Структура мирового земельного фонда.

Структура земельного фонда показывает, каким образом используются земельные ресурсы. В ней выделяются сельскохозяйственные земли (обрабатываемые — пашня, сады, засеянные луга и естественные луга и пастбища), лесные земли, земли, занятые населенными пунктами, промышленностью и транспортом, малопродуктивные и непродуктивные земли.

Крупнейшие страны мира по размерам площади пашни:

Структура мирового земельного фонда. - student2.ru

Рис.3.Табл.2. Крупнейшие страны мира по размерам площади пашни.

Наиболее ценные обрабатываемые земли занимают всего 11% мирового земельного фонда. Такой же показатель характерен для стран СНГ, Африки, Северной Америки. Для Европы этот показатель более высок (29%), а для Австралии и Южной Америки — самый низкий (5% и 7%). Страны мира с наибольшими размерами обрабатываемых земель — США, Индия, Россия, Китай, Канада. Обрабатываемые земли сосредоточены в основном в лесных, лесостепных и степных природных зонах. Естественные луга и пастбища преобладают над пахотными землями везде (в Австралии более чем в 10 раз), кроме зарубежной Европы. Во всем мире в среднем 23% земли используется под пастбища.

Структура земельного фонда планеты постоянно изменяется под влиянием двух противоположных процессов. Один — борьба человечества за расширение земель, пригодных для обитания и сельскохозяйственного использования (освоение залежных земель, мелиорация, осушение, орошение, освоение прибрежных участков морей); другой — ухудшение земель, изъятие их из сельскохозяйственного оборота в результате эрозии, опустынивания, промышленной и транспортной застройки, открытой разработки полезных ископаемых, заболачивания, засоления.

Второй процесс идет более быстрыми темпами. Поэтому главная проблема мирового земельного фонда — деградация сельскохозяйственных земель, в результате которой происходит заметное сокращение обрабатываемых земель, приходящихся на душу населения, а «нагрузка» на них все время возрастает. Страны с наименьшей обеспеченностью пашней на душу населения — Китай (0,09 га), Египет (0,05 га).

Во многих странах предпринимаются усилия по сохранению земельного фонда и улучшению его структуры. В региональном и глобальном аспекте они все более координируются специализированными органами ООН — ЮНЕСКО, ФАО (Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН) и др.

Регион Доля от мирового значения  
Земельный фонд пашня Луга и пастбища леса Прочие земли  
Европа
Азия
Африка
Северная Америка
Южная Америка
Австралия и Океания
Весь мир

Таблица 3. Структура земельных ресурсов мира, в %

9. Основные тенденции в планировании использования мировых земельных ресурсов.

Земельные ресурсы мира сокращаются. Во многих странах из-за недостатка пахотных площадей ощущается нехватка продуктов питания. На сегодняшний день всё острее ощущается глобальная продовольственная проблема. Со времени её возникновения ведутся дискуссии о путях ее решения. Многие видят выход в дальнейшем расширении пахотных, пастбищных и рыбопромысловых угодий. Обрабатываемые земли (пашня, сады и плантации) в наши дни занимают 1450 млн. га или всего 11% территории обитаемой суши. Луга и пастбища занимают — 3400 млн. га или 26%. Получается, что использованны еще не все возможные резервы освоения территорий для сельскохозяйственного производства.

Вместе с тем существует немало оценок, свидетельствующих о том, что сами природные факторы довольно сильно ограничивают возможности такого расширения. Было установлено, что на территориях, занимающих в общей сложности 78% всей площади суши (без Антарктиды), для развития земледелия существуют те или иные природные ограничения (табл. 4). Да и из остальных 22% земель 13 отличаются низкой, 6 — средней и лишь 3% — высокой продуктивностью.

Аналогичные подсчеты производили и отечественные ученые. По мнению некоторых, к непродуктивным землям, на которых не может производиться биологическая продукция (ледники, безжизненные пустыни, реки, озера, города, и др.), относятся 54 млн. км2, или более 36% всей площади суши. На долю продуктивных, но не пахотнопригодных земель (тундра, лесотундра, болота, засушливые и полупустынные пастбища, горные леса и др.) приходится 70 млн. км2, или 47% всей площади суши. В результате пахотнопригодные земли занимают территории в 25 млн. км2, составляющие около 17% площади суши.

