Строитель илларион запольский

Илларион Запольский возглавил монастырь в 1650 году. Это было время патриарха Никона, время гонения раскольников и их отчаянной борьбы с никонианством. Совсем невдалеке от монастыря, в Курженской пустыни, в 1650 году состоялся раскольничий собор.

Почувствовав слабость монастырского влияния, крестьяне стали отбирать монастырские земли в свою пользу. Чтобы предотвратить дальнейшее разорение монастыря, теперь уже от собственных крестьян, Илларион обратился с челобитной к царю Алексею Михайловичу о выдаче новой Грамоты, ибо имевшиеся ранее межевые грамоты были уничтожены «немецкими и литовскими людьми». Такая Грамота «от царя и Великого князя Алексея Михайловича всея России...» была направлена в Заонежье воеводе Елагину с поручением послать надежных людей и отвести монастырскую землю «по старым крепостям» и велеть им владеть этой землей, с «Грамоты» снять список, а ее саму отдать строителю старцу Иллариону в монастырь. Под «Грамотой» учинена подпись: - Писана в Москве лето 7158 года (1650 год) января в 4-й день. А у подлинной грамоты пишет дьяк Алмаз Иванов...».

ИГУМЕН АФАНАСИЙ II

При игумене Афанасии II в 1673 году была перестроена обветшавшая деревянная церковь во имя Иоанна Предтечи.

ИГУМЕН ИОСААФ II

В период правления монастырем игуменом Иосаафом П в 1688 году ??? при монастыре образовались пустыни - Кедринская (Лодейнопольская), Курженская (Олонецкая), Рубежская (Вытегорская), Сунорецкая (Петрозаводская), Петропавловская, Кенорецкая.

СТРОИТЕЛЬ ИОСИФ

Иосиф возглавлял монастырь с 1784 по 1785 год (видимо ошибка – 1684-85 г.г.). При нем монастырю была отписана мельница на реке Самина (Вытегорский район) по грамоте царя Иоанна и Петра Алексеевичей. Иосиф стал последним строителем - управляющим монастыря.

НАСТОЯТЕЛЬНИЦА НЕОНИЛА

В 1786 (видимо ошибка – 1686) году в монастыре произошли необычные события, перевернувшие устоявшиеся традиции и повседневный быт. В этом году в Муромский монастырь стали переселяться старицы во главе со своей настоятельницей Неонилой.

Сам факт переселения стариц и покатившиеся по деревням известия о новом, чужом причте в монастыре повергли многих жителей окрестных деревень в уныние и печаль. Оправившись от этого неприятного известия, они все же составили коллективную жалобу. И пришла в Патриарший приказ челобитная крестьян Андомского, Вытегорского и Пудожского погостов следующего содержания:

«Великим Государям царям и Великим князьям Иоанну Алексеевичу, Петру Алексеевичу и Великой государыне благоверной царевне и Великой княгине Софье Алексеевне, всея Великие и Малые и Белыя России самодержцам бьют челом сироты ваши Олонецкого уезда дворовые крестьянишка Андомской, Вытегорской и Пудожской волостей старостишки Аверка Афанастьев, Федоска Васильев, Федька Евсевьев и рядовые крестьяне Якушка Козьмин, Прошка Тимофеев и все Муромского Успенского монастыря вкладчики...».

У челобитников были все основания жаловаться. В период ливонских войн, боях с польско-литовскими интервентами многие из них были ранены, попали в плен к неприятелю и потеряли там здоровье, вернувшись домой увечными. От государства помощи бывшим воинам и ратникам не было никакой и, чтобы дожить спокойно до смертного часа и в призрении, они бесплатно работали на монастырь с условием, что, когда потеряют способность работать, будут приняты в монастырь для призрения. Приход же Неонилы со старицами разрушил все их надежды, многие остались без призрения, скитаясь по дворам, умирая от невзгод и лишений.

