ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XV —ПЕРВОЙ ТРЕТИ XVI в.
Создание единого государства дало возможность для ведения активной внешней политики Россия стала играть значительную роль в международных отношениях К Маркс писал «Изумленная Европа, в начале царствования Ивана IIIедва ли даже подозревавшая о существовании Московии, затиснутой между Литвой и татарами,— была ошеломлена внезапным появлением огромной Империи на ее восточных границах»
Во внешней политике четко выделяются три основных направления борьба за свержение ига Золотой Орды и отношения с выделившимися из ее состава ханствами (Казанским и Крымским), борьба с Великим княжеством Литовским за возврат захваченных им русских, украинских и белорусских земель, борьба с Ливонским орденом за выход к Балтийскому морю Иван III,обладавший ярким талантом дипломата, успешно маневрировал и сумел избежать распыления сип страны в каждый данный момент он концентрировал всю свою мощь на каком то одном направлении
Первой задачей, стоявшей перед внешней политикой, была ликвидация ордынского ига Еще в 1476 г , отправив посольство и, возможно, дань в Орду, Иван IIIтем не менее отказался поехать туда, на чем настаивал хан Ахмат После 1476 г Иван III,во всяком случае, уже не посылал дани В июне 1480 г.Ахмат выступил в поход против России он воспользовался тем, что обстановка для Ивана IIIскладывалась неблагоприятно Подняли мятеж удельные братья великого князя — Андреи Углиц-кий и Борис Волоцкий Они были недовольны тем, что старший брат не поделился с ними выморочным уделом умершего в 1472 г дмитровского князя Юрия и арестовывает тех бояр, кото рые хотят «отъехать» к ним Ливонский орден совершил нападение на Псковскую землю В Новгороде, только что присоединенном, было еще неспокойно Ахмат собрал огромное войско (вероятно, около 100 тыс человек) и заключил военный союз с Казимиром
В августе и сентябре происходили стычки русских и ордын ских отрядов, основные же русские войска стояли на Оке, ожидая неприятеля В Москве готовились к осаде Великая княгиня Софья с казной уехала на Белоозеро Это вызвало недовольство москвичей К тому же было известно, что среди бояр пользуется влиянием группировка, настаивающая на примирении с Ахматом Эти, как пишет летописец, «бояре богати думаючи бежати прочь, а крестьянство выдати», уговаривали великого князя «Побежи и не можеши с ними битися» Когда 30 сентября Иван III,покинув военный лагерь, приехал в Москву, жители встретили его с возмущением Находившийся в Москве ростовский архиепископ Вассиан Рыло назвал великою князя «бегу-
ном». Государь даже не смог остановиться в Кремле, «бояся гражан мысли», а остался в пригородном селе Красном (ныне в черте Москвы возле станции метро Красносельская). Однако он подготовил Москву к возможной осаде и, главное, уладил свои отношения с братьями.
В начале октября русское и ордынское войска оказались друг против друга на берегах притока Оки — Угры. Дважды хан пытался форсировать Угру, но оба раза был отброшен. Третью попытку Ахмат предпринимать не стал: он ждал подхода своего союзника Казимира, а пока решил вступить в переговоры. Претензии Орды были несоразмерны ее силам: хан настаивал, чтобы Иван III приехал к нему в ставку и стал у его стремени, а уж хан готов его «жаловать добре». Вскоре, однако, ордынцы пошли на уступки, но по-прежнему настаивали на сохранении ига. Переговоры прервались. Казимир так и не появился: в самом Великом княжестве Литовском начались усобицы, а крымский хан Менгли-Гирей, враг Ахмата, а потому союзник Ивана III, совершил набег на южную часть Великого княжества Литовского. Тем временем необычно ранняя зима скрыла под снегом остатки травы, которые не успели доесть ордынские кони. 11 ноября Ахмат увел свои войска и вскоре погиб. Так ордынское иго, продолжавшееся 240 лет, кончилось. Почти бескровное «стояние на Угре» показало и мощь молодого государства, и дипломатическое искусство Ивана III.
Это искусство помогло Ивану III найти правильную линию в том сложном клубке международных противоречий, в котором оказалась Россия. Османская империя после падения Византии захватила Балканы, оказалась на границах Германской империи. Папа римский предполагал создать антиосманскую лигу христианских государей, привлечь к участию в ней Россию и тем самым подчинить себе и русскую церковь. На это рассчитывали в Риме, начиная переговоры о браке Ивана III и Софьи Палеолог: византийскую принцессу воспитали в Риме в духе унии между православием и католичеством. Надежды эти не сбылись: Софья быстро разобралась в обстановке на Руси и мгновенно превратилась в ортодоксальнейшую православную. Не увлекся Иван III и перспективой получить «византийское наследство». Трезвый политик, он не пошел на столкновение с Османской империей. Борьба с сильнейшей военной державой тогдашней Европы могла лишь обескровить Русь. Восточное направление не стало главным в политике Ивана III, он стремился к мирным отношениям с Крымом и Турцией.
Провалились и попытки Германской империи втянуть Ивана III в борьбу между императором и венгерским королем. В обмен за военную помощь император предлагал великому князю королевский титул и брак дочери Ивана III со своим племянником. Принятие этих «щедрых» подарков означало бы признание сюзеренитета Германской империи. Иван III ответил, что «поста-
вление» на престол имеет от бога и не хочет получать его ни от кого другого. Женихом своей дочери он соглашался видеть только сына императора, а не его племянника.
Главные усилия Россия направила на воссоединение русских земель, входивших в состав Великого княжества Литовского. Там было немало русских феодалов, остававшихся православными. В связи с усилением влияния католической церкви их положение осложнилось. В конце XV в. в подданство к Ивану IIIперешли вместе со своими землями князья в верховьях Оки и в Чернигово-Северской земле (Воротынские, Одоевские, Трубецкие и т. д.), до тех пор служившие «на обе стороны». Вспыхнула война. В этой так называемой «пограничной войне» (1487— 1494) Россия одержала победу. Великий князь Александр Кази-мирович не только признал новые границы, но и закрепил мир династическим союзом: женился на дочери Ивана IIIЕлене (1495).
Однако вскоре на русскую службу перешли новые князья и даже внук Дмитрия Шемяки. Весной 1500 г. вновь началась война. 14 июля 1500 г.на реке Ведроши в Смоленской земле состоялась битва с главными силами литовского войска. Бой продолжался шесть часов. Победа русских войск, возглавлявшихся кн. Даниилом Васильевичем Щеней, была полной. Среди пленных был и литовский гетман кн. Константин Острожский. Исход войны стал теперь ясен, и в 1503 г. было заключено шестилетнее перемирие. Выиграть войну России было тем труднее, что в распоряжении Александра были силы не только Великого княжества Литовского, но и Польши, королем которой он стал в 1501 г. Союзником Александра был также Ливонский орден. Иван IIIпредвидел столкновение с ливонскими рыцарями: еще в 1472 г. на русском берегу реки Нарвы, напротив орденской крепости Нарвы, была построена крепость Ивангород. Иванго-род был основной базой для русских войск, сражавшихся против рыцарей. Орден был разгромлен, вынужден признать права России на Тарту (Юрьев, Дерпт) и обязался платить России дань за владение городом.
В результате двух войн воссоединились с Россией Чернигово-Северская земля, восточная часть Смоленской земли Граница проходила в верховьях Днепра, всего в 50—80 км от Киева.
В 1512 г. истек срок русско-литовского перемирия, военные действия возобновились. В Москве рассчитывали, что удастся добиться присоединения Смоленска, а затем и Украины и Белоруссии. Однако пришлось ограничиться Смоленском. После капитуляции гарнизона города (1514) русские войска в том же году потерпели тяжелое поражение под Оршей, начал набеги крымский хан. По новому перемирию (1522)удалось закрепить за Россией Смоленскую землю.
Таким образом,.ликвидация политической раздробленности и образование единого государства принесли свои плоды: Россия
одной из кремлевских церквей, и его помощник Петр Мстиславец напечатали на Печатном дворе на Никольской улице (ныне ул. 25-го Октября) в Москве первую печатную книгу с выходными данными. Качество печати было исключительно высоко. Иван Федоров был не только мастером-типографом, но и редактором: исправлял переводы книг «Св. писания», приближал их язык к языку своего времени. Из-за преследований и обвинений в ереси Иван Федоров и Петр Мстиславец перебрались в Великое княжество Литовское и продолжали деятельность просветителей в Белоруссии и на Украине. Во Львове И. Федоров выпустил первый русский букварь с грамматикой. Не заглохло книгопечатание и в России: уже в XVI в. работали типографии в Москве и в Александровской слободе. Однако печатная книга даже в XVII в. не вытеснила рукописную, ибо печатали в основном богослужебные книги, летописи же, повести, сказания и даже жития святых по-прежнему переписывали от руки.
В центре внимания русской письменности второй половины XV—XVI в. стоят коренные вопросы жизни страны. В «Сказании о князьях Владимирских» подчеркивалась идея преемственности власти московских государей от византийских императоров. Мало того, их род выводили даже от римского императора Августа. Псковский монах Филофей в послании Василию III утверждал, что Москва — это «третий Рим». Собственно Рим пал из-за ересей, «второй Рим» (Византия) — из-за унии с католичеством. «Два Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти»,— писал Филофей.
Одним из самых своеобразных мыслителей первой половины XVI в. был Федор Иванович Карпов, дипломат, государственный деятель. Он был рационалистом, искавшим истину через сомнения: «Изнемогаю умом, в глубину впад сомнения»,— писал он. Одной из главных тенденций русской общественной мысли XVI в. было высвобождение из пут церковного мировоззрения, апелляция к разуму. Этот процесс принято называть секуляризацией (от латинского слова saecularis — мирской, светский) или обмирщением культуры. В этом же русле находились и воззрения Карпова. Когда митрополит Даниил утешал Карпова в связи с его служебными неприятностями и призывал к христианскому терпению, Карпов отвечал, что терпение — добродетель лишь для монахов, а у жизни государства — иные основания. «Ин есть суд в духовных лицех, а ин в мирьском начальстве». Для государства необходима законность — «правда», иначе «сильный погнетет бессильного». Но власть, полагает Карпов, должна быть сильна: «Милость бо без справды (т. е. правды) малодушьство есть». Впрочем, гуманист Карпов, понимающий опасность деспотического правления, добавил: «Правда без милости мучительство есть».
В конце 40-х — начале 50-х гг. XVI в. писал известный публицист Иван Семенович Пересветов. Выходец из русской шляхты Великого княжества Литовского, он служил во многих странах —
Польше, Венгрии, Чехии, Молдавии, пока не приехал на Русь. Пересветов с негодованием пишет о боярах, «ленивых богатинах», которые «люто против недруга смертною игрою не играют». Существенно, что обвиняет он их не в сепаратизме, а лишь в трусости и недостатке служебного рвения. России, по Пересветову, нужна «правда» (в этом он близок к Карпову). Но ввести ее можно только суровостью и даже жестокостью — «грозой». Вместе с тем Пересветов далек от восхваления деспотизма. Для него царь — это не просто самовластный государь, у него есть обязанности перед «воинниками», которые «люты к недругом». Именно «воинниками» царь «силен и славен».
Пересветов был близок и к религиозному вольнодумству. По его словам, «Петр, воевода Волосский» (молдавский господарь Петр Рареш), которому Пересветов вкладывает в уста свои мысли, спросил у одного выходца из Москвы, есть ли «правда» в Московском государстве. «Москвитин» сказал, что «вера християнская добра всем сполна,., а правды нет». Петр воевода возразил: «Коли правды нет, то и всего нет» — и добавил: «Бог не веру любит — правду». Разумеется, ни один христианский ортодокс не отрицал необходимости правды, не выступал за неправду, но Пересветов первым в отечественной словесности решился противопоставить правду и веру и предпочесть правду. Впрочем, он предпочитал и свободу холопству. «Которая земля порабощена,— писал он,— в той земле все зло сотворяется».
Поток «обмирщения» захватывал порой даже ортодоксальных церковных авторов. Характерен в этом отношении «Домострой», автором (или, возможно, составителем последней редакции) которого был Сильвестр. Слово «домострой» в переводе на современный язык означает «домоводство». И в самом деле, таково и было назначение этого произведения. Мы находим в нем и наставления церковного характера, и советы, как воспитывать детей и наказывать жену, хранить запасы и просушивать платье, когда покупать товары на рынке и как принимать гостей. Но исполнение религиозных обрядов и следование практическим советам в равной степени являются долгом — и нравственным, и религиозным. Например, грешником является тот, кто живет, «не разсудя собя» (не по средствам): ему «от бога грех, а от людей посмех». Итак, «Домострой» чисто светское произведение, но авторитетом бога и «Св. писания» он освящает торговлю, наживу, даже скопидомство. Это несовместимо с суровым аскетизмом, который был официальной идеологией церкви.
