Раздел 1. Кузбасс с древнейших времён до присо-

ИСТОРИЯ КУЗБАССА

Методические указания для студентов 1 курса УГС

(Укрупненные группы направлений подготовки бакалавров):

100000 – «Сфера обслуживания»

080000 – «Экономика и управление»

230000 – «Информатика и вычислительная техника

030000 - «Гуманитарные науки»

очной формы обучения всех направлений

Кемерово 2012

Составители: Г.Т.Девяткин, к.и.н., доцент

Н.П. Девяткина,старший преподаватель

Утверждено на заседании кафедры социально-экономической истории протокол № 7 от 22 марта 2012 г .   Рекомендовано к печати учебно-методической комиссией по гуманитарным дисциплинам протокол № 9 от 4 мая 2012 г.

История Кузбасса:[Текст]: методические указания для студентов 1 курса очной формы обучения всех направлений / [cост. Г.Т.Девяткин, Н.П. Девяткина]; - Кемеровский институт (филиал) РГТЭУ.- Кемерово: Кемеровский институт (филиал) РГТЭУ, - 2012. – 80 с.

Составлены в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и рабочей программой по «Истории Кузбасса». Методические рекомендации рассчитаны на студентов 1 курса очной формы обучения всех направлений подготовки. Кроме списка литературы студентам предлагаются тестовые задания.

Кемеровский институт (филиал) РГТЭУ, 2012

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение 4

2. Содержание курса 8 3.Самостоятельная работа студентов в курсе «История Кузбасса» 19

4.Работа над рефератом 24

5.Формы работы на занятиях по «Истории Кузбасса» 31

6.Учебно-методическое обеспечение самостоятельной

работы студентов. Оценочные средства для текущего

контроля успеваемости, промежуточной аттестации

по итогам освоения дисциплины 32

7.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 41

8.Контрольные тесты 46

9.Основные даты из истории Кузбасса 60

Введение

Цели и задачи освоения дисциплины «История Кузбасса»

Цель дисциплины – сформировать у студентов объективное, комплексное представление о культурно-историческом своеобразии Кузбасса и его месте в российской цивилизации. Как известно, до начала ХХ века в России наука, которая изучала родной край, называлась «родиноведением». Родина – любимая земля, местожительство человека. Родина – самое дорогое, самое близкое понятие сердцу каждого человека. Оно связано с чувством глубочайшего уважения к своему краю, своим родителям, своим землякам, их боевым и трудовым подвигам, Вот почему такое огромное нравственное и познавательное значение имеет «История Кузбасса» для студентов.

Задачи дисциплины заключаются в развитии следующих знаний, умений и навыков личности:

- воспитание гражданственности и патриотизма у студентов, стремления своими действиями служить интересам Кузбасса;

- знание движущих сил и закономерностей краевого исторического процесса: места человека в социальной и исторической организации регионального общества;

- привитие студенту способностей работы с различными источниками, а также умений к эффективному поиску необходимой информации и её критическому осмыслению.

История Кузбасса является дисциплиной социально-гуманитарного блока, изучаемой по выбору студентов. Она тесно связана с дисциплиной «История» и призвана дополнить и развить знания, умения и навыки, получаемые студентами применительно к месту обучения, проживания и, возможно, будущей послевузовской деятельности. «История» рассматривается как предшествующая дисциплина, призванная сформировать основные исторические компетенции студента, а «История Кузбасса» должна способствовать их закреплению и развитию. «Входными» знаниями и умениями для лучшего освоения дисциплины должны быть: знание основных проблем и методов истории, представление главных закономерностей российского исторического процесса, умение выявлять существенные черты региональных исторических процессов, явлений и событий.

Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины «История Кузбасса»:

«История Кузбасса» наряду с дисциплиной «История», с дисциплинами социально-гуманитарного цикла формирует следующие общекультурные компетенции (ОК):

- ОК-1 – владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;

- ОК–4 – использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способен анализировать социально - значимые проблемы и процессы;

- ОК–5 - обладать базовыми знаниями отечественной истории, пониманием причинно-следственных связей в развитии российского общества, основ философии, основ экономики и социологии, которые способствуют развитию общей культуры и социализации личности, умением их использовать, а также базовыми представлениями о приверженности к этическим ценностям.

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

основные направления, проблемы, теории и методы изучаемого курса;

движущие силы и закономерности локального исторического процесса; место человека в краевом историческом процессе, политической организации общества;

основные этапы и ключевые события истории Кузбасса с древности до наших дней; выдающихся деятелей истории области;

важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе местного исторического развития.

