Развитие капитализма в России
2 пути развития сельского хозяйства:
ИНТЕНСИВНЫЙ ПУТЬ – применения новых технологий и орудий труда при обработке земли
ЭКСТЕНСИВНЫЙ путь – расширение посевных площадей для увеличения урожая
Все помещичьи хозяйства можно разделить на три группы
Учитель объясняет, что после отмены крепостного права сложилось три вида помещичьих хозяйств, отличавшихся характером использовавшегося в них труда. При этом учитель рисует схему.
Пунктирные стрелки означают, что отработочная и смешанная системы постепенно перерастают в капиталистическую. Отработочная система прекращает свое существование с отменой временнообязанного состояния. Малоземелье вынуждает крестьян наниматься на работу к помещикам или арендовать у них землю. Со временем продолжающийся процесс дробления крестьянских наделов приводил к усилению противоречия между помещиками и крестьянами. В крестьянстве все более крепло убеждение в необходимости передела земли, подогреваемое тем, что часть помещичьих земель находилась в запустении, не обрабатывалась. При объяснении этой проблемы учитель может опираться на диаграмму, заготовленную заранее и вывешенную на доске.
Соотношение крестьянского и помещичьего землевладения после реформ
Комментарий к диаграмме
Диаграмма наглядно показывает, что если общее количество крестьянских и помещичьих земель было примерно равным, то их распределение между собственниками приводило к огромному несоответствию между размерами землевладения одного крестьянского и одного помещичьего хозяйства. В результате несложных вычислений выясняется, что одна крестьянская семья пользовалась в среднем 7 десятинами земли, тогда как на одно помещичье хозяйство приходилось боле 2300 десятин. Учитель должен пояснить, что эти цифры являются усредненными. К примеру, количество дворянского землевладения колебалось от 100 до 8000 десятин, но большинство дворян-землевладельцев были мелко и среднепоместными, то есть имели от 100 (а иногда и менее) до 500 десятин земли.
В заключение учитель предлагает сделать вывод об особенностях развития сельского хозяйства в России в пореформенную эпоху, выделить его положительные и отрицательные черты. На основе пройденного материала учащиеся высказывают свои мнения. Итоги обсуждения можно свести в схему:
Развитие промышленности
Учитель возвращается к схеме «Развитие капитализма в России». Он отмечает, что промышленность полностью переходит на наемный труд, увеличивается объем выпуска промышленной продукции, чему способствует завершение в 1880-е гг. промышленного переворота.
Учащиеся вспоминают, что такое промышленный переворот. Однако учитель уточняет, что механизация производства затронула крупные предприятия, наряду с которыми существовало мелкое ремесленное производство, основанное на ручной технике. В связи с этим появляется понятие многоукладное™ экономики, подразумевающее одновременное существование нескольких, различных по характеру форм производства.
Затем учитель переходит к объяснению особенностей развития промышленности в России во второй половине 19 в. При этом он опирается на схему.
Неравномерность экономического развития означала, что промышленность концентрировалась в основном в пяти районах, на остальной же территории страны господствовало аграрно-ремесленное производство. Во второй половине XIX в. быстрыми темпами развиваются новые промышленные районы — Донбасс и Баку, — обгонявшие в своем развитии Урал, Центральный и Северо-Западный районы. Промышленность Урала даже испытывала кризис, так как не могла быстро перестроиться на наемный труд. Концентрация промышленности означала также сосредоточение в этих примышленных районах крупных предприятий с большим числом рабочих на них (до нескольких тысяч). Такая концентрация рабочего класса на крупных промышленных предприятиях в сочетании с тяжелым положением рабочих облегчала проведение революционной агитации — семена революционных идей падали на благодатную почву.
Железнодорожное строительство.
В течение второй половины XIX в. железные дороги покрыли своей сетью всю Европейскую часть России. При этом он показывает на карте построенные в это время железные дороги (к поволжским городам, в южном направлении, к южному Уралу и т.д.). Кроме того, надо упомянуть о строительстве в 1891—1904 гг. Транссибирской железной дороги, которая связала Европейскую Россию с Дальним Востоком. Южная часть ее проходила по территории Китая и называлась Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД). В связи с этим русское влияние на севере Китая усилилось. В то же время обострились противоречия с Японией, приведшие в начале XX в. к войне между двумя странами.
3. Домашнее задание. § 23, ответить на вопросы к параграфу