Устное творчество русского народа

Урок 1

Самое великое чудо на свете

Цели урока: помочь детям вспомнить правила обращения с кни­гами, развивать интерес к чтению, к истории; продолжить формирование навыков связной речи, составления рассказа по картинке, выразительного чтения.

Оборудование: кукла-Незнайка, одевающаяся на руку; бутафорская книга для Незнайки; мешок.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Постановка цели урока. Актуализация знаний

(Сценку разыгрывает учитель с куклой.)

- Ребята, сегодня на урок к нам пришел Незнайка. Он хочет
рассказать нам, какие интересные книжки он прочитал летом.

- Здравствуйте ребята! Какие вы все загорелые, отдохнув­шие. Я тоже отдыхал в Солнечном городе. За все лето
я прочитал только одну книжку, но о-о-очень интересную!
Где же это она у меня? (берет потрепанную, грязную, с вываливающимися листами книгу.)

- Незнайка, это, наверное, твоего дедушки еще книжка. Ей лет сто!

- Да нет, мне ее подарили в этом году на день рождения!
Да вы не думайте, это не я виноват, это книжка такая!
Эти страницы (плюет на пальцы или обильно слюнявит
и перелистывает) сразу перепачкались и порвались. А по­том, я люблю загибать странички там, где остановился
(демонстрирует). Ее как ни возьми (поднимает книгу за
угол обложки, листы выпадают)... Ну вот, сами видите!
(Кидает на пол.)

(Учитель бережно поднимает книгу.)

- Ребята, на мой взгляд, Незнайка не умеет обращаться с кни­гами! Давайте ему поможем научиться. Какие правила ему надо запомнить?

(Дети учат Незнайку тому, что книгу нельзя бросать, нельзя хватать за обложку, страницы нельзя слюнявить, перелистывают за верхний угол, в книгу вкладывают закладку, страницы не загибают.)

- А как же называется твоя любимая книжка?

- Букварь!

- Тем более, Незнайка, тебе надо учиться беречь учебные книги. Почему, ребята? (Потому, что учебник рассчитан на то, что по нему будут учиться в следующем году другие дети.)

- А что тебе понравилось больше всего в букваре?

- У меня есть любимое стихотворение. Сейчас найду (На­чинает слюнявить пальцы) Ой! Забыл! (вытирает руки и аккуратно перелистывает страницы за верхний угол. Находит и читает стихотворение «Как хорошо уметь чи­тать!»)

- Действительно, как хорошо, что вы уже умеете читать. И все же, я думаю, здесь есть еще чему учиться. Ведь чи­тать - это не только складывать буквы в слоги и слова. Нужно еще научиться понимать, чувствовать и представ­лять себе то, что написано словами. Незнайка, ты уже взрослый, возьми себе учебник для 2 класса и присоеди­няйся к нам. Будем учиться дальше.

- Давайте откроем учебник и прочитаем, как называется самый первый раздел нашего учебника.

III. Изучение нового материала

1.Хорошо читающие дети читают по цепочке вступительную статью.

2. Рассматривание рисунка нас. 5 и составление рассказа поиллюстрации.

3. Рассматривание иллюстраций на с. 6-7. Беседа о первых письменных источниках, о первых книгах, библиотеках.

Материал для учителя

Летопись - запись важнейших событий из года вгод, из лета влето.

Береста - верхний слой коры, снятый с березы. Берестяные грамоты - древнерусские письма на бересте (до нас дошли более 500 берестяных грамот. Самые древ­ние - письма мальчика Онфима, жившего в 13 веке.) Свиток - свернутая трубкой рукопись из пергамента. Тетрадь - греческое слово, в переводе означает ЧЕТВЕР­КА. Книги сначала писали на свитках, а позже на согнутых пополам листах. Такие листы объединялись в группы по 4 двойных листа. Такие книги назывались ТЕТРАДЬ. Пергамент - специально обработанная кожа (телячья, бара­нья, свиная, козлиная), чтобы на ней можно было писать.

IV. Физкультминутка*

V. Закрепление изученного

1. Чтение высказываний известных людей о книгах.

- Прочитайте про себя. Подумайте, с каким высказыванием вы согласны. Прочитайте вслух.

2. Подготовка к чтению и выразительное чтение стихотво­рения Р. Сефа «Читателю».

