Превращение и КРУГОВОРОТ воды

Урок 4. Общество

Цель: дать представление об обществе.

Планируемые результаты: учащиеся научатся определять место человека в окружающем мире; узнают, что такое общество, из каких частей оно состоит; научатся аргументированно отвечать, доказывать свое мнение.

Оборудование: карточки с заданиями; политическая мира; листы бумаги с контуром человека (для трех команд).

Ход урока

Организационный момент

2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания
1. Индивидуальная работа

Тест 2 КИМ

2. Фронтальный опрос
— Назовите ступеньки познания, дайте их характеристики (Ответ. Восприятие — способность обнаруживать, принимать, различать, усваивать явления внешнего мира, формировать их образ. Память — способность сохранять, производить в сознании прежние впечатления, опыт, знания. Мышление — способность сравнивать, классифицировать делать выводы. Воображение — способность представить себе что-то мысленно.)
3. Самоопределение к деятельности
Сегодня на уроке мы будем говорить об обществе.
4. Работа по теме урока
Беседа
Человек и общество
— Что такое общество?

Общество — это совокупность людей, объединенных общими условиями жизни. Человек живет среди людей, в обществе. Будучи частью природы, он является и частью общества. Когда хотят сказать обо всех людях планеты Земля, то обычно говорят: человеческое общество или человечество.
Человечество — это команда одного большого корабля. Трудно представить себе эту команду. Гораздо проще представить маленькую часть общества — свою семью. Семья — важная часть общества, она объединяет самых близких друг другу людей.
— Расскажите, кто живет в вашей семье. Назовите самого старшего (молодого) члена вашей семьи.
— Откройте учебник нас. 18—19. Прочитайте текст.
— Что такое общество?
— Что такое человечество?
— Что такое семья?
— Что такое народ? Сколько разных народов насчитывают на Земле?
— Чем различаются представители народов на иллюстрации?
(Цветом кожи и разрезом глаз, обычаями, религией и т. д.)
В одной стране может быть много народов, например в одной только России их 160. Сложно определить численность того или иного народа. Правильнее говорить о численности населения страны. Например, численность населения Китая превысила 1 млрд, эта страна занимает первое место в мире по численности. Второе место занимает Индия. Россия на сегодняшний день занимает в этом списке восьмое место.
Государства
— Сколько всего государств на Земле?
— Какие государства вы сможете показать на политической карте мира? Назовите столицы этих государств.
(Учащиеся работают с политической картой мира.)
— Найдите их в своем атласе.
— Прочитайте текст на с. 20. Найдите общие признаки, которые есть у каждого государства.
(Учитель записывает на доске.)
Государство: территория, граница, столица, государственный язык, Государственный флаг, Государственный герб, Государственный гимн, глава государства, законы, экономика, образование, наука, культура.
Рассмотрите таблицу на с. 21. Работая в парах, найдите на политической карте каждое государство, определите, кто является главой этого государства.
(Учитель помогает детям найти указанные государства на карте мира.)
— Рассмотрите на с. 21 резиденции глав государств. Назовите их особенности.
5. Физкультминутка
На зарядку, на зарядку,
На зарядку становись!
Начинаем бег на месте,
Финиш метров через двести.
Раз, два, раз, два!
Раз, два, раз, два!
Хватит, хватит! Прибежали,
Потянулись, подышали.
6 Закрепление изученного материала
Выполнение заданий в рабочей тетради
№1(с. 7).
—Прочитайте и выполните задание.
— Какие слова вы подчеркнули красной линией? (Совместное хозяйство, жизнь под одной крышей, забота друг о друге.)
— Какие слова вы подчеркнули зеленой линией? (Национальный костюм, родной язык, национальные танцы.)
— Какие слова вы подчеркнули синей линией? (Столица, государственные границы, государственный язык, территория)
— Поднимите руку, кто все выполнил правильно.
№ 2(с. 8).
— Используя политическую карту мира, приведите примеры народов и стран.
— Усложненное задание: напишите столицу, главу государства и материк, на котором находится эта страна.
(Учитель проверяет задание, оценивает его.)
7. Рефлексия
— Разделитесь на три команды. Перед вами листок бумаги на котором изображен контур человека. Мы не знаем где живет этот человек, сколько ему лет, какой он национальности. Он просто человек. Напишите, какими качествами характера должен обладать человек, живущий на Земле.
— Прочитайте, какие качества вы написали.
— Почему все команды назвали одинаковые качества характера? (Это общечеловеческие качества, они присущи всем людям на Земле, независимо от национальности.)





