Великий Шелковый путь.( ВШП).
ВШП- это условное название межд-ной сухопотной торговой магистрали, к-я с востока на запад пересекла почти всю Азию. Общее протяженность сост. Около 7 тыс.км; пройти этот путь от Средиземного моря до Великой китайской стены с караваном купцов можно было за 3 года. Торговля велась большим ассортиментом тов-в, но главным из них был шелк, к-й очень ценился в странах Запада. Этот товар и дал название торговому пути.
Долгое время в странах Запада ничего не знали о Китае , китайцы и не подозревали о том, что сущ-ют такие культурные страны, как Согд, Индия, Иран, Греция. Два культурных региона надежно разделяли высочайшие горные хребуты Т-Шаня, Памира, Гималаев и безводные пустыни. Только во 2 веке до н.э.их сумел преодалеть китайский путешественник Чжан Цзян. Он перешел через Алайские горы , спустился в Ферганскую долину , а оттуда попал с Согд , Сев.Афганистан и Парфию. Вернувшись в Китай , Чжан Цзян рассказал о богатствах и чудесах , кот.видел в странах Запада. Вскоре по следам путешественника пошли купцы с караванами товаров.
Т.о.территория Кырг-на стало тем мостиком , к-й соединил Восток и Запад и дал начало ВШП.
Караванные пути. Средневековый Кырг-н пересекало три ветви ВШП. Мы пройдем по горным тропам с запада на восток , помня , что караваны шли в двух направлениях. Памиро- Алайский путь. От средиземного моря , пересекая Иран, какраваны приходили в большой город Мерв. Здесь путь раздваивался. Один из караванв шли в г. Термез , переправлялись через Амурдарью, затем по берегу ее правого притока Кызыл- Суу поднимались на Алайское нагорье. Здесь караваны шли к удобному проходу Иртештам и по течению р.Кок-Суу направлялись в пределы Восточного Туркестана.
Ферганский путь. Другие караваны из Мевра направлялись через Бухару, Самарканд к Ходженту и приходи в Ферганскую долину. Далее на восток путь вел по предгорьям , где было много воды и травы. Купцы заходилди в г.Ош и в г. Узгенд. Заем вверх по р.Яссы предстоял трудный путь в центральный ТШань к г.Атбашию здесь одни могли идти на юг в пределы Восточного Туркестана , а другие – на оз.И-Куль к г.Барсхан.
Чуйский путь. В раннем средневековье он был самым оживленным. Караваны из Самарканда шли к Ташкенту. Затем вдоль предгорий Кыргызского хребта они приходили в Чуйскую долину. Здесь с запада на восток вытянулась цепочка городов, через к-ые проходили купцы. Самыми крупными из них были Невакет и Суяб. Из Суяба через ущелье Боом торговцы попадали на И-Куль. Вдоль его южного побережья , минуя города Яр, Холл и Тон, караваны приходи в г.Барсхан ( район Койсары). Их Барсхана было два пути. Один вел на север через перевал Сан-Таш в степи Монголии и к кыргызам в Юж.Сибирь. Другой через первал Джуук в Центр.Т-Шаньичерез первал Бедель в Вост.Туркестан. из Вост.Туркестана все пути вели в Китай.
Условия прохождения караванов. Караваны и купцы преодолевали большие трудности при переходе через Т-Шань и Памиро- Алай. Очевидцы рассказывали , что с горных тропинок в пропасти скрывались верблюды с поклажей и всадники с лодадьми. Часто караваны подстерегали разбойники.
Верблюды двигались медленно. Обычный их дневной переход не превышал 25-30км. Из крайней нужды они совершали « большой переход» , к-й равнялся 50-60км. В горах даже на сильного верблюда нельзя было навьючивать больше 300-500кг. Поэтому караваны были очень большими. Некоторые из них насчитывали до 10 тыс.вьючных животных. А к кыргызам на Енисей в 8-9вв. ходили караваны всего в 24-25 верблюдов.
Через бурные реки наводили мосты , у г.Суяб через р. Чу был построен деревянныей мост , а через р.Талас- каменный. На пути движения купцов строили караван – сараи , к-ые напоминали маленькие крепости. Один из них Таш-Рабат ( Ат-Башинский район Нарынс.обл) , был построен еще в 7 в и сохранился до сих пор. В наши дни его полностью реставрировали , и он, как в древние времена , выглядит надежным укрытием для купцов и их товаров.
Торговые центры. На терр. раннесредневекового Кырг-на располагалось много товарных центров. Междунар-ю известность получил лишь некот-ые из них.
В 7-8вв.славилась ярмарка в Суябе. По словам очевидца, там собирались купцы со всех сторон. Особенно много было согдийцев. Буддийские и христианские храмы , открытые археологами в Суябе подтверждают , что там постоянно проживали выходцы из дальних стран.
В 9-10вв.получили известность многолюдные ярмарки в Мерсменде ( Ляйлякский район Ош). Здесь продавалось много изделий из железа, особенно саблей и мечей , к-ые покупали для вывоза в Иран и в арабские страны.
Торговый оборот этой ярмарки достигал огромной суммы в 100 тыс.динаров. ( золотых монет).
Серебряные копи в верховьях р.Талас привлекали многих купцов. В г. Шельджи с.Кировка Талас) проживало более 10 тыс. выходцев из иранского г. Исфаган. Большая часть из них занимались добычей руды и выплавкой серебра, другие вывозили его в Иран. Таласское серебро вывозили и ташкентские купцы, к-ые здесь же покупали вьючных верблюдов.
Упадок торговли на ВП. Нашествие монголов в 13 разорило многие торговые города Ср.Азии и Ирана. Иные из них так и не возродились. В 14в полностью прекратило свре существование оседлоземледельческая культура в Сев.Кырг-не. Известные на всем торговом востоке города Баласагун, невакет, Шельджи лежали в развалинах.
К 16к.торговля по ВШП пришла в упадок. Быстроходные корабли с вместительными трюмами , к-ые европейские буржуа посылали в Китай, Индию и др.страны, сделали экономически невыгодными тихоходные караваны верблюдов.
Междунар.торговая трасса сыграла свою историческую роль в развитии эк-ки и культуры многих стран., а главное в гуманитарном сближении разноязычных народов. Население древнего и средневекового Кырг-на включалась в межд.торговлю. оно не было в экономической и культурной изоляции от более развитых регионов, в товары скотоводов и ремесленников Ала-Тоо нашли сбыт далеко за его пределами.