Кабина, органы управления, вспомогательное оборудование
Кабина тракторанеобходима для создания нормальных условий работы тракториста, т. е. предохраняет от атмосферных осадков, ветра, солнца, пыли, загазованности, вибраций и шума.
Кабина трактора МТЗ-80 герметизированная, цельнометаллическая. Ее устанавливают на четырех резиновых амортизаторах. Внутренняя поверхность покрыта теплошумоизоляционными и звукопоглощающими материалами. Жесткость каркаса безопасности рассчитана на опрокидывание трактора.
В кабине размещено мягкое одноместное сиденье с торсионной подвеской и гидравлическим амортизатором. Положение сиденья можно менять по высоте от 0 до 80 мм и перемещать вперед или назад на расстояние 1-50 мм через каждые 25 мм. Кроме того, в кабине имеются термос для питьевой воды, вешалка для одежды, противосолнечный козырек, три зеркала, плафон освещения и аптечка. Блок отопления и охлаждения воздуха обеспечивает оптимальную температуру и микроклимат в кабине.
Положение сиденья регулируют в зависимости от роста и массы тракториста по высоте, длине, наклону спинки и жесткости подвески.
Работой двигателя управляют через рычаг 5 (рис. 89) и педаль 47 подачи топлива, рукоятку 2 троса аварийного останова, маховичок 7 шторки радиатора, включатель 26 стартера, а также с помощью рычага 3, рукояток 4, 6 и кнопки 9.
Органы управления трансмиссией.К ним относятся рукоятка 8 блокировки дифференциала, рычаг 32 заднего ВОМ, педали 39 и 42 тормозов и тяга 33 защелки горного тормоза, рычаг 43 переключения передач, поводок 45 переключения заднего ВОМ, педаль 50, рычаг 51 понижающего редуктора, рукоятка тяги 36 управления раздаточной коробкой (МТЗ-82).
Органы управления гидронавесной системой— это рычаги 28, 29, 30 и 31 управления соответственно правым и левым выносными гидроцилиндрами, ГСВ и заднего цилиндра, рукоятка 34 силового (позиционного) регулятора, рычаг 35 блокировки навесной системы; переключатель 41 силового (позиционного) регулятора; рукоятка 48 тяги захватов гидрокрюка и маховичок 49 ГСВ.
Органы управления электрооборудованием.На щитке приборов расположены центральный переключатель 52 освещения, переключатели 19 ближнего и дальнего света и указателей 15 поворота, кнопки 11 звукового сигнала и 21 включателя стеклоомывателя, включатель 38 задних фар.
Рис. 89. Органы управления и приборы в кабине трактора МТЗ-80: 1 — блоки предохранителей цепей электрооборудования; 2 — рукоятка троса аварийного останова дизеля; 3 — рычаг муфты сцепления и редуктора пускового двигателя (для МТЗ-80Л и МТЗ-82Л); 4 — рукоятка воздушной заслонки пускового двигателя (для МТЗ-80Л и МТЗ-82Л); 5— рычаг подачи топлива; 6 — рукоятка краника топливного бака пускового двигателя (для МТЗ-83Л и МТЗ-82Л); 7 — маховичок шторки водяного радиатора; 8 — рукоятка блокировки дифференциала заднего моста; 9 — кнопка магнето пускового двигателя (для МТЗ-80Л и МТЗ-82Л); 10—индикатор степени засоренности воздухоочистителя дизеля; 11 — кнопка звукового сигнала; 12 — контрольная лампа включения «массы»; 13 — указатель температуры воды; 14 — контрольная лампа указателей поворота; 15 — переключатель указателей поворота; 16 — амперметр; 17 — контрольная лампа дальнего света; 18 — указатель давления воздуха в пневмосистеме; 19 — переключатель ближнего и дальнего света; 20 — указатель давления масла в дизеле; 21 — кнопка включателя стеклоомывателя; 22 — рулевое колесо; 23 — тахоспидометр; 24 — контрольный элемент степени нагрева спирали предпускового электрофакельного подогревателя дизеля; 25 — указатель уровня топлива в баках; 26 — включатель стартера; 27 — рукоятка фиксатора положения рулевого колеса; 28 — рычаг правого выносного цилиндра; 29 — рычаг левого выносного цилиндра; 30— рычаг ГСВ; 31 — рычаг заднего цилиндра; 32 — рычаг заднего ВОМ; 33 — тяга защелки горного тормоза; 34 — рукоятка силового (позиционного) регулятора; 35 — рычаг блокировки навесного устройства; 36—тяга управления раздаточной коробки (для МТЗ-82); 37— выключатель массы аккумуляторных батарей; 38 — включатель задних фар; 39 — педаль правого