Домашнее задание
1. Учебник: прочитать текст нас. 18—23, ответить на вопросы раздела «Проверь себя на с. 22.
2. Работая тетрадь: № 3 (с. 8).


Урок 10. Воздух и его охрана Цель:познакомить с составом и свойствами воздуха.
Планируемые результаты:учащиеся научатся с помощью опытов исследовать свойства воздуха, анализировать, доказывать предположения, делать выводы, использовать тексты и иллюстрации учебника для поиска ответов на вопросы.
Ход урока 1. Организационный момент
2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания1. Фронтальный опрос
— Что такое вещество? Какие бывают вещества? Приведите примеры.
— Из чего состоят вещества? (Из молекул и атомов.)
— Какие вещества вы знаете? Назовите их основные свойства. 2. КИМ тест «Разнообразие веществ» 3. Самоопределение к деятельности
— Отгадайте загадку. Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не можем. (Воздух.) Воздух наполняет все пространство вокруг нас. Без него мы не смогли бы ни дышать, ни слышать, ни ощущать запахи.
Сегодня на уроке мы будем говорить о воздухе, о его составе. 4. Работа по теме урока
1. Беседа
Что такое воздух
Кроме Атлантического, Тихого, Индийского и Северного Ледовитого океанов, есть на свете еще один океан самый большой на нашей планете, и вы каждый день, каждый час, каждую минуту сами того не замечая, купаетесь в нем.
Океан этот не соленый, не пресный и к тому же без берегов и без воды. Словно огромные серебристые рыбы, проплывают по его просторам самолеты. — Как называется этот океан?
Это воздушный океан. Пятый океан, очень важный жизни. — Почему?
Попробуйте глубоко вдохнуть, закрыть ладошкой рот, нос и считать про себя: раз, два, три... До шестидесяти не досчитаете, как нестерпимо захочется убрать ладошку и глотнуть свежего воздуха. Воздухом дышим мы с вами, дышат и звери, и птицы, и растения — все живое на Земле не может обойтись без него.
Когда человек опускается глубоко под воду или собирается в космический полет, он обязательно берет с собой запас воздуха. А если бы пятый океан вдруг исчез, наша Земля всего через несколько минут стала бы безжизненной планетой.
Важен пятый океан еще и вот почему. Воздушная оболочка Земли — это ее удивительная голубая рубашка». В такой «рубашке» наша планета не перегревается от солнечного жара, не стынет от космического холода, как, например, Луна и планета Меркурий, у них-то такой рубашки» нет.
Кроме того, воздушная оболочка, словно боевая кольчуга защищает Землю от космических снарядов — метеоритов. Когда небесные камни обстреливают Землю, они сначала сталкиваются с ее воздушной «броней», которая тормозит, замедляет их полет. При этом метеориты так сильно раскаляются, что, не достигнув Земли, сгорают. Некоторым из них, особенно крупным, все-таки удается пробить «броню», но их удары уже не могут причинить большого вреда...
Пятый океан защищает нас и от космических лучей-невидимок. Они бы давно уничтожили на Земле все живое, да воздух не пропускает.
Так что воздушная «рубашка» Земле просто необходима и только благодаря ей на Земле, единственной планете во Солнечной системе, существует разумная жизнь.
— Какое значение имеет воздух для растений, животных, человека? (Нужен для дыхания, защищает Землю от перегревания и охлаждения, метеоритных осадков, от вредных солнечных лучей.) . Практическая работа
Состав в свойства воздуха
— Что такое воздух? (Воздух — это смесь многих газов. Больше всего в воздухе азота, также он состоит из кислорода, и меньше всего в нем углекислого газа.)
