Взаимоотношения лесного хозяйства, садоводства-огородничества и животноводства.
Дерево в царстве природы. Травы и злаки. Камбий. Запах трав и запах деревьев. Сущность корней. Родство растений с миром насекомых. Дождевые черви. Мир птиц. Взаимоотношения леса, поля и луга: регулирование лесов.
Внутреннее родство кустарников и млекопитающих. Интимная связь грибов и низших животных. Отношение растительного к животному, животного к растительному. Отдача и принятие в природе.
Ко всему, что было сказано в данных докладах, я хотел бы в остающееся у нас время добавить кое-что о животноводстве, а также о плодовых и огородных культурах.
Хотя для этого в нашем распоряжении не так уж много времени, но для плодотворного подхода к этим отраслям сельского хозяйства тоже необходимо, прежде всего, постараться усвоить некоторый взгляд, некоторое понимание действующих здесь общих связей природы.
Этим мы и займёмся сегодня, а завтра снова перейдём к рекомендациям, касающимся практического применения этих общих законов.
Прошу вас сегодня вместе со мной заняться вещами, которые, может быть, покажутся довольно далёкими от нашей темы. Это потому, что хотя эти вещи некогда, во времена более инстинктивного земледельческого знания, были общеупотребительны, но в настоящее время они почти неизвестны.
Встречающиеся в природе сущности — минералы, растения, животные (человека мы здесь не касаемся) — очень, очень часто рассматриваются так, как будто каждый из них существует в отдельности. Теперь привычным стало рассматривать отдельное растение само по себе, затем отдельный вид рассматривать сам по себе, и другой вид опять сам по себе, и т. д.
И всё это так красиво систематизируется, раскладывается по коробочкам, распределяется по родам и видам, составляя требуемую сумму знаний. Но ведь в природе не так. В природе, во Вселенной вообще всё взаимодействует между собой. Всегда одно влияет на другое.
В нашу материалистическую эпоху прослеживаются лишь самые грубые взаимодействия: когда что-то поедается, переваривается, или когда навоз животных переносится в поля. Только эти грубейшие взаимодействия прослеживаются.
Но кроме них существуют и другие взаимодействия, происходящие через более тонкие силы и тончайшие субстанции — через тепло, через непрерывно действующий в атмосфере химический эфир, через жизненный эфир. И пока мы не примем во внимание эти более тонкие взаимодействия, мы не продвинемся в целом ряде областей сельского хозяйства.
Именно в такие, я сказал бы, интимные связи природы мы должны заглянуть, когда дело касается совместной жизни животных и растений в рамках одного сельскохозяйственного предприятия. И мы должны не упускать из виду не только животных, нам, несомненно, близких, как то: крупный рогатый скот, лошади, овцы и т. п. — но мы должны также с пониманием рассматривать, например, тот пёстрый мир насекомых, который в определённое время года порхает вокруг наших растений.
И даже мы должны научиться с пониманием рассматривать весь птичий мир. В настоящее время люди не имеют правильного представления о том, какое, собственно, влияние оказывает исчезновение определённых видов птиц в определённых местностях в связи с современными индустриальными условиями жизни.
И эти вещи тоже необходимо, я бы сказал, осветить духовнонаучным, макро-космическим рассмотрением. Здесь мы можем применить кое-что из уже высказанного, чтобы двинуться затем дальше.
Когда вы смотрите на плодовое дерево — будь то яблоня, груша, слива или что-то ещё — вы видите прежде всего, как оно по всему своему внешнему облику отлично от травянистых или зерновых растений. Любое дерево отличается от этих растений, прежде всего, своим внешним видом.
И надо в полном соответствии с фактами осознать, в чём существо этого отличия. Иначе мы никогда не поймём функций плодовых деревьев в хозяйстве природы. Я говорю здесь, естественно, именно о тех видах, о тех плодах, которые растут на деревьях.
Итак, посмотрим на дерево. Чем же оно, собственно, является во всём хозяйстве природы? Если мы будем рассматривать дерево с настоящим пониманием, то к собственно растительному миру мы сможем причислить в нем только то, что вырастает из него в виде тонких стеблей, в виде зелёных веток и листьев, в виде цветов и плодов.
