IV. Повторение особенностей именительного и винительного падежей, их сопоставление.

– Вспомните всё, что вы знаете об именительном падеже. Назовите его вопросы, предлоги, роль в предложении.

– Теперь расскажите о винительном падеже.

После ответов учащихся учитель вывешивает на доску таблицы:

IV. Повторение особенностей именительного и винительного падежей, их сопоставление. - student2.ru

– Что общего имеют эти падежи? (Вопрос что?)

– Именно из-за этого вопроса происходит путаница в определении именительного и винительного падежей. Но есть и существенные различия между ними. Какие? (Наличие предлогов в винительном падеже и их отсутствие в именительном падеже. Существительное именительного падежа всегда подлежащее в предложении, а существительное винительного падежа – второстепенный член.)

– Итак, давайте определим те случаи, в которых необходимо очень внимательно подходить к определению именительного и винительного падежей имен существительных. Просклоняйте имена существительные стена, двор, окно, дочь. (Несколько учеников работают у доски.)

– Скажите, у какого существительного невозможно спутать именительный падеж с винительным и почему? (У существительного стена, так как оно имеет разные окончания в этих падежах.)

– Значит, существительные женского рода с окончаниями - IV. Повторение особенностей именительного и винительного падежей, их сопоставление. - student2.ru не вызывают трудностей при определении именительного и винительного падежей.

– Что можете сказать об остальных существительных? (У них формы именительного и винительного падежей совпадают. Могут возникнуть трудности.)

– В каком случае вы так же безошибочно определите именительный или винительный падеж у существительного, даже если они имеют одинаковые окончания? (Если есть предлог. Предлог – показатель винительного падежа.)

– В случае когда предлога нет, а окончания существительных в именительном и винительном падежах одинаковые, что поможет правильно определить падеж? (Роль существительного в предложении.)

V. Вывод:

Чтобы отличить именительный падеж от винительного у существительных женского рода с окончаниями в начальной форме - IV. Повторение особенностей именительного и винительного падежей, их сопоставление. - student2.ru , достаточно сравнить окончания; у остальных существительных – сравнивать падежи по наличию предлога; если предлога нет, то по роли существительного в предложении.

Чтение правила в учебнике (с. 81).

IV. Повторение особенностей именительного и винительного падежей, их сопоставление. - student2.ru

VI. Работа с учебником.

1. Письмо с комментированием у доски (упр. 153).

2. Разбор предложений, выделенных в тексте. Составление схем.

IV. Повторение особенностей именительного и винительного падежей, их сопоставление. - student2.ru

IV. Повторение особенностей именительного и винительного падежей, их сопоставление. - student2.ru

3. Письменные ответы на вопросы по тексту (упр. 154).

4. Выделение словосочетаний, определение падежа существительного.

5. Звукобуквенный разбор слова похожи (из упр. 154).

по-хó-жи

п – [п] согл., тверд., глух., парн.

о – [а] глас., безударн.

х – [х] согл., тверд., глух., непарн.

о – [о] гласн., ударн.

ж – [ж] согл., тверд., звон., парн.

и – [ы] гласн., безударн.

IV. Повторение особенностей именительного и винительного падежей, их сопоставление. - student2.ru

6 букв, 6 звуков

VII. Домашнее задание: упражнения 156, 157, с. 83.

VIII. Итог урока.

– Чем занимались?

– Какие существенные признаки именительного и винительного падежей можете назвать?

Урок 46. сопоставление винительного
и предложного падежей
имён существительных

Цели: учащиеся уточняют знания о винительном и предложном падежах, сопоставляют их; находят существенные признаки различия винительного и предложного падежей.

Оборудование: таблицы для сопоставления винительного и предложного падежей.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания(упр. 156, 157).

– Назовите отгадки.

– Прокомментируйте написание орфограмм в словах.

– Какие правила необходимо вспомнить при этом?

– Назовите существительные в предложном падеже. Докажите, что вы правильно определили падеж существительного.

– Кто придумал свои загадки о цыплёнке, жирафе, яблоке? Прочитайте.

– Чьи загадки, по вашему мнению, наиболее удачные? Объясните.

Наши рекомендации