Компоновка мобильных энергетических средств

Компоновка МЭС — относительное размещение основных агре-гатов (узлов) и технологического оборудования, обеспечивающее наибольшую универсальность и эффективность работы, а также ра-циональную увязку со всеми рабочими машинами для получения вы-соких эксплуатационных свойств МТА, таких как производительность

и топливная экономичность, проходимость, особенно в междурядьях пропашных культур, маневренность, допустимое воздействие движи-телей на почву, удобство управления МТА, тягово-сцепные свойства. Компоновка характеризуется следующими основными факторами: ти-пом движителей МЭС, расположением двигателя и кабины с органа-ми управления, количеством и расположением рабочего оборудования (навесных устройств и ВОМ) и технологических пространств.

Типы движителей рассмотрены в подразделе 1.2; возможно рас-положение двигателей спереди, сзади и посредине остова трактора (под кабиной). Кабина также может быть расположена сзади, посре-дине и спереди, расположение навесных устройств — заднее и перед-нее, а ВОМ — заднее, переднее и боковое.

Под технологическим пространством понимают предусмотрен­ ное компоновкой энергетического средства место для расположения сельскохозяйственной машины или дополнительного технологиче-ского оборудования, например емкостей с технологическим материа-лом (семенами, удобрениями, гербицидами).

Технологических пространств может быть одно, два, три и четы-ре. МЭС с одним технологическим пространством, расположенным сзади, называется «Классик» (рис. 1.1, а), с двумя (спереди и сза-ди) — «Классик-М» (рис. 1.1, б), а с тремя (сзади, спереди и за каби-ной на раме МЭС) (рис. 1.1, в, е) и с четырьмя (сзади, спереди, за ка-

14 • 1.  Эксплуатационные свойства, классификация и компоновка

Компоновка мобильных энергетических средств - student2.ru

биной и перед кабиной, под рамой МЭС за передними колесами) (рис. 1.1, г, д) — «Система».

При разработке рациональной компоновки руководствуются необ-ходимостью обеспечения:

1) конструкционной увязки габаритов по ширине движителей

и по внешним их кромкам с агрегатируемыми машинами с учетом на-значения трактора (для тракторов общего назначения в целях уменьше-ния частоты воздействия на органы управления ширина по внешним кромкам движителей должна исключать асимметричное приложение нагрузки, вызывающей разворот трактора и увод его от заданного на-правления движения; для универсально-пропашных тракторов колея

и ширина по внешним кромкам дополнительно определяется шириной междурядий; при использовании тракторов с прицепами и сельскохо-зяйственными машинами, имеющими собственные движители, колея должна обеспечивать возможность движения их по одному следу);

2) высоких тяговых показателей при хорошей управляемо-сти и устойчивости путем рационального распределения нагрузки на опоры ходовой части, в том числе с учетом ее перераспределения от действия тягового сопротивления и массы агрегатируемых машин; 3) удобства управления и посадки тракториста, хорошей обзорно-

сти пути, рабочих машин и оборудования;

4) маневрирования на разворотной полосе и высокой курсовой

устойчивости;

5) минимальных затрат труда при соединении трактора с машина-

ми и орудиями и возможности составления и управления ими одним

трактористом;

6) удобного обслуживания в процессе эксплуатации, разборки

и сборки при ремонте;

7) высокой технологичности при изготовлении, эксплуатации

и ремонте.

Технический прогресс в тракторостроении идет в направлении повышения мощности двигателей, энергонасыщенности, совершен-ствования конструкции, повышения надежности, автоматизации контроля, регулирования и управления режимами работы, улучше-ния условий труда тракториста и снижения вредного воздействия машины на окружающую среду, в том числе на почву. При передаче мощности двигателя через тягу рост ее сопровождается увеличением массы трактора, что при сохранении ширины междурядий пропаш-ных культур приводит к изменению структуры почвы и снижению ее плодородия.

