Вопрос 1684 Какой объем продуктов выплачивается в качестве закята аль-фитр.

https://youtu.be/x-NiL7eR91s

Со слов Ибн ‘Аббаса сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Давайте закят аль-Фитр в виде одного са’ еды». Абу Ну’айм 3/262, аль-Байхакъи 4/167. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 282.

Абу Са‘ида аль-Худри (да будет доволен им Аллах), рассказывал: «При жизни Посланника Аллаха (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям) мы выплачивали закят аль-Фитр в день разговения в размере одного са' из еды, а питались мы в то время ячменем, изюмом, сушеным творогом и финиками». (Хадис приводит аль-Бухари).

Эти продукты питания, которые были упомянуты в хадисе, были основной пищей жителей Медины в то время. Эти продукты питания были упомянуты в качестве примера, а не для того, чтобы определить еду для выплаты закята аль-Фитр.


Поэтому если основной едой жителей какой-либо местности является рис, или, мука, или макароны, или чечевица, или фасоль и прочие продукты пропитания, которые являются ходовыми продуктами у них, то следует выплачивать аль-Фитр этими продуктами.

Был спрошен шейх Ибн Баз (да смилуется над ним Аллах) о размере закята аль-Фитр, на что он ответил следующим образом: «Спрашивающий хочет выплатить закят аль-Фитр месяца рамадан. Является обязательным выплатить закят одним са' из продуктов питания его местности. (Например) из риса, или пшеницы, или фиников или прочего из продуктов питания его местности. И выплачивать закят аль-фитр является обязательным для мужчины и женщины, раба и свободного, малого и старого (из числа мусульман), как пришло относительно этого в достоверных хадисах от Посланника Аллаха (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям) (Хадис приводит аль-Бухари, 1503).


Является обязательным выплатить его до выхода людей к праздничной молитве. Если Фитр выплатят за день-два до праздничной молитвы, то в этом нет проблем. Размер закята аль-Фитра приблизительно будет 3 кг». Источник: «Фатауа уа танбихат уа насаих» стр. 276.

Закат аль-Фитр следует давать в виде одного са’ продуктов питания. Один са’ равен четырем муддам, а один мудд – это то, что помещается в две соединенные ладони. См. “Маусу’атуль-фикъхия” 3/163.

Объем одного са’ приблизительно соответствует объему пшеницы в 3 кг, как сказал это шейх Ибн Баз. В зависимости от разновидности продуктов, его вес может быть различным. Так, например, объем ячменя в один са’, будет весить меньше чем 3 кг, тогда как рис или творог объемом в один са’ может весить чуть больше, чем 3 кг. Тому, кто желает выплатить точный Фитр в один са’, следует определить объем продуктов равный весу пшеницы в 2,04 кг, о чем говорил шейх Ибн ‘Усаймин в «Шархуль-мумти’».

Шейх Салих аль-Фаузан (да хранит его Аллах) сказал: «Са' Пророка (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям), - это мера равна четырем пригоршням среднесложенного человека».

Источник: «аль-Мулаххас аль-фикъхийа», стр.:160.

Как точно определить са' Пророка (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям)?


Шейх Ибн Усеймин (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Если ты хочешь узнать, каким был са' Пророка (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям), то отмерь 2040 гр. (т.е. 2 кг, 40г) хорошей пшеницы, затем помести ее в сосуд, и та мера, которой она достигнет, и будет са' Пророка (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям)». Источник: «аш-Шарх аль-Мумти’» 2\599.

Таблица расчета веса закята:

•Рис – в зависимости от сорта это 2.40-2.80 кг

•Пшеница – 2.80 кг

•Мука пшеничная – 1.760 кг

•Ячмень – 2.340 кг

•Финики – в зависимости от сорта – 1.50 -2.80 кг

______________

«Булуг Аль Марам» хадис 614. Передают со слов Абу Са‘ида аль-Худри: «Во времена Пророка, мир ему и благословение Аллаха, мы раздавали пожертвование фитр в размере одного са‘ продуктов питания, сухих фиников, ячменя или кишмиша». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. В одной из версий хадиса говорится: «Во времена Пророка, мир ему и благословение Аллаха, мы раздавали пожертвование фитр в размере одного са‘ продуктов питания, сухих фиников, ячменя, кишмиша или сыра. Это продолжалось до тех пор, пока Му‘авийа не приехал в Медину. Он сказал: “Я считаю, что два мудда пшеницы из Шама равноценны одному са‘ сухих фиников”. Люди стали руководствоваться его словами. Но я до сих пор раздаю его так, как раздавал прежде».

