Политическая ссылка. Первые партийные организации. Выступления рабочих и крестьян

Отдаленный Европейский Северо-Восток России с давних пор использовался властями как место ссылки своих политических противников и уголовных преступников. Поначалу их отправляли в низовья Печоры - в Пустозерск. Там во II половине XVII - начале XVIII в. отбывали ссылку и заключение знаменитый протопоп Аввакум (сожженный здесь на костре) и другие идеологи раскола, видный дипломат боярин А.С.Матвеев, бывший фаворит царевны Софьи князь В.В.Голицын (первоначально он более года провел в Яренске), участники восстания в Соловецком монастыре и Астрахани и крестьянской войны под руководством К.Булавина (среди которых был и сын последнего Никифор) и прочие опальные аристократы, отставные унтер-офицеры и т.д. и т.п. В Яренске в 1601 г. отбывал ссылку боярин В.Н.Романов, брат будущего патриарха Филарета и дядя царя Михаила. Некоторое время находились здесь шведы, попавшие в плен во время Северной войны.

На территории современной Республики Коми отдельные ссыльные появились в I половине XIX в.: О.Ф.Ишимов, Н.И.Надеждин, декабрист Г.А.Перетц, который 10 лет отбывал ссылку в Усть-Сысольске. Во II половине XIX столетия число ссыльных в Коми крае возросло. В пятидесятых - начале шестидесятых годов в Усть-Сысольск сослали более двух десятков человек из различных губерний России. Среди них были крестьяне, мещане, чиновники, бывший пономарь, дети священников, бывший прапорщик, сыновья обер-офицеров, двое дворян и даже один “бывший мурза” из горцев. Они попали сюда по разным причинам - в основном, за кражи (именно за это пострадали, в частности, дворяне и мурза), “за укрывательство краденой шубы”, бродяжничество. “Оставной канцелярский служащий” Н.Колмаков угодил в Усть-Сысольск за “похищение дела и ложное наименование себя приставом”, а чиновник Д.Шаньгин - за “сочинение ябеднических прошений”.

“Политических” поначалу было мало. В Усть-Сысольске в 1862 г. из 24 находившихся в городе ссыльных таковых было лишь трое: крестьянин Д.Сцегенный, наказанный за участие в крестьянском восстании в Польше и создание “подпольной крестьянской организации”, сын местного священника В.В.Кокшаров и видный впоследствии революционер-народник П.И.Войнаральский (их сослали за участие в “студенческих беспорядках”). Через год к ним добавились девять участников польского восстания 1863 г.: В.Запоровский, С.Краков, К.Цельт и др. В 1864 г. в Усть-Сысольск сослали поляка В.Журавского. Как писал из Усть-Сысольска один из ссыльных поляков, “все пригоняют и пригоняют, негодяи, сюда нас, бедных... Сколько преступлений, сколько подлостей совершила проклятая Москва, а приносить для нашей несчастной отчизны новые жертвы уже нет сил”. Некоторое время спустя поляков перевели в другие регионы. В 70-е гг. в Коми крае появились ссыльные народники. Общее число их было невелико (например, в Усть-Сысольске в 1879 г. жили шесть ссыльных, в 1886 г. - двое, в 1889 г. - восемь, в 1898 г. - десять).

Какого-либо заметного влияния на местных жителей политические ссыльные не имели - за исключением небольшого круга людей, с которыми они знакомились более тесно. П.И.Войнаральский был в дружеских отношениях с поэтом и исследователем И.А.Куратовым, основоположником коми литературы. Но стоило начальству узнать, что кто-то из политссыльных начинает вызывать у обитателей несколько больший интерес, тут же следовало распоряжение о переводе его в другой населенный пункт. Того же Войнаральского в марте 1863 г. перевели из Усть-Сысольска в Яренск как “очень неспокойного человека”, который “имеет весьма вредное влияние на местную молодежь”. В апреле 1865 г. также “за вредное влияние на молодежь” из Усть-Сысольска в Яренск был переведен В.Журавский. Жили ссыльные в довольно хороших условиях. По воспоминаниям очевидцев, поляки, например, “старались подыскать себе лучшие квартиры” в Усть-Сысольске, что им и удавалось. Тем не менее некоторые из ссыльных падали духом, отходили от прежних идеалов, становились полицейскими осведомителями.