Уметь:

преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в крае и России, в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;

формировать и аргументированно отстаивать собственную позицию по различным проблемам местной истории;

соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;

извлекать уроки из локальных исторических событий и на их основе принимать осознанные решения.

Владеть:

представлениями о событиях кузбасской истории, основанными на принципе историзма;

навыками анализа исторических источников;

приёмами ведения дискуссии и полемики.

Интегрированным результатом изучения курса должна стать выработка нескольких предметных компетенций.

В общем виде можно выделить несколько таких предметных компетенций:

Умение в конкретной ситуации распознать и сформулировать проблемы, которые могут быть решены средствами учебного курса. Данная компетенция проявляется в способности распознать и сформулировать вопросы, возникающие в конкретной ситуации: «Где?», «Почему именно здесь?», «Почему здесь именно так, а не иначе?» и др.

Владение «русским историческим языком», специальной терминологией (понимание исторических терминов и понятий, умение «читать» исторические источники).

Умение «привязать» событие из истории Кузбасса и России к конкретному событию из всемирной истории, умение проводить хронологические параллели;

Умение выделить историческую информацию, необходимую для решения той или иной проблемы (припомнить недостающую информацию или выбрать соответствующий источник информации и найти её в нём);

Умение сделать вывод и сформулировать решение проблемы на основе анализа как имеющейся в ситуации, так и дополнительно собранной информации.

Структура и содержание дисциплины «История Кузбасса»

Общая трудоёмкость дисциплины составляет__1__зачётную единицу -_36_ часов.

Объём дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Всего часов
  Общая трудоёмкость базового модуля дисциплины    
  Аудиторные занятия (всего)  
В том числе:  
  Лекции  
  Практические занятия  
  Самостоятельная работа   реферат
В том числе:  
  Творческая работа (эссе)   эссе
  И (или) другие виды самостоятельной работы  
Вид промежуточного контроля  
Вид итогового контроля ЗАЧЁТ
   

Содержание курса

Тема 15. Кузбасс – фронту

Перестройка экономики Кузбасса на военный лад. Угольная промышленность региона в годы войны. Вклад металлургов Кузбасса в разгром фашистской Германии. Налаживание работы эвакуированных промышленных предприятий. Формирование оборонного комплекса в регионе.

Создание конспекта.

Конспектирование — процесс мысленной переработки и письменной фиксации информации, в виде краткого изложения основного содержания, смысла какого-либо текста.
Результат конспектирования - запись, позволяющая студенту немедленно или через некоторый срок с нужной полнотой восстановить полученную информацию. Конспект в переводе с латыни означает «обзор». По существу его и составлять надо как обзор, содержащий основные мысли текста без подробностей и второстепенных деталей. Конспект носит индивидуализированный характер: он рассчитан на самого автора и поэтому может оказаться малопонятным для других.

Для того, чтобы осуществлять этот вид работы, в каждом конкретном случае необходимо грамотно решить следующие задачи:

1. Сориентироваться в обрабатываемом тексте (уметь определить вступление, основную часть, заключение).

2. Увидеть логико-смысловую основу текста, понять систему изложения автором информации в целом, а также ход развития каждой отдельной мысли.

3. Выявить «основные» мысли, т.е. главные смысловые вехи, на которые «нанизано» все содержание текста.

4. Определить детализирующую информацию.

5. Лаконично сформулировать основную информацию, не перенося на письмо все целиком и дословно.

На что следует обратить внимание при конспектировании текста? Прежде всего следует выделить главную мысль.

Во всяком научном тексте содержится информация 2-х видов: основная и вспомогательная. Основной является информация, имеющая наиболее существенное значение для раскрытия содержания темы или вопроса. К ней относятся: определения научных понятий, формулировки законов, теоретических принципов и т.д. Назначение вспомогательной информации - помочь читателю лучше усвоить предлагаемый материал. К этому типу информации относятся разного рода комментарии.
Как же следует поступать с информацией каждого из этих видов в процессе конспектирования? Основную информацию следует записывать как можно полнее, вспомогательную, как правило, следует опустить. Содержание конспектирования составляет переработка основной информации в целях ее обобщения и сокращения. Обобщить - значит представить ее в более общей, схематической форме, в виде тезисов, выводов, отдельных заголовков, изложения основных результатов. Следует выделять опорные слова и фразы, которые являются ключевыми в тексте. Ключевые слова и фразы несут основную смысловую и эмоциональную нагрузку содержания текста. Выбор ключевых слов - это первый этап смыслового свертывания, смыслового сжатия материала. Важными требованиями к конспекту являются наглядность и обозримость записей и такое их расположение, которое давало бы возможность уяснить логические связи и иерархию понятий.

