IV. Повторение особенностей именительного и винительного падежей, их сопоставление.
– Вспомните всё, что вы знаете об именительном падеже. Назовите его вопросы, предлоги, роль в предложении.
– Теперь расскажите о винительном падеже.
После ответов учащихся учитель вывешивает на доску таблицы:
– Что общего имеют эти падежи? (Вопрос что?)
– Именно из-за этого вопроса происходит путаница в определении именительного и винительного падежей. Но есть и существенные различия между ними. Какие? (Наличие предлогов в винительном падеже и их отсутствие в именительном падеже. Существительное именительного падежа всегда подлежащее в предложении, а существительное винительного падежа – второстепенный член.)
– Итак, давайте определим те случаи, в которых необходимо очень внимательно подходить к определению именительного и винительного падежей имен существительных. Просклоняйте имена существительные стена, двор, окно, дочь. (Несколько учеников работают у доски.)
– Скажите, у какого существительного невозможно спутать именительный падеж с винительным и почему? (У существительного стена, так как оно имеет разные окончания в этих падежах.)
– Значит, существительные женского рода с окончаниями - не вызывают трудностей при определении именительного и винительного падежей.
– Что можете сказать об остальных существительных? (У них формы именительного и винительного падежей совпадают. Могут возникнуть трудности.)
– В каком случае вы так же безошибочно определите именительный или винительный падеж у существительного, даже если они имеют одинаковые окончания? (Если есть предлог. Предлог – показатель винительного падежа.)
– В случае когда предлога нет, а окончания существительных в именительном и винительном падежах одинаковые, что поможет правильно определить падеж? (Роль существительного в предложении.)
V. Вывод:
Чтобы отличить именительный падеж от винительного у существительных женского рода с окончаниями в начальной форме - , достаточно сравнить окончания; у остальных существительных – сравнивать падежи по наличию предлога; если предлога нет, то по роли существительного в предложении.
Чтение правила в учебнике (с. 81).
VI. Работа с учебником.
1. Письмо с комментированием у доски (упр. 153).
2. Разбор предложений, выделенных в тексте. Составление схем.
3. Письменные ответы на вопросы по тексту (упр. 154).
4. Выделение словосочетаний, определение падежа существительного.
5. Звукобуквенный разбор слова похожи (из упр. 154).
по-хó-жи
п – [п] согл., тверд., глух., парн.
о – [а] глас., безударн.
х – [х] согл., тверд., глух., непарн.
о – [о] гласн., ударн.
ж – [ж] согл., тверд., звон., парн.
и – [ы] гласн., безударн.
6 букв, 6 звуков
VII. Домашнее задание: упражнения 156, 157, с. 83.
VIII. Итог урока.
– Чем занимались?
– Какие существенные признаки именительного и винительного падежей можете назвать?
Урок 46. сопоставление винительного
и предложного падежей
имён существительных
Цели: учащиеся уточняют знания о винительном и предложном падежах, сопоставляют их; находят существенные признаки различия винительного и предложного падежей.
Оборудование: таблицы для сопоставления винительного и предложного падежей.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания(упр. 156, 157).
– Назовите отгадки.
– Прокомментируйте написание орфограмм в словах.
– Какие правила необходимо вспомнить при этом?
– Назовите существительные в предложном падеже. Докажите, что вы правильно определили падеж существительного.
– Кто придумал свои загадки о цыплёнке, жирафе, яблоке? Прочитайте.
– Чьи загадки, по вашему мнению, наиболее удачные? Объясните.