VI. Обобщение правил переноса слов.
1. Беседа по вопросам:
– Какой еще вопрос вам подготовил Почемучка?
– Как вы ему ответите?
2. Знакомство с правилом на с. 23.
3. На доске записаны слова: вяз, ясень, сосна, тополь, клён, ива, липа.
– Прочитайте слова, записанные на доске. Что заметили? (Все слова – названия деревьев.)
– Разделите слова на две группы. Каждую группу напишите как отдельный столбик. (Первая группа – слова, которые нельзя переносить, вторая группа – слова, которые можно переносить.)
4. На доске записаны предложения:
Стоит жаркая погода. Миша и Глеб бегают на полянке. Аня и Марина рвут ромашки и фиалки.
– Спишите, разделяя слова для переноса.
– В первом предложении подчеркните подлежащее и сказуемое.
– Во втором предложении подчеркните согласные, которые обозначают мягкие звуки.
VII. Итог урока.
– Какие правила переноса слов вы знаете? Приведите свои примеры.
Домашнее задание. Правило на с. 23, упражнение 43.
Урок 12. Мягкий знак – показатель
мягкости согласных
Цель: развивать умение обозначать мягкость согласных звуков мягким знаком на конце и в середине слова.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Какие правила переноса слов вы знаете?
– Прочитайте, как вы разделили слова для переноса.
III. Минутка чистописания.
На доске записаны слова: сол.., мол.., корабл.., лос.., ден...
– Прочитайте слова. Чем они похожи? (На конце слов согласный звук звучит мягко.)
– Как вы думаете, какую букву вы будете писать на минутке чистописания? (Мы будем писать мягкий знак, он – орфограмма во всех этих словах.)
– Какое слово здесь лишнее? (Лишнее слово корабль. Оно двусложное, все остальные слова односложные, их нельзя переносить.)
кь рь бь ль … ккь ррь…
– Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца. (Согласные буквы лишнего слова в сочетании с мягким знаком. Количество согласных каждый раз увеличивается на одну.)
IV. Обозначение мягкости согласных звуков.
1. На доске записаны слова: медведи, журавли, кони, пни, олени, гвозди.
– Прочитайте слова.
– Измените слова так, чтобы они обозначали один предмет. Подчеркните мягкие согласные.
– Какие буквы обозначают мягкость согласных звуков? (Гласные буквы и, е, ё, ю, я и мягкий знак.)
– Встаньте, пожалуйста. Сейчас мы проведем физкультминутку. Я буду называть слова, если последний звук произносится твердо, вы приседаете, если мягко – поднимаете руки вверх.
Учитель называет слова: пень, лом, соль, сок, рот, мысль, метель, жёлудь, ель, гол, моль, ком, шест, угол, огонь, хор.
2. Работа над упражнениями 48 и 49.
3. Чтение сведений по языку на с. 24.
4. Игра «Кто больше знает слов?» (упр. 50).
Дети подбирают слова с мягким согласным звуком в конце слова и в середине.
Учитель специально обращает внимание учащихся на звук [л’], мягкость которого в середине слова всегда обозначается ь. Мягкость других согласных в середине слова может ь и не обозначаться (Костя, Настя, песня, …). Написание подобных слов нужно предупредить.
V. Итог урока.
– Какими буквами обозначается мягкость согласных звуков?
– Где стоит мягкий знак – показатель мягкости согласных звуков? Приведите примеры.
Домашнее задание. Упражнение 51.
Урок 13. Правописание слов с сочетаниями
жи–ши, ча–ща, чу–щу, чк–чн
Цели: развивать умение распознавать в словах шипящие звуки и правильно употреблять на письме сочетания этих звуков сгласными и, а, у; формировать умение писать сочетания чк–чн безмягкого знака.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Какая буква показывает на мягкость согласного звука в конце слова?
III. Минутка чистописания.
На доске записаны буквы: ж, ш, ч, щ, п.
– Какая буква лишняя? (1) Лишняя буква – п, она не обозначает шипящий звук, остальные буквы обозначают шипящие звуки. 2) Лишняя буква ж, она обозначает звонкий звук, остальные буквы обозначают глухие звуки.)
– Составьте различные цепочки из букв, которые обозначают шипящие звуки, и напишите строчку до конца.
жшчщ чщжш чжщш …
IV. Словарная работа.
– Напишите слова под диктовку, подчеркните орфограммы, которые нужно запомнить.
Учитель диктует слова: ветер, дежурный, до свидания, горох, земляника, коллектив, Красная площадь, народ, одежда, машина.
Физкультминутку учащиеся выполняют, сидя за партами.
Помощники
Вот помощники мои. (Показывают ладошки.)
Их, как хочешь, поверни. (Поворачивают ладони.)
Постучали, повертели
И работать захотели. (Сжимают и разжимают кисти рук.)
V. Работа над правописанием сочетаний жи–ши, ча–ща, чу–щу, чк–чн.
1. На доске записаны слова: кувш..нка, ш..пит, овч..рка, ч..чело, угощ..ть, беж..т, печ..льный, свеж..й, печ..рка, ч..лки.
– Запишите слова в три столбика, вставьте пропущенные буквы.
2. Самостоятельная работа над упражнением 52.
3. Работа по вариантам.
Вариант I
Яичьница, коньки, малчик, прозрачный, речьной, сталной.
Вариант II
Ласточка, дочька, очьки, болшой, клеточка, молочьный.
– Исправьте ошибки. Спишите грамотно.
4. Игра «Поднимись по лесенке».
ч | а | |||||||||||||
ч | а | ч | а | |||||||||||
ч | а | ч | а | |||||||||||
ч | а | ч | а | |||||||||||
ч | а | ч | а |
Возможные варианты: час, чаша, чашка, часики, часовой, туча, свеча, задача, встреча.
VI. Итог урока.
– Какие правила вы должны знать, чтобы правильно написать сочетания с шипящими звуками? Приведите примеры.
Домашнее задание. Упражнение 56.