Ученые продолжают составлять многочисленные расчеты по планированию земель, касающиеся резервных сельскохозяйственных, и прежде всего пахотных угодий. По некоторым оценкам, предельная площадь экономически выгодных для эксплуатации земель составляет 1,5 млрд. га. Это означает, что весь доступный фонд пахотнопригодных земель человечество фактически уже использовало. По другим оценкам, такой фонд значительно больше, он потенциально равен 2,5 млрд. га, и, следовательно, люди могут распахать в будущем еще более 1 млрд. га. В конце ХХ века появились оценки, согласно которым площадь земель, потенциально пригодных для развития земледелия, превышает 3 млрд. га. Это означает, что в резерве есть еще более 1,5 млрд. га земель. Наконец, публиковались некоторые расчеты ФАО, согласно которым площадь потенциально пригодных для обработки земель составляет 3,4 млрд. га. Большинство отечественных специалистов сходятся на том, что реальный мировой резерв пахотнопригодных земель составляет около 1 млрд. га.

Это говорит о том, что лишь относительно малую часть резервных площадей можно ввести в хозяйственный оборот при сравнительно небольших затратах. Освоение же остальных резервных земель, неудобных по рельефу или положению, засушливых, заболоченных или засоленных и т. д., может быть осуществлена только при очень больших капиталовложениях. К тому же надо учитывать и то, что часть вновь осваиваемых земель должна будет компенсировать те потери земельного фонда планеты, которые связаны с его деградацией вследствие развития опустынивания, эрозии, расширения несельскохозяйственных территорий.

Вид ограничения, препятствующий распашке земель Площадь, млн. га Доля от общей земельной площади, %
Ледниковое покрытие 1 490
Низкие температуры 2 235
Сухость климата 2 533
Крутизна склонов 2 682
Свойства почв:    
маломощность 1 341
бедность питательными веществами
переувлажненность
Всего

Таблица 4. Природные факторы, ограничивающие развитие сельскохозяйственного производства.

Планирование освоения новых территорий.

Важную роль в освоении новых земель играет их распределение между экономически развитыми и развивающимися странами. По некоторым современным оценкам, соотношение между ними по этому показателю составляет примерно 1:4. Для расширения пахотных площадей по сравнительно умеренной цене и с использованием имеющихся техники и технологий более подходят земли в районах с умеренным климатом. Что же касается резервных земель в развивающихся странах, то они находятся либо в зоне влажных тропических лесов, либо в зоне саванн, либо в еще менее благоприятных засушливых районах, где необходимы не только большие капиталовложения, но и дополнительное решение некоторых агроклиматических проблем. К тому же общая деградация земель в этой группе стран приняла особенно устрашающие масштабы.

Таблица 5 показывает, что основные площади резервных для освоения земель находятся в Южной Америке и в Африке.

Регион Пахотнопригодные земли, млн. га Освоенные в земледелии, млн. га Степень освоен-ности, % Резервы для освоения, млн. га Доля в мировом резерве, %
СНГ
Европа*
Азия*
Африка
Северная Америка
Южная Америка
Австралия
Весь мир 1 480

* Без стран СНГ.

Таблица 5. Освоенные и резервные земельные ресурсы мира по регионам

В Южной Америке пока освоена только 1/3 пахотнопригодных земель, а довести эту долю можно до 2/3, в первую очередь благодаря Бразилии. Однако освоение таких земель будет сопряжено с очень большими трудностями — как природными (72% их расположено во влажных тропиках, 24 — в субтропиках и лишь 4% — в умеренном поясе), так и социально-экономическими (латифундизм).

В Африке степень освоенности может быть увеличена с 43 до 57%. Основная часть резервных земель, расположенная между 12° с. ш. и 25° ю.ш., имеет среднее годовое количество осадков не менее 800 мм и среднюю годовую температуру не менее 18°С. Эти агроклиматические условия позволяют обеспечить длительный вегетационный период и сбор двух урожаев в год. Но здесь особенно велика деградация почв.