О путях и методах централизации, об отношениях монарха и подданных вели яростный спор талантливые политические противники — царь Иван Грозный и кн. А. М. Курбский. Бежав за рубеж, Курбский прислал царю послание (1564), обвиняя его в тирании и жестокости. Грозный ответил, затем появились новые послания, всего было два послания царя и три Курбского. Из-под пера Курбского вышло еще несколько посланий, Курбский написал
также памфлет против царя Ивана — «История о великом князе Московском» и другие сочинения. Оба были по-средневековому широко образованны: знали и Библию, и богословскую литературу, и историю Рима, Византии и Руси, и античных авторов.
По своим взглядам Иван и Курбский были не только антагонистами, но и во многом единомышленниками: оба они выступали за централизацию государства и сильную царскую власть, а политическим идеалом Курбского была деятельность Избранной рады, которая значительно укрепила централизацию. Спор шел о другом. Истинной монархией царь Иван считал только монархию деспотическую. Он полагал, что не царь действует для блага своих подданных, а священным долгом подданных является верная служба госут,арю: ведь сам бог их поручил в «работу» (т. е. в рабство) своим государям. Все жители страны — от последнего холопа до князя — государевы холопы. «А жаловати есмя своих холопей вольны, а и казнити вольны же»,— так лаконично, четко и даже талантливо сформулировал царь основной принцип деспотизма. Курбский представлял себе царскую власть иначе. Царь отвечает не только перед бог ом, но и перед людьми, он не может нарушать права своих подданных, должен уметь находить мудрых советников, причем не только из высшей аристократии (позднейшие историки часто обвиняли Курбского в стремлении добиться для бояр «права» соучаствовать в управлении государством), но и «всенародных человек». Увы, сам Курбский не следовал этим высоким идеям: в своих имениях в Речи Поспо-литой он обращался с подвластными так жестоко, что против него было возбуждено судебное дело Представитель князя на суде словно цитировал царя Ивана, говоря, что князь Курбский сам знает, как обращаться со своими подданными.
Курбский, хотя и допускает «всенародных человек» к участию в управлении, остался аристократом. Даже жертвы опричного террора он в своей «Истории» располагает в соответствии с их знатностью И сама история создания единого государства — это для Курбского печальная история того, как московские князья пили «крове братии своей». И все же Курбский признает совершившиеся факты, царь Иван плох не тем, что он глава единого государства, а тем, что он казнит невиновных, своих верных слуг.
Аристократичен и Иван IV, который всегда кичился своим происхождением от «Августа-кесаря». Шведскому королю он отказывал в равенстве с собой, считал его род «мужичьим», так как отец короля Густав Ваза был не прирожденный монарх, а выборный
Курбский обладал незаурядным литературным талантом, он великолепно освоил средневековую риторику, любил острые каламбуры. Например, опричников Курбский называл «кромешни-ками»- ведь «опричь» и «кроме» — синонимы, а поскольку ад — это «тьма кромешная», то опричники — адово воинство. Грозный
был, пожалуй, талантливее как литератор. Он не хуже Курбского владел классическим стилем «плетения словес», но при этом любил резко выйти за его рамки, смело вводил в свои послания наряду с обширными цитатами из Библии и «отцов церкви» просторечие и даже перебранку. Тем самым он взрывал литературный этикет средневековья. Писаниям царя всегда присуща ирония — то острая, то грубая и мрачная. Курбский писал о том, что воевал в «дальноконных градах германских». Царь высмеял красивый эпитет: «Ты того дальноконнее поехал». Даже английской королеве Елизавете в момент обострения русско-английских отношений он написал: «...у тебя мимо тебя люди владеют, и не токмо люди, но и мужики торговые... А ты пребываешь в своем девическом чину, как есть пошлая (т. е. обычная) девица».
