Культура, общественная мысль и быт киевской руси
Для Киевской Руси был характерен высокий по средневековым меркам уровень культуры Славянская письменность, созданная Кириллом и Мефодием во второй половине IX в, уже в X в. проникает на Русь Так, договор 911 г между Олегом и Византией был написан на двух языках — греческом и славянском К середине X в относится и первая русская кирилловская надпись на найденном во время раскопок в Гнездове (под Смоленском) обломке горшочка В начале XI в грамотность уже проникает в среду феодалов Так, Ярослав Мудрый, по словам летописи, «книгам прилежа и почитая е (т е книги) часто в нощи и в дне» Он создал княжеские мастерские по переписке книг и переводу с греческого языка на русский Еще раньше Владимир, по сообщению летописца, «у нарочитой чади», т е у дружинников, собирал детей и «даяти нача на учение книжное» Летописец говорит, что матери этих детей «плакаху по них акы по мртвеци», поскольку еще не утвердились в вере Вероятно, из этих детей должны были готовить кадры будущих церковных иерархов Поскольку православные епископы и архиепископы должны быть монахами, монах же официально считался «живым мертвецом», матери оплакивали судьбу своих детей, которым суждено было стать монахами
«Почитание книжное» в Киевской Руси считалось престижным Недаром летописец отмечает любовь к чтению (естественно, «священных» книг) как положительную черту Ярослава Его дочь Анна, королева Франции, умела читать и писать (сохранилась ее подпись), в отличие от своего мужа, французского короля, ставившего вместо подписи крест Подлинный гимн знанию, культуре можно найти в «Поучении Владимира Мономаха» Убеждая своих детей не лениться, Владимир Мономах советует им не забывать того «доброго», что они умеют, а чего не умеют, «тому ся учите», ставя в пример своего отца, который «дома седя, изумеяше 5 язык, в том бо честь есть от инех земель»
О широком распространении грамотности свидетельствуют владельческие записи на шиферных пряслицах, кувшинчиках и других ремесленных изделиях XI—XII вв , колодки с именами заказчиков, надписи на стенах церквей, наконец, новгородские
берестяные грамоты, содержащие записи для памяти и письма, начиная с XI в
К XI в относятся первые дошедшие до нас русские книги Книг, естественно, сохранилось не очень много Средневековая культура была элитарной Прежде всего исключительно дорог был материал для книг Это был пергамен, специально выделанная кожа, на Руси — обычно телячья Дороговизна материала побуждала писцов к особо тщательной, медленной работе В древнерусских рукописях каждая буква не столько выписана, сколько даже нарисована, по строгим правилам — уставу Отсюда и название основного типа русского письма XI—XIII вв — устав Заказчиками книг могли быть только самые богатые люди, поэтому не жалели средств на украшения, великолепные иллюстрации, заставки разных цветов с использованием золота, изысканные и затейливые инициалы Среди древнейших дошедших до нас русских рукописей — «Изборники» 1073 и 1076 гг, сделанные для сына Ярослава Мудрого князя Святослава В «Изборниках» собрано много разнообразных произведений — религиозных, философских, поучительных и т д
К XI в относится и зарождение русской литературы В первой половине XI в (по мнению ряда ученых — в конце X в ) возникает русское летописание Древнейшая дошедшая до нас летопись, основанная на предшествующих текстах,— Повесть временных лет была создана около 1113 г монахом Киево-Печерского монастыря Нестором, у которого было, однако, немало предшественников Основная идея Повести временных лет глубоко патриотична — единство русской земли Летописец безоговорочно осуждает княжеские усобицы и кровавые распри Разумеется, мировоззрение его — феодальное Князь для него — носитель высшей идеи законности, дружинники — его боевые друзья
Нестор был одним из крупнейших древнерусских писателей Ему принадлежит «Житие» основателя Киево-Печерского монастыря Феодосия, наполненное множеством реалистических бытовых деталей В частности, описывая мать Феодосия, которая негодовала на христианское смирение и аскетизм сына, Нестор пишет, что она была «телом крепка и сильна, яко же и муж», и замечает, что тот, кто только слышал ее голос, а не видел ее, мог подумать, что это говорит мужчина
Другое произведение Нестора — одно из первых житий — Бориса и Глеба — «Чтение о житии и о погублении» этих князей Внимание древнерусских авторов к житиям собственно русских, а не византийских «святых» было связано со стремлением подчеркнуть самобытность, самостоятельность своей страны, с ростом национального самосознания
Подъем национального чувства ярко проявился в деятельности Илариона, первого киевского митрополита русского, а не византийца по происхождению В своем «Слове о законе и благодати» (ок 1049), написанном, видимо, тогда, когда Иларион 58
еще был священником, он восхваляет не только князя Владимира, крестившего Русскую землю (это, как будто, основная задача произведения), но и всю Русскую землю, которая «ведома и слышима есть всеми четырьми конци земли». Не только христианин Владимир, но и язычники — «старый Игорь» и «славный Святослав» прославляются им как мужественные воины, известные «в странах многах».