Ресурсы свободных земель в зарубежной Азии значительно меньше. При этом нужно учитывать, что в таких странах, как Индия, Бангладеш, Шри-Ланка, остров Ява (Индонезия), Центральный Лусон (Филиппины), земли, пригодные для земледелия, еще в 60-е годы 20 века использовались более чем на 90%. Меньше всего резервных для освоения земель сохранилось в Европе.

В начале освоения резервных земель темпы их приращения будут намного отставать от темпов прироста населения. Соответственно, нагрузка на землю будет увеличиваться, а показатели душевой обеспеченности земельными ресурсами начнут снижаться. В наши дни на одного жителя Земли приходится в среднем 0,20 га пахотных земель, а к 2050 г. этот удельный показатель может снизиться до 0,07 га. Следовательно, все зависит не столько от расширения площади обрабатываемых земель, сколько от характера их использования.

11. Пути интенсификации сельскохозяйственного использования земель.

Основные перспективы решения глобальной продовольственной проблемы должны быть связаны не столько с экстенсивным, сколько с интенсивным путем увеличения производства продуктов питания.

Ясно, что интенсификация сельскохозяйственного использования территории заключается прежде всего в механизации, химизации, ирригации, повышении энерговооруженности, использовании более высокоурожайных и болезнеустойчивых сортов сельскохозяйственных культур, наиболее продуктивных пород скота — всего того, что позволяет увеличить отдачу земледелия и животноводства даже при уменьшении сельскохозяйственных площадей.

Мировой опыт последних десятилетий подтверждает тот факт, что интенсивный путь преобразований в сельском хозяйстве стал главным. Еще в 1960—1980 гг. увеличение производства зерновых в мире на 1/5 происходило вследствие расширения площадей, а на 4/5 — в результате повышения урожайности. В экономически развитых странах эта доля составляла 86% (в Западной Европе — 100), а в развивающихся — 77 (в Африке и Латинской Америке 46—48%).

Однако при оценке возможностей интенсивного пути развития нужно иметь в виду и то, что потенциал некоторых традиционных путей интенсификации уже в значительной мере исчерпан. Это относится и к механизации, и к электрификации, и к химизации, и к ирригации.

До недавнего времени этот важный резерв интенсификации земледелия использовали широко, причем и в развитых, и в развивающихся странах. Это подтверждается данными о динамике орошаемых площадей. В 1900 г. в мире орошалось всего 40 млн. га, а к 1950 г. площадь таких земель увеличилась до 95 млн. га. Еще показательнее следующие цифры: в 1960 г. — 135 млн. га, в 1970 г. — 170 млн., в 1980 г. — 210 млн., в 1990 г. — 230 млн., в 2005 г. — 250 млн. га. Сегодня орошаемые земли занимают около 19% всех обрабатываемых земель, но дают до 1/3 общей продукции земледелия. На Азию приходится свыше 60%, на СНГ и Северную Америку — примерно по 10, на Европу — около 7% таких земель. По показателю доли орошаемых земель в общей площади пашни (30%) впереди также стоит Азия.

Наибольший прирост орошаемых земель наблюдался в 50—70-е годы, когда орошаемые площади увеличились в два с лишним раза, прежде всего благодаря сооружению более чем 90 крупных плотин и водохранилищ в разных районах мира. Но начиная с 80-х годов прирост орошаемых площадей резко замедлился — по причине увеличения удельных капиталовложений, а в некоторых странах также из-за ограниченности водных ресурсов и изменения уровня грунтовых вод, из-за отказа от строительства русловых плотин. Например, сокращение орошаемых площадей произошло в США, Китае. Имела место и потеря орошаемых площадей из-за неудовлетворительного их использования.

Все это означает, что основные перспективы интенсификации связаны с технологической революцией, выражающейся в использовании достижений биотехнологии, информационных технологий в земледелии и животноводстве, улучшении качества продукции, снижении издержек производства, выведении новых растений и пород животных.

Начато производство искусственной пищи на основе соевых бобов, морских водорослей, дрожжей, некоторых грибов. Изготовленные из них продукты питания уже получили распространение в США. Значительные резервы имеет и марикультура. Марикультура - это выращивание морских организмов. Главным отличием марикультуры от промысла является обязательный контроль человека за выживаемостью молоди.

Разработана и проходит испытания концепция развития устойчивого земледелия.

Устойчивое земледелие означает: более эффективное сочетание знаний и практического опыта местного населения обеспечивающих быструю адаптацию современных технологий в земледелии.

