I период (сентябрь — ноябрь)

Предисловие

 
 

Данное пособие предназначено логопедам и дефекто-логам для проведения фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми с общим недоразвитием речи. Оно также может быть использовано воспитателями и родителями.

Общее недоразвитие речи (ОНР) — системное нарушение, которое характеризуется нарушениями звукопроизношения, фо­нематического восприятия, слоговой структуры, звуконаполня-емости слов, грамматического строя речи. У детей этой группы плохо развит словарный запас, страдает связная речь; наблю­даются отклонения в общей и артикуляционной моторике.

Речевой дефект отрицательно влияет на развитие нервно-пси­хической и познавательной деятельности, поэтому часто у детей с ОНР наблюдается задержка темпа психического развития, что проявляется в незрелости высших психических функций.

Дефицит речевых средств создает проблемы и при адап­тации детей в начале школьного периода. Поэтому нельзя пренебрегать той коррекционной помощью, которую ока­зывают специалисты детям с ОНР еще в дошкольном воз­расте.

Успешная логопедическая работа в этих случаях становит­ся возможной только при наличии комплексного медико-пе­дагогического подхода, который выражается в следующем:

—медикаментозное лечение и психотерапия;

—логопедическое воздействие специалистов;

—максимальная помощь родителей и воспитателей;

— нейропсихологическая направленность коррекционной работы, учитывающая весь симптомокомплекс имеющейся у детей недостаточности.

Настоящее пособие разработано с учетом рекомендаций Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной «Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с ОНР». Изменения коснулись формы и содержания работы, а также режима дня и сетки занятий.

В старшей логопедической группе для детей с ОНР фронтальные занятия проводятся со всей группой (10 человек), а не с подгруппами. Закрепление материала фронтальных занятий поизводится в подгруппах (2—3 человека) в логопедическом каби­нете или на вечерних занятиях воспитателя по заданию логопеда. Таким образом, у детей освобождается время для настольных и подвижных игр, что немаловажно для их здоровья.

Занятия имеют комбинированный характер, что выражается не только в обогащении словаря, но и коррекции грамматического строя речи, развитии звукового анализа, моторики речевого аппарата, активизации высших психических функций.

Материал, содержащийся в пособии, имеет многофункциональный характер. Игры и упражнения, подобранные в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие фонематического восприятия, произносительных навыков, слухового внимания, вербальной памяти, артикуляционной моторики. Упражнения, предусматривающие компенсацию высших психических функций, — максимально вербализированы.

Коррекционную работу, рассчитанную на 30 недель, условно можно разделить на три периода: I период — сентябрь, октябрь, ноябрь; II период — декабрь, январь, февраль; III период— март, апрель, май. В течение I периода проводится по два фронтальных логопедических занятия в неделю; во II и III периодах — по три занятия в неделю, одно из которых по фонетике. Каждый период включает в себя 10 тематических циклов.

В книге представлены сетка занятий на год, примеры типовых занятий и материалы по тематическим циклам.

Автор не счел нужным превращать пособие в сборник конспектов, так как большинство специалистов имеют богатый опыт и могут творчески использовать предлагаемый материал при подготовке к занятиям.

Сетка занятий в старшей логопедической группе для детей с ОНР

Римеры типовых занятий

Пособие разработано с учетом

рекомендаций Т. Б. Филичевой и

Г. В. Чиркиной «Коррекционное обучение и

воспитание детей 5-летнего возраста с ОНР».

Примеры типовых занятий на неделю

I период

Тематический цикл «Овощи»

Занятие 1

Цель занятия.Работать над речевым материалом по теме «Овощи»; учить составлять предложения; формировать на­выки словообразования.

Материалы.Картинки с изображением огорода и овощей, наборное полотно.

Ход занятия

Организационный момент

Логопед объясняет детям правила поведения на занятии. Артикуляционная гимнастика

Эта гимнастика повторяется на каждом занятии. Упражне­ния проделываются по 5—10 раз:

«Заборчик» —«Хоботок» (ии-уу);

«В лесу» (аа-уу);

«Овал» (оо); . «Почистить» зубки языком;

«Облизать» верхнюю и нижнюю губу;

«Уколоть» щеки языком;

«Качели» (кончик языка прикасается поочередно то кверх­ней губе, то к нижней);

«Болтушка» (движение языком вперед-назад);

«Лошадки» (цоканье языком); «поцелуем куклу»;

«Чашечка» (для звука [ш]; широкий язык в форме чашечки поднят кверху, края прижаты к верхней губе).

Занятие 2

Цель занятия.Систематизировать знания детей по теме; развивать навыки связной речи, слуховое внимание, созна­тельное восприятие речи и произносительные навыки.

Материалы.Изготовленная из картона корзина с прорезя­ми для силуэтов овощей, силуэты овощей.

Ход занятия

Организационный момент

Дети называют овощи и садятся.

Артикуляционная гимнастика

Психоречевая гимнастика

По усмотрению логопеда может быть использована на ин­дивидуальных занятиях.

• Повторение слоговых цепочек:

ут-ат, ут-ат-от;

кто-кту, кто-кту-кты;

га-ква, ба-пва, да-тва; га-га-ква,

ба-ба-пва, да-да-тва.

•«Спрячь слоги в ладошки». Выхлопывание слоговой структуры слов по теме «Овощи»:

по-ми-дор;

ре-дис-ка;

ка-ба-чок и т. д. .

• Речевая подвижная игра:

«Хлоп-хлоп-хлоп» (хлопки руками);

«Стук-стук-стук» (удары кулаками по столу);

«Шлеп-шлеп-шлеп» (удары ладонями по столу);

«Топ-топ-топ» (ногами левой—правой—левой).

•Считалка «Овощи». На каждую строчку считалки — четыре удара мяча об пол.

Раз, два, три, четыре,

Дети овощи учили:

Лук, редиска, кабачок,

Хрен, морковка, чесночок.

Итоги занятия

Логопед. Что собрала Зина? (Овощи.) Куда она сложила урожай?

Примеры типовых занятий на неделю II-III периоды

Тематический цикл «Посуда»

Занятие 1

Цель занятия.Работать над речевым материалом по теме «Посуда»; учить составлять предложения с предлогами с, из; формировать навыки словообразования.

Материалы.Предметы посуды или картинки с ее изображением.

Ход занятия

Организационный момент

Дети называют известные им предметы посуды и садятся. Артикуляционная гимнастика

Итоги занятия

Логопед. О чем мы сегодня говорили? (О посуде.) Ка­кие предметы посуды вы знаете?

Занятие 2

Цель занятия.Систематизировать знания детей по теме; развивать слуховое внимание; сознательное восприятие речи и произносительные навыки.

Материалы.Предметы посуды или картинки с ее изобра­жением.

Ход занятия

Организационный момент

Артикуляционная гимнастика

Психоречевая гимнастика

• Повторение цепочек однокоренных слов:

чай — чайник — чайничек;

кофе — кофейник — кофейничек;

нож —- ножик — ножичек;

ковш — ковшик — ковшичек;

таз — тазик — тазики;

кувшин — кувшинчик — кувшинчики.

• Считалка «На моей тарелочке». На каждую строчку — четыре удара мяча об пол:

На моей тарелочке —

Рыженькая белочка,

Чтоб была она видна,

Все съедаю я до дна.

•Одновременно отхлопать и оттопать каждый слог загадки «Чайник»:

Из горячего колодца через нос водица льется.

Итоги занятияЛогопед. Какая бывает посуда? (Столовая, чайная.)

Занятие 3. (фонетическое занятие на звук [а])

Цель занятия.Формировать умение различать и правиль­но произносить звук [а]; учить выполнять звуковой анализ слова; развивать речевую память и произносительные на­выки.

Материалы.Предметные картинки, в названии которых есть звук [а].

Ход занятия

Организационный момент

Артикуляционная гимнастика

Знакомство со звуком [а]

• Наблюдение перед зеркалом за положением артикуляционных органов, за воздушной струей и голосом.

Характеристика звука: поется, значит гласный.

• Выделение начального ударного гласного в произношении слов по картинкам: Аня, Алла, Ася, август, армия, азбу­
ка, астра, арка и т.д.

Дети выделяют звук [а] растянутым, длительным произно­шением.

• Игровое упражнение «Мы учим звук А»:

Мы учим звук А: а-а-а, а-а-а,

Азбука, армия, аист, ага.

• Повторение слоговых цепочек:

а-а-ам; а-а-ма; ам-ав;

а-а-ах; а-а-ха; ак-ап;

а-а-ав; а-а-ва; а-ам-ав;

а-а-ап; а-а-па; а-ап-ах.

• Игра «Хлопни в ладоши». Логопед произносит звуки. Услышав звук [а], дети должны хлопнуть в ладоши:

а, у, о, у, а, а, о, у, а.

• Проговаривание слов, начинающихся со звука [а]. Логопед
произносит слова, дети повторяют только те, которые начинаются со звука [а]: Оля, утка, арбуз, аптека, иголка, апельсин, ананас, усы, автобус, удочка, аквариум.

• Считалка. На каждую строчку — четыре удара мяча об пол.

Вот со звуком А считалка:

Ананас, автобус, арка.

• Воспроизведение слоговых рядов:

ак-ак-ак-мак;

ак-ак-ак-рак;

ак-ак-ак-бак;

ак-ак-ак-лак.