— Какими свойствами обладает воздух?
— Воздух прозрачен или непрозрачен? Докажите. (Через воздух мы видим все окружающие нас предметы, значит, воздух прозрачен.)
(Учитель записывает на доске.) Воздух прозрачен. — Какой цвет имеет воздух? Докажите. (Шкаф коричневый, мел белый, комнатные растения зеленые. Воздух не имеет цвета, значит, бесцветен.)
(Учитель записывает на доске.) — Какой запах имеет воздух? (Мы замечала, что в разных помещениях пахнет по-разному. В столовой, парикмахерской, аптеке частицы пахучих веществ смешиваются с частицами воздуха. И мы ощущаем разные запахи. Но чистый воздух не имеет запаха.)
(Учитель записывает на доске.) Воздух не имеет запаха. Что происходит с воздухом при нагревании и охлаждении? Узнаем это с помощью опытов.
Опыт 1
Цель: узнать, что происходит с воздухом при нагревании.
Возьмем колбу с трубкой. Опустим трубку в воду. Заметим, что вода не входит в трубку — ее не пускает воздух. Будем нагревать колбу. Из трубки стали выходить пузырьки воздуха.
Вывод: при нагревании воздух расширяется.
Опыт 2
Цель: узнать, что происходит с воздухом при охлаждении.
Положим на колбу холодную влажную тряпочку. Мы увидим, как вода будет подниматься в трубке. Воздух как бы уступает воде часть своего места.
Вывод: при охлаждении воздух сжимается. (Учитель записывает на доске.)
При нагревании воздух расширяется, при охлаждении сжимается.
У воздуха есть еще одно интересное свойство — он плохо проводит тепло. Многие растения, зимующие под снегом, не замерзают, потому что между холодными частицами снега много воздуха и снежный сугроб напоминает теплое одеяло, укрывающее стебли и корни растений. Осенью белочка, заяц, волк, лиса и другие звери линяют. Зимний мех гуще и пышнее, чем летний, густыми волосками задерживается больше воздуха, и животным в заснеженном лесу не страшен мороз.
(Учитель записывает на доске.)
Воздух плохо проводит тепло. — Итак, какие свойства имеет воздух? 5. Физкультминутка 6. Закрепление. Изученного Материала
Выполнение заданий в рабочей тетради
№ 1 (с. 18). — Прочитайте задание. Рассмотрите рисунок и подпишите на схеме, какие газообразные вещества входят в состав воздуха.
(После выполнения задания проводится самопроверка. Дети сравнивают свою схему со схемой в учебнике на с. 46.) № 2(с. 19). — Прочитайте задание. Запишите свойства воздуха.
(После выполнения задания проводится самопроверка сравнивают свои записи с записями на доске.)
№ 3(с. 19). — Прочитайте задание. Какие свойства воздуха нужно учитывать чтобы правильно выполнить задание? (При нагревании воздух расширяется, при охлаждении сжимается.)
— Как объяснить, что воздух при нагревании расширяется?
— Что происходит с частицами, из которых он состоит?
(Частицы начинают двигаться быстрее, и промежутки между ними увеличиваются.) —Нарисуйте в первом прямоугольнике, как располагаются частицы воздуха при нагревании.
—Как объяснить, что воздух при охлаждении сжимается? Что исходит с частицами, из которых он состоит? (Частицы начинают двигаться медленнее, и промежутки между ними уменьшаются.)
—Нарисуйте во втором прямоугольнике, как располагаются частицы воздуха при охлаждении.
(После выполнения задания проводится взаимопроверка.)
№ 4 (с. 19). —Прочитайте задание. Какое свойство воздуха объясняет это явление? (Воздух плохо проводит тепло.)
7. Рефлексия. 8. Подведение уроков. 9. Домашнее задание: с 46 – 50, № 5,с. 20