Можно выделить следующие основные типы конспектов: плановый, текстуальный, сводный, тематический.

Плановый - легко получить с помощью предварительно сделанного плана произведения, каждому вопросу плана отвечает определенная часть конспекта:

а)вопросно-ответный (на пункты плана, выраженные в вопросительной форме, конспект дает точные ответы);
б)схематичный плановый конспект (отражает логическую структуру и взаимосвязь отдельных положений).

Текстуальный - это конспект, созданный в основном из цитат.

Сводный конспект - сочетает выписки, цитаты, иногда тезисы; часть его текста может быть снабжена планом.

Тематический - дает более или менее исчерпывающий ответ (в зависимости из числа привлеченных источников и другого материала, например, своих же записей) на поставленный вопрос — тему: обзорный; хронологический.
Роль конспекта — чисто учебная: он помогает зафиксировать основные понятия и положения первичного текста и в нужный момент их воспроизвести, например, при написании реферата или подготовке к экзамену.

Способы конспектирования. Тезисы - это кратко сформулированные основные мысли, положения изучаемого материала. Тезисы лаконично выражают суть читаемого, дают возможность раскрыть содержание. Приступая к освоению записи в виде тезисов, полезно в самом тексте отмечать места, наиболее четко формулирующие основную мысль, которую автор доказывает (если, конечно, это не библиотечная книга). Часто такой отбор облегчается шрифтовым выделением, сделанным в самом тексте.

Работа над рефератом

В рамках самостоятельной работы студента большое место отводится подготовке реферата. Реферат– это самостоятельное произведение, свидетельствующее о знании студентом литературы по предложенной теме, ее основной проблематике, отражающее точку зрения автора на данную проблему, умение осмысливать явления жизни на основе теоретических знаний.

В процессе работы студента над рефератом можно выделить несколько этапов:

а) вводный – выбор темы реферата, работа над планом и введением;

б) основной – работа над содержанием и заключением реферата;

в) заключительный – оформление реферата;

г) изложение реферата в студенческой группе или на конференции.

Выбор темы реферата

Работа студента над рефератом начинается с выбора темы исследования. Определяя круг вопросов своей работы, студенту не стоит спешить воспользоваться списком тем, предложенных преподавателем. Надо попытаться сформулировать проблему своего исследования самостоятельно. Можно взять тему сопричастного исторического прошлого. Например, написать историю своей семьи, школы в которой учился, написать биографию любимого учителя. Так же можно написать историю своего села, посёлка, города, предприятия, на котором работают родители.

При определении темы реферата нужно учитывать и его информационную обеспеченность. С этой целью, во-первых, можно обратиться к библиотечным каталогам, просмотреть электронные образовательные ресурсы на сайте института и изучить наличие необходимой литературы в виртуальном читальном зале института, а во-вторых, проконсультироваться с преподавателем и библиотекарем.

Если возникнет необходимость ознакомиться не только с литературой, имеющейся в библиотеке, но и вообще с научными публикациями по определенному вопросу, можно воспользоваться библиографическими указателями. С согласия библиотеки нужные книги и журналы можно выписать по специальному межбиблиотечному абонементу из любой другой библиотеки. Полезно также знать, что ежегодно в последнем номере научного журнала публикуется указатель статей, помещенных в этом журнале за год. Отобрав последние номера журнала за несколько лет, можно разыскать по указателям, а затем найти в соответствующих номерах все статьи по той или иной теме, опубликованные в журнале за эти годы. Если же студент выбирает тему реферата по истории своей семьи, своего населенного пункта или предприятия, где работают родители, то в этом случае большую помощь в исследовании окажут местные музеи, музеи школ, семейные архивы.

Структура реферата включает в себя следующие элементы:

- содержание;

- введение;

- содержание (главы и параграфы);

- титульный лист;

- заключение;

- приложение;

- список литературы и источников.

Работа над введением

Введение– одна из составных и важных частей реферата. В объеме реферата введение, как правило, составляет 1-2 машинописные страницы. Введение обычно содержит вступление, обоснование актуальности выбранной темы, формулировку цели и задач реферата, краткий обзор литературы и источников по проблеме, историю вопроса и вывод.

Вступление –это 1-2 абзаца, необходимые для начала. Желательно, чтобы вступление было ярким, интригующим, проблемным.

Обоснование актуальности выбранной темы - это, прежде всего, ответ на вопрос: «почему студент выбрал эту тему реферата, чем она его заинтересовала?».

Краткий обзор литературы и источников по проб-леме– в этой части работы над введением необходимо охарактеризовать основные источники и литературу, с которой автор работал, оценить ее полезность, доступность, высказать отношение к ней.

История вопроса– это краткое освещение того круга представлений, которые сложились в науке по данной проблеме и стали известны студенту при работе над рефератом.

Вывод –это обобщение, которое студент должен сделать при завершении работы над введением.

Требования к содержанию реферата

Содержание реферата должно соответствовать теме и полностью ее раскрывать. Все рассуждения нужно аргументировать. Студент должен стремиться к тому, чтобы изложение было ясным, простым и точным. При изложении материала необходимо соблюдать общепринятые правила:

а) не рекомендуется вести повествование от первого лица единственного числа (такие утверждения лучше выражать в безличной форме);

б) при упоминании в тексте фамилий обязательно ставить инициалы перед фамилией;

в) каждая глава (параграф) начинается с новой строки;

г) при изложении различных точек зрения и научных положений, цитат, выдержек из литературы, необходимо указывать источники, т.е. приводить ссылки.

Правила оформления ссылок

В реферате сведения об использованной литературе приводятся чаще всего в скобках после слов, к которым относятся. В скобках сначала указывается номер книги в списке литературы, а затем через запятую страница. Если ссылка оформляется на цитату из многотомного сочинения, то после номера книги римской цифрой указывается номер тома, а потом номер страницы.

Примеры: [1,145]; [4,II,38].

Работа над заключением

Студент должен помнить, что заключение – самостоятельная часть реферата. Оно не должно быть изложением содержания работы. Заключение должно содержать:

а) основные выводы в сжатой форме;

б) оценку полноты и глубины решения тех вопросов, которые возникали в процессе изучения темы.

Объем заключения должен быть 1-2 машинописных листа.

Оформление приложения

Приложение в реферате помещается после заключения и включает материалы, дополняющие основной текст реферата. Это могут быть таблицы, схемы, фрагменты источников, иллюстрации, фотоматериалы, словарь терминов, афоризмы, изречения, рисунки и т.д.

В тексте реферата необходимо делать примечания. Приложение является желательным, но не обязательным элементом реферата.

Правила оформления библиографических списков

Список литературы помещается в конце реферата и пронумеровывается. Сведения о книгах в списке литературы излагаются в алфавитном порядке следующим образом:

а) автор (фамилия, инициалы);

б) название, подзаголовок;

в) выходные данные (место издания, издательство и год издания).

Например: Тулеев А.Г. Кузбасс. Сибирь. Россия (Губернаторская пятилетка 1997-2002 гг.). – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002.

Если речь идет о статье, напечатанной в сборнике, журнале или газете, то после автора и названия публикации указываются:

а) название сборника, журнала, газеты;

б) место издания и год издания (если сборник);

в) год, номер журнала или дата выхода газеты, страница.

Например: Ермолов А.Н. Из истории строительства Сибирской железной дороги на территории Кузбасса в конце XIX – начале XX вв. // Архивы Кузбасса: Информ. – методический ист.- краевед. Бюл.1. - Кемерово, 2003. С 85-91.

В библиографическом описании не разрешается сокращать фамилии авторов, а также заглавия книг и статей. Сокращаются только названия городов: Москва(М.), Санкт-Петербург (СПб.). Названия остальных городов пишутся без сокращений. Если книга издавалась параллельно в двух городах, названия их приводятся через точку с запятой.

Требования к оформлению реферата

Текст реферата должен быть выполнен разборчиво на одной стороне листа (формата А4) с широкими полями слева, страницы пронумеровываются. При изложении материала нужно четко выделять отдельные части (абзацы), главы и параграфы начинать с новой страницы, следует избегать сокращения слов.