Новый жанр представляло собой «Хождение» игумена Даниила— описание его путешествия в «святую землю» Палестину, совершенного в 1106—1108 гг. «Игумен Данил Русския земля», как себя называет автор, подробно описывает природу Палестины, христианские реликвии. В своих описаниях он неизменно стремится к особой точности, приводя в саженях и даже пядях размеры тех или иных сооружений. Даниил чувствовал себя в Палестине представителем всей Руси, от имени Русской земли он поставил свое «кандило» у так называемого «гроба господня».
Высокого уровня достигла в Киевской Руси и архитектура. К сожалению, памятники древнерусского деревянного зодчества до наших дней не сохранились. Немного дошло и каменных сооружений, поскольку значительная их часть была разрушена во время Батыева нашествия. Каменное строительство началось на Руси в конце X в. после принятия христианства. На Руси не было еще опыта возведения каменных построек, а потому первые сооружения из камня были возведены приезжими византийскими мастерами. Уже в 989 г. князь Владимир заложил в Киеве так называемую Десятинную церковь, посвященную Успению богородицы. Десятинной она называлась потому, что на ее содержание была отпущена церковная десятина, т. е. десятая часть доходов князя. Строительство было завершено в 996 г. Она рухнула во время Батыева нашествия в 1240 г. и долго стояла в руинах, пока на ее месте в XIX в. не возвели новую церковь. Раскопки Десятинной церкви позволили выяснить, что это было мощное сооружение, воздвигнутое из тонкого кирпича — плинфы с вкраплениями из дикого камня, украшенное резным мрамором, мозаикой, глазурованными керамическими плитами, фресками. Полагают, что храм был многокупольным. Рядом с Десятинной церковью были воздвигнуты здания княжеского дворца, от которого до наших дней сохранились только фундаменты.
Византийскими же архитекторами при Ярославе Мудром, вероятно,- ок. 1037 г. был построен сохранившийся до наших дней (впрочем, значительно перестроенный снаружи) Софийский собор в Киеве. Строительство собора, посвященного имени Софии, имело важное политическое значение: ведь собор св. Софии был главным храмом Константинополя. Киев тем самым как бы провозглашал свое равенство с Константинополем. Софийский собор — замечательный памятник не только зодчества, но и изобразительного искусства. Великолепные мозаики прекрасно сохранились во внутренних помещениях собора. Мозаичным был и пол.
Очень интересны и фрески, часть которых, возможно, принадлежит уже русским мастерам или, во всяком случае, написана на русские сюжеты. Так, здесь изображены семья Ярослава Мудрого, бытовые сцены (борьба ряженых, охота на медведя и т. д.).
Киев окружали деревянно-земляные укрепления, однако в деревянной стене были построены в 30-х гг. XI в. каменные Золотые ворота с надвратной церковью Благовещенья, которая была украшена и мозаикой и фресками. Остатки ворот сохранились до наших дней. Также в XI в., уже после киевского Софийского собора, были построены храмы в Полоцке, Чернигове, Вышго-роде, киевских монастырях — Выдубицком и Киево-Печерском.
