Современная оценка кормов и рационов
Разработка эффективной системы оценки питательности кормов предъявляет новые требования к химическому анализу кормов. Нормирование и определение потребностей в традиционных системах питания производится для сырых и переваримых питательных веществ органической части рациона - протеина, клетчатки, сахара, крахмала и жира. В то же время установлено, что этот круг показателей явно недостаточен и позволяет определить в грубых кормах только 60 % , а в концентрированных - до 80 % фактического содержания органических веществ. Это обстоятельство приводит к тому, что и в существующих справочных пособиях по кормлению жвачных нормируется не более 60% органического вещества рациона. Такое положение объясняется в основном тем, что широко используемые методы определения показателя "сырая клетчатка" далеко не полностью выявляет количество структурных полисахаридов - углеводно-лигнинового комплекса. Этими методами определяется лишь часть целлюлозы и лигнина, а более 50 % структурных углеводов в виде целлюлозы и гемицеллюлоз остаются не учтенными. Кроме того, существующие нормы сырой клетчатки являются завышенными, что очень затрудняет составление практических рационов, особенно для лактирующих коров. Вместе с тем известны и сравнительно хорошо разработаны методы анализа кормов с применением нейтральных и кислых детергентов, позволяющих фракционировать и определять количество структурных полисахаридов корма.
Более полную информацию о качестве корма и его переваривании можно получить при определении нейтрально-детергентной и кислотно-детергентной фракций структурных углеводов, включающих целлюлозу, гемицеллюлозу и лигнин. Для жвачных, однако, структурные углеводы не могут быть индикатором низкой их питательной доступности, поскольку в некоторых кормах они не хуже, а даже лучше усваиваются жвачными, чем безазотистые экстрактивные вещества, что подтверждается данными о высоком образовании летучих жирных кислот из структурных углеводов. Образование летучих жирных кислот из структурных углеводов на разных рационах кормления колеблется от 27 до 54 % от их общего количества.
В принципе такое же положение относится и к жирам, и к протеину. Практика нормирования рационов крупного рогатого скота по липидам до последнего времени не находила отражения в существующих нормах кормления, термин «липиды корма» заменялся абстрактной формулировкой "сырой жир", совершенно не отражающей истинного содержания липидов, так как при его определении из корма извлекается не только липидная фракция, но и кампостерины, фитостерины, воска, часть жирорастворимых витаминов, а также пигменты, которые могут сотсавлять от 20 до 30 %. В то же время часть липидов, входящих в белок-липидные комплексы, не определяется данным методом. В результате содержание истинных жиров в ряде кормов переоценивается (грубые корма), а в других - недооценивается (концентрированные корма). Сырой жир, по которому в настоящее время нормируют липидную часть рациона животных, не соответствует истинному содержанию липидов в рационе. Это связано с методом определения сырого жира, основанного на его экстракции при помощи неполярного растворителя (петролейного или диэтилового эфира). Наиболее точным методом определения общих липидов в биологических объектах в настоящее время является метод, предложенный Фолчем (Folch J., 1957). Он основан на комбинации неполярного растворителя – хлороформа с полярным растворителем – метанолом и обеспечивает практически полное извлечение липидной фракции из анализируемого материала. Общих липидов, как правило, бывает больше, чем сырого жира и коэффициент пересчета в среднем составляет 0,85.
Для более полной оценки содержания сухого вещества в химических компонентах кормов и тем самым - для более точного составления рационов и установления связи переваривания от содержания в кормах питательных веществ необходимо проводить анализ кормов по следующим показателям: абсолютно сухое вещество, воздушно-сухое вещество, сырой, растворимый, распадаемый протеин, небелковый азот, лигнин, целлюлоза, гемицеллюлозы, крахмал, сахара, липиды, минеральные вещества, витамины.
Анализ по данным показателям позволяет учесть почти на 100% состав сухого вещества, что обеспечивает объективное нормирование.
В настоящее время разработаны ГОСТы на определение в кормах растворимости и распадаемости протеина (ГОСТ-23074-89 и 23075-89). Подробно опубликованы методы фракционирования структурных углеводов кормов (Биохимические методы исследования, 1998).
В оценке протеиновой питательности корма до сих пор используется понятие "переваримый протеин", хотя этот показатель не отражает ни качество протеина корма, ни процессы расщепления азотистых соединений в рубце, ни синтез бактериального белка. Нормирование рационов только по содержанию в кормах сырого и переваримого протеина, без учета его качества и уровня ферментативных процессов в преджелудках, часто приводит к перерасходу кормового протеина, недополучению и удорожанию продукции, нарушениям обмена веществ.
Переваримый протеин есть только мера исчезновения общего азота из пищеварительного тракта и она не дает оценки тому, в какой форме азот всасывается - аммонийной или аминокислотной. Аминокислоты поступают в кишечник жвачных животных с микробным протеином, синтезированным в рубце, нераспадаемым (нерасщепляемым) кормовым протеином и эндогенным белком. Поэтому потребность в них обеспечивается за счет протеина, который поступает из сложного желудка в кишечник и там переваривается и всасывается. Степень деградации протеина в рубце зависит от его физических и химических характеристик в отдельных кормах рациона. Следовательно, имеется возможность повысить усвоение и снизить расход кормового протеина для жвачных животных подбором кормов с соответствующей протеиновой деградируемостью или путем защиты от расщепления в рубце бактериями.
Низкопродуктивные животные покрывают свои потребности в протеине путем микробиального синтеза в рубце. Напротив, высокопродуктивные, с их большими потребностями в белке (аминокислотах), нуждаются, в дополнение к микробному протеину, почти в таком же количестве недеградируемого в рубце (но переваримого в кишечнике) кормового протеина. На этих физиологических предпосылках нами совместно с другими НИИ разработана более прогрессивная система оценки и нормирования протеина в кормлении жвачных животных, в том числе лактирующих коров, позволяющая прогнозировать обеспеченность жвачных в обменном протеине и аминокислотах на различных кормовых рационах. Нормирование протеина по предлагаемым показателям обеспечивает повышение продуктивности животных и экономию кормового белка.
Принципиальным моментом является также нормирование нераспадаемого кормового протеина, доступного для переваривания в тонком кишечнике. В различных системах оценки и нормирования протеина колебания данного коэффициента составляют 0,6 - 0,8. По аминокислотному составу нераспавшегося кормового протеина и доступности отдельных аминокислот для всасывания в кишечнике данных вообще крайне мало, что не позволяет достаточно точно и обоснованно рассчитывать количество и состав аминокислот, всасывающихся из пищеварительного тракта жвачных животных.
Итак, существующие системы ограничены тем, что в них не учитывается взаимосвязь обмена энергии и протеина, неадекватно представлен состав ОЭ в отношении индивидуальных нутриентов, они не способны предсказать состав молока, разделить энергию, затрачиваемую на синтез молока и тела, предсказать продуктивную реакцию на изменения в поступлении питательных веществ с кормом.
Необходим новый подход, учитывающий поступление, использование и самое главное - взаимодействие индивидуальных субстратов на уровне рубца и тканей. При условии совершенствования классификации кормов и оценки состояния животного можно будет улучшить предсказание продуктивной реакции молочных коров.