Определите, какому историческому событию посвящено стихотворение Янки
Купалы, и охарактеризуйте его отношение к этому событию:
Ты з Заходняй, я з Усходняй
Нашай Беларусі,
Больш з табою ўжо ніколі
Я не разлучуся ...
Разам будзем араць поле
Трактарам сталёвым,
Сеяць жыта і пшаніцу
На загонах новых
В чем значение данного события для белорусского народа и государства?
Ответ:
Историческое событие, которому посвятил своё стихотворение Янка Купала – поход Красной Армии в Западную Беларусь.
17 сентября 1939 года, когда почти вся территория коренной Польши была занята немецкими войсками, польское государство было практически уничтожено, советское руководство отдало приказ войскам Красной Армии перейти советско – польскую границу. Целью этого похода было положить конец угнетению трудящихся Западной Беларуси и Западной Украины и обеспечить им полную безопасность, не допустить их ограбления гитлеровскими захватчиками. К 25 сентября 1939 года Красная Армия освободила Западную Беларусь от польских войск. Большинство населения (крестьяне, ремесленники, интеллигенция) встречало Красную Армию как освободительницу, нередко с цветами и хлебом – солью.
Трудящиеся БССР с сочувствием относились к своим соотечественникам из Западной Беларуси. Янка Купала в своём стихотворении видит в перспективе только положительную сторону воссоединения Западной Беларуси и БССР (Больш з табою ўжо ніколі Я не разлучуся ...) и считает это воссоединение закономерным историческим явлением в истории белорусского этноса.
Воссоединение Западной Беларуси с БССР имело историческое значение. Был положен конец разделению белорусского этноса и белорусской этнической территории. Сбылась извечная мечта белорусского народа жить в едином белорусском национальном государстве. Включение западнобелорусских земель в состав СССР и БССР содействовало ускорению их социально-экономического и культурного развития. События сентября – октября 1939 года положили начало новому историческому периоду в жизни
Билет№12
Проанализируйте содержание исторического документа.
Объясните, по каким признакам определялся тип кулацкого хозяйства?
Соответствовали ли практические действия Постановлению СНК.
Из постановления СНК СССР от 21 мая 1929 г. о признаках кулацких хозяйств.
«1. … К кулацким хозяйствам относятся все крестьянские хозяйства, обладающие одним из следующих признаков:
а) если хозяйство систематически применяет наемный труд для сельскохозяйственных работ или в кустарных промыслах и предприятиях – за исключением случаев применения наемного труда в тех пределах, в которых оно, согласно законодательству о выборах Совета, не влечет за собой лишения избирательных прав;
б) если в хозяйстве имеется мельница, маслобойня, крупорушка, просорушка, волночесалка, шерстобитка, терочное заведение, картофельное, плодовая или овощная сушилка или другое промышленное предприятие – при условии применения в этих предприятиях механического двигателя, а также, если в хозяйстве имеется водяная или ветряная мельница;
в) если хозяйство систематически сдает внаем сложные сельскохозяйственные машины с механическими двигателями;
г) если хозяйство сдает внаем постоянно или на сезон отдельные оборудованные помещения под жилье или предприятие;
д) если члены хозяйства занимаются торговлей, ростовщичеством, коммерческим посредничеством или имеют другие нетрудовые доходы (в том числе служители культа)
2.Советом Народных Комиссаров Союзных республик и Краевым (областным) исполнительным комитетам предоставляется право видоизменять указанные признаки применительно к местным условиям… »
Ответ:
По документу очевидно, что к кулацким хозяйствам должны были относится действительно только зажиточные крестьяне, которые использовали незаконно наемный труд, имели предприятия, технику, получали доход из нерегламентированных источников (все вышеперечисленное согласно законодательству того периода истории).
На практике же относили к кулакам и крестьян, не подходивших по этим критериям (часто середняков, а порой даже бедняков), в связи с их нежеланием вступать в колхозы. Все они подвергались раскулачиванию. Раскулачивание – политика по ликвидации кулачества как класса на основе сплошной коллективизации.
Билет №13
Дайте характеристику вклада деятеля культуры в ее развитие: Язэп Нарцизович Дроздович.
Ответ
Язэп Нарцизович Дроздович (13 октября 1888 - 15 сентября 1954) - белорусский художник (живописец и график), учитель, археолог, писатель, этнограф, фольклорист и любитель теоретической астрономии.