В начале XX в. количество политссыльных в Коми крае заметно увеличилось. В 1904 г. в ссылке тут находилось около 200 человек - главным образом, в уездных центрах и соседних населенных пунктах; лишь некоторых отправляли в более отдаленные места. В 1909 г. только в Усть-Сысольске и Яренском уездах насчитывалось больше тысячи политссыльных (довольно много для слабозаселенного края). Среди них преобладали социал-демократы (большевики и меньшевики) и социалисты-революционеры. Были также анархисты-коммунисты, эсеры-максималисты, бундовцы, кадеты, польские социалисты, члены армянской партии дашнакцутюн и др. Часть ссыльных вела себя довольно активно, распространяя листовки, устраивая демонстрации. О первой в Коми крае первомайской демонстрации полиция сообщала: “18 апреля 1905 г. около 4 часов пополудни политссыльные села Усть-Цильмы в числе 25 человек, празднуя по новому стилю 1 мая, собрались на поле за селением, пропели какую-то песню и с двумя красными флагами...прошли к квартирам политссыльных”. Иные, впрочем, предпочитали вламываться по ночам в местные лавки, объясняя это позднее “борьбой с буржуазией”...

В крестьянском крае наиболее благприятной обстановка была для эсеров, именно в крестьянстве видевших силу, способную построить новую Россию в борьбе с существующим строем. Социалисты-революционеры выдвинули требование передачи земли крестьянам (их аграрную программу позднее позаимствовали социал-демократы). Но даже эсеры сумели создать в 1905-1907 гг. только четыре партийные ячейки - в Усть-Сысольске (распалась перед первой мировой войной), Яренске (действовала до 1908 г.), Усть-Цильме и Нювчиме. Первые три состояли, в основном, из политссыльных, хотя в числе членов были, по сообщению полиции, “некоторые местные жители, как то преподаватели земских школ, фельдшеры и фельдшерицы земских больниц и другая полуинтеллигенция”. В усть-сысольской организации эсеров состоял, в частности, С.О.Латкин (позднее - один из ведущих деятелей Коми края), арестованный полицией в 1905 г. за распространение эсеровских прокламаций.

Усть-сысольская организация была наиболее деятельной. Она поддерживала связь с вологодским губернским комитетом партии социалистов-революционеров и с заграничным бюро, находившимся в Германии. В июле 1909 г. в Усть-Сысольске даже побывал видный политик, один из лидеров эсеров В.М.Чернов (позднее, в январе 1918 г. именно он председательствовал на российском Учредительном собрании). В.М.Чернов выступил перед местными эсерами с докладом о задачах партии. Нювчимская ячейка партии социалистов-революционеров, созданная по инициативе дьякона Нювчимской церкви Н.В.Кашина и при поддержке приезжавших из Усть-Сысольска ссыльных эсеров, готовила вместе с группой анархистов террористические акты против усть-сысольских властей, но они не были осуществлены. Эсеры в Нювчиме действовали до 1909 г.

Среди коми интеллигенции и в первую очередь среди земских гласных и служащих в период первой русской революции 1905-1907 гг. популярностью пользовалась программа кадетов, включавшая такие демократические положения, как равенство граждан перед законом, свобода слова, печати, экономической деятельности, неприкосновенность личности и т.д. В 1905 г. в Усть-Сысольске возникла организация кадетской партии во главе с А.Н.Вешняковым. Он, а также председатель земской управы В.И.Беляев, земский статистик В.Ф.Попов, земский гласный А.М.Мартюшев и другие занимались сбором средств в фонд помощи политзаключенным, распространением в уезде кадетских документов и получившего большой общественный резонанс Выборгского воззвания - обращения группы депутатов распущенной I Государственной думы (кадетов, трудовиков, социал-демократов), в котором граждан России призывали не давать “ни копейки в казну, ни одного солдата в армию” до нового созыва Думы. Полиция устраивала у А.М.Мартюшева и других обыски. А.Н.Вешняков был арестован и на шесть месяцев заключен в тюрьму.

