В гости к нам червяк ползет

Слово нам червяк несет,

Это слово повторите,

Звук последний назовите.

Показывает картинку паука. Медленно произносит слово «мох», ведя пальцем по червячку. Последний звук выделяет голосом и говорит детям, что в конце слова «мох» стоит согласный звук «х».

Затем просит произнести это слово детей и провести пальчиками по червячкам. После этого педагог показывает другую картинку, читает стишок и просит детей выделить последний звук в слове.

19. Игра «Гости».

Цель. Упражнять в выделении согласного звука в начале слова.

Оборудование. Картинки с изображением сороконожки, слона, пса, кита, жеребенка, крокодила, мотылька, ишака, хамелеона, жирафа; маленькие картинки: мошка, змей, шапка, волны, жаба, цапля, ласточка, рак, спящий ребенок, шкаф.

Проведение игры. Педагог просит детей вспомнить согласные звуки.

Говорит, что к ним придут гости и будут называть слова, нужно внимательно послушать слово и сказать, какой согласный звук стоит в начале слова.

Сороконожка.

Приползла сороконожка,

Принесла нам слово «мошка».

Слон.

Приходил огромный слон,

Слово «змей» оставил он.

Пёс.

Прибежал лохматый пес,

Слово «шапка» он принес.

Кит.

Полосатый кит приплыл,

Он со словом «волны» был.

Жеребенок.

Жеребенок прискакал,

Слово «жаба» он назвал.

Крокодил.

Появился крокодил,

Слово «цапля» сообщил.

Мотылёк.

Мотылёк к нам прилетал,

Слово «ласточка» сказал.

Ишак.

Побывал у нас ишак,

Предоставил слово «рак».

Хамелеон.

Навестил хамелеон.

Подсказал нам слово «сон».

Жираф.

Вдруг пожаловал жираф,

Произнес он слово «шкаф».

20. Игра «Камень - подушка».

Цель. Учить различать твердые и мягкие согласные звуки.

Оборудование. Камень и маленькая подушечка.

Проведение игры. Педагог просит детей вспомнить согласные звуки. Затем говорит, что некоторые согласные звуки можно произнести твердо, например: «м», «н», «п»; а можно – мягко, например: «мь», «нь», «пь».

Затем говорит, что есть согласные, которые всегда звучат твердо. «Это – «ц», «ш», «ж». А некоторые - всегда мягко: «ч», «щ», «й».

«Твердые согласные звуки очень твердые, как камень, а мягкие согласные звуки очень мягкие, как подушка». Педагог показывает камень и подушку. А потом просит послушать, как звучат согласные звуки и показать камень (сжатый кулак) или подушку (две ладошки под головой, склоненной набок).

21. Игра «Две страны».

Цель. Упражнять в различении твердых и мягких согласных звуков.

Оборудование. Две картинки с изображением двух стран: одна синего цвета. Другая – зеленого цвета. Квадратики синего и зеленого цвета.

Проведение игры. Педагог показывает две картинки и читает стихи:

Снежные горы, синие льды,

Айсберги острые всюду видны.

Твердые согласные звуки здесь живут,

Твердые согласные дети назовут.

Дети должны вспомнить и назвать твердые согласные звуки.

Добрая, мягкая, нежная страна,

Травка зеленая всюду здесь видна.

Мягкие согласные звуки здесь живут.

Мягкие согласные дети назовут.

Дети должны вспомнить и назвать мягкие согласные звуки.

Затем педагог раздает детям по два квадратика зеленого и синего цвета.

Дети по очереди называют твердые и мягкие согласные и ставят квадратики к картинкам со странами.

22. Игра «Переезд».

Цель. Упражнять в различении твердых и мягких согласных звуков, учить называть парный по твердости-мягкости согласный звук.

Оборудование. Две картинки с изображением двух стран: одна синего цвета. Другая – зеленого цвета. Картинка машинки.