Самым замечательным из этих произведений искусства является Софийский собор в Новгороде (1045—1050). Хотя существует явная преемственность между двумя Софиями — Киевской и Новгородской, более того, высказывается предположение, что оба храма построила одна и та же артель мастеров, между ними есть существенные различия: в архитектурном облике Новгородской Софии уже угадываются некоторые черты будущего новгородского архитектурного стиля. Этот храм значительно строже киевского. Вместо живописно раскинувшихся 13 глав киевского собора здесь всего пять куполов, расположенных в четком симметричном порядке. Гораздо мощнее несколько мрачноватые стены, сложенные не из кирпича, а из местного известняка. В интерьере нет ярких мозаик, а только фрески, опять-таки более суровые и спокойные. София стала символом Великого Новгорода. Недаром говорили: «Коде святая София, ту Новгород».
Большие успехи были достигнуты в металлообработке. Русские кузнецы из железа, которое «варили» в небольших домни-цах, изготавливали всевозможные сельскохозяйственные орудия, свой собственный кузнечный инструментарий — молоты, клещи и т. д., гвозди. Приступили и к изготовлению собственного оружия. Хотя большая часть мечей дружинников была привозной из Западной Европы, довольно рано появились рукояти из меди особого, специфически русского типа. К середине XI в. относится и первый известный меч с русской надписью: «Людота коваль» (т. е. кузнец Людота). Русские мечи уже в XI в. встречаются в Прибалтике, Финляндии и Скандинавии. Следовательно, они уже появились на мировых рынках. Изготовлялись и русские сабли.
Высокого развития достигло гончарное искусство. В X в. появляется гончарный круг. Великолепные шиферные пряслица (грузики для веретен) распространяются по всей стране.
Велики были достижения древнерусских ювелиров. Русские златокузнецы изготовляли разнообразные украшения — серьги, подвески-колты, кольца, ожерелья и т. д. Использовалась очень сложная техника. Многие украшения выполнены в технике зерни, когда на изделие напаивался узор, состоящий из множества,
порой тысяч, мельчайших шариков. Применяли также скань: орнамент или рисунок наносили тонкой золотой или серебряной проволокой, которую также напаивали на металлическую поверхность. Скань сочеталась с эмалью: промежутки между сканными перегородками заполняли разноцветной эмалью; получалась так называемая перегородчатая эмаль. Более дешевой была выемчатая эмаль: краской заполнялись выемки в литых изделиях. В древнерусских кладах находят большое количество ценных ювелирных украшений.
Характерной чертой русского быта периода Древнерусского государства было возникновение существенной разницы между образом жизни феодальных верхов и основной массы населения. Крестьяне жили в небольших домах. На юге, в лесостепной зоне, это были полуземлянки (т. е. жилища, пол которых был ниже уровня почвы) с земляными полами, с покрытой сверху слоем земли крышей, концы которой подчас опускались до самого низа. На севере это были срубные, наземные постройки, с деревянными полами. Печи бывали то глинобитными, то каменными, но еще не кирпичными, топились они по-черному. Окна были маленькими. Иными были жилища горожан. Даже на юге почти не встречались полуземлянки. Стояли, как правило, срубы, нередко двухэтажные, причем нижний этаж был часто хозяйственным, а верхний — жилым. На юге первый этаж иногда был углублен в землю. Здания состояли подчас из нескольких комнат.
Совсем иными были жилые помещения знати. На территориях обширных боярских усадеб площадью от 250 до 1000 и более квадратных метров стояли боярские дворы, избы для слуг, холопов, ремесленников. Боярские и княжеские хоромы представляли собою целый комплекс срубных построек, соединеных сетью затейливых переходов, с галерейками, крыльцами и с почти обязательным теремом — деревянной башней. Были и каменные княжеские дворцы.