Ссыльные социал-демократы во время первой революции организовали партийные группы в Усть-Сысольске и Яренске. Позднее, в 1911-1913 гг. возникли социал-демократические группы в Ижме, Красноборе, Усть-Цильме и на Пижме. Сосланные в Усть-Сысольск члены Польской социалистической партии также создали свою партийную группу. Составы всех этих групп менялись, действовали они с перерывами. Их пропагандистская деятельность не оказала сколь-либо заметного влияния на основную массу жителей Коми края. Большинство местного населения имело чрезвычайно слабое представление о различных политических партиях, даже об эсерах, не говоря уже про большевиков и прочих.

Выступления рабочих и крестьян в Коми крае во II половине XIX - начале XX вв. имели экономический характер. В 1864 г. рабочие Кажимского завода отправились в Нювчим, где находилось главное управление металлургических заводов, и потребовали повышения расценок, введения отпусков для уборки сена и др. Требования их не были удовлетворены, хотя расценки через некоторое время несколько повысились. В 1871 г. группа вымских крестьян перестала вывозить дрова на Сереговский завод и потребовала денег для покупки сена. В 1905 г. рабочие Сереговского сользавода дважды выдвигали требования о повышении зарплаты, сокращении рабочего дня и т.п. Те же требования в конце 1905 г. выдвинули рабочие Кажимского завода. В том же году почтово-телеграфные работники Усть-Сысольска участвовали в общероссийской забастовке почтово-телеграфных служащих и потребовали повышения зарплаты и улучшения условий жизни. В июле 1906 г. произошла забастовка на Сереговском заводе; все ее участники были уволены, а позднее вернулись на работу на прежних условиях. 20 февраля 1907 г. состоялись забастовка, митинг и демонстрация на Нювчимском заводе; наряду с основными, адресованными администрации завода традиционными требованиями повышения зарплаты и т.п. были выдвинуты лозунг “Долой царское самодержавие”, требования политических свобод, равенства перед законом. Происходили выступления рабочих и в последующие годы, хотя и не часто. Неоднократно отказывались от работы в 1906-1916 гг. крестьяне, занятые на заготовке леса. Они требовали повышения расценок, и в ряде случаев их требования удовлетворялись.

Очерк VI. РАЗВИТИЕ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, КУЛЬТУРЫ И ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В КОМИ КРАЕ

В XIV - НАЧАЛЕ XX ВВ.

Народное образование

Первыми очагами просвещения в Коми крае были монастыри. Именно при монастыре - Михаило-Архангельском в Усть-Выми - в конце XIV в. Стефан Пермский открыл первую в Коми крае школу, где обучались дети из коми семей, принявших христианство. После смерти Стефана школу закрыли, и обучение грамоте велось путем индивидуального ученичества. Но несмотря на отсутствие школ, в Коми крае грамотные люди встречались не только среди духовенства и чиновников, но и среди крестьян, в том числе и небогатых (об этом свидетельствуют документы XVI-XVII вв.). В самом конце XVIII в. в Усть-Сысольске была предпринята попытка организовать групповое обучение - создали группу по подготовке сельских писарей, которых учили грамотно составлять и писать канцелярские бумаги.

Школы появились только в XIX столетии. В их организации были заинтересованы все слои населения Коми края - крестьяне и мещане, чиновники и купцы. Документы XIX - начала XX вв. свидетельствуют, что коми крестьяне ценили грамотного человека больше, чем неграмотного, рассуждая так: “Он лучше... все понимает, он человек “ходовой”, он и слово Божье понять и бумагу всякую разобрать и подписать может”. В своих прошениях об открытии школ жители края писали: “Сознавая пользу учения и темноту неграмотности, желаем дать своим детям обучение”. Примечательно, что крестьяне видели необходимость не только в постижении азов грамоты и счета, но и более углубленного образования, дабы “просветить своих детей, будущее поколение деревни”. А вот некоторые представители высшей российской власти совсем по-иному смотрели на это. Известный политический деятель начала XX в. Пуришкевич написал на прошении помоздинских крестьян об открытии в их селе нового училища: “Какое образование нужно простонародью, крестьянам? Достаточно им начальной грамоты и чтоб о большем не мечтали”. К счастью, далеко не все в правительственных кругах мыслили так же...