Итог.

- На какие на три группы можно разделить отгадки?

-Что нового узнали о воде?

-В каких состояниях встречается вода в природе?

-В какое время года мы встречаемся с водой в твердом состоянии? В жидком? В газообразном?

2.Моделирование. Работа в парах. а)(липкие полоски и «частицы» воды ( кружочки голубого цвета) - Изобразить модель воды: частицы воды в жидком состоянии и газообразном. 3.Физминутка (в группах по 4 человека). - Представьте, что каждый из вас « молеку-ла воды» и изобразите, что происходит с молекулами воды: · в паре над кипящим чайником; · в стакане воды, которую поставили в холодильник; · в чайнике, который поставили на огонь. (Дети должны «изобразить» молекулы 4.Решение познавательной задачи. воды в разных состояниях). -Катя налила воду в стакан и выставила на балкон. Утром она обнаружила кусок льда и разбитый стакан. Можете объяснить, что произошло? (размышляют) 5.Объяснение учителя. -0º С –граница, при которой вода замерзает, а лед и снег начинают таять. Когда вода охлаждается, то она начинает сжиматься. Но, как только температура воды понижается до 0 градусов, происходят непонятные вещи: превращаясь в лед, вода начинает расширяться! Вы когда-нибудь видели, что происходит со стеклянной бутылкой, которую оставили с водой на морозе? Она лопается, то же самое происходит и с водопроводными трубами Если в них вода замерзнет, то они разрываются. В сильные морозы из-за этого происходят аварии, и люди остаются без тепла и воды. Итог. -Что нового узнали о воде? -В каких состояниях вода встречается в природе? -Что происходит с водой при температуре 0º С? ниже нуля? 6. Проблемный вопрос. -Много воды на планете. Идут дожди, тают снега, льды. Образуются ручейки. Они впадают в реки. Реки несут свои воды в моря. Почему же моря не переполняются и не выходят из берегов? 7.Демонстрация опыта. -Давайте проведем опыт. Будем нагревать воду. Что с ней происходит? (испарение) Что нужно, чтобы вода из жидкого состояния перешла в газообразное? Теперь над пробиркой подержим блюдце со льдом. Пронаблюдайте. Что происходит с водой? Откуда появились капли на дне тарелки? (конденсация –охлаждение пара, переход воды из газообразного состояния в жидкое) -А в природе происходят такие явления? Докажите. (выпадение осадков) - Можно сказать, что вода совершила путешествие по кругу? (слайд №5) -В природе это называют «круговоротом воды» . -Какие слова спрятались в слове «круговорот»? Круговорот состоит из двух слов «круг» и «ворот»- вращение. Получается «вращение по кругу». V. Закрепление 1.Познавательная сказка «Путешествие Капельки». (слайды №6-15) -Послушайте сказочную историю и сделайте вывод, как происходит кругово-рот в природе. Жила-была Капелька в чистом-чистом озере. Вместе с ней жили ее братья и сестры. И было их очень много. Жили они весело и дружно. Однажды им захотелось посмотреть на белый свет и они отправи-лись в путешествие. -Как вы думаете, кто им в этом помог? - Конечно, солнце. Оно согрело их своими лучами, капельки стали очень легкими, совсем невесомыми и устремились высоко в небо. -Как называется этот процесс в природе? (испарение) -Как вы думаете, а что было дальше? -Они поднимались все выше и выше. На пути им стали встречаться такие же капельки-путешественницы.

V. Закрепление

Взаимопроверка.

б) Тест ( на листах распечатан).

Ф.И.____________________________

Зачеркни «лишнее»

1.Дождь- это вода ….

в твердом жидком газообразном состоянии

2.При температуре ниже нуля вода находится в…..

в твердом жидком газообразном состоянии

3.В воздухе всегда находится вода в…..

в твердом жидком газообразном состоянии

4.Переход воды в природе из одного состояния в другое называется……

нагревание круговорот

5.Вода в твердом состоянии – это …

роса снег пар лёд 6.Под действием солнечных лучей происходит… охлаждение испарение выпадение осадков 7.В жидком состоянии находится ….. пар вода снег Самопроверка (слайд 18) VI. Информация о домашнем задании. 1.Учебник: с.53-56 прочитать, ответить на вопросы.

2.Тетрадь: с.24 задание №3 (кроссворд), №4 (рисунок) и рассказать по нему про круговорот воды.

VII. Итог урока -О каком явлении говорится в строчках этого стихотворения: В природе путешествует вода, Она не исчезает никогда: То в снег превратится, то в лед, Растает, и снова в поход! (вода совершает круговорот) -Что происходит с водой под действием солнечных лучей? -Что происходит с водяным паром высоко над земной поверхностью? -Что происходит с облаками, когда скапливается большое количество водяных капель или льдинок?

- Какое явление объединяет эти процессы в природе?

VIII . Рефлексия (у каждого ученика бумажная «капелька»)

-На капельке отразить свои ощущения от урока.( слова, эмоции, смайлик) «Посадить» капельку на облако.

Охранять растения – значит

Заботиться обо всем живом.

Цели: показать, как взаимосвязаны солнце, растения и люди.

Задачи:

* воспитательные: экологическое воспитание (воспитывать доброе отношение к природе и показать скрытую от наших глаз великую роль растений в поддержании жизни на Земле);

* обучающие: ознакомить учащихся со способом дыхания растений и способом питания зеленых растений; показать взаимосвязь солнечной энергии, зеленых растений и живых организмов Земли;

* развивающие: развитие наблюдательности; развитие логического мышления на основе отработки логических операций: обобщения, отработка понятия.

Оборудование:

· презентация;

· КИМы

· учебник А.А. Плешакова. 3 класс;

Ход урока

Орг. момент. Слайд 2.

На перемене мы устали

И в рядочек прямо встали,

Влево, вправо посмотрели

И за парту тихо сели.

2. Проверка домашнего задания.

Задание 1. Слайд 3.

