II. Анализ письменных работ.
III. Работа над ошибками, допущенными в диктанте и в грамматическом задании.
Кузнечики
Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики,
Прыг-скок, прыг-скок.
Сели, травушку покушаем,
Тишину послушаем.
Тише, тише, высоко
Прыгай на носках легко.
IV. Закрепление изученного материала.
1. На доске записан текст:
Р..дился к..злёнок в д..лине горный р..ки. Мать к..рмила его молоком и учила бегать по г..рам. Прыгнет с обрыва, остановится и з..вёт сына. М..лыш др..жит от страха, но прыгает. Мать хвалит его, лижет ему шёрстку.
– Прочитайте. Озаглавьте текст.
– Спишите, вставляя пропущенные буквы. Устно подберите проверочные слова.
2. Фонетический разбор слов: поёт, мёд.
V. Итог урока.
– Чему учились сегодня на уроке?
Домашнее задание. Упражнение 257.
Урок 79. Слова с двумя безударными
гласными в корне
Цель: помочь понять, в чем своеобразие проверки слов с двумя безударными гласными в корне.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Прочитайте предложения о ели и сосне. Назовите буквы, которые вы подчеркнули. Обоснуйте свой ответ.
III. Минутка чистописания.
На доске записаны слова: сладкий, сосна, отлетел.
– Назовите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. Она находится в корне глагола и обозначает в нем непарный звонкий мягкий согласный звук. Какая это буква? В каком слове она находится? (Мы будем писать букву л. В корне -лет- глагола отлетел она обозначает непарный звонкий мягкий согласный звук [л’].)
Ллдое Ллдое …
– Определите порядок написания букв в цепочке и продолжите строчку до конца. (Прописная и строчная буквы л сочетаются с буквами, которые являются орфограммами данных слов: сладкий – сладок, соснб – сусны, отлетйл – полёт.)
IV. Проверка слов с двумя безударными гласными в корне(наблюдение).
1. На доске записаны столбиком слова:
холода
сторона
– Прочитайте вслух написанные слова, поставьте в них ударение.
холодб
сторонб
– Выделите в данных словах корень.
– Подчеркните безударные гласные в корне слова.
– Сколько безударных гласных в корне каждого слова? (В корне каждого слова две безударные гласные.)
– Проверьте первую безударную гласную в слове холода. (Хулод.)
– Проверьте вторую безударную гласную в этом слове. (Холудный.)
Учитель пишет на доске:
– Сколько проверочных слов надо подобрать, чтобы проверить слово с двумя безударными гласными? (Два проверочных слова.)
– Подберите два проверочных слова к безударным гласным в корне слова сторона.
– Сделайте вывод из нашего рассуждения на примере слова колосок. (Чтобы проверить слово с двумя безударными гласными, надо подобрать два проверочных слова. Безударную гласную о в слове колосок можно проверить с помощью слова колос, а вторую гласную о с помощью слова колосья.)
2. Знакомство с правилом на с. 115.
– Внимательно посмотрите на доску.
Если я назову слово с одной безударной гласной в корне, вы делаете поворот направо, руки в стороны. Если я назову слово с двумя безударными гласными в корне, вы делаете поворот налево, руки на талии. Постарайтесь сосчитать, сколько слов с двумя безударными гласными в корне я назвала.
На доске запись: сорняк, голова, спасает, борода, колючки, горб, волосок, волчата, тропа, голоса, плита, море, сторона, холода, колосок.