Рассматриваемая эпоха — время острых религиозных споров. «Ныне и в домех, и на путех, и на торжищих иноци и мирьстии и вси сомнятся, вси о вере пытают»,— писал в 70-х гг. XV в. Иосиф Волоцкий. И хотя он же утверждал, что до этого времени никто в Русской земле не видел живого еретика, на самом деле известные нам ереси относятся уже ко второй половине
XIV в. Ереси и вообще религиозное вольнодумство были всегда
результатом самостоятельного, без оглядки на авторитеты по
иска истины. Тем самым подрывается важнейший принцип ре
лигиозно-церковного мировоззрения: беспрекословного повинове
ния иерархии. Попытки еретиков и вольнодумцев найти рацио
нальные обоснования религии и отвергнуть те догматы, которые
не выдерживают рациональной критики, противоречили основе
всякой религии — слепой вере, не основанной на знании. Поэто
му, хотя ереси и вольнодумство не выходили за пределы рели
гиозного мировоззрения, они были, по сути, враждебны церкви и
несли в себе элементы социального протеста. Это полностью
относится к возникшей в 70-х гг. XIV в. в Новгороде ереси
стригольников (происхождение названия неясно), распростра
нившейся среди низшего духовенства и ремесленников. Стри
гольники не только с позиций разума критиковали Библию и со
чинения «отцов церкви», но и отвергали церковные обряды,
заявляли, что «пастыри» (т. е. духовенство) сами «возволчи-
лись», а потому «овцам» (мирянам) приходится самим себя
«паствити»; они протестовали против тех, кто «свободных людей
порабощает и продает». Церковь и государство преследовали
стригольников, многие из них были казнены, но и в середине
XV в. в Новгороде и Пскове встречались стригольники.
Их прямыми наследниками были сторонники новой ереси, которую церковники окрестили ересью «жидовствующих»: их обвиняли в переходе в иудаизм. Трудно оценить справедливость этих обвинений: ведь до нас дошли произведения не еретиков, а их «обличителей», не брезговавших никакими средствами в борьбе. Видимо, еретики использовали и какие-то сочинения иудейских
богословов, но в целом оставались в рамках христианского вероучения. Еретики (священники Алексей, Денис и другие) отрицали церковную иерархию, не принимали как противоречащий разуму догмат о троичности божества, считали ненужными иконы и обряды. Еретики, разумеется, были утопистами: они надеялись создать религию без церкви и веры в чудесное.
Церковь повела ожесточенную борьбу против еретиков. Новгородский архиепископ Геннадий Гонзов готов был даже пойти на союз с католиками: он восхищался «шпанским королем», который «очистил» Испанию от еретиков и иноверцев, при дворе Геннадия доминиканский монах Вениамин переводил католические антиеретические трактаты. Но больше Геннадий надеялся не на аргументы, а на силу, ведь ортодоксы, как он сам признавался, «люди... простые, не умеют по обычным книгам го-ворити», а потому «таки бы о вере никаких речей с ними не плодили; токмо того для учинити собор, что их казнити — жечи да вешати». Вслед за Геннадием в борьбу вступил игумен Волоц-кого (т. е. Волоколамского) монастыря Иосиф Волоцкий, написавший множество сочинений против еретиков. По приказу Геннадия некоторых еретиков наказали в Новгороде кнутом. В 1490 г. церковный собор в Москве осудил ересь, отправленных в Новгород для наказания еретиков облачили в шутовские одежды, подвергли издевательствам, после чего у них на головах сожгли лубяные шлемы с надписями: «Се есть сатанино воинство».
Но ересь оказалась живучей и даже проникла во дворец великого князя. В московский круг еретиков входили видные дипломаты — дьяки Федор Васильевич и его брат Иван Волк Курицины, государев переписчик книг Иван Черный, наконец, невестка Ивана III — дочь молдавского господаря Елена Стефановна. В ереси обвиняли и митрополита Зосиму. Сам великий князь до поры до времени покровительствовал еретикам. Разумеется, он не вникал в богословские споры. Для него важнее было другое: монастыри увеличивали свои владения за счет вотчин служилых людей. Иосиф Волоцкий и его сторонники (иосифляне) доказывали, что церковь не только имеет право, но даже обязана владеть населенными землями. Противоположную позицию занимали нестяжатели во главе с монахом одного из окраинных монастырей Нилом Сорским, но они были скорее мыслителями-созерцателями, чем борцами. Проповедь еретиков против церковной иерархии и монашества дала бы оправдание для конфискации церковных земель. К тому же иосифляне, воинствующие церковники, порой заявляли, что церковная власть превосходит светскую, а это беспокоило великого князя. Вот он и держал еретиков «про запас» против иосифлян.
И все же в 1502 г. Иван III окончательно отвернулся от еретиков. Его страшили их независимость в суждениях, элементы социальной критики в их учении. Елену Стефановну и ее сына
Дмитрия арестовали. На церковном соборе в 1503 г. иосифляне решительно выступили против попыток Ивана III конфисковать часть церковных земель Правительству пришлось отступить. Но отныне Иосиф Волоцкий и его сторонники все чаще стали поддерживать великих князей. В декабре 1504 г. новый собор осудил еретиков на смерть; многих из них сожгли, Елену Стефановну умертвили в тюрьме. В обмен на сохранение монастырских вотчин и инквизиционные костры власть получила полную поддержку иосифлянских иерархов, превратившихся в «дворян великого князя», как их насмешливо называли.