При планировании использования земель, основными показателями уровня интенсификации сельского хозяйства могут служить данные о стоимости продукции с единицы площади и данные о том, сколько людей может прокормить 1 га пашни или один работник, занятый в сельском хозяйстве. Эти данные по экономически развитым странам представлены в таблице 6.

Страна Продукция на 1 га пашни, долл. Сколько людей кормит  
1 га пашни 1 работник сельского хозяйства    
Бельгия 3 750 12,5
Великобритания 1 725 8,0
США 1,3
Нидерланды 8 900 16,5
Канада 0,6
Швеция 1 175 3,0
ФРГ 2 650 8,0
Франция 1 450 3,0
Швейцария 11 250 16,5
Австралия 0,4
Испания 2,0
Япония 11 250 26,5
Португалия 1 600 3,5

Таблица 6. Уровень интенсификации сельского хозяйства.

При планировании использования земельных ресурсов, расчетов, на предмет того, сколько может прокормить конкретная территория, делается очень много. Можно привести рассуждения на эту тему Д.И.Менделеева, который исходил из того, что 1 га сельскохозяйственной (культурной) земли может прокормить двух жителей. Даже без учета перспектив роста урожайности и при таком соотношении, как считал ученый, на Земле могли бы жить 8 млрд. людей. В наши дни при ответе на этот вопрос обычно исходят из гипотетического представления о том, что со временем прогресс в сельском хозяйстве распространится на все страны мира, и это позволит полностью удовлетворить потребности в продовольствии будущих поколений людей. Что же касается контрольных цифр, то «вилка» между ними порою оказывается очень большой. Например, по оценкам некоторых американских специалистов, в случае если всю пригодную для сельскохозяйственных культур землю обрабатывать с применением уже известных передовых методов и добавлением орошения в засушливых районах, то можно полностью удовлетворить продуктами питания 50—60 млрд. землян. Но это, конечно, максималистский сценарий будущего. По одному из прогнозов ФAO, при определенных условиях можно будет прокормить примерно 30 млрд. человек, хотя реальная цифра, скорее всего, составит 10—15 млрд. человек. На таком мировом фоне положение России может вызывать определенную тревогу. Потенциальные возможности для производства продовольствия в стране достаточно велики, однако для этого, долгое время преобладавший экстенсивный путь решения продовольственной проблемы, который фактически себя уже исчерпал, надо менять на интенсивный путь использования земельных ресурсов.

12.Земельная политика РФ, в части планирования рационального использования земли, и их охраны.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О землеустройстве» и другими нормативными правовыми актами государство определяет земельную политику развития землепользования страны, организует планирование, рациональное использование и охрану земельных ресурсов. Земельная политика формируется в соответствии с перспективами развития экономики страны и обеспечивает сочетание интересов всего общества, законных интересов и гарантий граждан на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащими им земельными участками. Стратегическая цель государственной земельной политики — достижение эффективного, рационального и сбалансированного использования земельных ресурсов для роста экономического потенциала страны и уровня жизни людей, создания условий национальной безопасности. Государственная земельная политика должна быть направлена: на сохранение земли как территории, определяющей целостность государства и составляющей основу жизни и деятельности населения; предупреждение негативного антропогенного воздействия на земельные и природные ресурсы, сохранение биологического потенциала территории; повышение качества жизни населения за счет улучшения условий его проживания; увеличение полезной отдачи земли и рост ее потребительской стоимости. Эффективная реализация государственной земельной политики может быть достигнута на основе четко действующей системы планирования рационального использования земель. Рациональное использование земель и их охраны планируют, на уровне страны, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, отдельных территорий на основе землеустроительной

документации. В ее состав входят: генеральная схема землеустройства территории Российской Федерации; схемы землеустройства территорий субъектов Российской Федерации; схемы землеустройства территорий муниципальных образований; схемы использования и охраны земель по отдельным частным проблемам (формированию целевых земельных фондов;

размещению и установлению границ особо охраняемых природных территорий и др.).