Если студент набирает реферат на компьютере, он должен придерживаться следующих правил (в дополнение к вышеуказанным):

а) набор текста реферата необходимо осуществлять стандартным 12 шрифтом;

б) заголовки следует набирать 14 шрифтом (выделять полужирным) ;

в) межстрочный интервал полуторный;

г) разрешается интервал между абзацами;

д) отступ в абзацах 1-2 см.;

е) поля 2 см.;

ж) нумерация страницы снизу или сверху посередине листа;

з) объем реферата 20-24 страницы.

Тематика рефератов

1. Географическое положение Кемеровской области, её административно-территориальное устройство.

2. Каменный и бронзовый век в Кузнецкой котловине. Томская писаница.

3. Коренное население Кузнецкой Земли, присоединение её к России, заселение русскими.

4. Поиски металлических руд. Открытие каменного угля, развитие горнозаводской промышленности на Кузнецкой земле.

5. Причины свёртывания заводского производства.

6. Исследования угольных богатств, происхождение наименования «Кузнецкий угольный бассейн».

7. Прокладка Транссиба и проникновение крупного капитала в Кузбасс.

8. Переселение крестьян в Кузбассе в период Столыпинских реформ.

9. Копикуз и его деятельность.

10. Кузбасс в 1917 – начале 1918 гг.

11. Чехословацкий мятеж и колчаковщина.

12. Перспективы развития Кузбасса по плану ГОЭЛРО.

13. Продразверстка и переход к НЭПу.

14. Создание и деятельность АИК-Кузбасс.

15. Пятилетний план развития Кузбасса и причины его форсирования.

16. Создание УКК.

17. Коллективизация и раскулачивание, спецпереселенцы в Кузбассе.

18. Перестройка работы на военный лад.

19. Создание в Кузбасса 33 новых заводов.

20. Кузбассовцы – инициаторы Всесоюзного соревнования.

21. Образование Кемеровской области.

22. Особенности развития угольной и металлургической промышленности Кузбасса в военное время.

23. Кузбасс – крупный центр оборонной промышленности.

24. Промышленное развитие Кузбасса в послевоенный период.

25. Сельского хозяйства Кузбасса в послевоенный период.

26. Создание новых вузов и развитие культуры в Кузбассе в послевоенные годы.

27. Процесс перестройки в Кузбассе.

28. Кризис и падение производства.

29. Пятилетка губернатора А.Г. Тулеева.

30. Город Кемерово – областной центр Кузбасса.

Вопросы для подготовки к зачёту

1. Эпоха камня на территории Кузнецкой земли.

2. Эпоха бронзы. Первые металлурги, земледельцы и скотоводы в Кузбассе.

3.Кузнецкая земля в эпоху войн, великих походов и миграций в век железа.

4. Присоединение Кузнецкой земли к России.

5. Заселение Кузбасса, создание русских поселений.

6. Аборигены Кузнецкой земли в XVII- начале XVIII века.

7. Открытие каменного угля и металлических руд, развитие горнозаводской промышленности.

8. Развитие в Кузбассе золотопромышленности в XIXв.

9. Административное устройство Кузнецкой земли в XVIII в. – первой половине XIX в. Жизнь и быт крестьян, заводских мастеровых и старателей.

10. Общественная жизнь в Кузбассе в XVIII – первой половине XIX в.

11. Развитие экономики Кузбасса после отмены крепостного права.

12. Административное устройство Кузбасса после отмены крепостного права. Население. Города. Культура.

13. Развитие культуры в Кузнецком крае в пореформенный период

14. Влияние на развитие Кузбасса строительства Транссибирской железной дороги.

15. Кузбасс в годы первой русской революции, столыпинских реформ и промышленного подъёма.

16. Кузбасс в годы первой мировой войны.

17. Установление советской власти в Кузбассе. Гражданская война на территории Кузнецкого края.

18. Кузбасс в начале 20-х годов XX в. Переход к НЭПу.

19. Сельское хозяйство Кузбасса в период НЭПа.

20. Завершение восстановления народного хозяйства Кузбасса в 20-е годы XX в.

21. Создание Урало-Кузнецкого комбината.

22. Создание новых городов в Кузбассе и развитие социальной сферы Кузбасса в 30-е годы.

23. Коллективизация сельского хозяйства в Кузбасса.

24. Репрессии в Кузбассе в 30-е гг. XX в.

25. Кузбасс в условиях усиления подготовки к обороне страны.

26. Кузбассовцы на фронтах Великой Отечественной войны.

27. Кузбасс – фронту в первый период войны.

28. Развитие угольной и металлургической промышленности Кузбасса после образования Кемеровской области.