Но идеи еретиков не сгорети в пламени костров. В середине XVI в. снова появились вольнодумцы. В 1553 г. был осужден московский дворянин Матвей Семенович Башкин. Этот прихожанин придворного Благовещенского собора принадлежал к верхушке столичного дворянства. Башкин пришел к выводу, что церковные обряды не нужны, отрицал иконы и даже «таинство» исповеди. Пришел он и к социальному вольнодумству: считал, что холопство противоречит христианским идеалам, нельзя своего «брата» держать в неволе: «У меня что было кабал полных (т. е. документов на полное холопство), то есми все изодрал»,— говорил Башкин. После пыток Башкин был сослан в Иосифо-Волоколамский монастырь, оплот воинствующих церковников.
Еще более радикальные позиции занимал постригшийся в монахи беглый холоп Феодосии Косой. Он отрицал не только обряды и священство, но даже христианскую символику, заявлял, что крест — орудие казни Христа— негоже обожествлять. Он пошел и дальше: говорил, что у христиан не должно быть властей, а потому призывал не платить налогов и не повиноваться феодалам. Феодосии проповедовал равенство всех народов, что резко противоречило характерной для средневековья религиозной и национальной обособленности. Идеи Феодосия разделяли многие его ученики. От преследований он бежал в Великое княжество Литовское, где продолжал распространять свое учение среди украинских и белорусских крестьян и горожан. Угнетатели ненавидели «рабье» (так они презрительно его называли) учение Феодосия Косого. Недаром его преследовал Иван Грозный и «обличал» Курбский.
В рассматриваемый период продолжало развиваться русское искусство. В XIV в в Новгороде строится много посадских, сравнительно небольших храмов, из которых наиболее известны церкви Спаса на Ильине улиие и Федора Стратилата на Федоровой ручье. В XV в. идет интенсивное строительство в Москве. Столица великой державы должна быть парадной и монументальной. Иван III привлекает для работы итальянских архитекторов — самых умелых в то время. Среди них выделяется бо-лонец Аристотель Фиорованти, не только архитектор, но и фортификатор, пушечный мастер-литейщик и чеканщик монет. В 1476—1479 гг. под его руководством в Кремле был построен
Успенский собор — кафедральный храм митрополита всея Руси. Фиорованти обязали взять за образец Успенский собор во Владимире — тем самым как бы подчеркивалось, что столицей Руси стала Москва. Итальянскому архитектору действительно удалось создать храм в русском национальном стиле. Вероятно, Фиорованти составил проект и новых кремлевских стен, которые были сооружены в 1485—1516 гг.под руководством нескольких итальянских мастеров. Они заменили обветшавшие белокаменные стены времен Дмитрия Донского и были построены в соответствии с военной техникой своего времени, из кирпича, на белокаменном фундаменте. В Кремле были возведены Грановитая палата для торжественных приемов, Архангельский собор — усыпальница московских великих князей и царей, домовая церковь государей — Благовещенский собор (построен псковскими мастерами) и т. д.
Строительство московских укреплений продолжалось в течение всего XVI в. При Елене Глинской к Кремлю пристроили полукольцо укреплений Китай-города, защищавшее центральную часть посада. В конце XVI в. «городовых дел мастер» Федор Савельевич Конь возвел кольцо укреплений «Белого города» длиной ок. 9,5 км с 27 башнями (проходило по линии нынешнего Бульварного кольца). Ф. С. Конь построил также кремль в Смоленске, ему приписывают стены Симонова (в Москве) и Паф-нутьева (в Боровске) монастырей. В самом конце XVI в. была создана последняя внешняя линия укреплений Москвы — «Ско-родом», деревянные стены на земляном валу (проходил по линии нынешнего Садового кольца).
Со второй трети XVI в. в каменное зодчество проникает из народной деревянной архитектуры шатровый стиль. Его шедевром и одновременно наиболее ранним образцом является церковь Вознесения в селе Коломенском (ныне в черте Москвы). В 1554—1561 гг. архитекторы Постник Яковлев и Барма закончили на Красной площади строительство собора Покрова, что на Рву, посвященного взятию Казани (Казанью русские войска овладели на следующий день после праздника Покрова). Эту церковь по одному из позднее пристроенных приделов чаще называют храмом Василия Блаженного. Это вершина русского зодчества XVI в. Вокруг огромного центрального шатра — восемь глав, в чем-то похожих и вместе с тем разнообразных. Как Москва объединила вокруг себя разные земли Руси, так и центральный шатер объединяет в нерасторжимое целое красочное разнообразие отдельных главок.