Всё это вырастает из дерева подобно тому, как травы, зерновые и другие подобные растения вырастают из земли. Дерево действительно является как бы землёй для всего того, что растет на его ветвях. Дерево — это всхолмившаяся земля, несколько более оживотворённая, чем та, из которой вырастают травянистые и зерновые растения.
Итак, желая понять дерево, мы говорим: вот толстый ствол, в некотором смысле к нему принадлежат также сучья и ветки. И лишь из них вырастает собственно растение, вырастают стебли, листья, цветы. Это растения, вкоренившиеся в ствол и ветки дерева, как травы и зерновые культуры вкореняются в землю.
И возникает вопрос: не имеют ли такие растения, которые в той или иной мере можно назвать паразитирующими на дереве, не имеют ли они на самом деле свои корни в этом дереве?
Настоящих корней в дереве мы не находим. Чтобы это правильно понять, мы должны сказать: да, это растение, которое растёт на дереве, которое там наверху развивает свои цветы, листья, стебли, это растение, расположившись на дереве, утратило свои корни; но растение не завершено, если у него нет корней, растению нужен корень.
Где же, собственно, находится корень этого растения?
Имейте в виду, что этот корень для чисто внешнего наблюдения невидим. В этом случае мы должны не только его разглядывать, мы должны его понять. Мы должны его понять — что это значит? Поясню таким, совершенно реальным сравнением: представьте себе, что в почву я посеял одни только травы так тесно, что корни их срастаются между собой, они переплетаются так, что образуется сплошная каша из сросшихся корней.
Можно предположить, что эта корневая каша не осталась чем-то беспорядочным, она организовалась бы, образуя некоторое единство, так что соки там внизу взаимно смешивались бы. Возникло бы организованное сплетение корней, в котором уже не отличишь, где начинается и где кончается каждый корень в отдельности. Возникло бы некое корневое существо растения, некий корневой слой в почве. (см. рис.)
Это выглядело бы так — хотя так не бывает, но это просто пояснит нам суть дела: Вот почва. Растения — все мои растения — я расположу здесь — а здесь, внизу, растут переплетённые друг с другом корни. Образуется что-то вроде плоскости, целый слой корней.
Где кончается один и начинается другой — неизвестно. Так вот, то, что я описал гипотетически, на самом деле происходит в дереве. Растение, растущее на дереве, утратило видимый корень, даже до некоторой степени оторвалось от него, но осталось с ним связанным, можно сказать, больше эфирно.
И тот корневой слой, который я гипотетически описал в почве, на самом деле в дереве является слоем камбия, камбием. Так что корни растения, выросшего на ветвях дерева, мы можем увидёть только в виде заменившего их камбия.
Камбий с виду совсем не похож на корни. Но это тот формообразующий слой, который образует всё новые и новые клетки; благодаря чему и происходит вегетация, подобно тому как под землёй из находящихся внизу корней вырастают наверху травянистые растения.
Таким образом, в этом камбии, который является подлинным формообразующим слоем в дереве — ибо ведь никакие другие слои в дереве не способны производить новые клетки — в этом камбии, в этом формообразующем слое мы видим, как нечто, по природе своей земляное, вздымается из-под земли, вырастает из неё и становится причастным воздуху.
Тем самым оно нуждается в большем развитии своей внутренней жизненности, чем может дать земля, содержащая лишь обычные корни. И мы начинаем понимать, что такое дерево. Мы понимаем дерево, прежде всего, как удивительное существо, назначение которого состоит в том, чтобы растущее на нём «растение» — стебель, цветы и плоды — разлучить с его корнем, отделить их друг от друга и вместе с тем связать их духовно, связать единством эфирного.
Только таким путём, путём макрокосмического понимания, можно заглянуть в сущность вегетации. Однако дело этим не ограничивается. Что же происходит благодаря тому, что возникает дерево? А происходит следующее.
То, что растёт здесь вверху, на дереве, живя в воздухе и тепле, оказывается совсем иным, нежели то, что вырастает непосредственно из почвы и развивается в воздухе и тепле в виде травянистых и других подобных растений, (см. рис.)
Это другой растительный мир, такой растительный мир, который гораздо более тесно и гораздо более внутренне связан с окружающей астральностью. Эта астральность излучается через воздух и тепло для того, чтобы воздух и тепло могли переходить в минеральную форму так, как это требуется для нужд человека и животных.
