Урок 32. Основная мысль текста
Цели: познакомить с понятием «основная мысль текста»; формировать умение определять тему текста, находить в тексте предложение, в котором выражена основная мысль.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Прочитайте свои тексты на тему «Дятел – полезная птица».
Дети читают и выясняют, раскрыта или нет тема текста.
III. Минутка чистописания.
– Я сейчас прочитаю стихи Е. Благининой, а вы определите, какую букву мы будем писать.
Учитель читает:
Дождик, дождик,
Не дожди!
Дождик, дождик,
Подожди!
Дай дойти до дому
Дедушке седому.
(Мы будем писать букву д, она встречается во всех словах.)
– Как вы думаете, какое название у этого стихотворения? Обоснуйте свой ответ. (Стихотворение называется «Дождик», потому что автор постоянно обращается к нему и просит его подождать, не дождить.)
дувд дувд …
– Определите порядок написания букв в цепочке и продолжите строчку до конца. (Буква д начинает и заканчивает цепочку, внутри цепочки буквы, которые имеют элемент «петелька».)
IV. Определение основной мысли текста.
1. Работа над пословицами и поговорками. (Упр. 112.)
– Объясните смысл пословиц и поговорок.
2. Работа над текстом «Шар в окошке».
– Как вы думаете, какая пословица или поговорка выражает основную мысль этого рассказа? (Друзья познаются в беде.)
V. Тема текста и заглавие. (Закрепление.)
На доске записано стихотворение В. Орлова.
У ежей подрос
Ежонок –
Замечательный
Ребёнок.
Но боятся мама
С папой
Малыша погладить
Лапой.
(«Ежонок», «Дружная семья», «Колючий ребёнок».)
– Прочитайте стихотворение и определите его тему.
– Какие слова помогли тебе это сделать?
– К этому тексту предлагается несколько заголовков. Как ты думаешь, какой из этих заголовков придумал сам поэт? Объясни свой выбор.
– Озаглавьте и спишите стихотворение. Подчеркните слова-синонимы.
– Аист, аист, длинноногий,
Покажи домой дорогу!
Аист отвечает:
– Топай правою ногой,
Топай левою ногой.
Снова – правою ногой,
Снова – левою ногой,
После – правою ногой,
После – левою ногой,
Вот тогда придешь домой.
VI. Итог урока.
– Что такое основная мысль текста? (Основная мысль – это то главное, что хотел сказать автор.)
– Назовите признаки текста. (Тема, основная мысль, связь частей текста, связь предложений в каждой части.)
Домашнее задание. Упражнение 113.
Урок 33. Сочинение по материалам
экскурсии в парк
Цель: развивать умение обобщать материалы наблюдений.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение цели урока.
– Недавно мы ходили в парк. Что вам особенно запомнилось?
– Давайте вместе подумаем, как рассказать о своих впечатлениях в сочинении.
– Тема нашего сочинения «В парке осень поселилась».
III. Обсуждение содержания сочинения.
– Назовите признаки, по которым мы узнаём, что в парке поселилась осень.
– Вспомните, как изменились деревья в парке.
Красиво в осеннем парке! У клена листочки, как игрушки на ёлке. Есть красные, есть жёлтые, зелёные. Дунул ветерок, и пошел золотой кленовый дождь. А красавица рябина надела праздничные красные бусы. Ива роняет в пруд свои жёлтые листочки. И они плывут, как золотые рыбки. Осиновые листочки летят, как маленькие парашютики.
– Расскажите о цветах и траве.
– Как выглядит пруд?
– Кого из птиц вы видели в парке? Что слышно в осеннем парке?
IV. Обсуждение построения сочинения.
– В сочинении будут три части: начало, основная часть, концовка.
– О чем можно сказать в начале сочинения? (Например, о том, что мы осень не ждем, а она приходит незаметно.)
– О чем можно рассказать в основной части? (Описать деревья, травы, цветы, пруд, голоса птиц.)
– Как закончить сочинение? (Выразить свое отношение к тому, что видели.)
V. Словарная работа. Орфографическая подготовка.
VI. Самостоятельная запись текста в тетрадях.
VII. Проверка.
Урок 34. Работа над ошибками,
допущенными в сочинении
Цели: развивать умение исправлять ошибки в построении предложений, употреблении и написании слов; закрепить умение определять тему текста, находить в тексте предложение, в котором выражена его основная мысль.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Ознакомление с лучшими сочинениями.