Язэп Дроздович родился 13 октября 1888 года на хуторе Пуньки (ныне Глубокский район Витебской области) в семье обедневшего шляхтича-арендатора. Детство художника прошло в окрестностях Голубицкой пущи. Семья Язэпа, в которой кроме него было пятеро детей, рано потеряла отца и была вынуждена сменить немало мест жительства, арендуя чужую землю. Учебу Язэп начал в Дисенской гимназии, а в 1906 году переехал в Вильнюс, где поступил в художественную школу профессора живописи Ивана Трутнева. Там в течение четырех лет осваивал азы искусства и проходил курс академического рисования.
Творческое становление Язэпа Дроздовича происходило под большим влиянием белорусского национального возрождения. В это время Дроздович делает первые шаги в искусстве: создает серию графических работ с пейзажами родной Дисенщины, украшает обложку «Первого белорусского календаря на 1910 год», изданного «Нашей Нивой».
В 1910 году Язэп Дроздович был призван в армию России. После двух лет службы в Саратове он окончил курсы фельдшеров и начал работать в амбулатории. Первую мировую войну Дроздович встретил в действующей армии, при запасном батальоне. Тяжелые условия труда (приходилось отпускать по пятьсот пациентов в день) привели к тому, что художник заболел брюшным тифом и на два месяца попал в госпиталь. После семимесячного отдыха с поездкой на родину, Дроздович возвращается в армию.
ПОСЛЕ РЕВОЛЮЦИИ
В 1917 году, после семи лет службы, Язэп Дроздович возвращается домой. Он с оптимизмом приветствовал Первый Всебелорусский конгресс. В письме к Антону Гриневичу Дроздович поделился замыслом об организации академии искусств. На своей малой родине художник создал народную библиотеку, любительский театр.
В 1919 году, после создания БССР, Дроздович приехал в Минск. В это время он стал учителем рисования в Белорусской высшей женской школе, работал иллюстратором в литературных издательствах и художником-декоратором в Обществе белорусского искусства и Белорусском государственном театре, организовал культурно-просветительское общество «Малиновка». В Минске Дроздович создал серию уникальных изображений исторических районов города - Замчища, Верхнего Города, Татарского предместья. Исследовал русло Немиги, проводил раскопки в Заславле, Свири.
1920-Е ГОДЫ
После подписания в 1920 году Рижского договора, согласно которому Западная Беларусь оказалась в границах Польши, Язэп Дроздович покинул Советскую Беларусь и вернулся на родную Дисенщину. Несмотря на препятствия польских властей, он начинает культурно-просветительскую деятельность. В 1921 году Дроздович организовал в деревне Столица белорусскую школу, которая просуществовала только три месяца и была закрыта польской администрацией.
В это же время Язэп Дроздович обращается к литературному творчеству. Берется за написание исторического романа о временах Полоцкого княжества «Гарадольская Пуща», который украшает собственными иллюстрациями. В 1923 году была издана и положительно встречена белорусской общественностью повесть Язэпа Дроздовича «Большая шишка».
Автобиография. На раскопках
древних городищ, 1930-47
Язэп Дроздович сотрудничал с Вильнюсским белорусским музеем имени Ивана Луцкевича. Ради пополнения экспозиции музея он занимался раскопками городищ, собирал фольклор, создавал многочисленные зарисовки предметов материальной культуры, архитектуры, типажей крестьян. С этой целью в 1926 году Дроздович отправился в научно-творческую экспедицию на Пинщину, а в последующие годы посетил Тракай, Вильнюс, Медники, Крево, Гольшаны, Лиду, Новогрудок, Любчу, Мир. В результате этих путешествий, которые охватили почти всю Западную Беларусь, появились вместительные альбомы графики, которые являются неповторимым явлением в белорусском искусстве.
Во второй половине 1920-х Язэп Дроздович преподавал рисование в Глубокской школе, Новогрудской и Радошковичской белорусских гимназиях. С 1926 года Дроздович работал в Виленской белорусской гимназии, при которой создал художественную студию-мастерскую. При студии Язэп Дроздович сплачивал молодых белорусских художников, среди которых были Василий Сидорович, Николай Василевский, Роман Семашкевич.