VI. Итог урока

- Что вы узнали сегодня на уроке?

.- Какие правила пользования книгой повторили?

- Прочитайте слова, добавив гласные.

БРСТ,ЛТПСЬ, КНГ, ТТРД, ЧТН, ЧТТЛЬ

Домашнее задание

1. Выучить стихотворение наизусть или подобрать загадки и пословицы о чтении, книге.

УСТНОЕ ТВОРЧЕСТВО РУССКОГО НАРОДА

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания. Выразительное чтение
стихотворения Р. Сефа «Читателю»

III. Актуализация знаний

- Откройте учебник на странице 13. Прочитайте название
первого раздела учебника.

Дети читают про себя. Проверяется навык работы с книгой.

- «Устное народное творчество» - это название раздела учеб­ника, который мы начинаем сегодня изучать. Давайте по­пробуем разобраться, что же значит каждое слово в этом
названии.

Устное - означает передачу «из уст в уста», то есть без записи текста, один человек рассказывал другому - отец - сыну, бабушка - внучке и т. д. А так как текст не записы­вался, то каждый рассказчик мог вносить свои изменения в текст, потому что мы обычно рассказываем так, как запомнили, но своими словами.

Творчество - от слова «творить», создавать.

Народное - это значит, что создал народ, ане кто-то один. Мы не знаем, кто первым рассказал сказку «Колобок», поэтому считаем, что это народная сказка.

1) Прочитайте текст на странице 14. (Читает учитель и хоро­шо читающие ученики.)

2) Что означает выражение «передавать из уст в уста»? Най­дем ответ на странице 213.

- Какие произведения, на ваш взгляд, мы будем читать в этом разделе? (Загадки, пословицы, сказки)

- Существуют разные национальности и народы (французы, немцы, греки, чехи, словаки, армяне, и т. д.). Мы с вами будем читать сказки разных народов, но этот раздел со­держит русские народные сказки, песни, загадки.

IV. Постановка целей урока

- Мы познакомимся сегодня с русскими народными песня­ми. Как вы думаете, о чем могли петь наши предки?

- Пели наши предки о том, что было для них самым важным. А что было важным для людей в древности? {Урожай, погода.)

- Какие погодные явления вы знаете? (Дождь, ветер, град.)

VI. Физкультминутка

VII. Итог урока

- С какими видами народных песен мы сегодня познакоми­лись?

- Когда их пели? Какая песня вам запомнилась?

Домашнее задание

1.Выучить наизусть любую народную песню или потешку, нарисовать к ней иллюстрацию.

Попробовать сочинить колыбельную песенку.

Ход урока

I. Организационный момент

П. Проверка домашнего задания

Дети читают наизусть народные песни.

III. Постановка цели урока

- Прочитайте эти слова снизу вверх. («Добры бобры идут в
боры».)

ы
ы ы р

рр то

б б уб

о о д

дб и в

- Как называется такое предложение?

- Попробуйте прочитать справа налево: НОШЮПАК АЛИПУК УКНОШУКУК АКШУКУК

(текст на слайдах)

- Догадались что это такое? Ну конечно же, это скорого­ворки. Сегодня мы поговорим о скороговорках и других жанрах устного народного творчества.

Чтение скороговорок с разной интонацией, сускорением.

V. Физкультминутка

VIII. Итог урока

- Что нового вы сегодня узнали?

- Что такое пословица?

- Что такое поговорка?

- Можно ли объединить несколько пословиц и поговорок в одну группу? По какому принципу? (По теме.)

Домашнее задание

1. Ответить на вопросы на с. 25.

2. Подобрать и записать в тетрадь еще по одной пословице в каждую группу, обозначенную в учебнике.

Подготовиться загадывать загадки своим товарищам, при­думать небылицу, подобрать скороговорки и потешки, счи­талки и колыбельные еще незнакомые нам.

Урок 1

Самое великое чудо на свете

Цели урока: помочь детям вспомнить правила обращения с кни­гами, развивать интерес к чтению, к истории; продолжить формирование навыков связной речи, составления рассказа по картинке, выразительного чтения.

Оборудование: кукла-Незнайка, одевающаяся на руку; бутафорская книга для Незнайки; мешок.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Постановка цели урока. Актуализация знаний

(Сценку разыгрывает учитель с куклой.)