Итоги занятияЛогопед. Какой звук мы сегодня изучали?



ематические циклы

В течение I периода проводится по два

фронтальных логопедических занятия в неделю,

во II и III периодах - по три занятия в неделю,

одно из которых по фонетике.

Первый период

сентябрь — ноябрь

Психоречевая гимнастика

• Повторение слоговых цепочек:

та-то-ту; так-ток-тук;

пта-пто; пта-пту;

моу-воу; бау-пау;

мот-вот; гау-кау;

бот-пот; кот-гот.

•«Сколько в слове слогов?» Отстучать карандашом количество слогов в словах: мама, бабушка, дети, сын, дочь.

• Речевая подвижная игра «Сначала буду маленьким». Дети садятся на корточки, наклонив голову и обхватив руками колени, потом постепенно выпрямляются, становятся на носки и тянутся вверх, поднимая руки.

Сначала буду маленьким,

К коленочкам прижмусь.

Потом я вырасту большим,

До лампы дотянусь.

• Считалка «Детский сад». На каждую строчку считалки четыре ритмичных удара мяча об пол:

Детский сад мы очень любим,

В нем играть, расти мы будем.

Тематический цикл «Овощи»

(вторая неделя)

Дети должны усвоить:основные названия овощей, где они растут, как за ними ухаживают, что из них готовят, что в них много витаминов.

Лексический материал:овощи, их цвет, форма, вкус; уро­жай, грядки, огород, в земле, на земле; расти, зреть, поли­вать, полоть, копать, собирать, ухаживать; зрелый/незрелый, спелый/неспелый.

Развитие связной речи

•Рифмованный рассказ «Корзина с урожаем». На доске — изготовленная из картона корзина с прорезями. Логопед читает рассказ и вставляет силуэты овощей в прорези корзины.

Собрала урожай Зина и сложила его в корзину:

Вот помидор красный — овощ прекрасный,

Вот овальный огурец — зеленый молодец,

Вот морковка-краса — длинная коса,

Вот вкусная картошка — для супа и окрошки,

Вот крупная свеклуша — мы любим ее кушать.

Логопед читает рассказ второй раз. Дети повторяют каждое предложение, разбивая его на две логические части.

Психоречевая гимнастика

• Повторение слоговых цепочек:

ут-ат, ут-ат-от;

кто-кту, Кто-кту-кты;

га-ква, ба-пва, да-тва;

га-га-ква, ба-ба-пва, да-да-тва.

•Игра «-Спрячь слоги в ладошки». Выхлопывание слоговой структуры слов:

по-ми-дор;

ре-дис-ка;

ка-ба-чок и т.д.

•Речевая подвижная игра:

«Хлоп-хлоп-хлоп» (хлопки руками);

«Стук-стук-стук» (удары кулаками по столу);

«Шлеп-шлеп-шлеп» (удары ладонями по столу);

«Топ-топ-топ» (ногами левой—правой—левой).
•Считалка «Овощи». На каждую строчку считалки — четы­
ре удара мяча об пол..

Раз, два, три, четыре,

Дети овощи учили:

Лук, редиска, кабачок,

Хрен, морковка, чесночок.

Тематический цикл «Фрукты»

(третья неделя)

Дети должны усвоить:основные названия фруктов; где они растут; что из них можно приготовить; что во фруктах мно­го витаминов; как ухаживают за фруктовыми деревьями.

Лексический материал:фрукты, их названия, цвет, форма, вкус; сад, дерево, ветки, корни, плоды; удобрение, вредите­ли, урожай; расти, зреть, поливать, собирать, копать, ухажи­вать; зрелый/незрелый, спелый/неспелый.

Развитие связной речи

• Рассказ-описание «Лимон»:

«Лимон — это фрукт. Он растет на дереве. Лимон круглый, жел­тый, твердый, кислый. Внутри у него косточки. Лимон покрыт ко­журой. Он полезный. Его кладут в чай».

Психоречевая гимнастика

• Выполнение многоступенчатых инструкций логопеда:

— Яблоко положи в корзину, а сливу —в вазу.

—Яблоко положи в корзину, сливу —на стол, а мандарин

возьми в руку.

— Положи яблоко возле лимона, а сливу спрячь в ладонях.

— Расскажи, что ты делал.

• На доске пять картинок: яблоко, груша, слива, банан, лимон. Поочередно каждым пальцем, начиная с большого, дети отстукивают слова по столу. Повторить упражнение с закрытыми глазами.

• Пальчиковая гимнастика «В сад за сливами». Логопед произносит текст, а дети выполняют движения пальцами:

Толстый палец и большой в сад за сливами пошел,

Указательный с порога указал ему дорогу.

