Д/и «сосчитай до пяти слова»
Цель:учить детей согласовывать имена числительные с существительными.
Туча, лужа, плащ – одна туча, две тучи…
Тема: «Посуда»
Д/и «Доскажи словечко»
Цель:учить детей употреблять в речи предлог «в», имена существительные в предложном падеже.
Игровой материал:кукла домовенок; предметные картинки с изображением посуды.
Воспитатель говорит: «Домовенок Кузя хочет с вами поиграть. Он будет начинать фразу, а вы заканчивать.
Сахар лежит… (в сахарнице).
Хлеб… (в хлебнице).
Соль… (в солонке).
Масло… (в масленке).
Картофель чистят… (в картофелечистке).
Сок варят… (в соковарке).
Суп варят… (в скороварке).
Тема: «Посуда»
Д/и «Ложка и стакан»
Цель:сформировать понимание некоторых предлогов.
Перед взрослым и ребенком стоит стакан с ложкой. Взрослый демонстрирует ребенку действия с этими предметами и комментирует их: «я положила ложку в стакан. Я достала ложку из стакана. Я положила ложку за стакан и т.д. затем ребенок выполняет инструкции взрослого. Затем ребенок сам демонстрирует различные действия с предметами и комментирует их. Взрослый в это время следит за правильностью речи малыша.
Тема: «Посуда»
Д/и «Назови нужное слово»
Цель:учить детей подбирать антонимы.
Игровой материал:мяч.
Педагог: «Ребята, поиграем с вами в слова-неприятели. Я буду начинать фразу, а вы заканчивать.
Стакан старый – а чашка… (новая).
Для чая нужна чайная посуда, а для обеда (столовая).
Стакан легкий, а чайник…(тяжелый).
Посуда до обеда чистая, а после обеда… (грязная).
Утром завтракают, а вечером… (ужинают).
Если ребенок затрудняется ответить, право ответа переходит другому ребенку.
Тема: «Посуда»
Д/и «Посылка»
Цель:расширение объема словаря, уточнение представлений о признаках предметов, развитие связной речи.
Игровой материал:коробка с предметом внутри.
Воспитатель: «Ребята, нам в группу пришли посылки, но не обычные, а с секретом. Сейчас каждый из вас по очереди посмотрит что находится в его посылке и опишет предмет, который находится внутри, не называя его, а дети по описанию постараются угадать что это за предмет». Предмет предъявляется после того, как будет отгадан.
Тема: «Профессии»
Д/и «Закончи предложение»
Цель: расширять представления детей о профессиях, активизировать предметный словарь по теме.
Игровой материал:предметные картинки по теме, фишки.
Повар чистит ножом … . Столяр строгает рубанком … . Маляр красит кистью … . Фермер косит косой … . Парикмахер укладывает феном … . Портной кроит ножницами … . Лесоруб рубит топором … .
Тема: «Профессии»
Д/и «Один – много»
Цель:учить детей образовывать множественное число имен существительных.
Нож –ножи;
Кастрюля - …;
Молоток - …;
Доска - …;
Отвертка - …;
Лопата - … .
Тема: «Профессии»
Д/и «Кто что делает»
Цель:развивать глагольный словарь детей.
Игровой материал:мяч.
Взрослый бросает мяч ребенку и называет профессию, ребенок возвращает мяч и говорит, что делает представитель этой профессии:
Врач — лечит. Учитель — учит. Продавец — продает. Маляр — красит. Портной — шьет. Дворник — подметает. Музыкант — играет. Парикмахер — подстригает. Воспитатель — воспитывает. Балерина — танцует.
Тема: «Профессии»
Д/и «Повар».
Цель: Развитие словаря. Классификация овощей и фруктов. Развивать связную речь.
Материал: предметные картинки с овощами и фруктами.
Ход игры.
В игре принимают участие два-три человека. Двум детям выдаётся меню, и они заказывают третьему (повару) обед. Я спрашиваю: «Из чего будем варить суп, второе блюдо, компот?» Дети отвечают, проговаривая какие продукты они берут.
Например: для супа мы берем картошку, морковку….
Для второго мы берём картошку, капусту…..
Для компота мы берём яблоко, грушу…
Игра повторяется несколько раз.
Тема: «Профессии»
Д/и «Портниха шьет плащ»
Цель: учить детей употреблять имена существительные в творительном падеже.
Игровой материал:сюжетная и предметные картинки.
Предложите ребенку рассмотреть сюжетную картинку. Спросите у него, как называется человек, который шьет одежду (швея, портниха).
