Теория анализа хозяйственной деятельности
Учебная программа для специальности:
1-25 01 08 | Бухгалтерский учет, анализ и аудит | |
Факультет заочного обучения | ||
Кафедра экономики и управления | ||
Курс 3 | ||
Семестр 5-6 | ||
Лекции (количество часов) 10 | ||
Семинарские занятия (количество часов) 6 | Экзамен 6 семестр | |
Самостоятельная работа студента 56 | ||
Всего аудиторных часов по дисциплине 16 Всего часов по дисциплине Всего аудиторных часов по очной форме обучения 72 Составитель: Короткова Е.А. м.у.б., ст. преподаватель | Форма получения высшего образования заочная сокращенная | |
2012
Учебная программа составлена на основе типовой учебной программы "Теория анализа хозяйственной деятельности" для высших учебных заведений по специальности 1-25 01 08 "Бухгалтерский учет, анализ и аудит (по направлениям)", утвержденной Учебно-методическим объединением вузов Республики Беларусь по экономическому образованию 14.04.2010 Регистрационный № ТД – Е.222/тип.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Теория анализа хозяйственной деятельности является теоретической и методологической основой построения отраслевых и специальных курсов по анализу хозяйственной деятельности.
В ней раскрывается сущность анализа хозяйственной деятельности, его место и роль в системе управления, цель и задачи анализа, его предмет и объекты, метод и методика, виды анализа хозяйственной деятельности и краткая их характеристика, инструментарий анализа, его организация и перспективы развития.
Цель изучения Теории анализа хозяйственной деятельности - получить систему теоретических знаний о методологической основе, сущности, содержании, инструментарии, организации и перспективах развития анализа хозяйственной деятельности.
1.2. Задачи изучения дисциплины (реализация требований квалификационной характеристики)
В процессе изучения курса студенты должны:
Знатьсущность, содержание, предмет, роль и задачи, методический инструментарий АХД и его организацию на предприятиях.
Уметьдетализировать, структурировать и моделировать показатели хозяйственной деятельности, определять влияние факторов и выявлять резервы повышения эффективности функционирования предприятия, используя наиболее эффективные приемы и способы экономического анализа.
Иметь навыкипрактического применения полученных знаний при написании рефератов и научных работ.
При подготовке специалиста обеспечивается формирование следующих групп компетенций:
- академических компетенций,включающих знания и умения по изученным дисциплинам, способности иумения к обучению;
- социально-личностных компетенций,включающих культурно-ценностные ориентации, знание идеологических, нравственных ценностей общества и государства и умение следовать им;
- профессиональных компетенций,включающих знания и умения формулировать проблемы, решать задачи, разрабатывать планы и обеспечивать их выполнение в избранной сфере профессиональной деятельности.
Требования к академическим компетенциям
Выпускник должен обладать следующими академическими компетенциями:
-владеть базовыми научно-теоретические знаниями для решения теоретических и практических задач в области экономического анализа с целью их применения на практике;
-владеть исследовательскими навыками решения проблем в области организации и методики анализа;
-уметь работать самостоятельно с нормативными и законодательными документами;
-владеть междисциплинарным комплексным подходом при решении проблем, связанных с осуществлением функций экономиста-аналитика и т.д.;
-иметь навыки, связанные с использованием технических устройств, управлением информацией и работой с компьютером с использованием профессиональных пакетов прикладных программ;
-иметь лингвистические навыки для осуществления деловой переписки, обращения в вышестоящие органы, ответов на устные и письменные запросы, подготовки необходимых справок, отчетов и т. д.;
-уметь учиться, повышать свою квалификацию в течение всей профессиональной деятельности.
Требования к социально-личностным компетенциям
Выпускник должен иметь следующие социально-личностные компетенции;
-обладать качествами гражданственности, высоким чувством патриотизма и любви к Родине;
-быть способным к социальному взаимодействию;
-обладать способностью к межличностным коммуникациям;
-владеть навыками здоровьесбережения;
-быть способным к критике и самокритике (критическое мышление);
-уметь работать в команде и глубоко осознавать общегражданские цели своей профессиональной деятельности;
-знать идеологические, моральные, нравственные ценности государства и уметь
следовать им;
Требования к профессиональным компетенциям
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями по видам деятельности, быть способным:
организационно-управленческая деятельность:
-работать с отечественной, юридической литературой, гражданским и трудовым законодательством республики;
-организовывать работу малых коллективов исполнителей для достижения поставленных целей;
-контролировать и поддерживать трудовую и производственную дисциплину;
-составлять документацию (графики работ, инструкции, планы, заявки, деловые
письма и т.п.), а также отчетную документацию по установленным формам;
-взаимодействовать со специалистами смежных профилей;
-анализировать и оценивать собранные данные;
-разрабатывать, представлять и согласовывать представляемые материалы;
-вести переговоры, разрабатывать контракты с другими заинтересованными участниками;
-готовить доклады, материалы к презентациям;
-пользоваться глобальными информационными ресурсами;
-владеть современными средствами телекоммуникаций;
учетно-аналитическая деятельность:
-владеть теоретическими основами проведения анализа хозяйственной деятельности;
-знать и применять законодательные и нормативные акты по вопросам анализа;
- знать правила документирования фактов хозяйственной деятельности;
- владеть правилами заполнения и обработки бухгалтерских и проч. документов;
-владеть теоретическими основами анализа хозяйственной деятельности, его методами, приемами и методиками;
-знать принципы и методы организации анализа;
-уметь систематизировать учетно-аналитические и статистические материалы, характеризующие количественные и качественные показатели деятельности предприятия (организации) и его подразделений;
-изучать результаты работы предприятия и его структурных подразделений и сопоставлять их с показателями других предприятий;
- уметь выявлять внутрихозяйственные резервы и разрабатывать мероприятия по их использованию;
- уметь проводить оперативный экономический анализ хода выполнения плановых заданий и мероприятий по использованию резервов повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности отраслей;
- уметь разрабатывать предложения по внесению соответствующих корректировок в планы организации и отдельных подразделений в случае изменения производственно-хозяйственной ситуации и законодательства;
-изучать и распространять передовой опыт учетно-аналитической деятельности;
-владеть теоретическими основами и практическими навыками компьютерной обработки учетно-аналитической информации;
научно-исследовательская деятельность:
-разрабатывать рабочие планы и программы проведения научных исследований в области экономического анализа;
-собирать, обрабатывать, анализировать и систематизировать информацию по теме исследования, выбирать оптимальные методы и средства решения поставленных задач;
-проводить самостоятельные научные исследования;
инновационная деятельность:
-осуществлять поиск, систематизацию и анализ информации по перспективам развития предприятия, инновационным технологиям, проектам и решениям, с применением сложившегося опыта зарубежных стран;
-определять цели инноваций и способы их достижения;
-работать с научной, технической и патентной литературой;
-разрабатывать бизнес-планы создания новых технологий;
-оценивать конкурентоспособность и экономическую эффективность разрабатываемых технологий;
-применять методы анализа и организации внедрения инноваций.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Тема 1. Понятие и содержание анализа хозяйственной деятельности,
Его цель и задачи
Понятие анализа как метода познания сущности явлений и процессов. Объективные предпосылки возникновения и развития анализа.
Анализ хозяйственной деятельности. Его сущность, место и роль в системе управления.
Цель, функции и задачи анализа хозяйственной деятельности.
Содержание анализа хозяйственной деятельности и его связь с другими науками.