В схемах землеустройства определенного уровня с соответствующей детализацией и соблюдением иерархичности должны быть: установлены приоритетные направления земельной политики, исходя из перспектив развития экономики, социальных и экологических задач; систематизированы межотраслевые и отраслевые требования, предъявляемые к распределению и использованию земельных ресурсов с учетом региональных и местных условий; разработаны предложения по упорядочению границ объектов землеустройства; подготовлены предложения по перераспределению земель по формам собственности, находящихся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, юридических и физических лиц, а также по категориям земель в зависимости от их целевого назначения. Сформированы государственные фонды перераспределения земель и иные специальные фонды для обеспечения земельными участками при расселении беженцев, вынужденных переселенцев и военнослужащих, уволенных в запас; для предоставления земель казачьим обществам, включенным в реестр; предоставления для коллективного садоводства, животноводства, огородничества, организации крестьянских хозяйств; для продажи на конкурсах и аукционах. В документах по планированию использования земель должны быть разработаны мероприятия, направленные на формирование устойчивого землепользования, на создание благоприятных условий для эффективного ведения сельского и лесного хозяйства, для устойчивого развития городов; уточнено размещение территорий с особым правовым режимом и условиями использования, имеющих федеральное, региональное или местное значение, включаемых в состав охранных, защитных, санитарных, запретных зон особо охраняемых территорий, объектов промышленности, транспорта, энергоснабжения, связи, источников водоснабжения, инженерной инфраструктуры и коммуникаций; зон имеющих ограничения, обременения или особый режим использования, в том числе районов экологического бедствия, опустынивания, деградации, водосборных бассейнов рек, требующих экологической защиты и др. Определены виды и местоположение объектов инфраструктуры, имеющих федеральное, региональное или местное значение (газопроводов, нефтепроводов, высоковольтных ЛЭП, автомобильных и железнодорожных магистралей, аэропортов, морских и речных портов и т. п.). Установлены состав и площади земель объектов землеустройства на перспективу по угодьям, обоснованы объемы возможного освоения новых земель, мелиорации земель, трансформации и улучшения сельскохозяйственных угодий, рекультивации нарушенных земель; разработаны предложения по развитию и размещению агропромышленного комплекса и повышению эффективности использования земель в сельском хозяйстве; запланированы и территориально привязаны природоохранные мероприятия по защите земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного заселения, иссушения, уплотнения; загрязнения отходами производства и потребления. Определены потребности в инвестициях и других ресурсах, необходимых для осуществления мероприятий, намеченных в схемах землеустройства по периодам их освоения и в программах реализации; проведена оценка экологической, экономической и социальной эффективности мероприятий по организации рационального использования и охране земель. Подготовлены предложения по разработке необходимой нормативной правовой и методической документации, обеспечивающей составление схем землеустройства соответствующего уровня и реализацию предусмотренных ими мероприятий. Исходя из научно обоснованного планирования рационального использования земель и их охраны, в нашей стране необходимо разработать:

Генеральную схему землеустройства территории Российской Федерации; 83 схемы землеустройства территорий субъектов Российской Федерации; более 23 тыс. схем землеустройства муниципальных, образований; региональные схемы использования и охраны земли. Градостроительным кодексом Российской Федерации, не допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую при отсутствии документов территориального планирования. Землеустроительная документация по планированию использования земель и их охраны должна быть законодательно приравнена к документам территориального планирования. Главным документом, определяющим основные направления развития землепользования в стране, должна быть Генеральная схема землеустройства территории Российской Федерации, используемая органами государственной власти страны для принятия решений по управлению земельными ресурсами государства.

Генеральная схема землеустройства территории Российской Федерации служит средством: для увязки и согласования территориальных и земельно-имущественных интересов; оценки земельно-ресурсного потенциала страны и включения его в экономику государства; совершенствования федеральных и региональных систем землевладения и землепользования и регулирования земельных отношений.

Материалы схем землеустройства соответствующих уровней должны служить установлению государственной границы Российской Федерации, границ субъектов Российской Федерации, границ муниципальных образований. Схемы землеустройства различных административно-территориальных образований могут быть использованы для установления правового режима и условий использования земель и их охраны. В землеустроительной документации определяют перспективы развития агропромышленного комплекса, обосновывают природоохранные мероприятия на межселенных территориях, устанавливают ограничения и обременения в использовании земель, данные о которых включают в документы ГКН, удостоверяющие право собственности на земельные участки, землевладения и землепользования.