В Яренске первое училище открылось в 1805 г. (позднее в городе были организованы духовное училище - в 1822 г. - и женское училище - в 1843 г.). На территории современной Республики Коми первая школа возникла в 1814 г. - именно тогда владелец Сереговского сользавода Рыбников устроил школу при заводе. В 1816 г. усть-сысольские чиновники сообщили в городскую думу, что они “желание имеют завести в здешнем городе для просвещения юношества училище”. Горожане пожертвовали на открытие училища деньги, но их оказалось недостаточно, поскольку по существовавшему законодательству государство первоначально совсем не финансировало вновь открывшиеся приходские училища. “По бедности жителей” дальнейшего сбора с них денег проводить не стали. В городской казне денег тоже не нашлось.

Состоятельные усть-сысольцы нанимали учителей, которые обучали их детей на дому. Например, известная детская писательница А.О.Ишимова (дочь сосланного в Усть-Сысольск в 1818 г. О.Ф.Ишимова) “облегчала участь семьи, давая частные уроки” детям чиновников, в частности, сыну городничего, “которого, - как вспоминала позднее сама А.О.Ишимова, - маменька через несколько дней после нашего приезда прислала к нам с банкой помады (конфет - авт.) в руках и просьбою поучить его по-французски”. Наконец, в 1822 г. в Усть-Сысольске открылось духовноприходское училище, первое в Усть-Сысольском уезде. Оно располагалось на первом этаже колокольни Троицкого собора в двух небольших комнатах (в 1864 г. его перевели в деревянный двухэтажный дом). Здесь преподавали учителя из числа священников или выпускников семинарии.

В первой половине 20-х гг. появилась первая в Прилузье школа в Объячево, в 1828 г. - приходское училище в Ижме, в 1835 г. - усть-сысольское приходское училище, дом для которого пожертвовал местный купец М.Новоселов. Преподавали в усть-сысольском приходском училище священник и пономарь. Об учащихся в 1843 г. сообщалось: “Учеников по народонаселению весьма мало, и многие из них настоящие нищие, покрыты рубищами; иногда ходят в классы, а иногда ходят по миру за милостыней, некоторые из них с весьма хорошими дарованиями и имеют охоту учиться”.

13 марта 1840 г. открыли усть-сысольское уездное училище. Заниматься там было трудно. “Училищный дом снаружи, - отмечалось в документе 1840 г., - особенно снутри, находится в ветхом безобразном состоянии, чему причиной должно положить не иначе как время”. В 1850 г. для училища был куплен у купцов Сухановых двухэтажный каменный дом (сейчас там один из отделов краеведческого музея).

Занятия в училищах велись на русском языке. Коми ученый и просветитель Г.С.Лыткин вспоминал: “Я поступил в Усть-Сысольское приходское, затем уездное училище. И в приходском, и в уездном училищах (1844-1848 гг.) предметы преподавались на русском языке, нам непонятном, русскими учителями, не знавшими зырянского языка; даже наши почтенные законоучителя (т.е. преподаватели Закона Божьего - авт.), родом зыряне, или не могли, или почему-то находили ненужным давать нам объяснения на родном языке. Не понимая смысла русских слов, на русском языке мы зазубривали краткую священную историю, краткий катехизис, краткую грамматику русского языка, краткую историю всеобщую и русскую, географию и геометрию. Из 50-ти с лишком, учившихся в приходском училище, окончили в уездном только 4, из коих двое были зыряне. Остальные товарищи не вынесли непосильной работы и вышли, не кончивши курса”. Оборудованы учебные заведения были плохо. Инспектор сообщал в Петербург об одном из усть-сысольских училищ: “Нет порядочного ни стула, ни стола, даже доски стерты до того, что написанного совершенно не видно”.

Домашнее обучение в Усть-Сысольске продолжалось и после открытия первых учебных заведений и даже конкурировало с обучением в них. В 1845 г. смотритель уездного училища сообщил городничему, что четыре человека “занимаются на дому обучением малолетних детей”, сокращая тем самым число посещавших училища. Городничий заставил троих домашних учителей (двое из которых - мещанка и солдатская вдова - оказались неграмотными!) пообещать впредь обучением детей не заниматься. Четвертый, пономарь П.Распутин, ответствовал городничему, что “учить детей родственников, имея свободное время”, он находит “весьма...приличным” своему званию.

