III. Введение в тему урока, постановка учебной задачи.

Учитель читает стихотворение:

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!

– О чём эти стихи? Как узнали?

– Что можете сказать о теме урока? (Продолжаем изучать имена прилагательные.)

– Да, тема урока посвящена прилагательному, а точнее – родовым окончаниям имён прилагательных. Как вы думаете, почему так важно хорошо знать окончания прилагательных мужского, женского, среднего рода?

– Достаточно ли просто знать эти окончания? Почему? Что ещё необходимо?

– Прочитайте вопрос Почемучки, который определит учебную задачу нашего урока (с. 138).

IV. Повторение изученного об имени прилагательном по таблице(см. урок 81).

– Что знаете об этой части речи?

– Как изменяются имена прилагательные?

– Чем отличаются друг от друга прилагательные мужского, женского и среднего рода?

– Расскажите о каждом из них.

– Приведите примеры словосочетаний прилагательное + III. Введение в тему урока, постановка учебной задачи. - student2.ru в которых прилагательные употреблялись бы в форме мужского, женского, среднего рода?

– Что можно сказать об имени прилагательном, если оно отвечает на вопрос какие? Приведите свои примеры.

– Определяется ли в этом случае род? Почему?

III. Введение в тему урока, постановка учебной задачи. - student2.ru

V. Работа над алгоритмом определения рода прилагательных(с. 138).

1. Учащиеся самостоятельно работают с планом ответа в учебнике, дополняя предложения нужными словами, готовятся к ответу.

2. Проверка.

Заслушиваются ответы учащихся, на доске составляется запись:

1) Найти существительное, с которым связано в предложении имя прилагательное.

2) Определить род существительного.

3) По роду существительного узнать род прилагательного и выбрать нужное окончание.

VI. Упражнение в определении рода прилагательного и выборе родовых окончаний прилагательных.

1. Выполнение упражнений 271, 273, с. 138–139.

2. Упражнение в составлении словосочетаний вида прилагательное + III. Введение в тему урока, постановка учебной задачи. - student2.ru правописании родовых окончаний прилагательных.

– Существительное с предлогом нужно заменить именем прилагательным, выделить окончание, указать род. Как будете определять род и окончание прилагательного?

– Образец рассуждения: варенье из вишни; слово варенье среднего рода, значит, прилагательное будет отвечать на вопрос какое? и относиться к среднему роду. Окончание III. Введение в тему урока, постановка учебной задачи. - student2.ru или III. Введение в тему урока, постановка учебной задачи. - student2.ru Варенье (какое?) вишнев III. Введение в тему урока, постановка учебной задачи. - student2.ru

– Рассуждая так же, запишите остальные словосочетания, подчеркните в словах непроверяемые безударные гласные.

Ветка от сосны, сок из моркови, каша из риса, пюре из картофеля, джем из малины, платье из бархата, кораблик из бумаги, чашка для чая, пирог с фруктами.

III. Введение в тему урока, постановка учебной задачи. - student2.ru

VII. Самостоятельная работа с учебником.

Выполнение упражнения 274, с. 140.

VIII. Домашнее задание:списать словосочетания из Памятки «Говорите правильно» на с. 139; найти и записать отрывок из любого стихотворения (4 строчки), в котором употреблены имена прилагательные; указать их род, выделить окончания.

IX. Итог урока.

– Как вы ответите на вопрос Почемучки, который прочли в начале урока?

– Для чего нужно было составлять алгоритм определения рода и окончания прилагательного?

– Как вы оцениваете свою работу на уроке? Почему? Что было самым трудным?

ЗАДАНИЯ для индивидуальной работы ПО КарточкАМ

· Карточка 1· Карточка 2

III. Введение в тему урока, постановка учебной задачи. - student2.ru

· Карточка 3.Дописать окончания прилагательных, добавив подходящее по смыслу имя существительное. Выделить окончания прилагательных, указать их род.

Нов__, высок__, каменн__... ; звонк__, задорн__, весёл__ ... ; красив__, бархатн__, нарядн__ ... ; внезапн__, сильн__, резк__ ... ; проливн__, мелк__, спор__ ... ; белоствольн__, кудряв__, стройн__ ... .

(Слова для справок: здание, мелодия, дождь, ветер, песня, платье, костюм, берёза.)

Наши рекомендации