Дроздович установил тесные связи с Институтом белорусской культуры в Минске (с 1929 года - Академия Наук), присылал зарисовки и обмеры деревянной архитектуры и предметов крестьянского быта. За художественные и научные работы неоднократно награждался премиями Академии Наук. Сотрудничал с сатирическим журналом «Молния», Обществом белорусской школы (ТБШ).
В начале 1930-х Дроздович непродолжительное время работает в Белостоке по приглашению ТБШ: оформляет спектакли на любительской сцене общества, участвует в работе кооперативного издательства «Посев».
Отличительной чертой Язэпа Дроздовича было его одержимое увлечение космосом. В 1931 году Дроздович издал в Вильно первую на белорусском языке книгу по астрономии «Небесные орбиты", в которой изложил ряд своих теорий, в частности, о происхождении планет Солнечной системы и вращении Земли. Издание украсили собственные рисунки автора. В 1931-1933 годах Дроздович продолжил тему космоса тремя сериями графических изображений и живописных полотен «Жизнь на Марсе», «Жизнь на Сатурне» и «Жизнь на Луне».
ДИСЕНСКИЙ ПЕРИОД
Автопортрет, 1943 год
В 1933 году Дроздович возвращается на Дисенщину к брату Константину. Здесь, на малой родине, художник создал большое количество графических и живописных произведений. Язэп Дроздович продолжил сотрудничество с Белорусским музеем имени Ивана Луцкевича, отправляя туда зарисовки замчищ, городищ, крестьянской архитектуры и быта. Вместе с Михаилом Мошаром и Иваном Пачопкой Дроздович создал культурную среду в Летниках и Германовичах. Ежегодно летом художник отправлялся в путешествия по краю, во время которых изготавливал для сельчан многие рисованные ковры и портреты.
После присоединения в 1939 году Западной Беларуси к БССР Язэп Дроздович учился на кратковременных учительских курсах и работал учителем в Глубоком и Лужках. Из-за недостачи учителей ему приходилось преподавать все предметы, включая астрономию, рисование и историю. Педагогическая деятельность Дроздовича прервалась в 1941 году с началом Великой Отечественной войны. Тем не менее, во время оккупации Дроздович продолжил творческую деятельность и создал ряд художественных полотен.
После окончания войны из-за проблем со здоровьем Язэп Дроздович мало работал. Основным источником заработка художника были рисованные ковры для крестьян. Изредка писал пейзажи, портреты. Чиновники от идеологии и культуры относились к творчеству Язэпа Дроздовича как к недостойному внимания. Примером тому служит уникальная роспись столовой в Лужках, которая была закрашена по приказу полоцкого чиновника. Дроздович не был принят в Союз художников Беларуси.
Художник трагически умер. Потерявшего сознание «дядю Язэпа» нашли на дороге крестьяне. Его отвезли в Подсвильскую больницу, где через некоторое время он умер. Похоронен Язэп Дроздович в деревне Липляны Глубокского района. На могиле стоит стела с барельефом художника, которую выполнил скульптор Алесь Шатерник.
Билет №14
Раскройте содержание исторических понятий (терминов): Раскрытие содержания исторических терминов
Раскрытие содержания исторического термина «буферное государство»
В феврале 1919 г. на I Всебелорусском съезде Советов было принято решение о создании Социалистической Советской Республики Литвы и Беларуси (Литбел). Это государственное образование просуществовало до июля 1919 г. и характеризуется как буферное государство, территория которого служила в качестве пограничной зоны между Польшей и Советской Россией для отграничения РСФСР от Речи Посполитой с целью предотвращения открытой войны между ними.
Билет №15Соотнесение событий истории Беларуси и всемирной истории
Соотнесение процесса воссоединения Западной Беларуси с БССР и внешнеполитической ситуации в Европе в конце 1930-х гг.
В условиях агрессивного курса нацистской Германии на передел мира и политики примирения агрессора, которую проводили Великобритания и Франция в отношении Германии, в Европе в 1930-е гг. сложилась новая политическая ситуация. В этих условиях 23 августа 1939 г. в Москве по инициативе немецкой стороны был подписан советско-германский договор о ненападении. Он вошел в историю как «пакт Молотова — Риббентропа» (по фамилиям министров иностранных дел СССР и Германии). Пакт позволил СССР выиграть время, необходимое для укрепления безопасности. Дополнительные секретные протоколы к пакту разделили «сферы интересов» Германии и СССР в Восточной Европе.