В 1843 г. открылись сельские училища в Корткеросе, Небдино и Усть-Куломе, в 1845 г. - в Айкино и Троицко-Печорске, школа грамоты в Колве. Эти и вышеназванные учебные заведения положили начало развитию народного образования в Коми крае. Во II половине XIX - начале XX вв. количество учебных заведений в крае возросло. В 1851 г. появилось сельское училище в Визинге, в 1860 г. - в Выльгорте, в 1861 г. - в Часово, Глотово, Важгорте, Помоздино, в 1862 г. - в Летке. Увеличивалось число церковно-приходских школ, которые находились в ведении духовенства. Нередко обучение в них организовывалось на общественных началах. В с. Щугор местный священник П.В.Распутин и его супруга, “побуждаясь состраданием к бедным детям, большею частию круглым сиротам, ... принялись с 1861 г. с особою заботливостью за безвозмездное обучение этих детей”. Официально училище в Щугоре открылось только в 1864 г. Вендингский крестьянин В.А.Калинин в 1878 г. открыл в своем доме одну из первых на Удоре школ и более десяти лет обучал детей со всей округи. В 1869 г. в Коми крае имелось 85 начальных школ, находившихся в ведении светских властей (министерства просвещения или земств) и духовенства. В 1911 г. их было уже 307.

Поначалу в училища и школы принимали только мальчиков. Девочки учились в “домашних школах”. По воспоминаниям современников, в 1850-х гг. в Усть-Сысольске “девочки достаточных (состоятельных - авт.) родителей обучались у частных лиц женского пола... Обучала ... азбуке, чтению часослова и псалтыря старая девица...., дочь покойного священника Пелагея Дмитриевна... В кухне был стол, вокруг которого сидели девочки лет 7-8-ми...Перед всеми...лежали букварь, часослов и псалтыри”. Учились здесь одновременно до десяти девочек, за год они осваивали чтение. Писать учительница обучить их не могла, поскольку и сама писать не умела. Ее племянницы, Екатерина (работавшая позднее в училище для девочек) и Любовь Николаевны Клячины, обучали “дочерей весьма достаточных родителей, за хорошую плату... по русскому языку, и по арифметике, и разным рукоделиям, ...языкам французскому и немецкому и танцам” и “по другим предметам”.

В 1853 г. в Усть-Сысольской городской думе рассматривалось предложение об открытии городского училища для девочек, но его отклонили, решив, что девочкам образование ни к чему. Но 8 сентября 1858 г. в Усть-Сысольске все же открылось женское двухклассное училище. Сначала ученицы занимались в доме купца И.Забоева, а в 1859 г. было построено специальное здание. В 1870 г. это училище преобразовали в женскую прогимназию, а в 1909 г. - в гимназию. В том же году удалось добиться открытия мужской прогимназии, а в 1912 г. ее преобразовали в гимназию. Во всех учебных заведениях города в 50-х гг. обучалось 160-170 детей - значительно меньше, чем их было в Усть-Сысольске. Впрочем, далеко не все стремились учиться. В 1858 г. на педагогическом совете усть-сысольского уездного училища отмечалось: “Школа вообще и уездное училище в особенности во мнении родителей здешнего края - есть такая исправительная мера, которой с самых ранних младенческих лет пугают они воображение детей своих. Отвращение к школе растет вместе с летами ... Он (ребенок - авт.) знает, что это дом, в котором скучно, потому что учат, страшно, потому что бьют и секут”. Много детей не ходило в школу и в других районах и селениях Коми края, особенно в Печорском уезде.

Обучение в школах и в начале XX в. следовало проводить на русском языке, но во многих начальных школах, учителя которых знали коми язык, в первых двух классах детей учили на их родном языке ( русским ученики владели плохо). В 1912 г. в Коми крае появились высшие начальные училища (ВНУ), положение о которых предусматривало изучение учащимися родного языка в качестве необязательного предмета (факультативно), а с согласия министерства можно было вводить его и как обязательный предмет. Во ВНУ принимали детей, закончивших начальную школу. Учились тут четыре года. Первыми были открыты ВНУ в Усть-Сысольске, Ношуле, Мохче и Яренске, в 1913 г. - в Усть-Выми, в 1914 г. - в Усть-Куломе, в 1915 г. - в Визинге и Помоздино. Ходатайствовали об открытии ВНУ жители Деревянска, Лоймы, Межадора и других сел. Недостаток учебных пособий по коми языку (хотя и несовершенные, они все же стали появляться в XIX в. - см. об этом в разделе “Научные исследования”) делал изучение этого предмета чрезвычайно сложным, да и руководство училищ больше занимали проблемы усвоения учащимися русского языка. В Усть-Вымском училище “в стенах школы строго воспрещалось говорить по-зырянски”. Учителям Визингского училища инспектор посоветовал “не прибегая к репрессивным мерам, убеждать учеников говорить между собой на русском”.

