Основные виды деятельности человека, влияющие на экологическое состояние морей.
Рассмотрим основные виды деятельности человека, влияющие на экологическое состояние морей:
· Антропогенная деятельность в бассейнах рек, приводящая к изменениям гидрологического режима морей (расширение площади пашни, строительство оросительных систем, вырубка лесов, применение удобрений и пестицидов, разнообразное строительство и др.). Данный вид деятельности влияет на гидрогеологический режим рек, а через него и на режим морей, в особенности замкнутых.
· Сброс в море загрязненных вод и наносов с побережья.
· Сброс промышленных отходов и отстоя очистных сооружений. Особая проблема – распространение пластикового мусора на поверхности морей и в полосе прилива и прибоя.
· Перевозка опасных веществ. В особенности это относится к перевозке нефти и нефтепродуктов. Судоходство обеспечивает примерно половину антропогенного поступления нефти в Мировой океан. Сбросы загрязняющих веществ с судов полностью запрещены в закрытых морях, во многих местах запрещена промывка танкеров. Требования к еще более жесткому контролю сбросов с судов постоянно усиливаются.
· Использование небиологических морских ресурсов. Площадь, перспективная на нефть и газ, распространена в пределах континентального шельфа. При бурении скважин и добычи углеводородов загрязнение воды практически неизбежно. Другая проблема – удаление нефтяных платформ с отработанных участков акваторий, чтотакже препятствует судоходству и рыболовству. Во многих местах на мелководьях производиться добыча песка и гравия для строительства, металла и железо-марганцовых конкреций из морских россыпей. Подобная деятельность отрицательно влияет на состояние дна, в том числе на бентос[5], увеличивает мутность воды и препятствует рыболовству.
· Использование морских биологических ресурсов. Прослеживается усиление негативного влияния ангропогенной деятельности на состояние и условия воспроизводства рыбных запасов. Из-за загрязнения стоками начинаются различные биогенные мутации. Из рек и озер пропадают многие виды рыбы, а которые остаются - непригодны в пищу. Значительно скудеют флора и фауна водоемов.
Многочисленные реки, связывающие сушу и море, несут в своих водах различные загрязнители, которые являются основной экологической проблемой водной стихии. Главной причиной загрязнения становится деятельность человека, способствующая введению опасных веществ в морскую среду. Ее последствия наносят существенный ущерб живым организмам, влекут за собой угрозу для здоровья людей, вызывают нарушения морской деятельности и ухудшают качество морской воды.
Самым стойким загрязнителем морей, создающим главную угрозу, является нефть и нефтепродукты. Растекаясь по поверхности воды, нефть образует пленку, которая прекращает доступ кислорода и вызывает нарушения в обмене химических элементов между океаном и атмосферой и в процессе фотосинтеза. Она ведет к гибели молодых особей рыб и птиц и способствует появлению нежизнеспособных организмов, а через накопление вредных веществ в морских обитателях, как продуктов питания, вызывает отравление человека. Нефть попадает в океан во время промывки топливных емкостей судов, перегрузки ее в танкеры, при авариях. В результате страдает прибрежная флора и фауна, прекращаются рыбные промыслы, птицы покидают места гнездовий.
Такие наземные источники как коммунальное и сельское хозяйство, промышленность, строительство, индустрия развлечений способствуют загрязнению моря через сточные воды, которые по трубам сбрасываются в водную среду. Промышленные выбросы химических веществ попадают в атмосферу, а потом вместе с дождем, снегом, или в виде пыли возвращаются на поверхность Земли и смываются в водоемы. Со свалок идут ядовитые потоки, образуемые от промышленных отходов, а вода, как известно,– универсальный растворитель.
В то же время сельское хозяйство загрязняет почву минеральными удобрениями и ядохимикатами, к числу которых относятся пестициды и ртутьсодержащие металлы. Они вымываются из почвы дождями и талыми водами. Тяжелые металлы негативно влияют на морские организмы и их способность к размножению. Через цепи питания они оказывают вредное воздействие на здоровье людей и вызывают мутации в аппарате ДНК.
К этим проблемам в нынешнем веке добавилась еще одна – загрязнение морского дна радиоактивными отходами. На морском дне хранятся атомные бомбы, подводные лодки и самолеты, напичканные ядерным оружием.
Атомные электростанции сбрасывают радиоактивные отходы в воду, вызывая серьезные нарушения в экологических системах. За последние двадцать лет моря и океаны наполнились мусором в виде пластиковых бутылок, консервных банок и полиэтиленовых пакетов, создавая проблему механического загрязнения.
Контрольные вопросы по теме занятия:
1. Дайте определение понятию «гидросфера».
2. Какое воздействие может оказывать состояние водных ресурсов на здоровье населения?
3. Что является одним из важных показателей состояния водных ресурсов?
4. Может ли потребность в водных ресурсах превзойти величину речного стока?
5. Какие существуют пути регулирования речного стока?
6. На какие группы разделяется территории мира с точки зрения гидрогеологического режима?
7. Что такое ведение эффективного водного хозяйства?
8. Какие существуют пути достижения эффективного водного хозяйства?
9. Какие существуют нормативные требования к качеству воды?
10. В чем заключается негативное воздействие человеческой деятельности на речные системы в целом?
11. Какая существует классификация рек по уровню загрязнения?
12. Какие реки считаются наиболее загрязненными на территории России?
13. Опишите состояние подземных вод с точки зрения экологической нагрузки.
14. Каковы основные причины ухудшения качества питьевой воды?
15. Каковы основные антропогенные факторы изменения экологического состояния малых рек России?
16. Как вы считаете, что относится к основным мерам по решению экологических проблем малых рек?
17. Назовите существующие категории источников загрязнения водных объектов.
18. Какие существуют типы загрязняющих веществ, вызывающих специфические проблемы качества воды?
19. Назовите основные индикаторы загрязнения природных вод.
20. Что такое «стандарт качества воды»? Каково его применение на территории Российской Федерации?
21. Какие моря омывают берега Российской Федерации?
22. Каково геоэкологическое состояние морей в целом?
23. Назовите основные виды деятельности человека, влияющие на экологическое состояние морей.
24. Перечислите основные негативные последствия антропогенного воздействия на морские экосистемв.
25. В чем состоит основное отличие морского загрязнения от речного?
[1] Биосфера (греч. βιος место обитания + sphaira шар) – это оболочка Земли, представляющая собой объединение частей земной оболочки (лито, гидро и атмосферы), состав, структура и энергетика которой определяются совокупной деятельностью живых организмов.
[2] Водоро́дный показа́тель, pH – мера активности ионов водорода в растворе, количественно выражающая его кислотность (кислая среда pH < 7, щелочная среда pH > 7, нейтральная среда pH = 7).
[3] Зона аэрации – самая верхняя зона земной оболочки между дневной поверхностью и зеркалом грунтовых вод.
[4] Аллювиальные отложения – отложения, формирующиеся постоянными водными потоками в речных долинах.
[5] Бентос (от греч. βένθος – глубина) – с овокупность организмов, обитающих на грунте и в грунте дна водоёмов.