Часть слова, которая стоит перед корнем, называется приставка.

– Приставка обозначается значком Часть слова, которая стоит перед корнем, называется приставка. - student2.ru . Выделите приставку в данных словах.

– Какие в этих словах приставки: одинаковые или разные? (В этих словах разные приставки.)

– Что меняется в слове с изменением приставки? (С изменением приставки меняется смысл (значение) слова.)

– Изменение значения слова приводит к образованию нового слова. Если приставка изменяет значение слова, то для чего же она служит? (Приставка служит для образования новых слов.)

– Теперь скажите все, что вы знаете о приставке.

Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Приставка обозначается значком Часть слова, которая стоит перед корнем, называется приставка. - student2.ru .

2. Работа над упражнением 145.

Часть слова, которая стоит перед корнем, называется приставка. - student2.ru

На доске записаны слова.

Делать, сделать, приделать.

Написать, писать, списать.

Бег, забег, разбег.

Отвёз, вывез, вёз.

– Внимательно смотрите на слова, которые я буду показывать. Если я покажу слово, в котором есть приставка, вы поворачиваетесь лицом друг к другу и обмениваетесь хлопками. Если я покажу слово, в котором нет приставки, вы присядете.

3. Знакомство с суффиксом.

– Как можно назвать маленькую ягоду малины? (Малинка.)

– Как называется участок земли, где растет малина? (Малинник.)

Учитель на доске, а дети в тетрадях записывают слова:

малинка – малинник

– Выделите в словах известные вам составные части.

Часть слова, которая стоит перед корнем, называется приставка. - student2.ru

– Какую часть в первом и во втором слове вы не выделили? (Мы не выделили часть, которая стоит после корня.)

– Часть слова, которая стоит после корня, называется суффиксом. Суффикс обозначается значком ^.

– Выделите суффиксы в словах.

– Суффиксов, как и приставок, в русском языке много: -ник, -чик, -щик, -онок, -ов, -ев-, -н, -нн и т. д.

– Скажите все, что вы знаете о суффиксе.

Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. Суффикс обозначается значком ^.

4. Работа над упражнением 147.

5. Разбор слов по составу.

На доске записаны слова: чашечка, мышка, белочка, зимушка, разбег, крылышко, полёт.

– Спишите слова. Разберите их по составу.

V. Итог урока.

– Как образуются родственные слова?

– Что такое приставка?

– Что такое суффикс?

Домашнее задание. Правило на с. 66–67, упражнение 149.

Урок 46. Закрепление знаний о суффиксах
и приставках как значимых частях слова

Цель: развивать умение разбирать слова по составу и образовывать новые слова при помощи приставок и суффиксов.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Как вы разобрали слова рыбка, горка, травка по составу?

– Что такое приставка?

– Что такое суффикс?

III. Минутка чистописания.

На доске записаны слова: сон, мак, мёд.

– Определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. Она обозначает непарный звонкий мягкий согласный звук. Какая это буква? В корне какого слова она находится? (Мы будем писать букву м. В слове мёд она обозначает непарный звонкий мягкий согласный звук [м’].)

мб мв мг мд ...

– Определите порядок следования букв в данном ряду и продолжите строчку до конца. (Строчная м чередуется с буквами, обозначающими звонкие парные согласные звуки.)

IV. Разбор слов по составу.

На доске записаны слова: осинка, подготовка, вход, походка, рыбка, берёза, ивушка.

Порядок разбора слов по составу:

1. Найди окончание. Для этого измени слово по числам или вопросам. Окончание – это та часть, которая изменилась.

2. Найди корень. Для этого подбери родственные слова и найди их общую часть.

3. Найди приставку. Она стоит перед корнем.

4. Найди суффикс. Он стоит после корня.

Наши рекомендации