Тем, кто хотел продолжить свое обучение и выучиться, например, на учителя начальных классов, приходилось уезжать из Коми края в Тотьму или другие города, где имелись учительские семинарии. В Коми крае только в 1916 г. открылась учительская семинария, располагавшаяся в Усть-Сысольске. Помимо других предметов, в ней изучался и коми язык.

Появлялись в Коми крае и учебные заведения, в которых можно было освоить какое-нибудь ремесло. В 1890 г. земство открыло в Усть-Сысольске слесарно-кузнечную мастерскую для обучения “мальчиков из населения города и уезда”. С 1904 г. здесь открылось столярное отделение. Никаких общеобразовательных дисциплин не преподавалось. Вели занятия не педагоги, а специалисты-мастеровые. В 1911 г. мастерскую закрыли.

В 1902 г. земство организовало практическую сельскохозяйственную ферму в Верхнем Чове (поблизости от Усть-Сысольска). Тут мальчики обучались различным техническим приемам землепашества, травосеяния, огородничества, животноводства. В том же году открылась ремесленная школа в Айкино (со столярным и слесарно-кузнечным отделениями), в 1910 г. - в Усть-Сысольске (со слесарно-кузнечным и слесарно-токарным отделениями; усть-сысольское земство ходатайствовало об ее открытии с 1907 г.).

В начале XX в. появились и учебные заведения, предназначавшиеся для обучения взрослого населения. 16 января 1905 г. в Усть-Сысольске открылись мужская и женская воскресные школы (просуществовавшие до 1909 г.). Занятия в них проводились по воскресеньям. Желающих учиться оказалось много, принять могли не всех. Большинство учащихся было лет 14-16 (моложе в воскресные школы не брали), но учились и люди куда более взрослые - до 30 лет и старше. Неграмотные начинали с азбуки и счета, более подготовленные изучали правописание, занимались чтением, историей, географией и др. С теми, кто плохо знал русский, занимались на коми языке. Преподаватели (А.А.Цембер и др.) работали бесплатно.

Мохченский священник П.Михайлов, видя “потребность для будущих пастырей зырянских приходов, как и для учителей и чиновников в тамошних селениях, обучаться зырянскому языку” и “руководствуясь желанием принести пользу...своими познаниями в ижемско-зырянском языке”, составил “правила, таблицы и формы к изучению ижемско-зырянского языка с присовокуплением кратких приемов обыкновенного разговора”, чтобы “всякий человек, умеющий читать по-русски, мог самостоятельно научиться говорить и писать по-зырянски”. (П.Михайлов полагал также, что коми язык “необходимо поддерживать в детях тех священнослужителей, которые служат в зырянских приходах”). В 1873 г. в Архангельске было издано его “Практическое руководство к изучению ижмо-зырянского языка”.

Благодаря росту числа школ в Коми крае все больше становилось грамотных людей. Уроженец с.Турья (на Выми) П.А.Сорокин, ставший позднее всемирно известным ученым-социологом, в одной из первых своих работ в 1911 г. даже писал, что “зыряне - третий народ по грамотности в России: первыми идут немцы, вторыми евреи и затем зыряне”.

Библиотеки и книжное дело

Самые первые библиотеки появились в Коми крае еще в конце XIV в. в монастырях. Состояли они, главным образом, из богослужебной литературы, жизнеописаний различных деятелей христианской церкви. Пользовались ими сами монахи. Книги там хранились бережно, по возможности пополнялись все новыми и новыми томами. В библиотечке Ульяновского монастыря в XIX в. насчитывалось около тысячи книг.