Напишите на своих листочках названия органов растений:

Часть растения, в котором образуются семена (плод).

Часть растения, по которому проходят питательные вещества (стебель).

Часть растения, которая находится под землёй (корень).

Части растения, которые находятся в плодах. Ими растение размножается (Семена).

Части растения, с помощью которых растение дышит (листья).

Часть растения, из которого развивается плод (цветок).

(Осуществляется взаимопроверка в парах, затем на экране).

Задание 2. Слайд 4.

Прочитайте текст, найдите в нём ошибки (работают группы учащихся).

У хвойных растений нет листьев, а есть хвоинки. У сосны, лиственницы они всю зиму зелёные. Ранней весной можно увидеть, как цветут хвойные растения. У сосны и ели созревают плоды – шишки. В них находятся семена.

В тексте 4 ошибки:

У хвойных растений есть листья, это – хвоинки.

У лиственницы листья опадают на зиму.

Хвойные растения не цветут.

У хвойных растений нет плодов.

Задание 3. А теперь ответьте на вопросы Тест 14 КИМ

Слайд 5.

Введение в тему.Слайд 6.

Работа с эпиграфом

- Прочитайте, пожалуйста, эпиграф к уроку.

Как вы понимаете слова, что хотел сказать нам автор?

- Представьте, что Человек действительно остался один на нашей планете Земля. Все растения исчезли. Как вы думаете, что произошло бы тогда?

- В конце урока мы вернемся к этому высказыванию еще раз.

- А теперь прочитайте тему урока.

Я попробовала тему нашего урока отобразить в следующей схеме:

Солнце à Растения à Человек

Подумайте, что я этим хотела сказать?

Посмотрите внимательно на записанную тему и схему.

– На какие две группы можно распределить слова: солнце, растения, человек? Слайд 7.

Назовите признаки живой природы.

Растения – источник питательных веществ и кислорода для других живых существ, в том числе и для человека.

Сегодня мы рассмотрим взаимосвязь: СОЛНЦЕ — РАСТЕНИЕ — ЧЕЛОВЕК.

Дыхание растений. Слайд 8.

Растения поглощают из воздуха частицы кислорода и выделяют углекислый газ – так они дышат.

Питание растений. Слайд 9.

– Как же растения питаются?

Своими корнями растения всасывают из почвы воду с растворёнными в ней минеральными солями.

– Но как же растения получают главные питательные вещества - сахар, крахмал? Ведь их же нет в почве, а в растениях они есть.

Выяснилось, что листья растений – это удивительные «повара», которые из частиц воды и углекислого газа «готовят» пищу – сахар, крахмал.

Но есть одно правило: работает эта чудесная кухня только на свету. Дело в том, что солнечный свет несёт энергию, без которой чудесная «кухня» остановилась бы.

Энергия нужна для жизни любого живого существа.

Когда люди разгадали тайну питания растений, они поняли, что люди и животные не смогли бы жить без них. Ведь ни одно животное, ни один человек не могут из воды и углекислого газа получить сахар и другие питательные вещества.

Происходит вот что: растения улавливают энергию солнечного света, запасают её в питательных веществах, а затем как бы передают эту энергию животным и людям.

Учёные сделали и другое открытие: в зелёной «кухне» вместе с питательными веществами образуется и кислород! Растения выделяют его в воздух.

Поэтому растения – это наши поставщики кислорода, берегите их!

7. Итог. Домашнее задание. Слайд 10 - 12.

Вывод: растения дышат кислородом, но и образуют его при питании. Причём при питании растения выделяют значительно больше кислорода, чем поглощают при питании.

- Обратимся к эпиграфу урока. Как теперь можете истолковать слова «Охранять растения – значит заботиться обо всем живом»?

Мне невольно вспоминаются следующие слова:

Цветок на лугу я сорвал на бегу.

Сорвал, а зачем – объяснить не могу.

В стакане он день простоял и завял,

А сколько бы он на лугу простоял!

Я надеюсь, вы сделаете выводы из всего, о чем мы говорили на уроке, и будете бережно относиться к природе.

Рефлексия.

Оцените свою работу на уроке.

Те, кому на уроке было все понятно, кто со всеми предложенными вопросами справился уверенно, положите свой жетончик веселому человечку.

Если вы затруднялись при выполнении заданий, чувствовали себя неуверенно, положите свой жетончик второму человечку.

Если вам на уроке было очень трудно работать, с заданием не справились, положите свой жетончик третьему человечку.

