+ KnзнSn, (7)

где ∑3Hp - сумма земельного налога по району; руб.; K1зн,...,Knзн – коэффициенты, вводимые в ставку земельного налога для определения суммы земельного налога по сельскохозяйственному предприятию; S1…,Sn - площади условной пашни сельскохозяйственных предприятий района, га.

Зная средневзвешенный земельный налог в расчете на 1 га условной площади пашни в районе, можно определить сумму земельного налога по каждому сельскохозяйственному предприятию:

ЗНi = К1з.н S13Hс.(8)

Суммы земельного налога по каждому сельскохозяйственному предприятию рассчитывается дифференциально, так как отдельные предприятия могут не соблюдать правовой режим использования земель в соответствующей зоне. В таком случае понижающие коэффициенты по той зоне, где сельскохозяйственные предприятия нарушают охранный режим использования земель, не будут учитываться.

Это касается земель населенных пунктов, используемых гражданами для ведения личного подсобного хозяйства, коллективного садоводства и огородничества, а так же земель используемых предприятиями, организациями, учреждениями для промышленных, транспортных и других нужд. В этих случаях также необходима дифференциация ставок земельного налога с учетом расположения в зонах с особым правовым режимом использования земель.

Дифференциация ставок земельного налога предполагает компенсацию потерянного нормативного дохода в результате ограничения хозяйственной деятельности субъектов права пользования владения или собственности земель, находящихся в зонах с особым правовым режимом использования. При этом также следует учитывать расходы собственников и пользователей участков, находящихся на землях с особым правовым режимом, на поддержания территории, в ставку земельного налога входят повышающие коэффициенты, что должно стимулировать соблюдение правового режима использования земель соответствующей охранной зоны.

В то же время субъекты права пользования, владения или собственности, которые ущемлены в режиме использования земель или ощущают определенные ухудшения своих условий из-за нарушений другим субъектом режима использования земель, могут быть частично освобождены от уплаты земельного налога, при расчете для них вводятся понижающие коэффициенты.

Если предприятие расположено в зоне влияния нескольких факторов (водоохранная зона, зона охраны памятников и др), то рассчитывают интегральный коэффициент, учитывающий влияние всех зон:

Ки12+…+Кn, (9)

где К1 …К2 - коэффициенты к ставкам земельного налога предприятий, организаций и учреждений, находящихся в соответствующих зонах с особым правовым режимом использования земель.

Плата за землю не только пополняет местный бюджет, но и выступает в качестве меры экономического поощрения (или принуждения) по отношению к предприятиям, принимающим (или не принимающим) прямое участие в реализации региональных программ развития и осуществляющим природоохранную и социально-культурную деятельность, а также к предприятиям и организациям, деятельность которых имеет приоритетный характер для города или района. Для этого можно ввести шкалу коэффициентов к ставкам земельного налога пропорционально классу пользы или вредности того или иного предприятия. Кроме того, необходимо учитывать отрицательное воздействие предприятий, приводящее к деградации прилегающих территорий

Шкала оценки экологического влияния предприятий должна быть построена с учетом класса вредности предприятия, размера санитарно-защитной зоны, затрат на мероприятия, необходимые для обеспечения экологической безопасности производства. Коэффициенты могут быть пересмотрены или исключены после того, как предприятие перейдет на безотходную технологию, обеспечит очистку выбросов.

Контрольные вопросы и задания. 1. Какие разделы входят в состав землеустроительныхпроектов по формированию землепользований несельскохозяйственного назначения? 2. Какие разделы входят в состав землеустроительных проектов при ограничении прав субъектов земельных отношений или ухудшении качества их земель? 3. Каков порядок определения ивозмещения убытков? 4. Каков порядок установления ивозмещения упущенной выгоды? 5.Опишите порядок установления и возмещенияпотерь сельскохозяйственногопроизводства. 6. Как подсчитывают ущербот загрязненияземель? 7. Как рассчитывают штрафза ущерб от загрязнения земельхимическими веществами?8. Как рассчитывают земельный налог с учетом экологических факторов?9.Что понимают под термином .природопользование? 10.Каковы взаимоотношения экологиии экономики на разныхэтапах развития общества?

Наши рекомендации