V. Наблюдение над ролью в предложении существительных в именительном падеже.
1. Списывание с грамматическим заданием. (упр. 441.)
2. Беседа по вопросам:
– Какой вопрос вам приготовил Почемучка? Как вы ему ответите?
3. Чтение правила, с. 166.
4. На доске записан текст:
Вот еловый лес. На земле лежит мягкий ковёр из хвои. Изредка прозвенит синица. Вот постучал по стволу пёстрый дятел. Быстрой тенью перемахнула с ёлки на ёлку белка.
– Озаглавьте текст. Спишите.
– Подчерните в каждом предложении главные члены.
– Обозначьте падеж существительного, которое в предложении является подлежащим.
VI. Игра «Цепочка слов». (упр. 443.)
VII. Итог урока.
– Чему учились на уроке?
– Каким членом предложения является существительное в именительном падеже?
Домашнее задание. Упражнение 444.
Урок 122.УПРАЖНЕНИЕ В СКЛОНЕНИИ
ИМёН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Цели: формировать умение склонять имена существительные; совершенствовать умение писать безударные гласные в корне.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Каким членом предложения являются существительные в именительном падеже?
– Составьте свое предложение, назовите существительное, которое стоит в именительном падеже
III. Минутка чистописания.
На доске запись:
вьюга – метель
друг – приятель
жара – зной
азбука – ?
– Какое слово нужно записать вместо вопросительного знака? Обоснуйте свой ответ. (Здесь записаны слова-синонимы (близкие по значению слова). Синоним слова азбука – алфавит. Значит, нужно написать слово алфавит.)
– Из согласных букв, которые обозначают твердые звуки в этом слове, составьте цепочку. Какие буквы войдут в цепочку? (В цепочку войдут буквы л, ф, т. Они обозначают твердые согласные звуки.)
Лфт Фтл Тлф Лфт …
– Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца.
IV. Распознавание родительного и дательного падежей.
1. Работа над упражнением 445.
2. На доске записаны словосочетания:
Пос..неть от м..роза, пом..гать т..варищу, св..рить из м..лины, объ..снил уч..нику, сб..жал с лес..ницы, прин..сли из м..г..зина, ск..кал по д..роге.
– Прочитайте словосочетания.
– Спишите, вставьте пропущенные буквы, обозначьте падежи существительных.
– Как отличить существительные в родительном падеже от существительных в дательном падеже?
V. Письменные ответы на вопросы.(упр. 446.)
VI. Распознавание творительного, винительного и именительного падежей. (упр. 447.)
VII. Итог урока.
– Чему учились на уроке?
– Как один падеж отличить от другого?
Домашнее задание. Упражнение 448.
Урок 123. ОБУЧАЮЩЕЕ ИЗЛОЖЕНИЕ
Цели: уточнить представление учащихся о роли имен существительных, имен прилагательных и глаголов в речи; формировать умение выделять части в повествовательном тексте.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Прочитайте, как вы просклоняли имена существительные стол, окно, доска.
– Что значит «просклонять слово»?
III. Работа над изложением.
1. Целевая установка.
– Сегодня мы будем учиться точно употреблять слова в тексте. Почему это важно уметь делать?
– Сейчас мы прочитаем текст «Длиннохвостые разбойницы» и найдем в нем слова, которые помогают точно, ярко представить случай, описанный автором.
2. Знакомство с содержанием текста. (упр. 449.)
– Что услышали автор и его спутник, когда шли по тропинке?
– Что значит «тревожно застрекотали»?
– Каким близким по смыслу словом можно заменить слово тревожно? (Беспокойно.)
– С помощью какой части речи автор описывает действия зайца и сорок?
– Назовите глаголы, которые употребил автор.
– Как автор передал свое отношение к зайчонку? (Маленький, серенький комочек.)
– Сравните слова крошечный – маленький, заметила – увидела, непременно – обязательно. Что вы можете о них сказать?
3. Беседа по вопросам, данным в учебнике.
4. Работа над структурой текста.
– Сколько частей в тексте?
– Как вводная часть связана с основной? (При помощи слова вдруг.)
– Какой смысл имеет заключительная часть? (Выражается уверенность, что зайчиха-мать обязательно найдет зайчонка.)
5. Пересказ текста.
6. Орфографическая подготовка.
На доске записаны слова: впереди, застрекотала, мечется, наскакивает, непременно, видим.
7. Повторное чтение текста.
8. Самостоятельная запись текста учащимися.
9. Проверка по учебнику.
IV. Итог урока.
– Чему учились на уроке?
Домашнее задание. Из книги для чтения выписать два предложения, определить падежи существительных.