1 сентября 1939 г. Германия напала на Польшу Началась Вторая мировая война. В условиях продвижения германских войск по территории Польши СССР принял меры по оказанию помощи белорусскому и украинскому народам, которые с 1921 г. (после Рижского мирного договора) оставались в составе Польши. 17 сентября 1939 г. войска Красной Армии перешли советско-польскую границу и заняли те территории, которые входили в сферу интересов СССР, в том числе районы с противником белорусского населения. Состоялось объединение Западной Беларуси с БССР. Характеристика социально-экономического (внешнеполитического) положения Беларуси с опорой на историческую карту
Билет№16
Характеристика социально-экономического развития Беларуси с опорой на карту «Развитие сетки железных дорог в Беларуси во второй половине XIX — начале XX в.»
Первая железная дорога, которая представляла собой 30-километровый участок Петербургско-Варшавской магистрали от местечка Поречье до Гродно, была пущена в декабре 1862 г. Также были построены в 1860-е гг. Риго-Орловская, в 1870-е гг. — Московско-Брестская и Либаво-Роменская (ее здание вокзала было возведено в Минске), в 1880-е гг. — Полесские и в 1902 г. — Петербургско-Одесская железная дорога. Их протяженность через Беларусь составила 3000 км. Железнодорожная сетка на территории Беларуси была одной из самых густых в Российской империи. Железнодорожное строительство содействовало росту городов, укреплению хозяйственных связей между разными областями Беларуси и превращению их в составную часть общероссийского и европейского рынков.
Билет №17. Отражение событий истории Беларуси в произведениях белорусского искусства
Характеристика исторического события, которое отражено на картине В. Волкова
«Минск. 3 июля 1944 года», и определение отношения художника к этому событию
Изображенная на картине сцена встречи жителями Минска солдат Красной Армии как освободителей от немецко-фашистских захватчиков характеризуется радостным настроением художника, который сам был свидетелем этого события и показал величие победы советского народа в Великой Отечественной войне. Автор картины передал чувство счастья простых людей, одновременно придав своему полотну черты триумфальное. По итогам республиканского референдума 24 ноября 1996 г. день освобождения Минска от гитлеровских захватчиков получил статус Дня Независимости Республики Беларусь (Дня Республики).
Билет №18 Соотнесение события в истории Беларуси с общественно-политическим процессом
Определение общественно-исторического процесса, о котором свидетельствовал созыв I Всебелорусского съезда в декабре 1917 г.
Созыв Всебелорусского съезда состоялся после Октябрьской революции при условии признания представителями белорусского национального движения советской власти. Участники съезда признали всероссийскую советскую власть. Однако проигнорировали ее существование на территории Западной области.
Делегаты съезда представляли все слои белорусского населения и различные политические организации. На съезде развернулась дискуссия по поводу определения формы белорусской государственности: провозглашение Беларуси равноправной республикой в составе общероссийской федерации или самостоятельной народной республикой.
Решение съезда о необходимости создания Всебелорусского Совета крестьянских, солдатских и рабочих депутатов как временного органа краевой власти свидетельствовало о процессе оформления национальной формы белорусской государственности на советской основе, носителем которой являлся белорусский народ
Билет №19 Характеристика вклада деятеля науки (культуры) в ее развитие
Характеристика деятельности О. Ю Шмидта
Выдающимся ученым в области математики, геофизики, астрономии и географии является уроженец Могилева Отто Юльевич Шмидт. Он был одним из организаторов и участников освоения Северного морского пути. В 1934 г. возглавлял полярную экспедицию в Арктику на пароходе «Челюскин», который был раздавлен льдами. Через два месяца «челюскинцев», высадившихся на льдину, спасли летчики, которым, как и О. Шмидту, было впервые присвоено звание Героя Советского Союза. О. Шмидт исследовал математические законы выпуска в обращение денежной массы, что было востребовано во время проведения новой экономической политики. Он дал математическое обоснование наличия железных руд на Курской магнитной аномалий, ученый сформулировал новую теорию «холодного» образования Земли и планет из околосолнечного газово-пылевого облака.
Билет№20