В ноябре 1837 г. в Усть-Сысольске открылась первая в Коми крае публичная библиотека (кроме нее, имелась библиотека в Яренске при тамошнем училище). Ее членами-основателями являлись местные чиновники, учителя и купцы И.Михайлов, Н.Попов, С.Мельников, А.Држевецкий и др., пожертвовавшие по нескольку книг из своих небольших собраний и давшие деньги для выписки книг из Санкт-Петербурга и Москвы. Библиотека создавалась при активном участии профессора Московского университета Н.И.Надеждина, находившегося в то время в усть-сысольской ссылке. За пользование библиотекой читатели должны были вносить определенную плату. Как сообщала газета “Вологодские губернские ведомости”, “по общему согласию основателей хранителем книг избран ... титулярный советник Андрей Попов, в доме которого и помещена теперь библиотека в нарочно устроенных красивых шкафах”.

В 1848 г. в библиотеке имелось около 1000 томов, в 1853 г. - 1737. В библиотеку поступали самые разнообразные газеты и журналы: “Вологодские губернские ведомости”, “Земледельческая газета”, “Детский журнал”, “Современник”, “Живописный сборник”, “Художественный листок”, “Журнал Министерства внутренних дел”, “Вестник Императорского русского географического общества”, журнал для детей “Звездочка”, “Северная пчела”, “Отечественные записки” и прочие. По количеству книг Усть-Сысольская библиотека занимала второе место в губернии (после Вологодской, находившейся в губернском центре). В 1866 г. здесь было уже 2890 томов (1020 из них - журналы и альманахи). В конце XIX в. в библиотеке имелось свыше 9000 томов. В ее фондах хранилось более 400 старинных рукописей, исторических документов, рукописей по этнографии, географии и др., но в 1892 г. их передали в Санкт-Петербургскую публичную библиотеку (теперь эти рукописи хранятся в Отделе рукописей Российской национальной библиотеки в Петербурге).

18 июня 1899 г. в Усть-Сысольске открылась городская бесплатная библиотека-читальня, учрежденная городской думой для того, чтобы “дать возможность всем без различия пола, возраста, состояния жителям г.Усть-Сысольска и пригородных слобод и деревень на расстоянии 5 верст от города безвозмездно пользоваться книгами для чтения на дому, а также и в помещении библиотеки”. Заботу о хранении, приобретении и выдаче книг взяли на себя В.Е.Кичин, А.Н.Малышев, А.А.Цембер и учителя городских школ. Все они трудились тут на общественных началах. Средств на развитие бесплатной библиотеки выделялось очень мало. Газета “Север” в 1907 г. писала о ней: “Маленькая темная комната, старые, давно вышедшие в тираж издания, 100 рублей на расходы и пополнение книг ежегодно, - вот физиономия этого просветительского детища городской управы”.

В 1902 г. открылась Усть-Сысольская публичная земская библиотека. Ее посетители должны были платить за услуги (бесплатно книгами могли пользоваться только земские служащие). Наконец, хорошая библиотека имелась в женской гимназии в Усть-Сысольске - сюда передал собранные им несколько сотен книг усть-сысольский чиновник и писатель Ф.А.Арсеньев.

Открывались библиотеки и в других населенных пунктах Коми края. В Выльгорте на волостном сходе 28 ноября 1894 г. крестьянин Н.П. Чеусов сказал: “Так как на большое благотворение средствами мы не обладаем, было бы и то доброе дело, если бы мы открыли хотя бы небольшую народную читальню, ибо этим темные люди могли бы получить некоторый свет и познание для пользы своего хозяйства и государства”. 28 февраля 1897 г. выльгортская библиотека-читальня была торжественно открыта. В Койгородке появились даже две библиотеки - в 1896 и 1990 гг. К началу XX в. в Усть-Сысольском и Яренском уездах открылось 9 библиотек. В начале XX в. благодаря субсидиям из фонда, созданного просветителем Ф.Павленковым, количество библиотек заметно возросло. В 1902 г. открылась бесплатная народная библиотека в Палевицах, в 1904 г. - в Дзели и Часово, в 1909 г. - в Слудке, в 1911 г. - в Ипатово и т.д. В 1915 г. в Усть-Сысольском уезде имелось 65 народных библиотек, в Яренском уезде - 41, в Печорском уезде - 4. Кроме того, существовали библиотеки и читальни при училищах и некоторых волостных правлениях (как в Выльгорте).

Конечно, библиотеки при всем своем большом значении имели и огромный недостаток: в них крайне мало было книг на коми языке. Между тем население Коми края в большинстве своем неважно владело русским, а то и вовсе не знало его. Коми книгу грамотные люди могли бы читать своим соседям, односельчанам, и нет сомнения, что это вызвало бы живейший интерес. Недаром живший в Усть-Сысольске врач А.Држевецкий писал о коми: “Это народ умный, общественный, способный к восприятию просвещения”. Русские же книги могли воспринимать лишь знающие русский язык.