Во второй половине XIV — первой половине XV в. работали два великих русских художника — Феофан Грек и Андрей Рублев. Феофан, выходец из Византии, во второй половине XIV в. работал в Новгороде, а затем и в Москве. Для стиля фресковых росписей Феофана и его икон характерна особая экспрессивность, эмоциональность. Феофан не всегда тщательно прорисо-
вывал свои изображения, но достигал огромной силы воздействия на чувства зрителя Этот характер живописи соответствовал и темпераменту художника, о котором говорили, что он «изограф нарочитый и живописець изящный во иконописцех» Современник рассказывает, что во время работы он никогда не стоял на месте («ногами бес покоя стояше») вероятно, для того, чтобы все время видеть, как смотрится мазок издали Не прерывая работы, Феофан вел беседы с друзьями — и об искусстве, и о философии
Иной характер носит живопись Андрея Рублева (ок. 1360— 1430) Великолепный колорист, Андрей Рублев создавал умиро творенные композиции В годы кровавых феодальных междоусобиц, вражеских набегов он отразил в живописи народную мечту о мире, спокойствии, благополучии, человеческой близости Эти черты особенно ярко проявились в его самом знаменитом произведении — «Троице» На иконе изображены три прекрасных юноши, ведущие неторопливую, дружескую и вместе с тем печальную беседу Андрей Рублев работал и в области книжной миниатюры Во времена, когда искусство было большей частью безымянным, он оставил после себя прочную память Даже в середине XVI в в одном из завещаний среди множества икон без указания авторов особо выделялся образ «Ондреева письма Рублева»
Традиции Андрея Рублева продолжались в живописи второй половины XV—XVI в Особенно выделяются фресковые росписи Дионисия (лучше всего они сохранились в Ферапонтовом монастыре в Белозерском крае), не только своеобразные по композиции, но и с неповторимо нежным колоритом Во второй половине XVI в в живописи появляются уже и портретные изображения с чертами реального сходства
Характерными чертами русского быта XVI в оставались консервативность и большая, чем в предыдущие периоды, но все еще незначительная дифференцированность разница в быте между господствующим классом и «черными» людьми по-прежнему была скорее количественной, чем качественной Мало отличались друг от друга в это время городские и сельские жилища Город был комплексом усадеб, на улицы и переулки выходили не дома, а высокие глухие заборы В каждой усадьбе были изба, хозяйственные постройки, небольшой огород с садом Боярская усадьба имела большие размеры, разнообразнее были хозяйственные постройки, кроме господского дома, стояли «людские» избы, в которых жили холопы Горожане держали также домашний скот, а потому за городской чертой обязательно устраивались выгоны
Жилища и представителей высших сословий, и рядовых горожан, и крестьян были, за редким исключением (у самых богатых бояр изредка встречались каменные хоромы), срубными, из сосновых бревен, топились чаще всего по-черному, дым выходил через специальное дымовое отверстие Каменные печи
с дымоходами встречались в самых богатых домах, «белая изба», «белая горница» обычно специально отмечались. Основная постройка называлась избой. Избы феодалов состояли из нескольких срубов, иногда на высоких подклетях; бывали двух- и трехэтажными. На феодальном дворе могла стоять и башня — «повалуша» или «терем». Дома украшались высокохудожественной затейливой резьбой. Окна были небольшими, в богатых домах— слюдяные, в бедных — закрытые всего лишь бычьим пузырем.
Больше различий было в одежде. Крестьянское платье этого периода не отличалось от одежды предшествующего времени. Зато знать одевалась богато и разнообразно. Уже в первой половине XVI в. известны щеголи-модники, которые, по словам митрополита Даниила, «красятся и упестреваются ... о красоте сапожней весь ум имея и о прочих ризах» (т. е. одеждах). Щеголи размышляют «о ожерелиях, о пугвицах... о стрижении главы, о повешении косм... о кивании главе, о уставлении перст, о выставлении ног», они «украшаются вящше жен умывании различными и натирании хитрыми». Среди боярства были распространены одеяния из дорогих привозных тканей — фландрского сукна и венецианского бархата, из восточного «рытого» бархата и из атласа, из тафты и парчи. Если простые люди носили шубы из дешевых мехов — овчины и белки, то на боярские шел соболь, а то и одни «пупки собольи» (брюшко); встречались даже горностаевые шубы. Шуба беличья или даже кунья была недостаточно престижна для знатного боярина. Иван Грозный, презрительно говоря о бедности одного из Шуйских, замечал, что у него была всего одна шуба, к тому же «мухояр (полушерстяная ткань) зелен на куницах, да и те ветхи». Цена шубы зависела не только от стоимости меха: серебряные или даже золотые пуговицы могли стоить столько же, а то и еще дороже, чем сама шуба.