Средний палец —самый меткий, он сбивает сливы с ветки.

Безымянный — собирает, а мизинчик-господинчик

В землю косточки бросает.

Развитие связной речи

• Рассказ-описание с элементами сравнения «Помидор и яблоко»:

«Помидор — это овощ. А яблоко — это фрукт. Помидор растет на грядке. А яблоко — на дереве. Помидор — круглый, красный, мягкий, кисло-сладкий. Яблоко — круглое, зеленое, твердое, сладкое. Из помидора делают салат, сок, соус. А из яблока — пюре, компот, повидло, варенье».

Психоречевая гимнастика

•«Сосчитай до пяти». Загибая пальчики, дети должны со­считать фрукты или овощи. (Один лимон, два лимона, три лимона, четыре лимона, пять лимонов и т.д.)

• Повторение слоговых цепочек:

ап-та-ква,

ла-па-дма;

оп-то-кво,

да-на-ква;

уп-ту-кву,

га-ту-квы;

ып-ты-квы,

ба-па-кма;

два-хва-сва.

• Выполнение многоступенчатых инструкций логопеда:

— Подай яблоко, потом помидор, а после — лимон.

— Разложи картинки по порядку: огурец, чеснок, яблоко,
ананас.

• Речевая подвижная игра. На каждый слог дети хлопают, затем топают, стучат кулаками и снова топают, поворачиваясь вокруг себя:

Мы руками — хлоп-хлоп-хлоп,

А ногами — топ-топ-топ.

Кулаками постучим,

Повернемся и молчим.

Тематический цикл «Грибы»

(пятая неделя)

Дети должны усвоить:основные названия грибов, где они растут, что из них готовят, съедобные/несъедобные грибы.

Лексический материал:белый гриб, подберезовик, подоси­новик, сыроежка, опенок, мухомор, бледная поганка; съе­добный, ядовитый; шляпка, ножка.

Развитие связной речи

Чтение, пересказ по цепочке и драматизация сказки В. Сутеева «Под грибом».

Психоречевая гимнастика

• Пальчиковая гимнастика «Грибы»:

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик сел и съел,

Оттого и потолстел.

•Считалка «Лисички». На каждую строчку считалки —четыре удара мяча об пол.

У мосточка под кусточком—

Две лисички, две сестрички.

• Речевая подвижная игра «За грибами». Импровизация движений:

Мы в лес пойдем,

Мы гриб найдем,

Ау, ау! Никто не отзывается,

Лишь эхо откликается.

Тематический цикл «Осень»

(шестая неделя)

Дети должны усвоить:основные признаки осени (похоло­дание, изменение окраски растений, опадание листьев, ту­чи, дожди; сбор урожая; перелет птиц на юг).

Лексический материал:осень, урожай, овощи, фрукты, грибы, дождь, тучи, листопад; желтеть, краснеть, увядать, засыхать, опадать, осыпаться, собирать, улетать, моросить.

Лексико-грамматические игры и упражнения•«Что бывает осенью ?» Беседа об осени. Демонстрация предметных и сюжетных картинок.

• «К нам пришла осень». Отработка падежных окончаний.

Мы ждали... (осень).

Долго не было... (осени).

Мы рады... (осени).

Мы одеваемся тепло... (осенью).

Мы поем песни об... (осени).

Мы любим... (осень).

•«Сад и огород». Закрепление употребления в речи обобщающих слов; осень, урожай, сад, огород, овощи, фрукты. Логопед спрашивает детей, где — в саду или на огороде растет изображенный на картинке фрукт или овощ.

Психоречевая гимнастика•«Спрячь слоги в ладошки». Логопед начинает игру:

Буду я сейчас водить,

Слова вслух произносить,

Слово нужно повторить

И на части разделить.

Логопед произносит слова (см. лексический материал по теме «Осень»), а дети хлопками в ладоши делят слова на слоги.

• Стихотворение «Здравствуй осень!» Логопед читает стихотворение. Дети в такт чтению пальчиками перекатывают по столу карандаш (вперед-назад).

Здравствуй осень, здравствуй осень,

Хорошо, что ты пришла,

У тебя мы, осень, спросим —

Что в подарок принесла?

• Воспроизведение ритмического рисунка стихотворения . «Здравствуй осень» с помощью слога «та»:

та-та, та-та, та-та, та-та,

та-та-та, та-та, та-та,

та-та-та-та, та-та, та-та—

та-та-та-та, та-та-та?

• Прошагать стихотворение «Листопад». На каждую строчку четыре шага в такт.

Листопад, листопад,

Осыпается наш сад,

Листья желтые летят,

Под ногами шелестят.