В версии Абу Давуда говорится: «Я всегда буду раздавать только один са‘».

Комментарий:

Один са‘ равен пяти целым и одной трети ратла или четырем муддам. Известно, что са‘ и мудд являются мерами объема, которые отличались в зависимости от эпохи и местности. Поэтому большинство богословов было единодушно в том, что в достоверных хадисах имеются в виду са‘ и мудд времен Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха. Однако сегодня люди редко пользуются мерами объема, и поэтому богословы подсчитали, что один са‘ высококачественной пшеницы весит 2040 г. Безусловно, ячмень и другие продукты питания с малым удельным весом будут весить меньше, тогда как рис, сыр и другие продукты питания с большим удельным весом будут весить больше. И если мусульманин собирается выплачивать пожертвование фитр другими продуктами, то ему следует определить объем 2040 г. высококачественной пшеницы, а затем отмеривать другие продукты по этому объему.

Следует отметить, что пожертвование фитр надлежит выплачивать пшеницей, ячменем, пшеничной или ячменной мукой, сухими финиками или изюмом в размере одного са‘. В качестве пожертвования фитр нельзя выплачивать два мудда пшеницы, потому пожертвование фитр засчитывается только за один са‘ или четыре мудда. Это – самое достоверное мнение по этому вопросу. Известно, что перечисленные выше пять продуктов питания были основными во времена Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха. Но если эти продукты питания не являются основными в каком-либо регионе, то их нельзя раздавать в качестве пожертвования фитр. Таково самое достоверное мнение по этому вопросу. Оно подтверждается хадисом, в котором сообщается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Во времена Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, мы выплачивали это пожертвование продуктами питания в размере одного са‘. А питались мы в то время сухими финиками, изюмом, ячменем и сыром». Этот хадис передал аль-Бухари.

Если мусульманин не найдет одного из этих продуктов питания, то ему не следует отправляться за ними в другой город, а достаточно выплатить это пожертвование другими зерновыми или плодами, которые являются основными продуктами питания, например, рис, кукуруза, гречка и даже мясо. Нам могут возразить, что мясо невозможно отмерить. В свежем виде мясо действительно невозможно отмерить, и поэтому в данном случае придется выплачивать пожертвование фитр по весу.

Однако в качестве этого пожертвования нельзя выплачивать продукты, вкус или другие качества которых изменились. Поэтому нельзя выплачивать пожертвование фитр заплесневевшими или испортившимися продуктами. Также нельзя выплачивать его хлебом, потому что хлеб невозможно отмерить и хранить в течение долгого времени. Кроме того, приготовление на огне изменяет многие качества муки. Следует признать, что при изготовлении макарон и вермишели многие качества муки также изменяются, однако проводить полную аналогию между хлебом и макаронами нельзя. Поэтому разрешается выплачивать пожертвование фитр макаронами и вермишелью, если они являются основными продуктами питания и хранятся длительное время. См. “аш-Шарх аль-Мумти‘”, т. 6, стр. 176-183.

Фатва шейха ибн База:

«Достоверно известно, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сделал милостыню разговения обязательной для мусульман. Ее размер один са‘а (мера сыпучих тел – прим. пер.) фиников или один са‘а ячменя. Он велел раздавать ее до того, как люди направятся на праздничную молитву.

В двух сборниках „Сахих“ от Абу Са‘ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, передается предание, где он говорит: „Во времена пророка, да благословит его Аллах и приветствует, мы давали ее (то есть милостыню разговения) в виде одного са‘а пищи, или са‘а фиников, или са‘а ячменя, или са‘а изюма“.