Затем предложите рассмотреть предметные картинки и отобрать те предметы, которые нужны швее для ее работы.
Попросите назвать эти предметы. Например: «Портниха рисует выкройку… (мелком).
Портниха раскраивает ткань… (ножницами);
Портниха шьет ткань… (иглой);
Портниха гладит… (утюгом).
Тема: «Профессии»
Д/и«Что кому нужно?»
Цель: Закреплять в речи формы имён существительных в творительном падеже.
Игровой материал: Предметные картинки с изображением повара, доктора, музыканта, воспитатель. Картинки с изображением ножа, шприца, пианино, игрушки; фишки.
Предложите ребенку рассмотреть изображение людей. Попросите их определить и назвать профессии. Затем спросите: «Что изображено на этой картинке? Показывая поочерёдно на пианино, кастрюлю, шапочку врача и спрашивайте:
«Кому этот предмет нужен для работы?»
Задайте вопросы: Чем повар режет овощи? (ножом).
Чем врач делает уколы? (шприцом).
На чём играет музыкант? (на музыкальных инструментах).
Попросите ребенка назвать профессию человека, которому для работы нужен нож и кастрюля. (Повару). Спросите: «Кому для работы нужен шприц?» (Врачу). «Кому для работы нужно пианино?» (Музыкальному руководителю). «Кто работает с детьми?» (Воспитатель).
Тема: «Птицы»
Д/и «Скажи ласково»
Цель:учить детей образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных.
Воробей – воробушек;
Голубь – голубок;
Клюв – клювик;
Синица – синичка;
Снегирь – снегирек;
Птенец – птенчик.
Тема: «Птицы»
Д/и «Кто где живет?»
Цель:активизировать в речи слова, обозначающие названия животных и птиц, их жилищ. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».
Игровой материал:настольно-печатная игра «Где чей домик?»
Взрослый объясняет детям правила игры: злой колдун заколдовал всех наших животных и птиц. Они забыли, кто в каком домике живет. Мы можем им помочь, если назовем и поселим каждое животное и птицу в свой домик. Тогда они вспомнят, где их домик и расколдуются. Дети по очереди называют животное или птицу, подбирают и называют его жилище.
Воробей живет в гнезде. Медведь – в берлоге. Волк – в логове. Скворец – в скворечнике. Собака – в конуре…
Тема: «Птицы»
Д/и «Рыба, птица, зверь»
Цель:активизация словаря, переключение внимания с одного предмета на другой.
Игровой материал: мяч.
Дети встают в ряд. взрослый по очереди указывает на каждого игрока и произносит: «Рыба, птица, зверь, рыба, птица…». Тот игрок, на ком я остановилась, должен быстро, пока я считаю до трех, назвать в данном случае птицу. Причем, названия не должны повторяться. Если слово названо правильно, ребенок продолжает игру, если название не правильное, игрок покидает игру. Игра продолжается, пока не останется один игрок – он и выигрывает
Тема: «Семья»
Д/и «Варим компот».
Цель: Развивать словарь детей, правильный грамматический строй речи.
Игровой материал: предметные картинки с фруктами и ягодами картинки с банками для компота.
Воспитатель рассказывает детям, что в гости к нам пришла кукла Таня и принесла много ….чего? Дети рассматривают картинки и уточняют, что это фрукты. Воспитатель спрашивает детей: «Как вы думаете, где Таня набрала так много фруктов и ягод?» Дети отвечают (в саду, на даче, в лесу).
Воспитатель предлагает детям помочь Тане сделать из этих фруктов компоты. Детям раздаются картинки с изображением банок. Дети разбирают картинки с изображением фруктов (яблоко, груша, слива, абрикос, персик, малина, клубника…).
Проговаривая, что они варят компот из слив, яблок…. В конце игры уточняю детям, что компот, сваренный из абрикос будет называться абрикосовый….
Тема: «Семья»
Д/и «Где это можно купить?»
Цель:закреплять знания детей о том, что разные товары продаются в различных магазинах. Учить детей различать по их назначению. Активизировать словарь по теме.
Игровой материал:настольно-печатная игра-лото «Мы играем в магазин».
Воспитатель объясняет детям правила игры: «Сейчас, дети, поиграем в магазин. Я вам раздам маленькие карточки, и вы потом должны сказать, где, в каком магазине этот товар можно купить, принесите карточку и положите на большую карту, в тот магазин, где это можно купить. Не спеша, внимательно посмотрите на картинку!»
Выигрывает тот, кто первый правильно закроет свои картинки.
Тема: «Семья»