IV. Наблюдение над смысловым значением слов.

(Упр. 155.)

– О чем можно сказать горький, а о чем – горьковатый?

– Суффикс IV. Наблюдение над смысловым значением слов. - student2.ru придает слову оттенок неполноты качества: желтоватый, красноватый и т. д.

IV. Наблюдение над смысловым значением слов. - student2.ru

– Если я назову слово, которому суффикс придает увеличительное значение, вы поднимете руки вверх и потянетесь. Если я назову слово, которому суффикс придает оттенок неполноты качества, вы присядете.

Учитель называет слова: злющий, мелковатый, сладковатый, большущий, лапища, хитрющий, красноватый, кругловатый, ножища, голубоватый, островатый.

V. Подбор однокоренных слов с разными суффиксами.

– Отгадайте загадки:

Он слетает белой стаей И сверкает на лету. Он звездой прохладной тает На ладони и во рту. (Снег.) Клейкие почки, Зелёные листочки. С белой корой Стоит под горой. (Берёза.)

Учащиеся подбирают к словам-отгадкам однокоренные слова и записывают с комментированием. В однокоренных словах выделяют части слова.

IV. Наблюдение над смысловым значением слов. - student2.ru

VI. Письмо под диктовку. (Упр. 157.)

VII. Итог урока.

– Какие суффиксы используются с увеличительным значением? IV. Наблюдение над смысловым значением слов. - student2.ru Приведите примеры таких слов.

– Какие суффиксы придают словам оттенок неполноты качества? IV. Наблюдение над смысловым значением слов. - student2.ru Приведите примеры таких слов.

Домашнее задание. Упражнение 158.

Урок 48. Закрепление знаний о суффиксе

Цель: развивать умения образовывать слова с помощью суффикса; разбирать слова по составу.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Назовите однокоренные слова с суффиксом IV. Наблюдение над смысловым значением слов. - student2.ru

III. Минутка чистописания.

На доске записаны слова: пять, крыло, ведро, пальто.

– Прочитайте слова.

– Сегодня на минутке чистописания мы запишем цепочку, которая будет состоять из букв, обозначающих мягкие звуки. Какие буквы войдут в цепочку? (Мы напишем цепочку из букв п, т, в, л.)

птлв…

– Какая буква здесь лишняя? Подчеркните ее. (Лишняя буква – л. Она не имеет пары, все остальные согласные парные.)

– Напишите строчку до конца, буквы в цепочке можно менять местами.

IV. Словарная работа.

Учитель диктует слова с непроверяемыми безударными гласными, учащиеся записывают и подчеркивают орфограммы.

Горох, месяц, урожай, хороший, помидор, дорога, погода, пенал, молоко, корова, машина.

По указанию учителя к некоторым словам дети подбирают однокоренные слова и записывают их. (Можно взять слова, которые подчеркнуты.) Затем разбирают их по составу.

IV. Наблюдение над смысловым значением слов. - student2.ru

– Если я назову слово с суффиксом IV. Наблюдение над смысловым значением слов. - student2.ru вы хлопаете в ладоши, подняв руки над головой. Если я назову слово с суффиксом -ист, вы топаете ножками.

– Постарайтесь сосчитать, сколько слов с суффиксом IV. Наблюдение над смысловым значением слов. - student2.ru я назвала.

Учитель произносит слова: учебник, орешник, серебристый, кофейник, глинистая, золотистая, печник, шелковистая, дворник, сборник, каменистый, танкист, штангист, работник.

V. Образование слов и разбор их по составу.

1. Работа над упражнениями 159, 160.

2. Придумайте слова:

Вариант I Вариант II
Приставка по-, суффикс -к Приставка за-, суффикс -ник Приставка под-, суффикс -ник Приставка за-, суффикс -к Приставка на-, суффикс -ник Приставка пере-, суффикс -к

– Разберите слова по составу.

VI. Итог урока.

– Какие части слова служат для образования новых слов?

– Расскажите о суффиксе по плану: 1) Что это такое? 2) Где стоит в слове? 3) Для чего служит в нашем языке? Приведите примеры.

Домашнее задание. Упражнение 162.

Урок 49. Наблюдение над значением
приставок и их ролью в нашем языке

Цели: углубить представление учащихся о словообразовательной роли приставок; развивать умение образовывать слова с помощью приставок.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Назовите однокоренные слова, которые вы образовали с помощью суффиксов.

– Прочитайте составленные предложения.

III. Минутка чистописания.

На доске записаны слова: м..лоток, к..рабль, д..рога.

– Буква, которую мы будем писать сегодня на уроке, обозначает звонкий непарный мягкий согласный звук. Какая это буква? (Это буква л в слове корабль, мягкий знак указывает на мягкость согласного звука [л’].)

– Чем похожи все слова? (Это неодушевленные имена существительные, отвечают на вопрос что? Во всех словах орфограмма – буква о.)

– Какое слово лишнее? (Лишнее слово – корабль, оно двусложное, остальные слова трехсложные.)

Лло Лллоо Ллллооо …

– Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца. (Прописная и строчная буквы л чередуются со строчной буквой о, которая является орфограммой во всех этих словах. Количество строчных букв в последующих цепочках увеличивается на одну.)



Наши рекомендации