Тема Охрана растений

Цели урока:

– систематизировать знания учащихся о растениях;
– формировать нормы поведения в природе;
– учить работать в парах, группах.

Оборудование:учебник “Окружающий мир” А.Плешаков, проектор, компьютер, экран.

Ход урока

Орг момент.

Повторение пройденного.

– Отгадайте загадку, и вы узнаете о чём будем говорить на уроке охрана растений.ppt (слайд 2).

– Какая наука изучает жизнь растений?

– На какие группы разделили царство растений? Назовите отличительные особенности каждой группы(3, 4слайды)

– Как происходит развитие растения из семени?(5,6.слайды)

– Какие приспособления есть у растений для того, чтобы распространяться?(7,8 слайды)охрана растений.ppt

– Послушайте стихотворение одной девочки: о чём она написала? (слайд 9).(Удивительный мир растений огромен, не до конца изучен человеком. Тем не менее, мы видим, как на наших глазах гибнут растения от бесхозяйственности человека. Каждому стоит задуматься о том, что мы оставим после себя своим потомкам).

Работа по учебнику.

– Сейчас, работая в парах, выполните задание (слайд 15).

Закрепление.

– Кого можно назвать другом природы? (слайд 16), (сообщения детей о правилах разведения костра, сборе лекарственных растений, о подвешивании скворечников на деревьях).

– Сейчас я предлагаю вам обсудить в группах некоторые вопросы (слайд 17).

Заслушиваются ответы детей.

(В данной местности исчезли сойки, белки, ежи, которыми любовались люди, гуляя в дубраве).

Обсуждение следующего вопроса (слайд18).(Травы не успеют рассеять свои семена, если их рано скосить, в результате могут совсем исчезнуть ценные кормовые травы – мятлик, тимофеевка, клевер. Сено будет менее питательным)

Рефлексия (слайд 19).

Итог урока.

8. Домашнее задание: прочитать статью “Охрана растений”в учебнике стр.84-86; ответить на вопросы стр.87.

Урок 19 "Разнообразие животных"

Цель урока:

познакомить с разнообразием видового состава животных на Земле и классификацией животных по их групповым признакам.

расширять кругозор учащихся и общие представления о животных.

воспитывать бережное отношение к природе, развивать интерес к её изучению.

Оборудование:

учебник "Окружающий мир", 3 кл., автор А.А. Плешаков, 2009.

рабочие тетради "Окружающий мир ", 3 класс,

Атлас-определитель «От Земли до неба» А.А. Плешаков.

Мультимедиа аппаратура.

Презентация «Разнообразие животных».

Ход урока

I . Организационный момент

– Что вы ждете от сегодняшнего урока?

(узнать интересное, новое, научиться делать сообщения о прочитанном дома)

II. Актуализация знаний

1) Проведём выставку книжек-малышек, изготовленных вами дома по темам «Лекарственные растения», « Растения нашего края».(Прослушиваются несколько учащихся с сообщениями о растениях)

2) Правила друзей

– Как нужно вести себя в природе, чтобы не причинить вред растениям? (Ответы учащихся)

III. Физкультминутка

Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, подтянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружится, вьется.

IV. Изучение нового материала

1. Постановка темы урока.

– Сегодня мы покидаем царство растений, а куда отправимся дальше, подскажете вы, отгадав кроссворд. (Слайд 2)

(1) Кто в лесу глухом живёт
Неуклюжий, косолапый?
Летом ест малину, мёд,
А зимой сосёт он лапу? (медведь)

(2) Прыгает пружинка –
Зелёненькая спинка –
С травы на былинку,
С ветки на тропинку. (кузнечик)

(3) Хоть верь, хоть не верь:
Пробегал по лесу зверь.
Нёс на лбу он неспроста
Два развесистых куста. (олень)

(4) В птичник повадится –
Жди беды.
Рыжим хвостом заметает следы. (Лиса).

(5) Он в самом омуте живёт,
Хозяин глубины.
Имеет он огромный рот,
А глазки чуть видны. (сом)

(6) Пушистый матрос, лопаточкой нос.
На ножках коротеньких - красные ботики. (утка)

(7) Эта маленькая крошка
Рада даже хлебной крошке,
Потому что до темна
В норке прячется она. (мышь)

(8) Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Если в воздухе кружусь,
Тут уж вволю нажужжусь. (жук)

– Вот мы отправляемся в царство животных. (Слайд 3) Итак, сегодня познакомимся с разнообразием мира животных. Наука о животных называется зоология. Это еще один из разделов биологии.