1.3. Компоновка мобильных энергетических средств• 15

Компоновка мобильных энергетических средств - student2.ru

Многие универсально-пропашные колесные тракторы России и за-рубежных стран имеют так называемую классическую компоновку: переднее расположение двигателя и заднее (над задним мостом) раз-мещение кабины. Отечественные гусеничные пропашные и специали-зированные тракторы на базе некоторых колесных машин и во многом

с ними унифицированы. Российские гусеничные тракторы общего на-значения, как и колесные универсально-пропашные, имеют переднее расположение двигателя, кабина размещена также сзади над задним мостом.

Варианты применяемых в мировой практике компоновочных схем колесных МЭС, включая рассмотренные, представлены на рис. 1.1. Традиционная компоновка трактора — колесная схема 4К2 с перед-ними управляемыми колесами меньшего размера, чем задние (см.

рис. 1.1, а).

Компоновка мобильных энергетических средств - student2.ru

a б в

г д е

ж з

и

Рис. 1.1.Компоновочные схемы мобильных энергетических средств:

а — классическая; б — модернизированная классическая; в — трактор колесной формулы 4К4б; г — модель «Xylon»; д — тракторное самоходное шасси; е — модель «Intrac»; ж — «Meks-Mobile»; з — высвобождаемое энергетическое средство; и — модульное энерготехнологическое средство

Разный размер колес обусловлен тем, что задние колеса — ведущие,

а передние — ведомые. Чтобы трактор развивал высокую силу тяги, большую часть его веса перенесли на ведущие колеса. По этой схеме

16 • 1.  Эксплуатационные свойства, классификация и компоновка

Компоновка мобильных энергетических средств - student2.ru

были созданы первые тракторы массового производства в соответ-ствии с существующими тогда представлениями о функциональном назначении этой тяговой машины, а многолетний опыт эксплуатации подтвердил рациональность такой компоновки.

Поиск лучшей компоновочной схемы привел к совершенствованию классической схемы. На тракторе стали применять активный привод на передние колеса, переднюю навесную систему и передний ВОМ. На-ряду с другими конструктивными мероприятиями это позволило соз-дать вместо одного два технологических пространства (см. рис. 1.1, б).

Одним из основных направлений совершенствования сельско-хозяйственных колесных тракторов, широко реализованных во всех странах мира, стало создание тракторов с четырьмя ведущими коле-сами, причем передние колеса — меньшего размера и являются управ-ляемыми (схема 4К4а).

Эти тракторы в настоящее время пользуются наибольшим спросом

в сельскохозяйственном производстве мира, опережая тракторы 4К2. У некоторых тракторов 4К4 управляемые не только передние, но и зад­ ние колеса.

Отечественные колесные сельскохозяйственные тракторы общего назначения имеют переднее расположение двигателя, кабина разме-щается за двигателем (ближе к середине колесной базы), передние и за-дние колеса одинакового размера и грузоподъемности (см. рис. 1.1, в). Сцепление и коробки передач жестко соединяются с двигателем, пе-редний и задний мосты приводятся с помощью карданных передач. Такая компоновка называется раздельно-агрегатной. Она характерна для тракторов тягового класса 3 и 5 (Т-150К и К-744Р). Поворот трак-тора осуществляется с помощью шарнирной рамы.

Стремление сократить число проходов по полю и снизить интен-сивность воздействия рабочих органов на почву обусловило появле-ние комбинированных сельскохозяйственных машин, выполняющих операции предпосевной подготовки почвы, посева и прикатывания за один проход. Такие машины имеют в отдельных случаях массу бо-лее 10 т, выполняются прицепными и оборудуются дополнительными колесами для транспортирования. Технологические емкости располо-жены на сельскохозяйственной машине. Навесное исполнение таких агрегатов потребовало установки на тракторы минимум двух навес-ных систем — передней и задней. Для размещения технологической емкости предусмотрена специальная площадка за кабиной трактора. Трактор, на базе которого можно составлить такой агрегат, называется интегральным, т.е. суммирующим.