Развитие связной речи

• Составление рассказа о птичке, которая вылетела из гнезда в поисках корма.

Примерный словарь: летать, вылетать, прилетать, облетать, залетать, слетать, улетать, махать, щебетать, ходить, прыгать (практическое усвоение глаголов с разными приставками).

Для игры рекомендуется использовать макет гнезда и птич­ки из бумаги.

Психоречевая гимнастика

• Повторение цепочек слов (сначала по картинкам, а затем без них):

грач — ласточка — кукушка — скворец;

утка —лебедь — гусь — журавль и т.д.

• Речевая подвижная игра «Птички». Речь логопеда дети сопровождают движениями.

Птички летели,

Крыльями махали,

На деревья сели,

Вместе отдыхали.

Тематический цикл «Лес»

(восьмая неделя)

Дети должны усвоить:что растет в лесу; кто в нем обитает; строение дерева, изменение его в зависимости от времени года; для чего нужны деревья.

Лексический материал:дуб, береза, липа, рябина, клен, ель, сосна; деревья, кустарник, трава, цветы; крона, ветки, ствол, корень, листья, листва; набухает, лопается, растет, опадает, листопад, березовый; насекомые, животные, птицы.

Тематический цикл «Игрушки»

(девятая неделя)

Дети должны усвоить:названия игрушек, из чего они сделаны, как с ними обращаться.

Лексический материал:машина, пирамида, матрешка, кукла, кубики, конструктор, мозаика, барабан; строить, склады­вать, наряжать и т.д.

Развитие связной речи

• Рассказ-описание «Кукла»:

«Это — кукла Маша. Ее купили в магазине. Она сделана из ре­зины. У куклы есть головка, шейка, ручки, туловище, ножки. Кукла нарядная. На ней красное платьице и белые туфельки. Кукла Маша — игрушка. С ней играют. С куклой нужно обращаться аккуратно».

Психоречевая гимнастика

•Слоговой анализ слов: пирамида, мозаика, неваляшка, Чебурашка. Отстукать количество слогов подбородком по тыльной стороне ладони.

• Выполнение многоступенчатых инструкций логопеда:

—Покажи куклу карандашом, обведи карандашом матрешку и постучи карандашом по барабану.

—Расскажи, что ты делал и т.д.

• Считалка «Мяч». На каждую строчку —четыре удара мяча об пол.

Чуть ударишь этот мячик —

Начинает он скакать.

Скачет, скачет, скачет, скачет

И не хочет перестать.

•Речевая подвижная игра «Маша и куклы». Ритмично подняться на носочки и опуститься на пятки.

Наша Маша рано встала,

Кукол всех пересчитала:

Две матрешки — на окошке,

Две Танюшки — на подушке,

Две Иринки —на перинке,

А Петрушка в колпаке —

На дубовом сундуке.

Психоречевая гимнастика

• «Исправь ошибку». Логопед произносит слова со смещенным ударением. Дети должны исправить ошибку: кофточка, рукавица, платье, рубашка, сарафан, фартук.

• «Повтори цепочку слов, пропустив лишнее»:

платье, кукла, шарф, шапка; шуба, пальто, санки, штаны.

•Речевая подвижная игра «Сапожки». Импровизация движений:

Нарядили ножки в новые сапожки,

Вы шагайте, ножки, прямо по дорожке.

Вы шагайте, топайте, по лужам не шлепайте,

В грязь не заходите, сапожки не рвите.

Второй—третий периоды

Декабрь-февраль, март-май

Тематический цикл «Посуда»

(одиннадцатая неделя)

Дети должны усвоить:основные названия предметов посуды, из чего она сделана, где хранится.

Лексический материал:посуда, ее виды, столовая, чайная; накрывать, убирать, ставить, разбивать; стеклянный, железный, прозрачный и т.д.

Психоречевая гимнастика

• Повторение цепочек однокоренных слов:

чай — чайник — чайничек;

кофе — кофейник — кофейничек;

нож — ножик — ножичек;

ковш — ковшик — ковшичек;

таз — тазик — тазики;

кувшин — кувшинчик — кувшинчики.

• Считалка «На моей тарелочке». На каждую строчку — четыре удара мяча об пол:

На моей тарелочке —

Рыженькая белочка,

Чтоб была она видна,

Все съедаю я до дна.

• Одновременно отхлопать и оттопать каждый слог загадки «Чайник»:

Из горячего колодца через нос водица льется.

Уточнение артикуляции и произношения звука [а]

•Наблюдение перед зеркалом за положением артикуляционных органов, за воздушной струей и голосом. Характеристика звука: поется, значит гласный.

•Повторение слоговых цепочек:

а-а-ам; а-а-ма; ам-ав;

а-а-ах; а-а-ха; ак-ап;

а-а-ав; а-а-ва; а-ам-ав;

а-а-ап; а-а-па; а-ап-ах.