Знакомство с группами животных и их признаками.

1. Животные населяют нашу планету везде, мы их не всегда видим человеческим глазом. Чтобы увидеть некоторых животных, нужно вооружиться микроскопом. Животные, которых мы не можем увидеть невооружённым лазом, которые имеют очень маленький размер, называют одноклеточными, но и они играют в нашей жизни важную роль. Так внутри нас живут бактерии, одноклеточные животные помогают нам печь хлеб, влияют на наше самочувствие.

2. Обратим своё внимание на многоклеточных животных, более привычных нашему глазу.

Многоклеточные животные в свою очередь бывают позвоночные и беспозвоночные. Вам часто приходилось видеть дождевого червя, улиток, раков или крабов, пауков, часто вы встречались в жизни с массой различных насекомых. Всё это беспозвоночные животные.

Черви. (Презентация. следующий слайд по гиперссылке)

– Что общего вы заметили у этих животных? (мягкое тело, извиваются)

– Моллюски вам хорошо известны. Посмотрите на них ещё раз. Это известные вам кальмары и различные улитки. Что общего у них? (носят панцирь, мягкое тело)

(Далее по ссылке –Домой)

Иглокожие (далее по гиперссылке) . Как вы думаете, что это за животные ? (морские звёзды) Почему их так называют? (у них есть иглы на теле) А ракообразные? (Это раки, крабы. Они носят панцирь). Всё верно. Вы очень наблюдательны. Молодцы. Продолжаем знакомиться с царством животных. (по ссылке – Домой)

– Посмотрите на паукообразных. (вперёд по слайду) Вы догадались, что к этой группе относятся пауки. Посмотрите на них внимательно и скажите, что общего у них? (4 пары ног)(Приложение1,далее – Домой)

– Сравним их с насекомыми.(Вперёд по гиперссылке) Где обитают насекомые? Какой образ жизни ведут? Что их отличает от других беспозвоночных? (при рассматривании иллюстраций слайда дать детям просмотреть видеофрагменты «Бабочка – адмирал» и «Осы». Видеофрагменты запускаются по щелчку на изображение насекомого)(затем –Домой)

– Следующая большая группа животных – позвоночные. Они более часто встречаются нам на пути. Рассмотрим рыб.(по гиперссылке Рыбы Просмотреть фрагмент «Ёрш»)) Что же отличает всех рыб от других животных! (у них тело покрыто чешуёй)

V. Физкультминутка

Хомка-Хомка, хомячок.
Полосатенький бочок.
Хомка рано встаёт,
Ушки моет, спинку трёт.
Делает зарядку. Раз-два- три…

Продолжение работы

– Группа животных называется – Земноводные. Слово состоит из двух корней. Земля и вода. Эти животные водятся и в воде, и на земле. Кто же это? (Лягушки). (Рассмотреть фото и фрагмент) Как же лягушек отличить от других позвоночных? (У них голая холодная мокрая кожа) И правда. Кожа у лягушки влажная и тонкая. Её часто надо смачивать водой. Если лягушку долго держать в сухом месте, то она может погибнуть. Жабы и лягушки очень необычные животные. Зимой они спят подо льдом и снегом, могут дышать кожей, даже пить, если надо, они могут кожей, не раскрывая рта. Их выпученные глаза видят всё, что находится впереди, сзади одновременно. Но видят они только то, что шевелится. Язык у них прикреплён к челюсти не задним концом, как у всех животных, а передним. Поэтому лягушка может выбрасывать его далеко вперёд. Чтобы легче глотать добычу, лягушка проталкивает её в горло с помощью глаз. (по ссылке Домой)

– Познакомимся с пресмыкающимися (рептилиями). (по ссылке) (Рассмотреть изображения. Просмотреть фрагменты) Кто относится к этой группе животных? Что общего у них? (тело покрыто чешуйками, живут у воды)(по ссылке Домой)

– Нам хорошо известны птицы. (по ссылке). Птицы обитают на всей территории земного шара.

Различные по размеру и окраске. Рассмотрим некоторых представителей Птиц. (просмотреть иллюстрации и фрагменты) Что же объединяет птиц между собой? (у них тело покрыто перьями, есть клюв)(по ссылке Домой)

– И ещё одна группа животных – млекопитающие. (по ссылке вперёд) Рассмотрите иллюстрации . Что общего у этих животных? (кормят детёнышей молоком, тело покрыто шерстью)и приведите примеры млекопитающих.(приводят свои примеры) Далее просмотр видеофрагментов.