13. Система землеустроительного обеспечения планирования использования и охраны земельных ресурсов,

До начала земельной реформы в Российской Федерации функционировала достаточно четкая система землеустроительного обеспечения планирования использования и охраны земельных ресурсов, сопряженная с общей системой планирования народного хозяйства на всех уровнях: союзном, республиканском, областном, районном и хозяйственном. На уровне Российской Федерации эта система предусматривала разработку схем использования и охраны земель в целом по России, схем землеустройства территорий автономных республик, краев и областей, схем землеустройства административных районов, проектов межхозяйственного и внутрихозяйственного землеустройства, технорабочих проектов по освоению и улучшению земель, защите земель от эрозии и других негативных процессов. В Российской Федерации в целях планирования, организации рационального использования земель и их охраны, были разработаны схемы противоэрозионных мероприятий. В Генеральных схемах противоэрозионных мероприятий определены площади эродированных земель, виды, объемы и стоимость работ по защите почв от ветровой и водной эрозии, установлены сроки и очередность их выполнения, источники финансирования, даны рекомендации по их осуществлению, определена потребность в машинах, посадочном и строительных материалах, рабочей силе. В 1975 г. институтом «Росгипрозем» обобщены в целом по РСФСР показатели разработанных Генеральных схем противоэрозионных мероприятий. По результатам этой работы подготовлены сводные расчетные таблицы, графические материалы. Полученные данные опубликованы в шести томах. В 1976—1977 гг. по всем областям, краям и автономным республикам РСФСР и в целом по РСФСР объединением «Росземпроект» и его филиалами разработаны «Основные направления использования и охраны земель Российской Федерации на

перспективу до 1990 г.». В 1985—1986 гг. Росземпроектом и его зональными институтами и филиалами разработаны схемы организации рационального использования земель областей и краев, которые были использованы исполнительными органами власти на местах для осуществления мероприятий по повышению эффективности землепользования.

В 1986—1988 гг. разработана схема использования и охраны Черных Земель и Кизлярских пастбищ. Это было необходимо в целях предотвращения опустынивания указанных территорий и повышения продуктивности земель. В 1976—1977 гг. составлена схема использования земель в зоне Байкало-Амурской магистрали. В период с 1971 по 1990 г. активно разрабатывали также схемы землеустройства административных районов. В этот период было составлено 623 схемы, которые применяли на местах для планирования и осуществления мероприятий по наиболее полному, рациональному и эффективному использованию земель. В начале 1990-х годов институтом «Гипрогор» разработана Генеральная схема расселения на территории Российской Федерации.

С началом земельной реформы работы по планированию и организации рационального использования земель на уровне Российской Федерации практически не проводились. На уровне субъектов Российской Федерации схемы землеустройства не составлялись. В 1991—1997 гг. на этом уровне разрабатывали «Программы защиты земель от деградации, консервации земель и их восстановления». На уровне административных районов схемы землеустройства по полной программе также не разрабатывали. По отчетным данным в 1991—1993 гг. разработано 155 схем землеустройства районов. Однако они представляли в основном материалы инвентаризации земель, проводимой с целью выявления резервов для коттеджного и дачного строительства, организации крестьянских хозяйств, садоводства и огородничества. В 1991—1997 гг. на уровне административных районов разработано 900 схем формирования специальных земельных фондов с целью обеспечения земельными участками беженцев, вынужденных переселенцев, бывших военнослужащих и их семей, для предоставления казачьим обществам, включенным в государственный реестр казачьих обществ Российской Федерации, предоставления земель гражданам для организации личных подсобных хозяйств. Вместе с тем, на протяжении последних двадцати лет наблюдается ежегодное сокращение площади сельскохозяйственных угодий, ухудшение их качественного состояния. С/х угодья зарастают кустарником, мелколесьем, заболачиваются. Усиливаются процессы деградации земель, эрозии, опустынивания, различного рода загрязнения почв. Выбытие сельскохозяйственных угодий из сельскохозяйственного использования зафиксировано более чем в 60 субъектах Российской Федерации. В складывающейся ситуации необходимо формирование и последовательное проведение активной государственной политики в сфере планирования использования и охраны земельных ресурсов.

Наши рекомендации