Проведение игры.

Сначала дети вспоминают, какие звуки живут в Синей стране, какие – в Зеленой.

Потом педагог показывает картинку машинки и говорит, что иногда звук переезжает из одной страны в другую, но тогда он звучит иначе, например: «В Синей стране живет звук «Б». Потом он переезжает в Зеленую страну; теперь он уже не «Б», а «БЬ».

Затем педагог говорит:

Любит звук переезжать.

Как теперь его сказать?

Называет разные звуки и «перевозит» их в другую страну. Дети говорят, как будут звучать эти звуки в другой стране.

23. Игра «Назови парный слог».

Цель. Упражнять в различении твердых и мягких согласных звуков, в подборе парного слога к заданному.

Оборудование: мяч.

Проведение игры. Педагог и дети стоят в кругу. Педагог говорит детям, что мягкие и твердые согласные входят в состав слогов. «Слог с твердым согласным звуком «Б» звучит – «БА». Если поменять «Б» на мягкий согласный «БЬ», получится «БЯ»; «БА» и «БЯ» - это пара». Затем педагог называет еще несколько пар.

Потом бросает мячик ребенку и говорит:

Слушай слог и не зевай,

Парный слог нам называй.

Педагог называет слог, ребенок должен произнести парный слог и бросить мяч обратно педагогу.

24. Игра «Чистоговорки».

Цель. Упражнять в определении наличия определенного согласного звука в словах.

Оборудование. Буквы: С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ, Л, Р.

Проведение игры. Педагог рассказывает чистоговорку, показывает букву и просит назвать только те слова, в которых есть такой звук:

С - Связал паук суркам носки.

Спокойно спят зимой сурки.

Не мерзнут лапки у сурков,

Связал паук сто пар носков.

З - Зубр к бизону заходил:

У бизона праздник был.

Зазывал бизон гостей

На салат из овощей.

Ц - Уронила под крыльцо

Цапля ценное кольцо.

Как кольцо теперь достать?

Нелегко крыльцо поднять.

Ш - Шили мышки малышам

И большим уже мышам

Шапки, шарфики, штанишки

И мышиные пальтишки.

Ж - Дождь в пустыне не идёт.

Верблюжонок дождик ждёт:

- Дождик, дождик, жду тебя,

Жарко жить мне без дождя!

Ч – Прячут, как в мешочки,

Хомячки за щечки

Семечки, пшеничку,

Гречку, чечевичку.

Щ - Утащил у нас щенок

Щетку в дальний уголок.

Чтобы щётку потрепать

И щетинки пощипать.

Л – Белка ловко поскакала,

Спелый желудь отыскала.

Положила на зубок,

Спелый желудь щелкнул: Щелк!

Р – У кого растут рога?

У коровы и быка,

У архара и джейрана,

У жирафа и барана.

25. Игра «Загадки».

Цель. Упражнять в определении места согласного звука в слове.

Оборудование. Гимнастические палки, картинки: белка, лопата, лиса, лейка, ковер, гриб, нос, беседка, заяц, корзина, зубы, душ, ёжик, щенок, мяч.

Проведение игры. Педагог загадывает загадки. Дети называют отгадку. Педагог показывает букву обозначающую заданный звук (если звук мягкий, буква на зеленом фоне, если твердый – на синем) и объясняет детям, что нужно встать на левый край палки, если звук стоит в начале слова, на середину палки, если звук стоит в середине слова, на правый край палки, если звук стоит в конце слова.

Л - Средь ветвей мелькал зверёк

И орешки - щелк да щелк. (Белка).

Л - Если дерево сажаю,

Ею землю я копаю. (Лопата).

ЛЬ - Нет в лесу ее хитрей,

Ловит зайцев и мышей.(Лиса).

ЛЬ - Лучше всякого дождя

Поливаю ею я. (Лейка).

Р - Мы на пол его кладём,

Наши рекомендации