В Новгородском приказе, куда поступило распоряжение Патриаршего приказа разобраться по челобитной, воцарилось недоумение - каким образом старицы попали в Муромский монастырь? Ведь им был дан Вознесенский монастырь (в истоке реки Свирь).

Оказалось, что в свое время игуменья Неонила с сестрами била челом: построили они девичий монастырь и церкви Ильи и Введения Пречистой Богородицы. И в том же году архимандрит Макарий Тих­винского монастыря отнял их монастырь и землю на себя. Митропо­лит Корнилий приискал им пустующий мужской монастырь на реке Свирь во имя Вознесения Христова - там жило всего 4 старца.

Через год Неонила вновь пишет челобитную с просьбой передать им земли и другое имущество Брусенского Никольского монастыря, в котором жило три старца. По этой челобитной Корнилию дали право решать самостоятельно.

Тем временем Патриаршему приказу пришло разъяснение, что мужских монастырей много, а старцев мало. Девичьих же монастырей нет, в Олонце живут 128 стариц, в Заонежье - 186 стариц, и живут они на погостах у церквей и по деревням в мирских избах.

Тогда патриарх повелел старцев из Муромского и Клименецкого монастырей перевести в Палеостровский монастырь, а также учинить девичий монастырь. С этим поручением игумен Васильевского Ладожского монастыря Варлаам и прибыл в Муромский монастырь. Старцев перевели, и в монастыре утвердилась Неонила со своими старицами. Однако через два года, в 1788 году (видимо ошибка – в 1688, т.к. патриаршество в 1788 году было давно упразднено) настоятельница Успенского Муромского монастыря Неонила умерла и была погребена за алтарем церкви Лазаря, над ее могилой был сооружен большой крест и учинена надпись. Девичий монастырь прекратил свое существование.

В этом же году Муромский монастырь был упразднен и обращен в безприходскую церковь, с определением для богослужения белого священника и двух причетников. видимо ошибка на один век

ИГУМЕН ТАРАСИЙ

В 1764 году из Важеозерской Задне-Никифоровской пустыни был переведен в Муромский монастырь и назначен его игуменом Тарасий. Он руководил обителью до 1773 года. В эти годы монастырь, из-за строгих указов императора Петра Первого (в это время правила Екатерина II) о запрете постригаться в монахи, обезлюдел, пришел в упадок, был оставлен за штатом и использовался как больница для немощных.

Тарасий предпринял попытку возродить монастырь в соответствии с его Уставом. В этих целях он обратился к пудожскому купечеству. На его просьбу откликнулись и дали средства петербургский и пудожский купец, потомственный и почетный гражданин Пудожа И.И. Малокрошечный и на обустройство монастыря - зять Малокрошечного А.П. Базегский.

С изданием новых штатов Муромский монастырь был причислен к Свирскому монастырю, от которого назначались строители.

СТРОИТЕЛЬ ПАФНУТИЙ

Строителем монастыря с 1783 года стал Пафнутий. Он не был монахом, но фактически руководил монастырем с 1775 года в течение 13 лет. Пафнутий был человеком своенравным, держал в монастыре беглых беспаспортных людей. Ему запретили использовать труд таких людей, но он не внял предупреждению и прослыл неисправимым. По указу викария Иоаникия его отстранили от руководства монастырем.

Видимо в 1788 году монастырь и был упразднен.

БЕЛЫЕ СВЯЩЕННИКИ

Первым белым священником был назначен Иаков Ларионов служивший здесь с 1788 но 1798 годы. Его сменил Феофилакт Терентьев, бывший с 1798 по 1825 год. Третьим белым священником стал Козьма Феофилактов, прослуживший в этом чине вплоть до повторного восстановления в 1867 году статуса монастыря. Его заботами был построен каменный храм Успения Пречистой Богородицы с каменною колокольней. По завершении строительства храм был освящен 24 июня 1866 года. Освящал его уже другой священник. Василий Бланков.

Наши рекомендации