• Выделение начального ударного гласного в словах: Аня, Алла, Ася, август, армия, азбука, астра, арка.

Дети подчеркивают звук [а] растянутым, длительным про­изношением.

• Игра «Хлопни в ладоши». Выделение звука [а] (хлопками):

а, у, о, у, а, а, о, у, а.

• Проговаривание слов, начинающихся со звука [а]: Оля, утка, арбуз, аптека, иголка, апельсин, ананас, усы.

• Игровое упражнение «Мы учим звук А»:

Мы учим звук А: а-а-а, а-а-а,

Азбука, армия, аист, ага.

• Считалка. На каждую строчку считалки — четыре удара мяча об пол:

Вот со звуком А считалка:

Ананас, автобус, арка.

• Воспроизведение слоговых рядов:

ак-ак-ак-мак;

ак-ак-ак-рак;

ак-ак-ак-бак;

ак-ак-ак-лак.

Развитие связной речи

• Составление рассказа «Гости» по опорным предметным картинкам:

«У Сони день рождения. К ней пришли гости. Мама испекла творожный пирог. Бабушка сварила клубничное варенье. Папа ку­пил овсяное печенье. Брат подарил сливочное мороженое. А гос­ти принесли фруктовый торт. Всем было весело».

Психоречевая гимнастика

• «Подумай и ответь»:

Котлеты варят или жарят?

Хлеб ломают или режут?

Сок пьют или едят?

• Речевая подвижная игра «Точильщики». Импровизация движений.

Точим нож, точим нож,

Будет очень он хорош,

Будет резать он припасы:

Масло, сало и колбасы,

Помидоры, огурцы.

Угощайтесь, молодцы!

• Считалка под мяч:

Пек Мишутка пирожки,

Вышли чудо-пирожки.

Уточнение артикуляции и произношения звука [у]

•Характеристика звука (гласный — поется, губы «хобот-ком»).

• Повторение слоговых цепочек:

У-у-ум; У-у-мууу; ум-ув;

у-у-ух; У-у-тууу; ук-уп;

у-у-ув; У-у-вууу; у-ум-ув;

у-у-уп; у-у-пууу; у-уп-ух.

• Выделение начального ударного гласного в произношении слов по картинкам: утка, ухо, улица, ужин, усики, угол,

Звук [у] подчеркнуть растянутым длительным произношением.

• «Мы со звуком У играем». Чтение сопровождается показом предметных картинок:

Мы со звуком У играем:

У-у-у — мы повторяем,

Утка, ухо, улица,

Угол, узел, умница.

• Воспроизведение слоговых рядов:

ук-ук-ук-сук;

ук-ук-ук-жук;

ук-ук-ук-лук;

ук-ук-ук-бук.

• «Сколько раз я назову звук [у]?»

У; у-у; у; у-у-у; у-у-а; а-у-а.

• Повторение и анализ звукокомплекса ау.

Логопед. Какой первый звук? Какой второй звук? Сколько всего звуков? Как кричат в лесу, когда заблудятся?

•Речевая подвижная игра «За грибами» (см. тему «Грибы»).

Тематический цикл «Зима»

(тринадцатая неделя)

Дети должны усвоить:основные признаки зимы, как и когда она наступает. На прогулке воспитатель вместе с де­тьми наблюдает за свойствами снега и деревьев.

Лексический материал:зима, зимние забавы, снег, снежинки, пурга, метель, лед, сосульки, холод; замерзать, кружить­ся; пушистый, ледяной и т.д.

Развитие связной речи

• Рассказ по сюжетной картинке «Петя и снеговик»:
«Выпало много снега. Петя вышел на улицу. Он стал лепить снеговика. Сначала скатал большой ком, потом — средний, а затем—маленький. Вместо глаз вставил камешки, вместо носа — морковку, вместо рта —веточку. Снеговик получился красивый».

Психоречевая гимнастика

•«Отшагай скороговорку»:

Такой мороз, такой мороз.

Берет за нос, дерет до слез.

•Считалка под мяч «Снегопад»:

Снего-снего-снегопад,

Каждый очень, очень рад,

Будут лыжи и коньки,

Будут санки и снежки.

•Речевая подвижная игра «Зимой». Импровизация движений:

Мы погреемся немножко,

Мы похлопаем в ладошки,

Ножками потопаем

И себя похлопаем.

Уточнение артикуляции и произношения звука [и]

• Характеристика звука (гласный, значит поется, губы растянуты в улыбке, видны зубы).

• Повторение слоговых цепочек:

и-и-им; и-и-миии; им-ив;

и-и-их; и-и-хиии; ик-ип;

и-и-ив; и-и-виии; и-им-ив;

и-и-ип; и-и-пиии; и-ип-их.

