Сказал ибн уль-Мунзир: «Единогласное мнение ученых, что если у человека ничего нет кушать, то он не обязан выплачивать закат уль-фитр».
Но в одном моменте, ученые разошлись на два мнения, допустим, что если у человека все таки что-то есть из еды, то с какой границы он обязан выплачивать закат уль-фитр:
1) мнение: Если у человека есть еда на праздничную ночь и на праздничный день, и чуть больше чем это, то для него и для тех, кого он обязан содержать[7], лежит обязанность выплатить закат уль-фитр. А если же есть еда только на праздничный день и ночь, и больше нету, то тогда не лежит обязанность на них выплачивать закат уль-фитр. Этого мнения придерживались такие ученые как, ‘Ато ибн Аби Раббах, аш-Ша’би, Мухаммад ибн Сирин, Абу ль-‘Алия, аз-Зухри, Имам Малик, аш-Шафи’и, ибн уль-Мубарак, имам Ахмад, и Абу Саур (да помилует их всех Аллах).
2) мнение: Если у человека есть необходимые вещи как дом, мебель, одежда, лекарства и т.д, и плюс к этому, у него также есть столько денег, которое равняется нисабу золота или серебра[8], тогда он обязан выплачивать закат уль-фитр. А если у человека денег меньше чем нисаб золота и серебра, тогда он не обязан выплачивать закат уль-фитр. Этого мнения придерживался абу ханифа.
Но первое мнение является верным. Довод на это хадис от Абу Хурайры у Бухари и Муслима.
То есть, человек не обязан выплачивать закат уль-фитр другим, в то время как он не может обеспечить свою семью.
Выплачивается ли закат уль-фитр за ребенка, который находится в утробе матери?
Сказал ибн Къудама (да помилует его Аллах): «Мазхаб ханбалитов, то что не является обязательным выплачивать закат уль-фитр за зародыша, и это мнение большинства ученых»
Сказал ибн уль-Мунзир (да помилует его Аллах): «Каждый от кого дошло до нас знание из ученых различных местностей, то что человек не обязан выплачивать закат уль-фитр за ребенка, который находится в утробе его жены»
Но если человек выплатит закат уль-фитр добровольно за ребенка, который находится в утробе матери, то это является узаконенным.
Какими продуктами выплачивается закат уль-фитр?
В этом вопросе несколько мнений:
1) мнение: Закат уль-фитр выплачивается фиником или изюмом, и всем тем, что можно употреблять в пищу, и можно запасать на запас из зёрен, как например пшеница, ячмень, или гречка и тому подобное. Но с условием, чтобы эта еда была основной едой данной местности.[9]
И это первое мнение мазхаб шафи’итов, а также маликитов. И некоторые шафи’иты сказали: «Условие, чтобы эта еда была той едой, которую сам человек постоянно кушает, даже если в местности ее не кушают»
2) мнение: Закат уль-фитр выплачивается фиником или изюмом, или пшеницой или ячменем, а также сухим молоком[10].
И это второе мнение принадлежит ханбалитам, притом, что большинство ханбалитов говорят: «То что нельзя выплачивать закат уль-фитр кроме как этими пяти вещами, если человек способен выплатить закат уль-фитр именно ими, и без разницы, являются ли эти вещи распространенными среди людей в данной местности, или же нет»
3) мнение: Человек имеет право выбора чем выплатить закат уль-фитр, может пшеницой либо мукой, либо ячменной мукой, а также изюмом или фиником, или ячменем, или же может выплатить деньгами.[11]
И этого третьего мнения придерживался абу ханифа и ханафиты.
Мнение: Нельзя выплачивать закат уль-фитр кроме как ячменем или финиками.
И этого мнения придерживался Абу Дауд аз-Захири, и в довод он привел хадис Ибн ‘Умара.
Итог: правильное мнение из всех этих мнений, является мнение второе, но без ограничения как сказали некоторые большинства ханбалитов: «То что нельзя выплачивать закат уль-фитр кроме как этими пяти вещами…»
Основные категории чем выплачивают закат уль-фитр:
Финик
Изюм
Пшеница
Ячмень
Сухое молоко
Но, если есть в местности какая-то еда, которую люди употребляют постоянно как например макароны, или же гречка, или мука или рис, то этим тоже можно выплачивать закат уль-фитр.
И довод на этом хадис от Абу Са’ида аль-Худрий.
Можно ли выплачивать закат уль-фитр деньгами?
Большинство ученых считают, то что не является действительным выплачивать закат уль-фитр деньгами, и это мазхаб имама Ахмада, аш-Шафи’и, Малика и захиритов.
Второе же мнение в данном вопросе которого придерживался Суфьян ас-Саури, Абу Ханифа, и это передается от Хасана аль-Басри и ‘Умара ибн ‘Абд уль-‘Азиза, то что это является разрешенным и действительным.