V. Ознакомление с глаголами-исключениями.
1. Чтение правила в учебнике (с. 206).
2. Дополнение схемы новыми сведениями.
– Что узнали о глаголах-исключениях II спряжения?
– Запомните ещё два глагола-исключения I спряжения – брить, стелить.
– Как мы дополним нашу схему новыми сведениями? (Дети высказывают свои предположения.)
В результате обсуждения получается следующая запись:
I спряжение | Н. Ф. | II спряжение |
Остальные и брить, стелить | -ить и |
3. Чтение и заучивание рифмовки о глаголах-исключениях.
Ко второму же спряжению
Отнесём мы, без сомненья,
Все глаголы, что на -ить
(Исключая брить, стелить).
А ещё: смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, держать, дышать, вертеть,
И зависеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья,
Их на -е спрягать нельзя!
VI. Работа с учебником.
1. Правописание окончаний глаголов-исключений (упр. 479, 480, с. 99–100).
2. Зрительно-слуховой диктант с предварительной подготовкой (упр. 482, с. 100).
3. Взаимопроверка.
VII. Домашнее задание:упражнение 483, с. 101; выписать из словаря слова, отвечающие на вопрос как?
VIII. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке о глаголах?
– Перечислите глаголы-исключения.
– За что они получили такое название?
Урок 144. Правописание глаголов-исключений
Цели: учащиеся распознают в тексте глаголы-исключения (в том числе и однокоренные с приставками), упражняются в правописании их окончаний.
О б о р у д о в а н и е: схема «Глаголы I и II спряжения в неопределённой форме» (см. урок 143), сигнальные карточки
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Словарно-орфографическая работа.
1. Самостоятельная работа со словарём.
– Выпишите из словарика слова, отвечающие на вопрос когда? Обозначьте орфограммы, поставьте ударение.
2. Взаимопроверка: теперь, однажды, потом, сегодня, сейчас.
3. Составление и запись словосочетаний глагол неопределенной формы + наречие с данными словами. Определение спряжения глаголов.
III. Сообщение темы урока, постановка учебной задачи.
– Сегодня на уроке мы продолжаем работу над глаголами-исключениями. Какую задачу вы перед собой поставите?
IV. Обобщение знаний учащихся о глаголах I и II спряжения и глаголах-исключениях по схеме(см. урок 143).
– Когда личное окончание глагола не требует проверки?
– В каких случаях необходимо проверять личное окончание глагола?
– Расскажите об этом.
– Какие глаголы относятся ко II спряжению? К I спряжению?
– Перечислите ещё раз все глаголы-исключения.
– Почему они так называются?
– Кто запомнил стихотворение о глаголах-исключениях? Расскажите.
V. Работа с учебником.
1. Образование однокоренных глаголов-исключений с помощью приставок (упр. 485, с. 102).
– Запомните, что однокоренные глаголы, образованные от глаголов-исключений, тоже являются глаголами-исключениями. Поэтому будьте очень внимательны, если в тексте вам встретятся такие глаголы, не допустите ошибку в написании их окончаний.
2. Зрительно-слуховой диктант с предварительной подготовкой (упр. 484, с. 101).
3. Самостоятельная работа (упр. 481, с. 100).
VI. Игра «Будь внимателен».
Учитель читает глаголы, учащиеся определяют спряжение с помощью сигнальной карточки.
Рисует, слышит, отвечает, дышит, ответишь, дежурят, задышит, пляшут, увидишь, пожелтеет, посмотрит, зависят, вертишь, получает, стелет.
VII. Домашнее задание:упражнение 486, с. 102.
VIII. Итог урока.
– Какую задачу вы поставили перед собой в начале урока?
– Справились ли вы с её выполнением?
– Почему вы так думаете?
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО КАРТОЧКАМ
· Карточка 1. Списать пословицы, вставить пропущенные окончания глаголов, указать спряжение.
Кто вперёд смотр_т, тот далеко вид_т. Кто много вид_т и слыш_т, тот много зна_т. Не посмотр_шь – (не) увид_шь, (не) расспрос_шь – (не) найдёшь. За двумя зайцами погон_шься, ни одного (не) пойма_шь. Воду в решете (не) удерж_шь. Конь вырвется – догон_шь, а слова сказанного (не) ворот_шь.
· Карточка 2. Списать текст, вставить пропущенные окончания глаголов, указать спряжение. Подчеркнуть глаголы-исключения.
Вы замечали, наверно: идёшь осенью по лесу – свет! Дума_шь, пятна со_нца, а это два ж_лтых клёна стоят между ёлками. Дальше вид_шь тёплый красный свет осины. Внезапно замеча_шь син_ струйку костра между ёлками. Всем телом ощ_ща_шь холод л_сной р_чушки, слыш_шь дальнее теньканье птицы. В такой день чувству_шь себя на земле именинником. (По В. Пескову.)
· Карточка 3. Списать предложения, вставить пропущенные буквы. Указать спряжение глаголов, подчеркнуть глаголы-исключения.
Заунывный ветер гон_т стаю туч на край небес. (Н. Некрасов.) Ветер по морю гуля_т и кораблик подгоня_т. (А. Пушкин.) Легко дыш_т грудь. Ты вдыха_шь запах полевых цветов. С высоты зорко смотр_т на землю орёл. Он высматрива_т добычу.
Урок 145. Контрольный диктант по теме
«Правописание безударных личных
окончаний глаголов настоящего
и будущего времени»
Цель: проверить уровень сформированности умения писать безударные личные окончания глаголов.
В апреле
Апрельское солнце светит ярко. Тает последний снег. Первые стрелочки зелёной травки прорезают весеннюю землю. Мягкий ветерок гонит, торопит облака. На гибких ветвях берёз появилась нежная листва.
Всё в природе дышит, начинает расти.
Оживает муравейник под старой сосной. Вот по пашне ходит важный грач.
Ты шагаешь к реке, потом убегаешь на опушку леса. Смотришь в небо, видишь, как летят с далёкого юга журавли, лебеди, гуси. Они держат путь в родные места. Скоро мы услышим песни прилетевших с юга птиц.
Слова для справок: начинает, облака, расти, прилетевших.
Предупредить о постановке запятой в сложном предложении.
Грамматические задания:
1. Указать лицо, число, спряжение глаголов; выделить их окончания.
Вариант I – в первых четырёх предложениях;
Вариант II – в последних трёх предложениях.
2. Сделать разбор предложения.
Вариант I – Мягкий ветерок гонит, торопит облака.
Вариант II – Оживает муравейник под старой сосной.
Урок 146. Анализ диктанта.
Работа над ошибками
Цель: учащиеся развивают умение исправлять ошибки, допущенные в диктанте, осознанно применять изученные правила.
Ход урока
I. Организационный момент.