Растение, растущее на почве, как я говорил, овеяно, облачено астральным. Но здесь, на дереве, эта астральность гораздо плотнее. Здесь она плотнее, так что наши деревья являются собирателями астральной субстанции.
Деревья явно собирают вокруг себя астральную субстанцию.
Видите ли, в этой области, в сущности, легче всего, я сказал бы, прийти к более высокому уровню развития. Работая в этой области, можно легко стать в ней эзотериком.
Нельзя сразу стать ясновидящим, но очень легко стать «яснообоняющим», то есть усвоить определённое чувство обоняния, различающее запахи, исходящие от растений, растущих на почве, и запахи, исходящие от плодовых деревьев, даже когда они только цветут, а также и от лесных деревьев.
Тогда вы почувствуете разницу между астрально-бедной атмосферой, окружающей травянистые растения, растущие на земле, и астрально насыщенным растительным миром, запахи которого вы ощутите в своем носу, вдыхая чудесную атмосферу, окружающую кроны деревьев.
И если вы сможете таким образом специфицировать запахи, индивидуализировать их, отличать запахи растений, растущих на земле, от запахов деревьев, то в первом случае вы станете «яснообоняющим» для тонкой астральности, а во втором — для астральности более плотной. — Вы видите, земледелец легко может стать таким яснообоняющим.
За последние столетия он не использовал этих возможностей, как это было в эпохи древнего инстинктивного ясновидения. Но, как я сказал, земледелец и теперь может стать «яснообоняющим».
Желая двинуться дальше в нашем рассмотрении, мы, прежде всего, спросим: а как же обстоит дело с тем, что в известной мере полярно противостоит тому астральному в окружении дерева, какое вызывает паразитирующая на дереве растительность? И что происходит благодаря камбию, какова его роль?
Широко вокруг себя дерево астрально обогащает духовную атмосферу. Что же происходит, когда нечто травянистое растёт наверху на дереве? Благодаря этому дерево получает определённую внутреннюю жизненность, эфирность, усиление жизни. А камбий несколько приглушает эту жизненность, так что она становится более минералоподобной.
Тем самым роль камбия заключается в следующем: в то время как наверху вокруг дерева возникает астральная обогащённость, внутренняя часть дерева благодаря камбию становится эфирно беднее, чем обычно, беднее, чем у растения. Здесь возникает эфирная обеднённость.
Но это обстоятельство, что в дереве благодаря камбию возникает нечто эфирно обеднённое, оказывает, в свою очередь, влияние на корни. Корни деревьев отвердевают, минерализуются, они гораздо минеральнее, чем корни травянистых растений.
А благодаря тому, что корни минерализуются, они вытягивают из почвы, из той жизненности, которая есть в почве, нечто от её эфирности. И почва вокруг дерева становится немного более мертвенной, чем она могла бы быть вокруг травянистых растений.
Это нужно уяснить очень точно. Но всё, что возникает в природе, всегда имеет в хозяйстве природы определённый внутренний смысл, определённое назначение. С этой точки зрения мы должны исследовать эти внутренние связи между астральным богатством вокруг кроны деревьев и эфирной бедностью в корневой системе дерева.
И когда мы это обозрим, мы найдём, как это происходит в хозяйстве природы. В богатой астральности, пронизывающей дерево, живёт и порхает полностью развившееся насекомое. А то, что там внизу эфирно обедняется и эту эфирную обеднённость, естественно, распространяет по всему дереву — ибо ведь воздействие духовного всегда охватывает любое явление в его целостности , как я вчера говорил, рассматривая карму человека — то, что действует там внизу, действует на личинки насекомых.
Так что если бы на Земле не было бы деревьев, то не было бы вообще никаких насекомых. Ибо именно деревья создают для насекомых возможность существования. Насекомые, порхающие вокруг надземной части деревьев, то есть все насекомые, живущие в лесу, живут благодаря тому, что существует лес, и их личинки живут благодаря лесу.
Здесь мы опять встречаемся с проявлением той внутренней связи, которая существует между корневой системой растительного мира и миром подземных животных. Сказанное можно особенно ясно увидеть в жизни дерева. Здесь эта связь проявляется отчётливо.