1.3. Компоновка мобильных энергетических средств• 17

Компоновка мобильных энергетических средств - student2.ru

К интегральным универсально-пропашным тракторам с компоно-вочной схемой 4К4б относятся тракторы фирмы Mersedes-Benz (Гер-мания) модели «MB-trac», Липецкого тракторного завода ЛТЗ‑155 (см. рис. 1.1, в) и трактор Нижнетагильского вагоностроительного за-вода РТ-М-160. У этих тракторов центральное расположение кабины, распределение веса по передним и задним колесам в статике 60 и 40%. Типоразмерный ряд модели «MB-trac» включает несколько модифи-каций с двигателями мощностью 73—110 кВт, мощность двигателя трактора ЛТЗ-155 — 110 кВт, РТ-М-160 — 106 кВт.

Технологические особенности таких тракторов обусловлены высо-кой грузоподъемностью передних колес и хорошей приспособленно-стью к работе с навесными комбинированными агрегатами.

Тракторы оборудованы задней и передней навесными систе-мами высокой грузоподъемности (до 30 кН), задним и передним ВОМ, реверсивным постом управления. За кабиной, над осью за-дних колес, предусмотрено место для установки емкостей с техно-логическим материалом. При агрегатировании тракторов с зерно-вой сеялкой и установке на грузовой платформе опрокидывающего кузова объемом 1,5 м3 МТА без остановок на дозаправку засевает площадь 10 га.

При выполнении других операций на грузовой платформе устанав-ливают емкости с удобрениями и гербицидами, что также повышает технологические свойства трактора и производительность агрегата за смену.

Тракторы модели «MB-trac» выпускали небольшими партиями. Тенденции к более широкому их использованию не наметилось. Это объясняется, во-первых, улучшением приспособленности тракторов классической схемы к работе с комбинированными агрегатами; во-вторых, высокой стоимостью тракторов модели «MB-trac» по сравне-нию с тракторами традиционной компоновочной схемы.

Фирма Fendt (Германия) разработала модель трактора «Xylon» (см. рис. 1.1, г) с четырьмя технологическими пространствами. Дополни-тельное пространство появилось благодаря установлению двигателя

с горизонтально расположенными цилиндрами вместе с трансмисси-ей под кабиной энергетического средства

Фирма Claas (Германия) создала энергетическое средство Xeri-ton 2500 с гидростатической трансмиссией, в котором кабину можно устанавливать в двух положениях: над осью и между осями. Трактор обладает полным реверсом и оснащен технологическим оборудовани-ем спереди и сзади, что существенно расширяет его технологические

18 • 1.  Эксплуатационные свойства, классификация и компоновка

Компоновка мобильных энергетических средств - student2.ru

возможности за счет большого количества сочетаний вариантов агре-гатирования и направления движения.

Мировой опыт применения тракторов свидетельствует, что уни­ версально-пропашные тракторы колесной формулы 4К4б меньше востребованы в сельскохозяйственном производстве, чем тракторы общего назначения такой же колесной формулы. Возможно, это свя-зано с более высокой их стоимостью. Кроме того, для эффективного использования тракторов 4К4б на некоторых операциях нужны спе-циально разработанные сельскохозяйственные машины.

Тракторное самоходное шасси.Тракторные самоходные шасси(см.рис. 1.1, д) предназначены для возделывания пропашных культур

и выполнения транспортных работ. Преимущества шасси по сравне-

нию с универсально-пропашными тракторами:

— возможность трехрядного эшелонированного расположенияорудий за счет использования межосевого пространства под рамой шасси (в отличие от двухрядного расположения орудий при агрегати-

ровании с тракторами);

— более точное положение рабочего органа орудия в междурядьепри навеске культиватора в межосевом пространстве шасси (по срав-

нению с навеской его сзади или впереди трактора);

— свободное внутреннее(между осями)пространство для разме-щения технологического оборудования уборочных машин;

— возможность использования свободного пространства впередикабины над рамой для размещения емкостей с технологическим ма-

териалом;

— хорошая обзорность с места водителя ориентиров движения,управляемых колес, рабочих органов машин, сцепных устройств.