– Слайд 12 «Знай и люби живое!» Как вы думаете, почему презентация заканчивается таким кадром? (Мы узнали, что на земле много различных животных и растений, мы должны охранять и изучать живое)

VI. Закрепление.

Назовите ещё раз группы животных, окружающих нас. Какие признаки групп вы запомнили? (слайд 13)

Узнаете ли вы этих животных?

Шелестя, шурша травой,
Проползает кнут живой.
Вот он встал и зашипел:
Подходи, кто очень смел! (змея) – пресмыкающиеся

Скачет зверушка, не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку и комар, и мушка. (лягушка) – земноводные.

VII. Итог урока.

Прочитать статью «Разнообразие животных» (учебник, стр. 89—94); ответить на вопросы раздела «Проверь себя» (стр. 95);

Выполнить здания 1, 2, 3 (стр. 95)

Рабочая тетрадь с. 42, задание 3-6

Литература.

Ракиткина М.Г. Природоведение. 3 класс: Дидактические материалы. – М.: Издат-Школа, 2002.

Я познаю мир. Животные: Детская энциклопедия / Сост. П.Р. Ляхов. – М.: ТКО «АСТ», 1995.

Плешаков А.А. Учебник «Окружающий мир» 3 класс – М.: «Просвещение», 2009.

Плешаков А.А. Рабочая тетрадь «Окружающий мир» 3 класс. – М.: «Просвещение», 2009.

Плешаков А.А. Атлас-определитель «От земли до неба» – М.: «Просвещение», 2011.

Дмитриева О.И., Максимова Т.В. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» – М.: «Вако», 2010.

www.google.ru/imghp?hl=ru&tab=wi

Урок 21. Наши проекты: Разнообразие природы родного
Цель: систематизировать знания о природе родного края Планируемые результаты:учащиеся научатся обнаруживать взаимосвязи между живой и неживой природой, пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов, использовать учебник, другие источники информации для поисков ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений. Ход урока 1. Организационный момент
2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания
1.Индивидуальное задание
Волк, лисица, заяц, осина, зерновые культуры, сова, мышь, канюк, змея
— Прочитай названия объектов живой природы Составь разные цепи питания. (Осина — заяц — волк. Осина — заяц -лисица. Зерновые культуры — мышь — змея и т. д.)
2. Фронтальный опрос
— На какие группы делятся животные по способу питания?
— Назовите животное и группу, представителем которой является это животное.
— Как защищаются животные? Расскажите, используя рисунки, данные в рабочей тетради на с. 46.
3. Самоопределение к деятельности
(Учащиеся читают текст в учебнике на с. 98.)
Вот и мы с вами будем изучать разнообразие природы родного края в самой природе.
Сколько растений, грибов, животных окружает нас! И у каждого есть название!
4. Работа по теме урока
Работа над проектом
Наш проект называется «Разнообразие природы родного края» — На какой главный вопрос мы должны ответить в ходе выполнения проекта? (Какие растения и животные живут в нашем крае.)
— На какие дополнительные вопросы можно найти ответы? (Примерный ответ. Какие растения и животные родного края занесены в Красную книгу? Каких животных спас человек от истребления? Представители каких групп животных и растений есть в нашем крае? Какое дерево самое распространенное в нашем поселке? Какие растения и животные живут в нашем водоеме? И т. д.) — Давайте повторим правила работы в группах.
(См. правила в тексте урока 3.)
— Составьте план работы над проектом.
(Учащиеся в группах обсуждают план работы.)
— Расскажите, по какому плану вы будете работать
(См. план в тексте урока 3.)
— Расскажите, о чем будет ваш проект, какую форму презентации вы выбрали.
(Учитель в ходе обсуждения записывает общий план проекта.)
План проекта
1. Разнообразие природы городских улиц.
2. Разнообразие природы парка.
З. Разнообразие природы реки.
4. Разнообразие природы луга.
— Обсудите дома со своими родителями, в какой день вы с ними сможете сходить на выбранный вами объект, что они будут делать, как будут помогать вам. 5. Физкультминутка 6. Рефлексия
— Понравился ли вам урок? Чем?
— Заинтересовала ли вас тема проекта?
7. Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали на уроке?
домашнее задание
В течение недели приготовить проект и выступить на следующем уроке.


Урок 22. Размножение и развитие животных.
Цель: познакомить с размножением и развитием животных
Планируемые результаты: учащиеся научатся изображать процесс развития животных с помощь

Наши рекомендации