Но важнее другое: то же самое, что в жизни дерева проявляется так наглядно и отчётливо, действует с теми или иными оттенками во всём растительном мире. В каждом растении живет нечто, что хочет стать древоподобным. В каждом растении корень со всем своим ближайшим окружением стремится освободить своё эфирное, отдать его.
А всё то, что растёт наверху, в каждом растении стремится привлечь и уплотнить астральное. Воля к тому, чтобы стать деревом, присуща, в сущности, каждому растению. Поэтому в каждом растении проявляется то же родство с миром насекомых, которое я охарактеризовал, говоря о деревьях.
Но это родство с миром насекомых расширяется до родства со всем животным миром. Если личинки насекомых вообще могут жить только потому, что существуют корни деревьев, то другие сходные с ними виды животных всю свою жизнь проводят в состоянии, сходном с состоянием личинок; эти подземные животные до некоторой степени эмансипируются от связи с древесными корнями и связывают свою жизнь с корнями других, также и травянистых растений, чтобы жить вместе с ними.
Но вот в чём своеобразие: подземные животные, уже очень далёкие от личинок, тем не менее обладают способностью регулировать в почве её эфирную жизненность, когда эта жизненность становится слишком сильной.
Когда почва становится, так сказать, слишком оживотворённой, что ведёт к чрезмерной пышности роста, эти подземные животные берут на себя заботу о том, чтобы удалить из почвы избыток жизненности. Они становятся чудесными клапанами и регуляторами находящейся в почве жизненности.
Эти драгоценные существа, деятельность которых имеет особо важное значение для почвы — дождевые черви. Дождевых червей надо изучать в их совместной жизни с почвой. Ибо эти чудесные животные оставляют земле как раз столько эфирности, сколько ей нужно для роста и развития растений.
В такой роли мы встречаем под землёй дождевых червей и других подобных животных, лишь с виду похожих на личинок насекомых. И, в сущности, для некоторых почв, для которых это может оказаться полезным, следовало бы даже позаботиться о разведении в них дождевых червей. И тогда можно было бы убедиться, как благотворно влияет на растительность использование этого подземного животного мира, а через неё — об этом мы ещё будем говорить — и на животных.
Существует ещё один вид животных, имеющий отдалённое сходство с миром насекомых, когда эти насекомые полностью развиты и летают в воздухе. Это птицы. Духовное знание показывает, что в ходе эволюции Земли между птицами и насекомыми произошло нечто чудесное.
Об этом можно рассказать лишь в самой образной форме. Некогда насекомые сказали: мы не чувствуем себя достаточно сильными, чтобы правильно перерабатывать всё то астральное, что искрится вокруг деревьев. Поэтому мы используем другие растения и их стремление стать деревом, и порхаем вокруг них.
А вам, птицам, предоставляем преимущественно астральность, окружающую деревья. Так произошло фактически разделение труда в природе между миром птиц и миром бабочек. И оба вместе действуют чудесным образом, так что весь этот крылатый мир правильным образом распространяет астральность, там, где она нужна на поверхности земли, в воздухе.
Устраните этот порхающий мир — и астральность отклонится от своего правильного служения, что проявится в угасании растительности. Мир крылатых, с одной стороны, и то, что вырастает из Земли в атмосферу, с другой, составляют единое целое. Одно без другого в конечном счёте немыслимо.
Поэтому в сельском хозяйстве необходимо обращать больше внимания на то, чтобы птицы и насекомые привольно летали вокруг. И земледельцу следовало бы одновременно кое-что понимать в разведении птиц и насекомых. Ибо в природе — я должен это снова подчеркнуть — всё, решительно все связано между собой.
Всё сказанное имеет особо важное значение для понимания сути вещей. Поэтому проведём ещё раз перед своим сознанием. Мы можем сказать: с помощью крылатых насекомых достигается правильная астрализация воздуха.
Эта астральность воздуха связана взаимным обменом с жизнью леса, который надлежащим образом направляет движение астральное, подобно тому как в нашем организме определённые силы направляют надлежащим образом движение крови.
Задача, которую лес выполняет в своей обширной округе — эти вещи действуют на очень больших площадях — в безлесных местностях должна выполняться совсем другими силами. И нужно понять, что вся растительность, развивающаяся на почве в местности, где чередуется лес, поля и луга, подчиняется другим законам, чем в безлесных местах.
