Д/и «сосчитай до пяти слова»

Цель:учить детей согласовывать имена числительные с существительными.

Туча, лужа, плащ – одна туча, две тучи…

Тема: «Посуда»

Д/и «Доскажи словечко»

Цель:учить детей употреблять в речи предлог «в», имена существительные в предложном падеже.

Игровой материал:кукла домовенок; предметные картинки с изображением посуды.

Воспитатель говорит: «Домовенок Кузя хочет с вами поиграть. Он будет начинать фразу, а вы заканчивать.

Сахар лежит… (в сахарнице).

Хлеб… (в хлебнице).

Соль… (в солонке).

Масло… (в масленке).

Картофель чистят… (в картофелечистке).

Сок варят… (в соковарке).

Суп варят… (в скороварке).

Тема: «Посуда»

Д/и «Ложка и стакан»

Цель:сформировать понимание некоторых предлогов.

Перед взрослым и ребенком стоит стакан с ложкой. Взрослый демонстрирует ребенку действия с этими предметами и комментирует их: «я положила ложку в стакан. Я достала ложку из стакана. Я положила ложку за стакан и т.д. затем ребенок выполняет инструкции взрослого. Затем ребенок сам демонстрирует различные действия с предметами и комментирует их. Взрослый в это время следит за правильностью речи малыша.

Тема: «Посуда»

Д/и «Назови нужное слово»

Цель:учить детей подбирать антонимы.

Игровой материал:мяч.

Педагог: «Ребята, поиграем с вами в слова-неприятели. Я буду начинать фразу, а вы заканчивать.

Стакан старый – а чашка… (новая).

Для чая нужна чайная посуда, а для обеда (столовая).

Стакан легкий, а чайник…(тяжелый).

Посуда до обеда чистая, а после обеда… (грязная).

Утром завтракают, а вечером… (ужинают).

Если ребенок затрудняется ответить, право ответа переходит другому ребенку.

Тема: «Посуда»

Д/и «Посылка»

Цель:расширение объема словаря, уточнение представлений о признаках предметов, развитие связной речи.

Игровой материал:коробка с предметом внутри.

Воспитатель: «Ребята, нам в группу пришли посылки, но не обычные, а с секретом. Сейчас каждый из вас по очереди посмотрит что находится в его посылке и опишет предмет, который находится внутри, не называя его, а дети по описанию постараются угадать что это за предмет». Предмет предъявляется после того, как будет отгадан.

Тема: «Профессии»

Д/и «Закончи предложение»

Цель: расширять представления детей о профессиях, активизировать предметный словарь по теме.

Игровой материал:предметные картинки по теме, фишки.

Повар чистит ножом … . Столяр строгает рубанком … . Маляр красит кистью … . Фермер косит косой … . Парикмахер укладывает феном … . Портной кроит ножницами … . Лесоруб рубит топором … .

Тема: «Профессии»

Д/и «Один – много»

Цель:учить детей образовывать множественное число имен существительных.

Нож –ножи;

Кастрюля - …;

Молоток - …;

Доска - …;

Отвертка - …;

Лопата - … .

Тема: «Профессии»

Д/и «Кто что делает»

Цель:развивать глагольный словарь детей.

Игровой материал:мяч.

Взрослый бросает мяч ребенку и называет профессию, ребенок возвращает мяч и говорит, что делает представитель этой профессии:

Врач — лечит. Учитель — учит. Продавец — продает. Маляр — красит. Портной — шьет. Дворник — подметает. Музыкант — играет. Парикмахер — подстригает. Воспитатель — воспитывает. Балерина — танцует.

Тема: «Профессии»

Д/и «Повар».

Цель: Развитие словаря. Классификация овощей и фруктов. Развивать связную речь.

Материал: предметные картинки с овощами и фруктами.

Ход игры.

В игре принимают участие два-три человека. Двум детям выдаётся меню, и они заказывают третьему (повару) обед. Я спрашиваю: «Из чего будем варить суп, второе блюдо, компот?» Дети отвечают, проговаривая какие продукты они берут.

Например: для супа мы берем картошку, морковку….

Для второго мы берём картошку, капусту…..

Для компота мы берём яблоко, грушу…

Игра повторяется несколько раз.

Тема: «Профессии»

Д/и «Портниха шьет плащ»

Цель: учить детей употреблять имена существительные в творительном падеже.

Игровой материал:сюжетная и предметные картинки.

Предложите ребенку рассмотреть сюжетную картинку. Спросите у него, как называется человек, который шьет одежду (швея, портниха).

