Упражнения для развития мелкой (тонкой) моторики пальцев рук

Давно известно, что развитие мелкой моторики рук связано с развитием левой височной и левой лобной областей головного мозга, которые, в свою очередь, отвечают за формирование многих сложнейших психических функций и учебных навыков.

Уровень развития речи детей так же находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни разработан следующий метод: ребенка просят показать один пальчик, два пальчика и три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев – говорящие дети. Если мышцы пальцев напряжены, пальцы сгибаются и разгибаются только вместе и не могут двигаться изолированно, то это не говорящие дети. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развитие речи и, следовательно, мышления будет затруднено.

«Отставание в развитии регуляторных структур мозга, как правило, сочетается с парциальными нарушениями моторного развития и, прежде всего, с развитием сложнокоординированных движений руки, кисти, пальцев» (Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М., 2000. С.129).

Развитие пальцевой моторики как бы подготавливает почву для последующего формирования речи. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев. В литературе последних лет описаны приемы работы по развитию мелкой моторики у детей с задержкой речевого развития, с моторной алалией, с дизартрией, с заиканием и т.д. (Цвынтарный В.В., 1996; Белая А.Е., Мирясова В.И., 1999; Савина Л.П., 1999; Коноваленко В.В., Коноваленко С.В., 2001; Узорова О.В., Нефедова Е.А., 2001; Светлова И.Е., 2004 и др.).

Таким образом, роль двигателя развития центральной нервной системы, всех психических процессов и, в частности, речи, играет формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук. Для развития мелкой моторики рук детям можно предложить следующие упражнения:

«Змейки». Детям предлагается представить, что пальцы рук - это маленькие змейки. Они могут двигаться - извиваться, вращаясь на право, налево, снизу вверх и сверху вниз. Необходимо отдельно проделать упражнение для каждого пальчика.

«Бусинка». Длительная сортировка и нанизывание бусинок на нитку.

«Поклон пальчиками». Зажмите карандаш средним и указательным пальцами. Сгибайте и разгибайте эти пальцы так, чтобы карандаш не опускался ниже большого пальца. Упражнение выполняется сначала одной рукой, затем другой.

«Человечек». Указательный и средний пальцы правой, а затем и левой руки «бегают» по столу.

«Веер». Ладони лежат на столе (полу). Поочередно пальцы поднимаются (по одному), затем опускаются (по одному), изображая веер.

«Карандаши». Положите на стол 10-15 карандашей. Необходимо собрать одной рукой в кулак все карандаши, беря их по одному. Затем также по одному выложить карандаши на стол. Упражнение выполняется сначала одной рукой, затем другой.

«Орех». Делайте двумя грецкими орехами круговые движения в каждой ладони.

Нельзя забывать о регулярных занятиях с пластилином или глиной, во время которых ребенок укрепляет и развивает мелкие мышцы пальцев. Существует и такой способ развития пальцев руки – отщипывание. От листа бумаги дети кончиками пальцев отщипывают клочки и создают своего рода аппликацию. Кроме того, можно порекомендовать нанизывание бус на нитку, застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков. Для формирования пространственных представлений, работу с пуговицами можно выполнять за спиной.

Немаловажным является содержание в организме ребенка определенных биохимических веществ, влияющим на процессы созревания нейронов и межнейронных связей. «Знание полного спектра этих веществ в нормальном организме, своеобразного возрастного «профиля» обмена веществ, возможно, позволит в дальнейшем искусственно моделировать его, вводя недостающие ингредиенты и подавляя, блокируя избыточные, и, таким образом, гарантировать ребенку «норму» внутренней среды, а не только внешней» (Скворцов И.А., 2004. С.825).

Известно, что для успешного психического развития ребенок в достаточном количестве должен получать необходимые витамины (А, С, Д и т.д.), микроэлементы (йод, железо и т.д.), аминокислоты (аспарагиновая кислота, серин, глюкоминовая кислота, глицин, аланин, цистин, лейцин и т.д.). Например, глютаминовая кислота играет важную роль для развития когнитивной деятельности, а гамма-амино-масляная кислота необходима для элиминации страхов, тревожности и нормализации сна (Пере М., Бауманн У., 2003). Большая часть аминокислот, необходимых ребенку, содержится в продуктах пчеловодства (мед, апилак (маточное молочко).

Отвар из листьев крапивы способствует эффективному умственному развитию ребенка; отвар из чреды – повышает устойчивость к эмоциональным нагрузкам; экстракты люцерны и эхинацеи, а также яблочный сок уменьшают утомляемость при высокой умственной нагрузке. Экстракт элеутерококка применяют как стимулирующий, укрепляющий нервную систему и улучшающий кровоснабжение головного мозга препарат (Гарбузов В.И., 2005).

Известно, что активность электрических и химических процессов, происходящих в головном мозге и центральной нервной системе человека, зависит от количества обычной чистой воды, выпитой в течение дня, поэтому каждому ребенку необходимо пить как минимум 25 миллилитров воды на каждый килограмм тела в день. Не чая, не молока, а воды! Ежедневное употребление необходимого количества воды улучшает концентрацию внимания, умственную и физическую активность, повышает стрессоустойчивость (Деннисон П., Деннисон Г., 1997).

Литература

1. Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников М., 1999.

2. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. М., 2006.

3. Гарбузов В.И. Нервные и трудные дети. СПб., 2005.

4. Деннисон П., Деннисон Г. Гимнастика мозга. М., 1997.

5. Дубровина И.В., Андреева А.Д., Данилова Е.Е., Вох­мянина Т.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. М., 1998.

6. Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка: психофизиологические основы детской валеологии. М., 2000.

7. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М., 1973.

8. Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. СПб., 1998.

9. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. М., 2001.

10. Пере М., Бауман У. Клиническая психология. СПб., 2003.

11. Ратнер А.Ю. Неврология новорожденных. М., 2005.

12. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М., 1999.

13. Светлова И.Е. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. М., 2004.

14. Скворцов И.А. От врача по нервным болезням – к врачу по здоровью нервной системы /Хрестоматия по нейропсихологии. М., 2004.

15. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Пальчиковая гимнастика. М., 2001.

16. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб., 1996.

17. Kimura D. The asymmetry of the human brain //Sci. Amer. 1973. № 3.

Наши рекомендации