На земле встречаются местности, о которых сразу можно сказать, что от природы они богаты лесом — пока не вмешался человек, ибо в таких вещах природа всегда умнее человека. И можно утверждать, что если в определённой местности естественным образом произрастает лес, то это оказывает полезное действие на сельское хозяйство всей округи, на всю травяную и стеблевую вегетацию.
Поэтому в таких местностях надо беречь лес, не уничтожать, а охранять его. А если почва под действием всяких климатических и космических влияний постепенно меняется, и можно уже заметить, что растительность хиреет, то, принимая близко к сердцу это бедствие, надо не заниматься всякими экспериментами только на полях и для полей, а постараться хоть сколько-нибудь увеличить в округе площади, занятые лесом.
А если, напротив, замечается, что растения пышно разрастаются, в них обнаруживается недостаточность сил плодоношения, то надо поставить своей задачей несколько проредить лес, создать в нём свободные лужайки, полянки. Регулирование лесного хозяйства в местностях, пригодных для лесоразведения, составляет единое целое с земледелием и должно рассматриваться во всем своем значении с духовной точки зрения.
И тогда мы скажем: мир червей и личинок взаимно связан с известковыми веществами Земли, с её минеральной субстанцией, а мир птиц и крылатых насекомых, весь этот порхающий и летающий мир взаимно связан с астральностью.
Подземные существа, черви и личинки взаимосвязаны с миром минералов, в частности, с существом извести; таким путём и достигается то правильное распределение эфирно живых сил в почве, о котором я с другой точки зрения говорил несколько дней назад.
Эта задача возложена на известь, но она выполняет её во взаимодействии с миром личинок и насекомых.
Если дальше углубиться в сказанное мною, то можно прийти к такого рода вещам, — иначе я не осмелился бы излагать их с такой уверенностью — которые были известны и правильно применялись в эпоху инстинктивного ясновидения. Но это инстинктивное знание утеряно.
Интеллект вообще утерял все инстинкты, он их искоренил. Вина материализма, что люди стали слишком рассудительными, слишком интеллектуальными. В те времена, когда они были менее интеллектуальны, не были так рассудительны, они были гораздо мудрее.
И они могли, руководствуясь непосредственным чувством, делать многое такое, что мы теперь должны делать сознательно. Это возможно, если мы снова станем не рассудительными — антропософия жива не рассуждениями, она стремится к мудрости — а постараемся в познании всех вещей приблизиться к мудрости. А мудрость совсем не в том, чтобы завести шарманку и без конца повторять: человек состоит из физического тела, эфирного, астрального и т. д.
Всё это можно выучить наизусть и цитировать как поваренную книгу. Дело совсем не в этом, а в том, чтобы действительно везде привлекать понимание этих вещей, всюду видёть это. Тогда можно подойти — именно таким путём, о котором я вам здесь говорил — подойти к настоящему ясновидению, начать действительно различать в явлениях природы их существо.
И тогда можно заметить, что птичий мир становится вредным, если нет поблизости хвойного леса, необходимого для того, чтобы выполняемое птицами дело шло на пользу окружающей природе. И ещё более обострив свой взор, мы открываем ещё одну родственную связь.
Если нам откроется эта удивительная родственная связь птиц именно с хвойным лесом, то мы сможем ощутить и другую родственную связь, очень тонкую, но которая может очень наглядно проявляться во внешних фактах.
А именно: вся та растительность, которая не стала деревом, но в то же время не является и низкорослой травой, то есть все кустарники, например, орешник, имеют внутреннюю связь с миром млекопитающих животных.
Поэтому в хозяйстве, где разводят млекопитающих животных, полезно насаждать кустарник. Уже одним своим присутствием он оказывает благотворное влияние. Ибо в природе всё взаимодействует.
Но пойдём дальше. Животные не так слепы, как люди, они быстро замечают это сродство. Благодаря своей врождённой любви к кустарникам они охотно поедают их и берут от них то, что хорошо регулирует усваивание всех других кормов. Прослеживая это глубокое внутреннее сродство, можно отсюда заглянуть в существо вредных явлений в природе.