тормоза; 40 — соединительная планка тормозных педалей; 41 — переключатель силового (позиционного) регулятора; 42 — педаль левого тормоза; 43 — рычаг переключения передач; 44 — крышка люка для доступа к переключателю и ручке регулирующего крана силового регулятора; 45 — поводок переключения заднего ВОМ с независимого на синхронный привод; 46 — включатель блока отопления (охлаждения) кабины; 47 — педаль подачи топлива; 48 — рукоятка тяги управления захватами гидрокрюка; 49 — маховичок ГСВ; 50—педаль муфты сцепления; 51 — рычаг переключения понижающего редуктора; 52 — центральный переключатель электроосвещения; 53 — маховичок фиксации регулировки рулевого колеса
Рис. 90. Схема устройства и работа блока охлаждения и отопления воздуха кабины трактора МТЗ-80:
1 — водяной бак; 2 — заслонки регулирования подогрева воздуха; 3 — рукоятка заслонки; 4 — фильтр водяного бака; 5 — трубки; 6 — шланг отвода воды из головки цилиндров дизеля; 7 — баллон; 8 — распылитель воды; 9 — масляная ванна (фильтр); 10— фильтр очистки воздуха; 11 — рукоятка крышки; 12 — люк; 13 — радиатор отопителя; 14 — распределитель воздуха в кабине; 15 — электродвигатель; 16 — крыльчатка вентилятора; 17 — кран; А — струя распыливаемой воды
Контрольно-измерительные приборыпредназначены для контроля за работой трактора и размещены на щитке приборов. В состав их входят указатель 13 температуры воды, амперметр 16, указатель 18 давления воздуха в пневматической системе, указатель 20 давления масла, тахоспидометр 23, указатель 25 уровня топлива в баках, контрольные лампы 12, 14 и 17 и др.
Блок отопления и охлажденияустановлен в кабине слева от сиденья тракториста. Он состоит из наружного воздухозаборника с фильтрами грубой 10 (рис. 90) и тонкой очистки, внутреннего воздухозаборника с рециркуляционным люком 12, водяного бака с фильтром, корпуса с отопителем и охладителем и системы подачи и распределения обратного воздуха.
Для отопления горячая вода от головки блока цилиндров через кран по шлангу 6 подается в радиатор 13, откуда отводится через штуцер во всасывающую полость водяного насоса системы охлаждения. Чистый наружный воздух, засасываемый центробежным вентилятором с крыльчаткой 16 через фильтр 10 и масляный фильтр 9 поступает к радиатору 13, где нагревается и через воздухораспределители 14 равномерно распределяется по кабине трактора.
Степень обогрева кабины регулируют заслонками 2, изменяющими количество воздуха, проходящего через радиатор. Ими управляют через рукоятки 3. Эффективность отопления можно изменить с помощью крышки рециркуляционного люка 12. При повороте рукояткой 11 крышки люка против хода часовой стрелки его увеличивают, а по ходу часовой стрелки — уменьшают.
Воздух охлаждают поглощением теплоты водой, поступающей из фильтра 4 водяного бака по резиновым трубкам 5 к распылителям 8. Сжатый воздух подается из баллона 7 пневмосистемы трактора через дроссель по трубопроводу с краном 17.
Воздух, прошедший термовлажную обработку, поступает в кабину посредством вентилятора через воздухораспределители 14.
Стеклоочистительустановлен в верхней части кабины и приводит в действие щетку с помощью электродвигателя.
Стеклоомывательработает одновременно со стеклоочистителем и направляет воду на ветровое стекло для отмывания прилипших к стеклу частиц пыли и грязи. Вода может подаваться с помощью насоса от электродвигателя и вручную.
Обшивка и капот тракторапредохраняют механизмы трактора и двигатель от атмосферных осадков, пыли и грязи. Крылья ограждают кабину трактора от забрызгивания грязью.
Капот трактора МТЗ-80 открывается вперед (по ходу трактора) и удерживается в открытом положении фиксатором левого рычага. Для его опускания нужно утопить защелку на левой боковине облицовки радиатора. Затем надо закрепить замками с левой и правой сторон заднюю часть капота.
На верхней части капота находятся два люка: один — для доступа к заливным горловинам водяного радиатора и гидроусилителя рулевого управления; другой — для доступа к баку гидросистемы и заливной горловине топливного бачка пускового двигателя.