Одежды и украшения знатных женщин стоили не меньше. К платьям боярынь пришивали куски цветной ткани или кожи, часто с вышивками, с драгоценными камнями — «вошвы». Они стоили немало — недаром ходила пословица: «Дороже кожуха вошвы стали».
Отличались и головные уборы. У крестьян — дешевые войлочные шляпы, зимой — шапки из недорогих мехов, у горожан — разнообразные колпаки. Колпаки знати изготовляли из тонкого фетра с оторочкой из дорогого меха, украшали драгоценными камнями. Так, в одном из завещаний упомянут колпак, унизанный жемчугом, с пуговицами из яхонтов и жемчугов. У аристократии в моде были восточные головные уборы — «тафьи», тюбетейки. Иной раз их даже не снимали, входя в церковь, что сурово осуждал в особой статье «Стоглав», предписавший, во-первых, всем, начиная от царя, князей, бояр и «прочих вельмож», снимать в церкви шапки, а во-вторых, чтобы «тафьи... отныне и
впредь на всех православных крестьянех никогда же не являли-ся». Но церковь оказалась бессильной перед модой: Иван Грозный и его опричники входили в церковь в тафьях.
Военное снаряжение, естественно, использовали только феодалы, но у «верхов» и у «низов» этого класса оно различалось. Рядовой сын боярский выходил на службу в стеганом «тегиляе» с нашитыми на него кольчужными кольцами, со старой дедовской саблей, в простом металлическом шлеме. Боярское же военное снаряжение состояло из дорогих привозных вещей, украшенных золотом и серебром.
Различия в столе у феодалов и простого народа начинались уже со столовой посуды. Формы ее не были социально дифференцированы: миски и чаши, ковши и кувшины примерно одних и тех же форм были характерны для всех семей. Но резким было отличие в материале. В боярских домах парадная посуда была из серебра («суды серебряны»), повседневная — из олова, в домах среднего достатка «суды оловянные» были посудой для гостей, а ежедневно пользовались глиняной и деревянной; наконец, у большинства населения парадной посуды не было вовсе.
Пища даже простого населения в это время была достаточно обильна и разнообразна (разумеется, в годы хороших урожаев, а не в периоды голодовок). Хлеб ели в основном ржаной, из ржаной же муки пекли блины, из пшеничной — разнообразные пироги и караваи. Ели каши и кисели, из овощей самой распространенной была репа (она играла в рационе ту же роль, что впоследствии картофель). Сравнительно недорого было мясо, чаще употребляли баранину. Мясо солили впрок. В погребах и ледниках знати и богачей хранились разнообразные напитки из фруктов и ягод (яблок, груш, вишен и т. д.). Распространенными прохладительными напитками были квас и морс. Дыни и арбузы использовали засоленными или консервированными в патоке. Очень разнообразна была рыбная пища. Рыба употреблялась и свежей, и соленой, и сушеной, и вяленой.
Резко различалась пища скоромная и постная. Посты продолжались долго, к тому же в каждой неделе были постными среда и пятница, когда запрещалось употребление мяса, коровьего масла и молока. В некоторых житиях святых даже описывалось, что будущий праведник еще в младенчестве отказывался от материнской груди по средам и пятницам.
Пищевой рацион бояр был более изысканным, кулинарно изощренным. Митрополит Даниил насмешливо писал о множестве поваров, ежедневно «стекающихся» в «поварню», готовящих «к насыщению чрева пищу» и удивлялся: «...колико тщание и подвиги иметь пища и питие, колико же сребра и злата на сие исчезает, а колики подвиги, и поты, и труды, и болезни приемлют чревоработающие». Жареные лебеди и гуси, часто мясо не просто жареное, а «верченое» — приготовленное на вертеле. Употреблялись и дорогие заморские приправы.
Семейный быт строился на основе безоговор