29. Формирование оборонного комплекса в Кузбассе.

30. Развитие сельского хозяйства Кузбасса во время Великой Отечественной войны.

31. Перевод экономики Кузбасса на мирные рельсы в послевоенные годы.

32 Развитие промышленности Кузбасса в 50- первой половине 70-х годов XX века.

33. Преобразования в сельском хозяйстве в 1946-1975 годы.

34. Общественно – политическая жизнь Кузбасса в 40-70 - е годы XX века.

35. Развитие социальной сферы Кузбасса в 1946 -1975 годы.

36. Особенности развития промышленности Кузбасса в 70-80-е годы.

37. Особенности развития сельского хозяйства Кемеровской области в 70-80-е годы.

38. Обострение социальных проблем в Кузбассе в 70-80-е годы.

39. Рабочее движение в Кузбассе в 80-е годы XX в.

40. Политическая жизнь Кузбасса в начале 90-х годов XX века.

41. Приватизация и демонтаж колхозного строя в Кемеровской области в первой половине 90-х гг. XX в.

42. Реструктуризация угольной промышленности Кузбасса.

43. Рост социальной напряжённости в Кузбассе в первой половине 90-х годов XX века.

44. Общественная жизнь в Кузбассе в первой половине 90-х годов XX века.

45. Подъём промышленного производства Кузбасса во второй половине 90-х годов – начале XXI века.

46. Возрождение сельского хозяйства Кузбасса во второй половине 90-х годов – начале XXI века.

47. Развитие системы социального обеспечения населения во второй половине 90-х гг. – начале XXI века.

48. Развитие культуры и образования во второй половине 90-х годов – начале XXI века.

49. Общественная жизнь в Кузбассе в конце 90-х годов – начале XXI века.

50. Муниципальная реформа в Кузбассе в начале XXI века.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Список рекомендованной литературы:

Основная

1. Горелов Ю.П. История Кузбасса: учебное пособие. Кемерово: КемГУ, 2006.

2. История Кузбасса. Кемерово: Скиф-Кузбасс, 2006.- 360 с.

3. Историческая энциклопедия Кузбасса. Т.1. Кемерово, 1996.

4. Летопись села Кузбасса. Кемерово: Кн.изд-во, 2001.

5. Макарчук С.В. Политическая история Кузбасса (Вторая половини Х1Х – май 1918 г.): учебное пособие. Кемерово: КемГУ, 2009. – 101 с.

6. Миллер Г.Ф. История Сибири. – М: Изд. Фирма «Восточная литература». РАН, т.1. 1999.

Дополнительная

7. Депутатский корпус Кузбасса: Биографический справочник. - Кемерово: Кн. Изд. 2003. Т.1., Т.2.

8. 50 лет Великой Победы. Материалы научной конференции. - Кемерово, 1995.

9. Шуранов Н.П. Кузбасс в годы Великой Отечественной войны. – Кемерово: Изд. Обл. ИУУ. 2000

10. Шуранов Н.П. Кузбасс – фронту. – Кемерово: Притомское, 1995.

11. Коновалов А.Б. История Кемеровской области в биографиях парт. руков. (1943-1991). – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004.

12. Тулеев А.Г. Жить одной судьбой 1997-2004. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2005.

13. Тулеев А.Г. Кузбасс. Сибирь. Россия (Губернаторская пятилетка 1997-2002 гг.). – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002.

14. Красная горка: краевед. – Кемерово: Кузбассвузиздат. Вып.5. 2004.

Рекомендуемая

15. Адаменко А.М. Приходы русской православной церкви на юге Западной Сибири в XVII- начало XX в. – Кемерово, 2004.

16. Балибалов М.А. Кемерово: вчера, сегодня, завтра. – Кемерово, 1982.

17. Бедин В.И. и др. От Кузнецкого острога до Кузнецкстроя. - Кемерово, 1998.

18. Бугаев П.М. Не ставшие на колени. – Новокузнецк, 1996.

19. Верховцева З.П. Вместе сражались за Родину Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004.

20. Верховцева З.П. Солдаты Сибири. - Кемерово: кн. Изд-во, 1968.

21. Гвоздкова Л.И. История репрессий и сталинских лагерей в Кузбассе. -Кемерово: Кузбассвузиздат, 1997.

22. Генина Е.С. Кампания по борьбе с космополитизмом в Кузбассе (конец 1940-х – начало 1950-х гг.). – Красноярск: кларетианум, 2003.