• Выделение начального ударного гласного в словах: Ира, Игорь, имя, ива, иглы, искры.

• Повторение и анализ звукокомплексов.

Как кричат в лесу? (Ау!)

Как кричит ребенок? (Уа!)

Как кричит ослик? (И-а!)

Какой первый звук (второй, последний, сколько всего звуков) (А-у-и)?

• «Какое слово получилось ?»

Дети произносят звук [и], а логопед договаривает слово. И-зюм, и-голка, и-грушка, и-кра, и-риска, и-ндюк, и-ва.

• Выделение слов, начинающихся со звука [и]: иголка, елка, игра, нора, ишак, кушак, Ира, Шура, Игорь, угорь.

Развитие связной речи

• Составление рассказа по опорным предметным картинкам:

«Наступила зима. Выпал снег. Из леса привезли елку. Дети нарядили елку. На праздник пришел Дед Мороз со Снегурочкой. Дед Мороз принес в мешке подарки. Детям было весело».

Психоречевая гимнастика

• «Какое слово короче?»

Снег — снежок, снежок — снежинка, маска — маскарад, ел­ка — хоровод, Снегурочка — снежинка, хоровод — маскарад.

•Отстучать карандашом ритмический рисунок четверо­стишия (каждый слог):

К нам на елку, ой-ё-ёй,

Дед Мороз пришел большой,

Дед Мороз. Дед Мороз,

Он подарки нам принес.

Уточнение артикуляция и произношения звука [о]

• Характеристика звука (гласный, значит поется, губы овалом).

• Повторение слоговых цепочек:

ом-ом-от; оп-оп-оф;

оу-оу-оп; оу-оу-оф;

оу-оу-ох; оу-оу-ок;

ома-ома-оха; опа-опа-офа.

• Выделение начального ударного гласного в словах: Оля, отдых, осы, обувь, отпуск, орден.

• Выделение ударного гласного в конце слова: окно, седло, стекло, крыло, ведро, колесо

Логопед. Какой звук слышится в конце слова?

• Повторение и анализ звукокомплексов: аоу; уио.

Логопед. Произнесите, загибая каждый пальчик, звук [о] столько раз, сколько пальчиков на руке.

Психоречевая гимнастика

•«Спрячь слоги в ладошки». Отхлопать в ладоши количество слогов в словах (см. лексический материал).

• Считалка. На каждую строчку — четыре удара мяча об пол.

Верещунья — белобока,

Все зовут ее сорока.

• «Дятел». Координация речи с движениями (раскрытая

ладонь одной руки изображает дерево, а указательный палец другой руки —клюв дятла. На каждую строчку — четыре удара пальца по ладони):

Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу,

Хоть он скрылся под корой, —

Все равно он будет мой.

Уточнение артикуляции и произношения звука [э]

• Характеристика звука (гласный, значит поется, рот широко раскрыт).

• Повторение слоговых цепочек:

эма-эва-эха; эпа-эта-эка;

эму-эву-э; эпу-эту-э;

эпта-эква; эхма-этва.

• Выделение начального ударного гласного в словах: Эмма, Элла, Эдик, Эрик, эхо, эта, эй, этот.

• Выделение начального безударного гласного в словах: этаж, этажи, этажерка, эскимо, экран.

• «Сколько раз я произнесу звук [э]?»

Э-э-а; э-а; э-э; э-а-э; а-э-а; э-э-э.

•Повторение и анализ звукокомплексов: эау; ауэ; оэа.

Психоречевая гимнастика

• Пальчиковая гимнастика «Дом и ворота». Импровизация движений:

На поляне дом стоит,

Ну а путь к нему открыт,

Мы ворота открываем —

В этот домик приглашаем.

•Речевая подвижная игра «Строим дом». Дети сидят на корточках и стучат кулачками по полу, затем медленно встают, руками изображая пилу:

Стук-стук молотком,

Строим, строим новый дом.

Ты, пила, пили быстрей,

Домик строим для людей.

• Подбор подходящих прилагательных к слову «дом» (боль.., мале.., выс..., низ.., кирпи.., каме.., дере.., нов.., ста.., многоэ.., одноэ.., двухэ.., трехэ.., краси...).

Уточнение артикуляции и произношения звука [м]

• Характеристика звука (согласный, значит не поется, произносится губами —губной).

• Повторение слоговых цепочек:

ма-ма-ам; мау-мау-мы;

ама-ама-ам; ма-мо-му;

аму-аму-ом; ам-ам-ама.

• Выделение начального согласного в словах: мак, мама, маска, мышка, мыло, мост, мошка, муха, Мурка.