К недостаткам компоновочной схемы тракторных шасси относятся сложность навески сельскохозяйственных машин в межосевом про-странстве и трудность осуществления привода к передним колесам при сохранении свободного пространства между осями.

В целом тракторные шасси не получили широкого распространения в сельскохозяйственном производстве как в России, так и за рубежом. Это можно объяснить тем, что пока не удалось создать машины, кото-рые позволили бы реализовать перечисленные преимущества шасси.

По компоновочной схеме и технологическим свойствам к чис-лу тракторных шасси можно отнести модели тракторов фирм Fendt

и Intrac (Германия). Компоновочная схема мобильного энергетиче-ского средства F390/395 GТА фирмы Fendt отличается тем, что на ме-сте двигателя предусмотрена свободная зона. Двигатель с гори-

1.3. Компоновка мобильных энергетических средств• 19

Компоновка мобильных энергетических средств - student2.ru

зонтально расположенными цилиндрами размещен под кабиной,

а образовавшаяся вследствие этого свободная зона служит главным образом для более удобного размещения передненавесных машин в пространстве между осями и лучшего наблюдения за выполняемым технологическим процессом впереди трактора. Кроме того, в этой зоне можно устанавливать емкость с технологическим материалом.

Оригинальность компоновки энергетического средства Intrac со-стоит в том, что кабина сдвинута вперед и расположена над передним мостом (см. рис. 1.1, е). Появление тракторов такой компоновки, как и тракторов «MB-trac», вызвано требованиями комбинирован-ного агрегатирования и повышения универсальности. Компоновка тракторов Intrac (дополнительно к преимуществам шасси, перечис-ленным ранее) обеспечивает возможность фронтального присоеди-нения полунавесных и навесных уборочных машин. Трактор имеет впереди и сзади независимый ВОМ для привода активных рабочих органов машин.

В практике мирового тракторостроения остается приоритетным создание тракторов, обеспечивающих эшелонированное агрегатиро-вание с хорошим обзором фронтальной навески. Это свойство трак-торов новых компоновочных схем конструкторы стремятся перенести на тракторы классической схемы. Оно особенно важно на операциях междурядной обработки, так как позволяет уменьшить количество подрезанных обрабатываемых растений, повысить точность внесения удобрений и улучшить другие агротехнические показатели работы агрегата.

На рисунке 1.2 показан трактор классической компоновки с хоро-шим фронтальным обзором. У него приподнята кабина, а капот двига-теля наклонен вперед, вследствие чего с места водителя (точка К) вид-ны присоединительные места переднего навесного устройства. Такая компоновка, обеспечивающая хороший обзор, получила в настоящее время широкое применение.

Модель мобильного энергетического средства Stayer-83000А фир-мы Stayer (Австрия) назвали Meks-Mobile (см. рис. 1.1, ж). Эта модель

отличается оригинальностью компоновки:

— переднее колесо больше заднего,поэтому при работе создаетсявпечатление, что трактор перемещается задним ходом;

— высоко расположенная над большим колесом кабина обеспечи-вает хороший обзор технологического процесса, выполняемого фрон-тально навешенной машиной, что особенно важно для зерно-, кормо-, снегоуборочных и других машин с активными рабочими органами.

