IV. Пересказ. Словарная работа.
V. Орфографическая подготовка.
На доске запись: осенним днём, на поляне, тугими пузырями, сдавил лапками, кедровые орешки, греются на солнце, заметался, поспешил.
VI. Повторное чтение текста.
VII. Самостоятельная запись текста.
VIII. Проверка текста по учебнику.
Домашнее задание. Упражнение 260.
Урок 75. Работа над ошибками,
допущенными в изложении
Цели: развивать умение исправлять ошибки; учить редактировать текст.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение об общих результатах работы.
III. Выделение типичных ошибок.
IV. Редактирование текстов.
– Проведем физкультминутку. Я буду называть однокоренные слова к слову нос. Если вы согласны, хлопните в ладошки. Если не согласны, топните ножками.
Учитель называет слова: нос, носит, носовой, носик, носище, носильщик, переносица, переносить, переносный, поднос.
V. Упражнения для закрепления пройденного.
1. Упражнение в написании слов. (Упр. 261.)
2. На доске записаны словосочетания:
Наносить вред – …
Сделать подарок – …
Издавать крики – …
Испытывать жалость – …
Излучать свет – …
Произвести выстрел – …
– Замените словосочетание глаголом, отвечающим на вопрос что делать?
– Подчеркните безударные гласные, требующие проверки.
VI. Итог урока.
– Чему учились сегодня на уроке?
Домашнее задание. Упражнение 263.
Урок 76. Слова с безударной гласной е,
проверяемой буквой ё
Цель: познакомить с особенностями проверки слов с буквой е в корне.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Назовите проверочные слова, которые вы подобрали. Обоснуйте свой ответ.
III. Минутка чистописания.
На доске записаны слова: ёжик, льёт, лёгкий, поёт, зёрна, клён.
– Определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. Она делит данные слова на две группы и есть во всех этих словах. Какая это буква? На какие две группы она может разделить эти слова? (Сегодня мы будем писать букву ё. Она имеется во всех данных словах. Но в словах лёгкий, зёрна, клён она обозначает звук [о] – это первая группа. В словах ёжик, льёт, поёт – два звука: [й’], [о] – это вторая группа.)
Ёёо Ёёоо Ёёооо …
– Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца. (Прописная и строчная буквы ё чередуются со строчной буквой о. Количество строчных букв о в каждой цепочке увеличивается на одну.)
IV. Ознакомление с особенностями проверки слов с безударной е в корне.
1. На доске записано предложение:
Св..тлячок проб..жал в т..мноте.
– Сегодня мы будем совершенствовать свои знания в области применения очень важного правила. запишите данное предложение, вставьте пропущенные буквы.
– Скажите, какое правило вы использовали при написании всех слов предложения? (Мы использовали правило о написании безударных гласных.)
– В какой части слова находится безударная гласная? (Безударная гласная находится в корне.)
– Что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с безударной гласной в корне? (Надо найти проверочное слово, в котором безударная гласная стала бы ударной.)
– Подберите проверочные слова к словам, написанным в предложении.
– Сравните гласные в корне проверяемых и проверочных слов. Что заметили? (В двух первых парах одинаковые гласные в проверяемых и проверочных словах, а в третьей паре – разные.)
– Назовите гласные в корне проверяемого и проверочного слова третьей пары. (В корне слова темноте – безударная гласная е, в корне проверочного слова тёмный пишется ё.)
– Подберите проверочные слова к словам тепло, стекло. (Тепло – тёплый, стекло – стёкла.)
– Сделайте вывод о том, какую гласную нужно писать в корне проверяемого слова, если в корне проверочного слова пишется буква ё. (Если в корне проверочного слова пишется буква ё, то в корне проверяемого слова нужно писать безударную гласную е.)
– Внимательно посмотрите на слова, написанные на доске. Если я покажу на слова, в котором безударная гласная е, вы поднимаете правую руку и приседаете. Если увидите слово с любой другой гласной в корне, поднимаете левую руку и прыгаете на месте.
На доске записаны слова: грибок, бежать, лесник, кричать, листочки, глазок, местечко, летать, зверёк, цветёт, водичка, несу, вяжу, варенье, солю, морской, грибной, весёлый.
2. Подбор проверочных слов. (Упр. 265.)
V. Списывание с орфографическим заданием.
Составление предложений. (Упр. 266.)
VI. Речевой этикет. (Упр. 267.)
VII. Итог урока.
– Чему учились на уроке?
– Какую гласную надо писать в корне проверяемого слова, если в корне проверочного слова буква ё?
Домашнее задание. Упражнение 268.
Урок 77. Диктант
Цель: выявить уровень овладения учащимися изученными орфограммами и степень усвоения элементарных знаний по грамматике и фонетике.
Пернатые друзья
Серёжа с папой делали кормушку для птиц. Серёжа подавал гвозди и дощечки. Папа их строгал и сколачивал. Зимой каждое утро Серёжа сыпал в кормушку зерно. Воробьи и синички ждали мальчика. Они слетались со всех сторон, спешили позавтракать. В морозные дни Серёжа кормил своих пернатых друзей часто. Сытая птица легко переносит холод.
Слова для справок: сколачивал, позавтракать, со всех.
Грамматические задания:
1. Во втором предложении подчеркнуть главные члены.
2. Выписать 3–4 слова с безударными гласными в корне, рядом написать проверочные слова.
3. Разобрать по составу слова: кормушка, морозные, переносит.
Урок 78. Работа над ошибками,
допущенными в диктанте
Цель: развивать умение исправлять ошибки.
Ход урока
I. Организационный момент.