• Выделение конечного согласного в словах: сом, ком, дом, лом, ум, ум, изюм.

• «Повтори слова»:

сом-ком-дом; ум-шум-кум;

бом-лом- том; сам-нам-вам.

• «Повтори чистоговороки»:

ама-ама-мама; ома-ома-Рома;

ума-ума-дума; има-има-Дима.

•«Какой звук поется?» Ам, ум, ом, эм, им.

• Упражнение в преобразовании единственного числа глаголов 1 лица настоящего времени во множественное число (звук [м] выделить):

Я сижу, а вы? (мы сидим) Я ем, а вы?

Я стою, а вы? Я пью, а вы?

Я молчу, а вы? Я пою, а вы?

Тематический цикл «Мебель»

(семнадцатая неделя)

Дети должны усвоить:названия основных видов мебели и ее частей.

Лексический материал:виды мебели; части стола, стула, кресла; деревянный, мягкая; расставлять, передвигать; фабрика, столяр и т. д.

Лексико-грамматические игры и упражнения•«Один —много»:

стол — столы;

кровать — кровати;

диван — диваны;

стул —стулья и т.д.

• « Чего не бывает ?»

Стола без крышки, стула без спинки, шкафа без дверцы, кресла без подлокотника, дивана без сиденья, телевизора без экрана, серванта без полок и т.д.

•«Куда спрятались игрушки?» Закрепление употребления предлогов на, за, под.

На доске картинка с изображением комнаты.

Логопед. Маша плохо обращалась со своими игрушками, и они спрятались от нее. Помогите девочке найти игрушки.

Мишка залез на шкаф. Кукла спряталась за шкаф. Мячик закатился под шкаф и т.д.

Развитие связной речи

• Рассказ-описание «Стул»:

«Стул — это предмет мебели. Он сделан из дерева. Он состоит, из: сиденья, спинки, четырех ножек. На стуле сидят». Психоречевая гимнастика

• «Один — одна»:

диван — кровать;

стул — полка;

шкаф — скамейка;

сервант — тахта.

•«Что с чем и с кем „дружит"?» Дети должны дать полный ответ.

Стул «дружит» с кроваткой или тетрадкой?

Стол «дружит» с креслом или тестом?

Шкаф «дружит» с полкой или иголкой?

Кресло «дружит» с диваном или Иваном?

Сервант «дружит» с Людой или посудой?

Полки «дружат» с книжкой или крышкой?

Табурет «дружит» со стулом или мулом?

Диван «дружит» с кушеткой или конфеткой?

• «Исправь ошибку»:

у стула — крышка;

у телевизора — спинка;

у дивана — экран;

у шкафа — подлокотник и т.д.

• «Повтори слова»:

шкаф — шкафчик — шкафчики;

стол — столик — столики;

стул — стульчик — стульчики и т.д.

Уточнение артикуляции и произношения звуков [п] и [п']

• Характеристика звуков (согласные, глухие, твердый и
мягкий, произносятся губами).

• Повторение слоговых цепочек:

пау-пяу; пот-пёт; апа-апя;

пам-пям; пок-пек; апы-апи;

пав-пяв ; пон-пён; апу-апю.

• Выделение начального согласного [п] в словах: палка, паук, паста, пушка, пудель, пуговица, почта, полка, почка.

•«Угадай слово по первому слогу»: пен... (ка), пеш... (ка), пил... (ка), пер... (сик), печ... (ка), пид... (жак), пинг... (вин), пись... (мо).

• «Закончи слово». Выделение конечного согласного [п]: су... (п), укро... (п), кар... (п), сер... (п), тра... (п), тулу... (п), кло... (п).

• Выделение слов со звуком [п']: тёс — пёс; мир — пир, мел — пел, вилка —пилка, лечь —печь, речка —печка, лесенка — песенка, тень —пень, белка —пенка.

Развитие связной речи

• «Рассказ о кораблике». Практическое использование в речи глаголов с разными приставками: отплыл, уплыл, приплыл, заплыл, доплыл. (Кораблик отплыл от берега и поплыл.)

Психоречевая гимнастика

•Считалка «Машина». На каждую строчку — четыре удара мяча об пол.

Не летает, не жужжит,

Жук по улице бежит.

И горят в глазах жука

Два блестящих огонька.

• Речевая подвижная игра «Самолет». Дети встают на носки, руки поднимают вверх, затем садятся на корточки, руки разводят в стороны и говорят:

Мы летаем высоко,

Мы летаем низко,

Мы летаем далеко,

Мы летаем близко.

Уточнение артикуляции и произношения звуков [б] и [б']

•Характеристика звуков (согласные, звонкие, твердый и мягкий, произносятся гу

Наши рекомендации