Так же, как хвойный лес внутренне глубоко связан с птицами, а кустарники с млекопитающими, так и все формы грибов внутренне глубоко связаны с низшими животными, бактериями и им подобными, в том числе и с вредными паразитами такого рода.
И вредные паразиты связаны с различными видами грибов, они развиваются там, где эти грибы рассеяны в большом количестве. Отсюда возникают болезни и другие ещё более грубые повреждения растений.
Если мы позаботимся о том, чтобы иметь поблизости не только лес, но и лесные полянки, то эти полянки и лужайки окажутся очень полезными для хозяйства, потому что они дают хорошую почву для грибов. И надо постараться, чтобы почва на этих полянках была богата грибами и грибковыми организмами.
И тогда можно заметить удивительный факт: там, где в окрестностях хозяйства имеется полянка, может быть, совсем небольшая, но богатая грибами, эти грибы благодаря своей родственной связи с бактериями и другими паразитами удерживают этих паразитов от дальнейшего распространения.
Ибо грибы больше связаны с этими паразитами, чем все другие растительные организмы. Поэтому кроме тех мер по борьбе с вредителями растений, о которых я говорил раньше, существует ещё одна возможность, ещё одно мероприятие общего характера: устраивая поблизости богатые грибами полянки, вы оградите своё хозяйство от этих мельчайших вредителей растений и скота.
В правильном сочетании земледельческого хозяйства с лесом, фруктовым садом, кустарниками и полянками, богатыми естественным произрастанием грибов, заключается настолько важное условие для преуспевания сельского хозяйства, что действительно ваше хозяйство больше выиграет, если даже для этого придётся несколько уменьшить площадь обрабатываемых культур.
Во всяком случае, совсем не экономично использовать под земледельческие культуры всю площадь хозяйства до последнего клочка, до полного исчезновения всего, о чём я здесь говорил. Это мотивируют обычно желанием получить больше продукции.
Но увеличенная продукция станет настолько хуже, что этот ущерб никак не возместится той выгодой, которую может дать увеличение обрабатываемой площади за счёт уничтожения всех других насаждений, о которых здесь шла речь.
В сущности, невозможно разобраться в производстве, до такой степени близком к хозяйству природы, каким является сельскохозяйственное производство, не принимая во внимание его связей с хозяйством природы, взаимодействия с природой.
Теперь мы можем рассмотреть некоторые положения духовного знания, которые позволят нам понять отношение растительного мира к животному, и наоборот, животного к растительному. Что же, собственно, есть животное, и что есть растительный мир?
Говоря о растениях, приходится больше говорить о растительном мире в целом. Что же такое животное и что такое растительный мир? Для ответа на этот вопрос мы должны уяснить себе их отношения между собой. Для понимания этого отношения надо, прежде всего, понять, чем являются для животных корма.
Ибо кормление животных может быть правильным только тогда, когда оно соответствует правильному отношению между животным и растением. Что же такое животное?
Да, животных изучают, анатомируют, получают те скелетные формы, которыми можно восхищаться и можно изучать в том духе, как я говорил. Изучают также и мускульную, и нервную организацию животных, но всё это ничего не дает для ответа на вопрос, чем же является животное в хозяйстве природы. На этот вопрос можно ответить, лишь рассмотрев непосредственную интимную связь животного с его окружением.
Животное в своей нервной системе и органах чувств, и отчасти в системе дыхания, ближайшим образом воспринимает и перерабатывает из своего окружения всё то, что приходит к нему через воздух и тепло. Собственное существо животного — это, прежде всего, существо, живущее в воздухе и тепле и непосредственно перерабатывающее их в своей нервной системе и в органах чувств.
Схематично животное можно описать так (см. рис.): во всём, что лежит на периферии организма, в его окружении, в его нервной системе и органах чувств, и отчасти в системе дыхания, животное всем своим собственным существом живёт непосредственно в воздухе и тепле.
С воздухом и теплом животное связано совершенно непосредственно; и, собственно, из тепла сформирована его костная система, поскольку именно через тепло передаётся действие Солнца и Луны. А из воздуха сформирована его мускульная система, в которой также действуют, окольным путём через воздух, силы Солнца и Луны.
Напротив, с земляным и водным элементом животное не имеет столь же непосредственной связи. Землю и воду животное не может воспринимать и перерабатывать столь же непосредственно.