Основным видом одежды и мужчин, и женщин, и знати, и непривилегированных слоев общества была рубаха: длиннее у женщин, короче у мужчин, из дорогих тканей у знати, домотканая («власяница») у простых людей, с вышивкой у женщин. Кроме рубахи, мужчины носили под рубахой узкие длинные штаны — «порты», а женщины поверх рубахи юбку. Верхней одеждой у простых людей была свита — длинное, плотно облегающее одеяние. Носили также разнообразные плащи. Плащи знати были из дорогих, часто восточных материй, парчовые, шитые золотом. Княжеские плащи — «корзно» — длинные, застегивающиеся на одном плече дорогими золотыми застежками, часто с драгоценными камнями. Простые шубы — «кожухи», достаточно защищавшие от холода, носили крестьяне и ремесленники. Знать носила дорогие кожухи, шитые золотом, из дорогих мехов.
Лапти — «лыченицы» были крестьянской обувью, кожаная у них встречалась редко. Горожане чаще носили кожаную
обувь: сапоги или туфли — поршни. Но у знати «черленые сапоги» (их упоминает Даниил Заточник) были из дорогой кожи, покрытые инкрустацией, подчас даже с золотой вышивкой, как, например, у галицкого князя Даниила.
Развлечением знати были охота («ловы») и богатые дружинные пиры, на которых, кроме обильного местного угощенья, встречались и «овощеве (т. е. фрукты) разноличные» из южных краев. Столы были уставлены дорогой посудой, не только кубки, но и ложки были серебряными, деревянными же есть было непрестижно даже для рядовых дружинников. Значительно менее изысканными были общинные пиры-братчины. Однако и на тех, и на других обязательными гостями были скоморохи. Церковь тщетно выступала против «играния и бесовского пения» на «мирских» пирах и вынуждена была лишь советовать священникам уходить с пиров своих прихожан, если такое «играние» должно начаться.
Христианство еще не смогло глубоко проникнуть в мировоззрение феодалов и народных масс. Языческие обряды по-прежнему существовали под слоем новых, христианских. Даже церковный брак не всегда был обязательным. Известны случаи многоженства среди князей-христиан. Так, князь Ярослав Осмо-мысл даже завещал престол своему сыну от наложницы.
«Отцы духовные» редко были примером высокой нравственности для своих прихожан. Речь идет не только о людях вроде ростовского епископа Федора (летописец презрительно называет его «Феодорцем»), который прославился тем, что ограбил множество людей, был мучителем, «головы порезывая и бороды, иным же очи выжигая и язык урезая, а иныя распиная по стене и муча немилостиве: именья бо бе несыт акы ад, хотя исхитити от всех именье». Феодорец, конечно, был исключением. Но мздоимец в епископском облачении встречался более или менее часто. Недаром в начале XIII в. летописец, желая доказать особую святость епископа Пахомия, отметил как его особые качества то, что он был не волк и не похищал «от чюжих домов богатства».
Ограниченное влияние христианства прослеживается и в живучести старых, дохристианских имен. В языческую эпоху народными славянскими именами были либо так называемые двуосновные имена (типа Всеволод, Святослав, Ярослав, Рати-бор, Остромир, Житомир и т. п.), которые носили в основном князья и верхушка знати, либо имена остальной части населения, которыми могли становиться любые существительные, прилагательные и их сочетания (Добрыня, Перенег, Сновид, Волчий Хвост и т. д.). Крещение непременно включает в себя наречение именем, причем употребляется обязательно имя одного из христианских святых. Тем не менее многие люди как XI в., так и более позднего времени, хотя получили при крещении христианские имена, в быту именовались «мирскими», нехристианскими. Это каса-
лось и князей, большинство из которых были известны как Ярославы, Всеволоды, Рюрики, Мстиславы и т. д. «Мирские» имена встречались даже в среде духовенства, которое, казалось бы, должно было быть настроено непримиримо к отступлениям от церковных порядков. Так, в 1047 г. в Новгороде Великом переписал церковную книгу местный священник, который сам в записи писца назвал себя мирским и весьма неблагозвучным именем — Упирь Лихой.
Двоеверие, сочетание христианской веры и прежних языческих обычаев было характерно не только для рассматриваемого периода, но продолжалось вплоть до конца XVII в. и даже далее.
Глава IV.