- Ребята, сегодня на урок к нам пришел Незнайка. Он хочет
рассказать нам, какие интересные книжки он прочитал летом.

- Здравствуйте ребята! Какие вы все загорелые, отдохнув­шие. Я тоже отдыхал в Солнечном городе. За все лето
я прочитал только одну книжку, но о-о-очень интересную!
Где же это она у меня? (берет потрепанную, грязную, с вываливающимися листами книгу.)

- Незнайка, это, наверное, твоего дедушки еще книжка. Ей лет сто!

- Да нет, мне ее подарили в этом году на день рождения!
Да вы не думайте, это не я виноват, это книжка такая!
Эти страницы (плюет на пальцы или обильно слюнявит
и перелистывает) сразу перепачкались и порвались. А по­том, я люблю загибать странички там, где остановился
(демонстрирует). Ее как ни возьми (поднимает книгу за
угол обложки, листы выпадают)... Ну вот, сами видите!
(Кидает на пол.)

(Учитель бережно поднимает книгу.)

- Ребята, на мой взгляд, Незнайка не умеет обращаться с кни­гами! Давайте ему поможем научиться. Какие правила ему надо запомнить?

(Дети учат Незнайку тому, что книгу нельзя бросать, нельзя хватать за обложку, страницы нельзя слюнявить, перелистывают за верхний угол, в книгу вкладывают закладку, страницы не загибают.)

- А как же называется твоя любимая книжка?

- Букварь!

- Тем более, Незнайка, тебе надо учиться беречь учебные книги. Почему, ребята? (Потому, что учебник рассчитан на то, что по нему будут учиться в следующем году другие дети.)

- А что тебе понравилось больше всего в букваре?

- У меня есть любимое стихотворение. Сейчас найду (На­чинает слюнявить пальцы) Ой! Забыл! (вытирает руки и аккуратно перелистывает страницы за верхний угол. Находит и читает стихотворение «Как хорошо уметь чи­тать!»)

- Действительно, как хорошо, что вы уже умеете читать. И все же, я думаю, здесь есть еще чему учиться. Ведь чи­тать - это не только складывать буквы в слоги и слова. Нужно еще научиться понимать, чувствовать и представ­лять себе то, что написано словами. Незнайка, ты уже взрослый, возьми себе учебник для 2 класса и присоеди­няйся к нам. Будем учиться дальше.

- Давайте откроем учебник и прочитаем, как называется самый первый раздел нашего учебника.

III. Изучение нового материала

1.Хорошо читающие дети читают по цепочке вступительную статью.

2. Рассматривание рисунка нас. 5 и составление рассказа поиллюстрации.

3. Рассматривание иллюстраций на с. 6-7. Беседа о первых письменных источниках, о первых книгах, библиотеках.

Материал для учителя

Летопись - запись важнейших событий из года вгод, из лета влето.

Береста - верхний слой коры, снятый с березы. Берестяные грамоты - древнерусские письма на бересте (до нас дошли более 500 берестяных грамот. Самые древ­ние - письма мальчика Онфима, жившего в 13 веке.) Свиток - свернутая трубкой рукопись из пергамента. Тетрадь - греческое слово, в переводе означает ЧЕТВЕР­КА. Книги сначала писали на свитках, а позже на согнутых пополам листах. Такие листы объединялись в группы по 4 двойных листа. Такие книги назывались ТЕТРАДЬ. Пергамент - специально обработанная кожа (телячья, бара­нья, свиная, козлиная), чтобы на ней можно было писать.

IV. Физкультминутка*

V. Закрепление изученного

1. Чтение высказываний известных людей о книгах.

- Прочитайте про себя. Подумайте, с каким высказыванием вы согласны. Прочитайте вслух.

2. Подготовка к чтению и выразительное чтение стихотво­рения Р. Сефа «Читателю».

VI. Итог урока

- Что вы узнали сегодня на уроке?

.- Какие правила пользования книгой повторили?

- Прочитайте слова, добавив гласные.

БРСТ,ЛТПСЬ, КНГ, ТТРД, ЧТН, ЧТТЛЬ

Домашнее задание

1. Выучить стихотворение наизусть или подобрать загадки и пословицы о чтении, книге.

УСТНОЕ ТВОРЧЕСТВО РУССКОГО НАРОДА

Наши рекомендации