Группа ученых разъяснила, что слово „пища“,упоминаемое в предании, означает пшеницу. Другие же сказали, что под „пищей“ подразумевается тот вид пищи, что является основным на определенной местности: ею может быть пшеница, кукуруза, просо или др. И это мнение является верным. Ведь милостыня – это помощь богатых бедным, а мусульманин не обязан выделять помощь из продуктов питания, чуждых для его местности. Несомненно, в Саудовской Аравии основным продуктом питания является рис, и он хорош и ценен для употребления. И он лучше ячменя, который можно давать в качестве милостыни разговения. Таким образом, нет ничего плохого в том, чтобы милостыню разговения отдавать рисом.

Необходимо раздавать один са‘а, что был известен во время пророка, да благословит его Аллах и приветствует, продуктов, из какой бы категории продуктов они ни были.

Са‘а равен четырем муддам, а один мудд – это то, что помещается в две соединенные ладони среднего размера, как об этом сказано в „аль-Камусе“ и др. По весу один са‘а примерно равняется трем килограммам. Если мусульманин раздал в качестве милостыни разговения один са‘а риса или другого основного продукта питания его местности, то это будет достаточно, даже если это не те виды продуктов, что упоминаются в предании от пророка. На это указывает мнение ученых, что является наиболее верным. Нет проблем, если он раздаст милостыню в килограммах, один са‘а это примерно три килограмма.

Милостыня разговения обязательна всем мусульманам от мала до велика, как женщинам, так и мужчинам, как свободным, так и рабам. Что же касается плода в утробе матери, то, согласно единодушному мнению всех ученых (иджма‘), от его имени давать милостыню не обязательно. Но это желательно, так как ‘Усман, да будет доволен им Аллах, поступал подобным образом.

Также обязательным является отдать милостыню до праздничной молитвы, и откладывать ее на время после праздничной молитвы запрещено. И нет препятствий тому, чтобы отдать ее за день или два до праздника. Таким образом, согласно наиболее достоверному мнению ученых, милостыню разговения можно давать, начиная с ночи двадцать восьмого рамадана. В месяце рамадан иногда бывает двадцать девять, а иногда тридцать дней, и сподвижники посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, раздавали милостыню разговения за день или два до праздника.

Милостыня раздается беднякам и нуждающимся. Передается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах им и его отцом, сказал: „Пророк (мир ему и благословение Аллаха) предписывал милостыню разговения как очищение для постящегося человека от пустых и непристойных разговоров и как пропитание для неимущих. Милостыня, что была выплачена до молитвы, будет принята, а то, что была отдана после, будет считаться обычной милостыней“ (Абу Дауд; аль-Албани в „Сахих Аби Дауд“ сказал, что это хороший хадис).

По мнению большинства ученых, и это мнение более достоверное, давать милостыню разговения деньгами запрещено. Ее обязательно нужно давать продуктами питания – поступать так, как поступал пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижники, да будет доволен им Аллах. Это мнение большинства членов общины.

Просим Аллаха дать всем мусульманам понимания Его религии и твердости в ее исповедании, сделать набожными их сердца и упорядочить их дела. Воистину, Он является Щедрым»

Источник: Маджму‘ фатауа аш-шейх Ибн Баз. Т. 14. С. 200.

Шейх Ибн Баз, да помилует его Аллах, исчислил размер милостыни разговения в килограммах, сказав, что она равна трем килограммам.

Такого же мнения придерживается «Постоянный Комитет» (Т. 9. С. 371).

Подобное разногласие возникает по причине, что са‘а – это мера объема, а не веса.

Ученые назвали примерный вес, чтобы было легче и ближе к действительности. Известно, что среди зерен есть легкие по весу, есть тяжелые, и есть средние. И са‘а одного и того же вида зерна может отличаться по весу: те, что были собраны позже, будут тяжелее, чем те, что были собраны ранее. Поэтому будет лучше и безопаснее, если человек раздаст немного больше.

См.: «Аль-мугни» (Т. 4. С. 168). Автор говорит об этом там, где разбирается вопрос об исчислении закята растениями в мерах веса.

Наши рекомендации