23. Город Кемерово в годы Великой Отечественной войны: Материалы научной конференции. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000.

24. Ермолаев А.Н. Государственные учреждения и ведомственные архивы Кузнецкого и Маринского уездов в XVIII – начало XX вв. // Архивы Кузбасса. – 2003 – выпуск 1 (6)

25. Ермолов А.Н. Из истории строительства Сибирской железной дороги на территории Кузбасс в конце XIX – начале XX вв. // Архивы Кузбасса: Информ. – методический ист.- краевед. Бюл.1. - Кемерово, 2003. С 85-91.

26. Зинякова В.М. Общественно-политическая обстановка в Кузбассе в годы Первой мировой войны // Из истории освоения юга Западной Сибири русскими населением в XVII – начала XX вв. - Кемерово, 1997.

27. Из истории административно-территориального деления Кузбасса 1618-1963: Справочное пособие. – Кемерово, 1963.

28. Из истории освоения юга Зап. Сиб. Русским населением в XVII – нач. XX вв. – Кемерово, 1997.

29. Ильичев А.И., Вяткин М.П. и др. Ресурсы. Экономика. Рынок. – Кемерово, 1995.

30. История индустриализации Западной Сибири (1926-1940 гг.) - Новосибирск, 1967.

31. История Кузбасса. Кемерово. – 1967.

32. История Сибири.- Л., 1969. т.5.

33. Итоги хозяйственного и культурного строительства Новосибирской области за второе пятилетие (1933-1937 гг.) – Новосибирск, 1939.

34. Карманов В.А. Тисуль: Страницы прошлого и настоящего. Тисульского района. – Кемерово, 1983.

35. Карпенко З.Г. Горная металлургическая промышленность Западной Сибири в 1700-1860 гг. – Новосибирск, 1963.

36. Карпенко З.Г. Кузнецкий угольный 1721-1971 гг. – Кемерово, 1971.

37. Карпенко З.Г. Рабочие и крестьяне Кузбасса накануне и в годы Первой русской революции 1905-1907 гг. – Кемерово, 1956.

38. Кацуба Д.В. История Кузбасса. – Кемерово, 1983.

39. Кемеровская орденоносная: Стат. Сб. – Кемерово, 1968.

40. Кемеровской области – 60 лет. Материалы Всероссийской научной конференции, посвящённой 60-летию Кемеровской области. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003.

41. Колобков М.Н. Исследователи Кузбасса. – Кемерово, 1959.

42. Конюхов И.С. Кузнецкая летопись. Новокузнецк: Кузн. Крепость, 1995.

43. Кузбасс принимает высов. – Кемерово: Книг. Изд-во, 1985.

44. Кузбасс. Прошлое, настоящее и будущее. – Кемерово, 1978.

45. Кузбасс: 1992-1996. Сборник статистической информации. Информационное агентство. МБК,1996.

46. Кузнецкие акты XVII – пер. пол. XVIII вв. Сб. док. Вып. 1 Кем. 2000.

47. Кузнецкие акты XVII – пер. пол. XVIII вв. Сб. док. Вып.2 Кем. 2002.

48. Кузнецкий угольный бассейн на завершающем этапе XX века // Книга памяти шахтёров Кузбасса 1991 – 2000 гг. – Кемерово, 2001.

49. Кулемзин А.М., Бородкин Ю.М. Археологические памятники Кем. Обл. Кем. 1973.

50. Лакисов А.И. Ленинск-Кузнецкий. – Кемерово, 1984.

51. Летопись села Кузбасса – Кемерово, 2001

52. Макарчук С.В. Социал-демократическое движение в Кузбассе на рубеже XIX-XX вв. // 55 лет Кемеровской области. Материалы научно-практической конференции. – Кемерово, 1998.

53. Макурина Г.А. Крестьянство Кузбасса в годы НЭПа // Сибирская деревня: история, современное состояние, перспективы развития: Сб. научные труды Ч.1.Омск: Изд-во Омского государственного аграрного университета, 2002.

54. Мариинску – 125 лет: Краткий историко-экономический очерк. – Мариинск, 1981.

55. Мельников Н.В. Горные инженеры. – М., 1981.

56. Многонациональный Кузбасс. - Кемерово, 2004.

57. Народное хозяйство Кемеровской области: Стат. Сб. - Кемерово, 1958.