Затем предложите рассмотреть предметные картинки и отобрать те предметы, которые нужны швее для ее работы.

Попросите назвать эти предметы. Например: «Портниха рисует выкройку… (мелком).

Портниха раскраивает ткань… (ножницами);

Портниха шьет ткань… (иглой);

Портниха гладит… (утюгом).

Тема: «Профессии»

Д/и«Что кому нужно?»

Цель: Закреплять в речи формы имён существительных в творительном падеже.

Игровой материал: Предметные картинки с изображением повара, доктора, музыканта, воспитатель. Картинки с изображением ножа, шприца, пианино, игрушки; фишки.

Предложите ребенку рассмотреть изображение людей. Попросите их определить и назвать профессии. Затем спросите: «Что изображено на этой картинке? Показывая поочерёдно на пианино, кастрюлю, шапочку врача и спрашивайте:

«Кому этот предмет нужен для работы?»

Задайте вопросы: Чем повар режет овощи? (ножом).

Чем врач делает уколы? (шприцом).

На чём играет музыкант? (на музыкальных инструментах).

Попросите ребенка назвать профессию человека, которому для работы нужен нож и кастрюля. (Повару). Спросите: «Кому для работы нужен шприц?» (Врачу). «Кому для работы нужно пианино?» (Музыкальному руководителю). «Кто работает с детьми?» (Воспитатель).

Тема: «Птицы»

Д/и «Скажи ласково»

Цель:учить детей образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных.

Воробей – воробушек;

Голубь – голубок;

Клюв – клювик;

Синица – синичка;

Снегирь – снегирек;

Птенец – птенчик.

Тема: «Птицы»

Д/и «Кто где живет?»

Цель:активизировать в речи слова, обозначающие названия животных и птиц, их жилищ. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».

Игровой материал:настольно-печатная игра «Где чей домик?»

Взрослый объясняет детям правила игры: злой колдун заколдовал всех наших животных и птиц. Они забыли, кто в каком домике живет. Мы можем им помочь, если назовем и поселим каждое животное и птицу в свой домик. Тогда они вспомнят, где их домик и расколдуются. Дети по очереди называют животное или птицу, подбирают и называют его жилище.

Воробей живет в гнезде. Медведь – в берлоге. Волк – в логове. Скворец – в скворечнике. Собака – в конуре…

Тема: «Птицы»

Д/и «Рыба, птица, зверь»

Цель:активизация словаря, переключение внимания с одного предмета на другой.

Игровой материал: мяч.

Дети встают в ряд. взрослый по очереди указывает на каждого игрока и произносит: «Рыба, птица, зверь, рыба, птица…». Тот игрок, на ком я остановилась, должен быстро, пока я считаю до трех, назвать в данном случае птицу. Причем, названия не должны повторяться. Если слово названо правильно, ребенок продолжает игру, если название не правильное, игрок покидает игру. Игра продолжается, пока не останется один игрок – он и выигрывает

Тема: «Семья»

Д/и «Варим компот».

Цель: Развивать словарь детей, правильный грамматический строй речи.

Игровой материал: предметные картинки с фруктами и ягодами картинки с банками для компота.

Воспитатель рассказывает детям, что в гости к нам пришла кукла Таня и принесла много ….чего? Дети рассматривают картинки и уточняют, что это фрукты. Воспитатель спрашивает детей: «Как вы думаете, где Таня набрала так много фруктов и ягод?» Дети отвечают (в саду, на даче, в лесу).

Воспитатель предлагает детям помочь Тане сделать из этих фруктов компоты. Детям раздаются картинки с изображением банок. Дети разбирают картинки с изображением фруктов (яблоко, груша, слива, абрикос, персик, малина, клубника…).

Проговаривая, что они варят компот из слив, яблок…. В конце игры уточняю детям, что компот, сваренный из абрикос будет называться абрикосовый….

Тема: «Семья»

Д/и «Где это можно купить?»

Цель:закреплять знания детей о том, что разные товары продаются в различных магазинах. Учить детей различать по их назначению. Активизировать словарь по теме.

Игровой материал:настольно-печатная игра-лото «Мы играем в магазин».

Воспитатель объясняет детям правила игры: «Сейчас, дети, поиграем в магазин. Я вам раздам маленькие карточки, и вы потом должны сказать, где, в каком магазине этот товар можно купить, принесите карточку и положите на большую карту, в тот магазин, где это можно купить. Не спеша, внимательно посмотрите на картинку!»

Выигрывает тот, кто первый правильно закроет свои картинки.

Тема: «Семья»

Наши рекомендации