Оно должно принять их в себя, ввести внутрь своего организма, и должно иметь для этого пищеварительный тракт, идущий снаружи вовнутрь. Внутри себя оно перерабатывает всё это посредством того, что возникло благодаря теплу и воздуху.
Землю и воду оно перерабатывает в своей системе обмена веществ и частично в своей дыхательной системе. При этом дыхательная система переходит в систему обмена веществ.
Частично в своей дыхательной системе, а частично в системе обмена веществ перерабатывает животное землю и воду. Так что животное уже должно существовать благодаря воздуху и теплу, чтобы иметь возможность перерабатывать землю и воду.
Таким именно способом животное живёт в сфере земли и сфере воды. Разумеется, вся эта переработка, о которой я говорю, совершается больше в излучениях сил, чем субстанционально. А теперь в связи с вышесказанным спросим себя: что же такое растение?
Растение имеет такую же непосредственную связь с землёй и водой, как животное с воздухом и теплом; так что растение через своего рода дыхание и через нечто, имеющее отдаленное сходство с системой органов чувств, непосредственно принимает в себя все то, что относится к сфере земли и к сфере воды, подобно тому, как животное непосредственно вбирает в себя воздух и тепло.
Так что растение живет непосредственно вместе с землёй и водой.
Вы скажете: теперь дальше всё понятно, если растение живет с землёй и водой, как животное с воздухом и теплом, то растение внутри своего организма должно перерабатывать захватываемые им воздух и тепло так, как животные перерабатывают в себе захватываемые ими землю и воду.
Но на самом деле этого нет. В духовном знании нельзя выводить духовную истину по аналогии. Так и здесь: если животное, вбирая земляные и водные элементы, перерабатывает их в себе, то растение, живя вместе с почвой действием воздуха и тепла, не вбирает их, а напротив, выделяет.
Так что и воздух и тепло не проникают внутрь растения, или, по крайней мере, не проникают глубоко внутрь, а выходят из него. Воздух и тепло не потребляются растением, а выделяются им.
Этот процесс выделения есть то главное, о чем здесь идёт речь. Растение в органической жизни во всех отношениях противоположно животному, это подлинная противоположность. То значение, которое в жизни животного имеет принятие пищи, то же значение в жизни растения имеет выделение воздуха и тепла.
В том смысле, как животное живёт поглощением пищи, в том же смысле растение живёт выделением воздуха и тепла. В этом, можно сказать, проявляется в растении нечто девственное, что оно не стремится жадно захватить нечто и присвоить своему собственному существу, но отдаёт то, что животное берёт из мира. Этой отдачей растений живёт. Растение отдаёт и живёт отдачей.
Вникая в эту противоположность отдавать-брать, мы снова встречаемся с чем-то, что в древнем инстинктивном знании такого рода вещей играло большую роль. В положении, взятом мною здесь из антропософского знания — «В хозяйстве природы растение даёт, а животное берёт»— мы снова встречаемся с чем-то, что в древнем инстинктивном познании природы было чем-то общеизвестным.
И у некоторых людей, особо восприимчивых к такого рода вещам, оно сохранялось и в более поздние времена. Ещё у Гёте вы часто встретите выражение: «В природе всё живёт, отдавая и беря». Вы найдёте это в сочинениях Гёте. Он уже не понимал этого выражения правильно, но он воспринял его из старых обычаев и традиций и чувствовал, что в нём заключается некая истина о природе.
Явившиеся после Гёте уже совсем ничего не понимают в этом положении, не понимают даже и того смысла, который сам Гёте в него вкладывал. Гёте говорил о дыхании, поскольку дыхание взаимодействует с системой обмена веществ. Здесь он видел эту связь: давать-брать, — но он употреблял эти слова недостаточно чётко.
Итак, мы видим, что леса и фруктовые сады, кустарники служат на поверхности земли определённым регулятором, влияющим на правильное развитие растений. А под землёй подобным же регулятором являются низшие животные — личинки, червеобразные и им подобные существа — в союзе с известью.
Так надо рассматривать связь земледелия, садоводства и животноводства, и с этих позиций подходить к вопросам практики. Этим мы займёмся в последний час, имеющийся в нашем распоряжении, для того, чтобы наш прекрасный круг исследователей мог бы эти вещи разрабатывать дальше.