IV. Наблюдение над ролью имен существительных в предложении.

– Составьте предложения, в которых будут все три данных слова.

Дети составляют предложения устно. Самое лучшее (1–2) записывают под диктовку учителя в тетради.

Мороз разукрасил окна сказочными узорами.

– Разберите предложение по частям речи.

– Подчеркните главные члены предложения.

– Можно ли понять, о чем говорится в предложении, если убрать существительное?

– Какими членами предложения являются здесь существительные? (Подлежащим – мороз и второстепенными членами предложения – окна, узорами.)

V. Наблюдение над ролью имен существительных в нашем языке.

Работа над упражнением 389.

– Как вы отличаете имена существительные от других частей речи? (Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? или что?)

– Что обозначают имена существительные?

Дети отвечают на этот вопрос под руководством учителя.

Имена существительные обозначают:

1. Конкретные предметы (доска, тетрадь).

2. Живые существа (кошка, петух, человек).

3. Явления природы (гроза, дождь).

4. События (война, революция).

5. Процесс, название действий (стрельба, рост).

6. Абстрактные понятия (дружба, честность).

IV. Наблюдение над ролью имен существительных в предложении. - student2.ru

VI. Письмо по памяти.(упр. 390.)

VII. Упражнение в классификации существительных.(упр. 391.)

– Какие группы слов вы написали?

– Чем сходны между собой все эти слова?

– Подчеркните безударные гласные в корнях слов.

VIII. Наблюдение над многозначностью имен существительных.

На доске записаны стихотворения:

Я сегодня сбилась с ног –

У меня пропал щенок.

Два часа его звала,

Два часа его ждала.

За уроки не садилась

И обедать не могла.

С. Михалков

Он проснулся ночью тёмной,

Было только три часа.

Он ужасно испугался,

Что урок уж начался.

А. Барто

– Прочитайте стихи.

– Какой смысл имеет существительное урок в этих стихах? (В первом стихотворении слово урок употребляется в значении «домашнее задание», во втором – в значении «учебный час».)

– Многие существительные в русском языке имеют несколько значений: коса у девушки и коса как сельскохозяйственное орудие труда, овсянка – каша и овсянка – птица, лисички – животные и лисички – грибы и т. д.

VI. Итог урока.

– Что вы знаете об имени существительном?

– Каким членом предложения чаще всего бывает существительное?

Домашнее задание. Упражнение 392.

Урок 109. ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ,

ОТВЕЧАЮЩИЕ НА ВОПРОС «КТО?»,

И СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ, ОТВЕЧАЮЩИЕ

НА ВОПРОС «ЧТО?»

Цель: развивать умение распознавать слова, отвечающие на вопрос «кто?», и слова, отвечающие на вопрос «что?».

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Какие имена существительные вы образовали? Докажите, что эти слова являются именами существительными.

III. Минутка чистописания.

На доске записаны слова: шу..ка, л..ства, ч..рвяк, з..п..хи.

– Прочитайте слова, записанные на доске. Какое слово здесь лишнее? (1) Лишнее слово – шубка, в нем парная согласная буква б в корне, проверочное слово – шуба. Во всех остальных словах безударные гласные в корне: листва – лист, червяк – червь, запахи – пахнет. 2) Лишнее слово – червяк, отвечает на вопрос «кто?». Остальные слова отвечают на вопрос «что?». 3) Лишнее слово – запахи, стоит во множественном числе. Остальные слова – в единственном числе, в этом слове две орфограммы: безударная гласная а в приставке и безударная гласная а в корне.)

– Какое слово вы не исключили? (Слово листва.)

– Из согласных букв этого слова составьте разные цепочки и напишите их до конца строки. Буквы в цепочках можно менять местами.

Лств влст твлс…

IV. Наблюдение над особенностями имен существительных, отвечающих на вопрос «кто?», и имен существительных, отвечающих на вопрос «что?».

1. Беседа с учащимися:

– Писатель Юрий Дмитриев назвал свою книгу так: «Кто в лесу живет и что в лесу растет». Как вы думаете, о ком и о чем пишет автор, судя по названию книги?

– Как узнать, какие существительные отвечают на вопрос кто? А какие – на вопрос что?

2. Чтение правила, с. 15.

– Имена существительные бывают одушевленные (кто? человек, кто? тигр, кто? муравей) и неодушевленные (что? стакан, что? дерево, что? дорога).

Я сейчас буду диктовать слова, а вы их запишите в два столбика: в первый столбик – одушевленные предметы, отвечающие на вопрос кто?, во второй столбик – неодушевленные предметы, отвечающие на вопрос что?

Учитель диктует: малина, воробей, сорока, горох, земляника, месяц, ученик, дежурный, урожай, помидор, медведь, улица, картофель.

– Чем похожи эти слова? (Это словарные слова, правописание безударных гласных нужно запомнить.)

– Какой столбик оказался короче? Допишите в него слова из словаря.

IV. Наблюдение над ролью имен существительных в предложении. - student2.ru

V. Письмо по памяти.(упр. 395.)

Наши рекомендации