20 • 1.  Эксплуатационные свойства, классификация и компоновка

Компоновка мобильных энергетических средств - student2.ru

K

Рис. 1.2.Трактор классической компоновки,обладающий хорошим фронтальным обзором

Наиболее существенное отличие энергетического средства Meks-Mobile от трактора — чрезвычайно высокая энергонасыщенность. При двигателе мощностью 191 кВт энергетическое средство имеет массу 4,5 т, тогда как у отечественного трактора К-701 с двигателем мощностью 198 кВт масса 13,5 т. Таким образом, энергетическое сред-ство Meks-Mobile в 3 раза превышает по энергонасыщенности трактор К-701. Вследствие этого оно утратило свойство тягача и стало предна-значаться для работы только с машинами, имеющими активные рабо-чие органы.

Meks-Mobile имеет гидрообъемный привод на ходовые колеса, ограниченный мощностью 73 кВт, и механический привод на ВОМ, способный передать в режиме длительной работы свыше 118 кВт. Та-кая комбинация привода обусловлена назначением машины и направ-лена на получение высокого КПД трансмиссии в целом. Применение гидрообъемного привода на ходовые колеса стало возможно потому, что энергетическое средство не предназначено для работы в режиме тягача, вследствие чего на движитель передается сравнительно неболь-шая часть энергии двигателя.

Гидрообъемный привод на ходовые колеса придает трактору важ-ное эксплуатационно-технологическое свойство бесступенчатого ав-томатического регулирования скорости поступательного движения агрегата. При отборе большой мощности на рабочие органы убороч-ных машин загрузка двигателя вследствие переменной массы убирае-мой культуры автоматически регулируется изменением скорости дви-жения и подачи зеленой массы.

К трактору Meks-Mobile создан ряд сельскохозяйственных машин

с активными рабочими органами различного назначения, в том числе

1.3. Компоновка мобильных энергетических средств• 21

Компоновка мобильных энергетических средств - student2.ru

для обработки почвы. Но почвообрабатывающие машины с активны-ми рабочими органами применяют ограниченно, поэтому Meks-Mobile не используется в сельском хозяйстве на операциях по возделыванию культур.

Испытания показали очень высокую эффективность модели Meks-Mobile на кормоуборочных операциях. Это побудило к созда-нию и внедрению в серийное производство на Гомельском заводе сельскохозяйственного машиностроения энергетического средства «Полесье» с параметрами, близкими к параметрам модели Meks-Mobile.

Модульное энерготехнологическое средство, представленное на рис. 1.1, и, рассмотрено в подразделе 1.2. Эта компоновочная схема пока не реализована в серийно выпускаемых МЭС.

Одной из разновидностей компоновки МЭС с колесной схемой 4К4б является Xerion 3300 Тrak VC, поворотная кабина которого может занимать три положения: среднее, переднее (над двигателем) и заднее. Это МЭС используется с полуприцепными одноосными и двухосны-ми транспортными машинами, имеющими бункеры (бочки) разного назначения, косилками, комбинированными машинами для обработ-ки почвы, посева и одновременного внесения удобрений, а также с ма-шинами для лесного и паркового хозяйства.

Контрольные вопросы и задания

1.  Какие машины относятся к мобильным энергетическим сред-ствам?

2.  Какова связь между тяговыми энергетическими средствами и мобильными энергетическими средствами?

3.  На какие группы условно разделяются эксплуатационные свой-ства МЭС и какими основными показателями оценивают эти свойства?

4.  Какие основные агротехнические требования предъявляют к МЭС сельскохозяйственного назначения?

5.  Как классифицируются сельскохозяйственные тракторы по на-значению, типу движителя и номинальному тяговому усилию?

6.  На какие тяговые классы разделяются в России сельскохозяй-ственные тракторы и что понимают под названием «тяговый класс»?

7.  Как классифицируются автомобили?

22 • 1.  Эксплуатационные свойства, классификация и компоновка

Компоновка мобильных энергетических средств - student2.ru

8.  Что понимают под компоновкой МЭС?

9.  Что понимают под технологическим пространством МЭС

и как классифицируются МЭС по количеству технологических пространств?

10. Назовите наиболее применяемые компоновочные схемы МЭС

и приведите примеры их применения.


Наши рекомендации