Урок 32. Основная мысль текста

Цели: познакомить с понятием «основная мысль текста»; формировать умение определять тему текста, находить в тексте предложение, в котором выражена основная мысль.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Прочитайте свои тексты на тему «Дятел – полезная птица».

Дети читают и выясняют, раскрыта или нет тема текста.

III. Минутка чистописания.

– Я сейчас прочитаю стихи Е. Благининой, а вы определите, какую букву мы будем писать.

Учитель читает:

Дождик, дождик,

Не дожди!

Дождик, дождик,

Подожди!

Дай дойти до дому

Дедушке седому.

(Мы будем писать букву д, она встречается во всех словах.)

– Как вы думаете, какое название у этого стихотворения? Обоснуйте свой ответ. (Стихотворение называется «Дождик», потому что автор постоянно обращается к нему и просит его подождать, не дождить.)

дувд дувд …

– Определите порядок написания букв в цепочке и продолжите строчку до конца. (Буква д начинает и заканчивает цепочку, внутри цепочки буквы, которые имеют элемент «петелька».)

IV. Определение основной мысли текста.

1. Работа над пословицами и поговорками. (Упр. 112.)

– Объясните смысл пословиц и поговорок.

2. Работа над текстом «Шар в окошке».

– Как вы думаете, какая пословица или поговорка выражает основную мысль этого рассказа? (Друзья познаются в беде.)

V. Тема текста и заглавие. (Закрепление.)

На доске записано стихотворение В. Орлова.

У ежей подрос

Ежонок –

Замечательный

Ребёнок.

Но боятся мама

С папой

Малыша погладить

Лапой.

(«Ежонок», «Дружная семья», «Колючий ребёнок».)

– Прочитайте стихотворение и определите его тему.

– Какие слова помогли тебе это сделать?

– К этому тексту предлагается несколько заголовков. Как ты думаешь, какой из этих заголовков придумал сам поэт? Объясни свой выбор.

– Озаглавьте и спишите стихотворение. Подчеркните слова-синонимы.

Урок 32. Основная мысль текста - student2.ru

– Аист, аист, длинноногий,

Покажи домой дорогу!

Аист отвечает:

– Топай правою ногой,

Топай левою ногой.

Снова – правою ногой,

Снова – левою ногой,

После – правою ногой,

После – левою ногой,

Вот тогда придешь домой.

VI. Итог урока.

– Что такое основная мысль текста? (Основная мысль – это то главное, что хотел сказать автор.)

– Назовите признаки текста. (Тема, основная мысль, связь частей текста, связь предложений в каждой части.)

Домашнее задание. Упражнение 113.

Урок 33. Сочинение по материалам
экскурсии в парк

Цель: развивать умение обобщать материалы наблюдений.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение цели урока.

– Недавно мы ходили в парк. Что вам особенно запомнилось?

– Давайте вместе подумаем, как рассказать о своих впечатлениях в сочинении.

– Тема нашего сочинения «В парке осень поселилась».

III. Обсуждение содержания сочинения.

– Назовите признаки, по которым мы узнаём, что в парке поселилась осень.

– Вспомните, как изменились деревья в парке.

Красиво в осеннем парке! У клена листочки, как игрушки на ёлке. Есть красные, есть жёлтые, зелёные. Дунул ветерок, и пошел золотой кленовый дождь. А красавица рябина надела праздничные красные бусы. Ива роняет в пруд свои жёлтые листочки. И они плывут, как золотые рыбки. Осиновые листочки летят, как маленькие парашютики.

– Расскажите о цветах и траве.

– Как выглядит пруд?

– Кого из птиц вы видели в парке? Что слышно в осеннем парке?

IV. Обсуждение построения сочинения.

– В сочинении будут три части: начало, основная часть, концовка.

– О чем можно сказать в начале сочинения? (Например, о том, что мы осень не ждем, а она приходит незаметно.)

– О чем можно рассказать в основной части? (Описать деревья, травы, цветы, пруд, голоса птиц.)

– Как закончить сочинение? (Выразить свое отношение к тому, что видели.)

V. Словарная работа. Орфографическая подготовка.

VI. Самостоятельная запись текста в тетрадях.

VII. Проверка.

Урок 34. Работа над ошибками,
допущенными в сочинении

Цели: развивать умение исправлять ошибки в построении предложений, употреблении и написании слов; закрепить умение определять тему текста, находить в тексте предложение, в котором выражена его основная мысль.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Ознакомление с лучшими сочинениями.

Наши рекомендации