IV. Запись под диктовку с комментированием.

Солнце спряталось за частый ельник. В солнечный день у января светлое, доброе лицо. Растёт ёлочка на радость людям. Мальчишек радостный народ коньками звучно режет лёд.

– Найдите однокоренные слова, выделите корень.

– Какое из этих однокоренных слов нужно проверять? Почему? Подчеркните согласную букву, которая обозначает непроизносимый звук.

– Какое слово является проверочным? Почему?

Предложения рассматриваются парами.

IV. Запись под диктовку с комментированием. - student2.ru

V. Восстановление деформированных предложений.(упр. 218.)

VI. Работа со словами-синонимами.

На доске записаны столбики слов:

унылый ярос..ный

огромный радос..ный

печальный наез..ник

знаменитый мес..ный

здешний извес..ный

всадник горес..ный

весёлый гиган..ский

гневный грус..ный

– К словам левого столбика подберите близкие по значению слова из правого столбика. Запишите их парами. Вставьте, где необходимо, непроизносимую согласную.

– В словах правого столбика найдите лишнее. (Лишнее слово – наездник, в нем непроизносимый согласный д. В остальных словах орфограмма – буква т.)

VII. Итог урока.

– Чему учились на уроке?

Домашнее задание. Упражнение 300.

Урок 87. СЛОВА С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ

СОГЛАСНЫМИ

Цель: совершенствовать умение проверять слова с непроизносимыми согласными.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Какие слова с непроизносимыми согласными вы подобрали?

– Прочитайте предложения, которые вы составили с одним из этих слов.

III. Минутка чистописания.

На доске записаны слова: язык, пенал, город, малина.

– Чем похожи эти слова? (Это существительные в единственном числе. Во всех словах орфограмма – непроверяемая безударная гласная в корне.)

– Какое слово лишнее? Обоснуйте свой ответ. (Лишнее слово – малина, в этом слове есть окончание IV. Запись под диктовку с комментированием. - student2.ru . Остальные слова с нулевым окончанием. Это существительное женского рода, остальные – мужского рода. В этом слове три слога, а в остальных – два.)

– Составьте цепочку из согласных букв лишнего слова.

млн…

– Что заметили? (Эти буквы обозначают звонкие непарные согласные звуки.)

– Какие буквы нужно добавить в эту цепочку? (Буквы р, й.)

– Добавьте эти буквы. Напишите цепочки из пяти букв до конца строчки. Буквы в цепочках можно менять местами.

млнрй лнрйм нрймл …

IV. Словарно-орфографическая работа.

– Как вы приветствуете друг друга? (Здравствуй! Привет! Доброе утро!..)

– Сегодня на уроке мы познакомимся с новым словарным словом здравствуй.

Учитель выставляет на наборное полотно карточку с этим словом.

– Слово здравствуйте очень старое, оно связано со словом дерево. Когда-то люди, произнося слово «здравствуйте», желали друг другу быть здоровыми, крепкими, могучими, как дерево, как дуб, например. И теперь мы, когда это слово говорим, желаем людям быть здоровыми.

– Запишите это слово, подчеркните орфограмму. Устно придумайте предложения с ним.

V. Письмо по памяти. (упр. 303.)

IV. Запись под диктовку с комментированием. - student2.ru

VI. Выборочный диктант.

Тучи надолго закрывают солнце. Окрестность окутана туманом. Стоят ненастные осенние дни. Яростный ветер срывает с деревьев последние листья.

Учащиеся в каждом предложении находят слова с непроизносимой согласной в корне, записывают их и подчеркивают орфограммы.

VII. Запись текста под диктовку с предварительной подготовкой.(упр. 302.)

VIII. Итог урока.

– Чему учились на уроке?

Домашнее задание. Упражнение 303.

Наши рекомендации