58. Некрасов Г.С. Отношение сибирского крестьянства к экономической политике большевиков в 1927-1928 // Актуальные проблемы аграрной истории Кузбасса: Материалы круглого стола «Крестьянство Кузбасса: трудные дороги выживание» 3 ноября 2000. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2001.

59. Окладников А.П., Мартынов А.И. Сокровища Томских писаниц. – М.,1979.

60. Привалихин В.И. Тайга – 100 лет: Исторический очерк. - Новосибирск, 1996.

61. Сорокин М.Е. в Годы Фабричной: Записки краеведа. – Кемерово, 1991.

62. Сорокин М.Е. Гурьевск. – Кемерово, 1996.

63. Тулеев А.Г. Оставаться самим собой. – Кемерово: Кн. Изд-во, 1999.

64. Уголь Кузбасса (Под ред. В.Е. Суслова, А.И. Петрова). – М., 1984.

65. Уголь Кузбасса. Страницы истории. – Кемерово, 2005.

66. Угольная промышленность Кузбасса. – Кемерово, 1997.

67. Шураева Е.Н. «Голод аннулирует наше распоряжение» (Власть и крестьянство Сибири при переходе к НЭПу)//Сибирь, XX век. Вып. 4. -Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002.

68. Шуранов Н.П. Кузбасс в годы Великой Отечественной войны, - Кемерово, 2000.

69. Шуранов Н.П. Кузбасс: все для фронта. – Кемерово, 2005.

Контрольные тесты

Кому принадлежали слова сказанные в 1933 г.: «Для того, чтобы посмотреть образцы хорошей работы, хорошей механизации, для этого нашим угольщикам надо ехать не в Германию и Америку, а съездить в Кузбасс и посмотреть, как дело там поставлено»?

а) С.М. Киров

б) Г.К. Ордженикидзе

в) Н.С. Хрущёв

г) В.М. Молотов

Генерал-губернаторы

1804 г. — Селифонтов Иван Осипович

1806 г. — Пестель Иван Борисович

1819 г. — Сперанский Михаил Михайлович

1822 г. — Капцевич Петр Михайлович 1

1828 г. — Вельяминов Иван Александрович

1834 г. — Сулима Николай Семенович

1836 г. — Горчаков Петр Дмитриевич

1851 г. — Гасфорт Густав Христофорович

Губернаторы

1797—1803 гг. — Кошелев Дмитрий Иродович

1803—1806 гг. — Гермес Богдан Андреевич

1806—1808 гг. — Корнилов Алексей Михайлович

1808—1810 гг. — Шишков Михаил Антонович

1810—1821 гг. — фон Брин Франц Абрамович

1821—1823 гг. — Осипов Александр Степанович

1823 г. — Тургенев Александр Михайлович

1825 г. — Бантыш-Каменский Дмитрий Николаевич

1828—1831 гг. — Нагибин Василий Афанасьевич

1831—1832 гг. — Сомов Петр Дмитриевич

1832—1835 гг. — вакансия

1835 г. — Копылов Василий Иванович

1835—1836 гг. — Ковалев Иван Гаврилович

1836—1839 гг. — Повало-Швейковский Христофор Хрис­тофорович

1839 г. — Талызин Иван Дмитриевич

1840—1844 гг. — Лодыженский Михаил Васильевич

1845—1852 гг. — Энгельке Кирилл Кириллович

1852—1854 гг. — Прокофьев Тихон Федотович

1854—1858 гг. — Арцимович Виктор Антонович

1859—1862 гг. — Виноградский Андрей Васильевич

Томская губерния

Губернатор

1812 г. — Илличевский Демьян Васильевич

Учебное издание

ИСТОРИЯ КУЗБАССА

Методические указания для студентов 1 курса УГС

(Укрупненные группы направлений подготовки бакалавров):

100000 – «Сфера обслуживания»

080000 – «Экономика и управление»

230000 – «Информатика и вычислительная техника

030000 - «Гуманитарные науки»

очной формы обучения всех направлений

Составители:

Девяткина Наталья Петровна

Подписано в печать 08.12.12. Формат 60х84 1/16.

Гарнитура «Таймс». Усл. печ. л. 5,0. Тираж 100 экз. Заказ № 90

______________________________________________

Кемеровский институт (филиал) РГТЭУ

650992, г. Кемерово, пр. Кузнецкий, 39

ИСТОРИЯ КУЗБАССА

Методические указания для с

Наши рекомендации