Понимая это, энтузиасты из числа прсвещенных жителей Коми края наряду с собиранием книг предпринимали и попытки перевода их на коми язык, идя по стопам Стефана Пермского, который первым начал это чрезвычайно важное дело. Долгое время после его смерти никто не занимался переводами. Но в XIX в. начался бурный процесс переводческой деятельности. Духовенство, сокрушаясь о “недостаточной нравственности” местных жителей (именно в этом оно видело, в частности, причину крестьянских волнений в некоторых волостях края в I половине XIX в.), поощряло переводы церковных книг на коми язык, полагая, что религиозно-нравственная литература на родном языке будет понятна и доступна населению, и ее чтение благотворно скажется на общественной морали.

Известный русский ученый П.И.Савваитов тоже полагал, что “нужда в таких сочинениях, особенно в настоящее время, при улучшении внешнего быта зырян, весьма ощутительна. В этом лично я удостоверился во время последнего своего путешествия по краям зырянским...в...1846 году”. “Некоторые из достойных служителей алтаря, - отметил он, - желая удовлетворить духовным нуждам своей паствы”, уже занялись переводами “книг духовного содержания” на коми язык.

В начале XIX в. усть-сысольский протоиерей А.Шергин перевел “Евангелие от Матфея”. Священник объячевской церкви Л.В.Багин в 1821 г. также перевел на коми “Евангелие”. Усть-сысольский протоиерей В.Кокшаров перевел несколько чтений из книг “Ветхого Завета”, усть-сысольский священник М.Георгиевский - “Начатки Христианского учения”, священник В.Куратов - “Книгу деяний апостольских”, священник П.Распутин - “Псалмы” и т.д.

Переводами занимались не только священнослужители. Яренский учитель Е.Афанасьевский перевел на коми “Евангелие от Марка”, отставной офицер Н.П.Попов - “Книгу псалмов”. Перу А.Е.Попова принадлежат несколько осуществленных в 1840-60-хх гг. переводов как религиозной, так и другой литературы общественно-полезного содержания: “Извлечение из наказа государственным крестьянам о предупреждении пожаров в государственных селениях”, “Сельский полицейский устав для государственных крестьян”, “Избранные места из книги училища благочестия на русском и зырянском языках с назидательными нравоучениями, приспособленными к понятиям зырян” и др. Было подготовлено немало словарей и учебных пособий по коми языку. Качество переводов далеко не всегда было удовлетворительным.

Часть переведенных книг осталась в рукописях, но немало было издано. С 1813 по 1913 гг. на коми языке вышло около 70 наименований книг, брошюр и т.п. Наибольшую известность получил труд коми ученого и просветителя Г.С.Лыткина “Зырянский край при епископах пермских и зырянский язык”, изданный в Петербурге в 1889 г. Книги печатались в разных местах. В самом Коми крае долгое время не было типографии. Только 12 мая 1906 г. в Усть-Сысольске открылась небольшая типография, принадлежавшая З.Д.Следникову. В ней изготовлялись, главным образом, визитные карточки и бланки, но именно здесь были напечатаны и сборники коми фольклора и произведений коми поэтов, сыгравшие большую роль в популяризации коми литературы и народного творчества.

Если бы в Коми крае существовала периодическая печать, то многие религиозные, художественные и прочие произведения, наставления, рекомендации на коми и русском языках могли бы иметь гораздо большую аудиторию. Видный коми ученый, писатель и просветитель К.Ф.Жаков в 1909 г. предлагал усть-сысольскому земству организовать издание такой газеты. “Газета займется изучением жизни зырян - чтобы отвлечь их от пороков, как пьянство, и познакомить их с богатствами и всеми формами труда на севере. Она опишет в своих статьях и в рассказах на родном языке их быт и нравы и пути улучшения формы жизни. Север велик, и жизнь разнообразна, следовательно, еженедельная газета, не касаясь политики, найдет обильный материал для своего содержания”, - говорил он. Но, к сожалению, первые газеты в Коми крае появились только в 1917 г., а журналы - и того позже.

Наши рекомендации