IV. Обобщение об имени прилагательном.
– Что вы знаете об имени прилагательном?
Рассказ учеников по вопросам упражнения 519.
– Составьте свое предложение, употребив имя прилагательное.
– С какой целью вы употребили имя прилагательное?
Запись предложения под диктовку:
На колючей ежевике повисли чёрные ягодки.
– Разберите предложение по членам. Обозначьте род и число имен прилагательных. Подчеркните орфограммы.
V. Контрольное списывание с заданием.
Чтение учителем текста:
П..л..тел по лесу комарик, устал, зах..тел пить. Увидел он цв..ток. У цв..тка ст..белёк з..лёный, наверху – мален..кие белен..кие колокол..чики, вн..зу – крупные багровые реснич..ки. На них бл..стят светлые капел..ки в..ды.
Сел комарик на листочек, опустил нос в капельку. Реснички зашевелились, потянулись, схватили комарика. Закрылся круглый листочек. А когда опять открылся, выпала на землю пустая комариная шкурка. Цветок выпил всю комариную кровь.
Этот страшный хищный цветок называется росянка. Он ловит маленьких насекомых и ест их.
(На доску выносится только первая часть этого текста с пропущенными орфограммами.)
– Как можно озаглавить этот текст? (Росянка. Страшный цветок. Хищный цветок…)
– Какой это текст – описание или повествование?
– В какой части текста дано описание?
– Спишите первую часть текста. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы. Подчеркните волнистой линией имена прилагательные, выделите окончания.
– Разберите прилагательные страшный, маленькие, комариная по составу.
VI. Итог урока.
– Чему учились на уроке?
Домашнее задание. Упражнение 517.
Урок 140. КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ
Цель: проверить знания учащихся об имени прилагательном.
Весна в лесу
Хороша ранняя весна в лесу! Ярко светит весеннее солнце. лёгкие облака украшают голубое небо. Слышна чудесная трель птиц. Смолой запахли душистые почки. Появилась молодая травка. Выглянул голубенький подснежник. С пригорка зажурчал говорливый ручеёк. У сосны резвились счастливые бельчата. Только маленький зайчик спрятался под густой елью. На поляну медведица вывела своих медвежат. Весёлый и радостный лес весной.
Грамматические задания:
1. Выпишите пять имен прилагательных, определите их число и род.
2. Разберите по частям речи и по членам третье предложение.
3. Разберите по составу слова: украшают, чудесная, подснежник.
Урок 141. РАБОТА НАД ОШИБКАМИ,
Допущенными в ДИКТАНТе
Цели: формировать умение учащихся работать над ошибками; развивать умение правильно писать слова на изученные правила.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент.
II. Сообщение общих результатов диктанта.
III. Работа над ошибками, допущенными в диктанте и грамматическом задании.
IV. Закрепление изученного.
1. Работа над упражнением 518.
2. На доске записаны ряды слов:
1) узкая, сладкая, …
2) тяжёлое, далёкое, ..
3) сильный, письменный, …
4) местные, грустные, …
– Продолжите начатые ряды до четырех–пяти слов, подбирая слова по двум признакам одновременно (слова подбираются по орфограмме и по одному из грамматических признаков прилагательного).
3. На доске записаны словосочетания:
Вечерн.. звезда, мягк.. одеяло, верхн.. этаж, скрипуч.. дерево, грустн.. картина, серебрист.. иней, соседн.. поле, летн.. заря, золот.. шар.
– Запишите имена прилагательные в три столбика, выделите окончания.
V. Итог урока.
– Чему учились на уроке?
Домашнее задание. Выпишите из словаря 5 слов на букву м, с одним из них составьте предложение. Задание к предложению придумайте сами.
ГЛАГОЛ
Урок 142. ПОНЯТИЕ О ГЛАГОЛЕ КАК ЧАСТИ РЕЧИ.
РОЛЬ ГЛАГОЛОВ В НАШЕМ ЯЗЫКЕ
Цель: совершенствовать навык распознавания глаголов среди других частей речи.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Какие предложения со словарными словами вы составили? Какие задания к предложению вы придумали?
III. Минутка чистописания.
На доске запись:
– Определите, какую букву мы будем писать сегодня на уроке, ее мы должны поставить на место вопросительного знака. (Прилагательное редкий – мужского рода, поэтому написана буква м. Прилагательное волчья – женского рода, отсюда буква ж. Прилагательное птичье – среднего рода, значит, вместо вопроса надо поставить букву с. Ее мы будем писать на минутке чистописания.)
– Букву с мы соединим в цепочке с буквами, которые являются орфограммами данных слов. Какие это буквы? (В слове редкий – буква д, в словах волчья и птичье – разделительный ь.)
Ссдь Сссдь Ссссдь …
– Определите порядок написания букв в цепочках и напишите строчку до конца.