Если у мусульманина нет возможности выплатить закят аль-Фитр, то с него спадает обязанность выплата аль-Фитра.
Но если у мусульманина нет возможности выплатить закят аль-Фитр, то с него спадает обязанность выплата аль-Фитра, в соответствии со словами Всевышнего Аллаха: «Бойтесь Аллаха по мере своих возможностей» (сура ат-Тагабун,16).
Также согласно словам Всевышнего: «Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей» (сура аль-Бакъара, 286).
Также исходя из слов Всевышнего Аллаха: «Не сделал для вас никакого затруднения в религии» (сура аль-Хадж, 87).
Также это согласно словам Пророка (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям): «Если я повелеваю вам что-либо, то совершайте это по мере своих возможностей». аль-Бухари 1/234.
Также в соответствии со словами его, которые он сказал ’Имрану ибн Хусайну (да будет доволен им Аллах): «Совершай молитву стоя, но если не сможешь, то сидя, а если не сможешь, то лежа на боку». Передал этот хадис имам аль-Бухари. Имам ан-Насаи, с достоверной цепочкой передачи, добавил к этому:«А если не сможешь, то совершай молитву лежа во всю длину».
Имам Ибн аль-Мунзир сказал: “Единогласны ученые в том, что тот, у кого нет возможности, не обязан выплачивать Фитр”. См. «аль-Маджму’» 6/113.
Кому дается закят аль-Фитр?
Большинство ученых считают, что закят аль-Фитр распределяется также, как и обычный закят, среди восьми категорий, указанных в Коране: «Пожертвования предназначены для нищих и бедных; для тех, кто занимается сбором и распределением закята; и для тех, чьи сердца хотят склонить (к Исламу); для выкупа рабов; для должников; для расходов на пути Аллаха и для путников. Таково предписание Аллаха. Воистину, Аллах – Знающий, Мудрый».(ат-Тауба 9: 60).
Однако это мнение ошибочно, поскольку эта аналогия противоречит вышеприведенному хадису Ибн ‘Аббаса, который сказал: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) предписывал закят аль-Фитр, как очищение для постящегося человека от пустых разговоров и как пропитание для неимущих”. (Абу Дауд, 1609, Ибн Маджа, 1827, и его иснад хасан).
Сказал имам аш-Шаукани: "В этом доказательство на то, что закятуль фитр расходуется только на бедняков, а не на других людей на кого можно расходовать обычный закят". Источник: "Нейлюль Автор", 3/103.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Не дозволено давать закят аль-Фитр кроме как нуждающимся”. Источник: “Маджмууль-фатауа”, “Ихтияратуль-фикъхия” 102.
То же самое говорили шейх Ибн аль-Къайим См. “Задуль-ма’ад”.
Шейх аль-Альбани (да смилуется над ним Аллах) в «Тамаме аль-Минна», опровергая автора книги Сейида Сабикъа, сказавшего: «Закят аль-Фитр распределяют среди восьми категорий, упомянутых в кораническом аяте», сказал:
«Нет указаний в Сунне, которая указывает на правомочность этого распределения. Напротив, слова Пророка (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям), которые были переданы Ибн ‘Аббасом: «…(закят аль-Фитр это) как пропитание для бедных», указывают на то, что следует выплачивать закят аль-Фитр лишь бедным (мусульманам). А что касается коранического аята, то под ним подразумевается имущественный закят, а не закят аль-Фитр, так как Всевышний Аллах до этого аята сказал: «Среди них есть такие, которые обвиняют тебя из-за милостыни. Если им достается что-либо из милостыни, то они остаются довольны».
Это мнение предпочел шейхуль-Ислам Ибн Таймия в своей полезной фетве (2\81-84). Это же мнение выбрал имам аш-Шаукани в «ас-Сайлюль-джарар» 2/86-87.
И поэтому имам Ибн аль-Къайим в «Задуль-ма’ад» сказал: «Из руководства Пророка (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям) является то, что он выделил нуждающихся (мусульман) для закята аль-Фитра»». (конец цитарования шейха Альбани).
Разбор вопроса из книги Булуг Аль Марам шарх Мухаммада ибн Хизама:
Вопрос: 1747 Кому отдается закят уль-фитр
https://youtu.be/aNtipkXsgNA
Кто такие бедняки, которым выплачивается закат?
Закят аль-Фитр следует выплачивать бедным (нуждающимся) и нищим из числа мусульман, исходя из хадиса Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им и его отцом Аллах), который рассказывал: «Посланник Аллаха (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям) сделал обязательным закят аль-Фитр как очищение для постящегося от пустословия и сквернословия, и как пропитание для бедных. Закят того, кто выплатит его до праздничной молитвы, принимается. А закят того, кто даст его после праздничного намаза, рассматривается как обычная милостыня (садака) из милостынь». (Хадис приводят Абу Дауд и Ибн Маджа).
В книге «Облегченный фикх в свете Корана и сунны» сказано: