Культура чеченцев в XIII-XV вв.

1.На территории Центрального Кавказа и Чечни (от верховьев Кубани до Дагестана) накануне нашествия монгольских захватчиков располагалось крупное раннефеодальное государственное образование-Алания, способное, по свидетельству источников, выставить 40-тысячное войско. Экономической основой общества была земельная собственность. Здесь было «сколько местечек, столько князей». Общественный строй страны характеризовался наличием класса феодалов (упоминались «князья дзурдзуков со своими войсками»), прослойки свободных общинников, зависимых крестьян и домашних рабов.

Наряду с собственно аланским этнонимом в составе исторической Алании упоминаются и предки чеченцев, которые проживали в восточной ее части. В центральной части проживали предки осетин, а в западной - предки балкарцев и карачаевцев. Вместе с тем, в ХШ-Х1У вв. чеченцы выступают как уже сложивщийся народ.

Ко времени нашествия Тимура Алания распалась на ряд этнополитических объединений. На земле современной Карачаево-Черкесии (страна Буриберди) властвовал Буракан, а в области Кабардино-Балкарии - братья Кулу и Таус. Нынешней Северной Осетией управлял Пулад. Правителем страны Симсим (Саксин) на территории Чечни в источниках назван Гаюрхан.

Основными занятиями населения в описываемый период являлись земледелие и скотоводство. Было также развито виноградарство и садоводство. Здесь выращивали гранат, айву, яблоки, груши, абрикосы, персики, орехи, дыни, арбузы, тыкву, брюкву, репу, капусту; сеяли пшеницу, просо, ячмень, рожь, овес; собирали мед.

Для ХШ-ХУ вв. характерен резкий скачок в развитии всех сторон военного дела у чеченцев, вызванный прежде всего нависшей внешней угрозой нападения со стороны монголо-татарских орд.

Важное значение для чеченцев имеют домашние промыслы - обработка шерсти, кожи, изготовление сукна, хлопчатобумажных тканей, одежды, обуви, войлока, бурок, сельскохозяйственных орудий, изделий из дерева, гончарное производство, ковроткачество и др.

В горной Чечне ведется монументальное каменное строительство.

Одним из основных памятников каменного зодчества Чечни были оборонительные сооружения - башни, крепости, замки.

Башни зачастую занимали стратегическое положение.

Важное значение в жизни чеченцев имела внешняя и внутренняя торговля и обмен. Край пересекали известные пути транзитной торговли, соединяющие Восток с Европой. Большую известность приобрели в то время торгово-ремесленные центры Северного Кавказа - Дербент, Аркас, Тарки, Алмак, Дедяков, Магас, Татартуп, Нижний Джулат, Капчигай, Маджары, Матрика, Мапа, Копа и др.

Захватив богатые страны, монгольские ханы увидели, что торговля в подвластных империи областях приносит большую прибыль. Поэтому ордынские ханы и феодалы для пополнения своей казны использовали пошлину на торговлю.

Несмотря на большой урон, нанесенный народам Северного Кавказа монгольским нашествием, они все же оправились от удара, продолжали вести оседлую жизнь и заниматься земледелием, скотоводством, ремеслом и торговлей.

.В начале XIII в. в Центральной Азии предводитель одного из монгольских племен «кият» Темучин объединил все соседние племена, а в 1206 г. на съезде монгольских феодалов был провозглашен «великим» ханом под именем Чингисхан.За короткий срок, примерно за 10 лет, Чингисхан покорил Сибирь, Северный Китай, Восточный Туркестан, Среднюю Азию, Афганистан, Восточный Иран и др. страны

В 1221 г., после переправы своих войск через Аму-Дарью и бегства среднеазиатского хорезмшаха Мухаммеда, Чингисхан отправил для его преследования по югу Каспия 30-тысячный отряд под командованием опытных полководцев Субедея, Джебе и Токучара.

Чингисхан поставил перед экспедиционным корпусом конкретную задачу - пройти через Северный Иран, захватить хорезм-шаха, покорить Закавказье, Северный Кавказ, Русь и через три года, обогнув Каспийское море с севера, вернуться к нему.

Этот 30-тысячный отряд на протяжении двух лет бесчинствовал в Закавказье, разрушая города, а в 1222 г., разбив грузинско-армянское войско, направился к Дербенту. По пути захватчики разграбили столицу ширваншахов - Шемаху. Так как крепость Дербент была неприступной, а жители ее не пропустили их, то завоеватели пошли на хитрость. .

Чтобы узнать обходную дорогу, они обратились к правителю Дербента с предложением заключить мир и для этой цели прислать несколько человек. Поверив пришельцам, дербентцы направили к ним 10 человек из почетных старейшин. Но одного из них монгольские предводители тут же убили, а остальных заставили под розой смерти указать им обходную дорогу для выхода на Предкавказскую равнину. Однако угроза произвела обратное действие.

Проводники завели монголо-татар в неведомые для них горные теснины внутреннего Дагестана и Чечни.

Чтобы из Дагестана выйти на плоскость по территории Чечни, монголы должны были идти по маршруту: Харачой – Ведено - ущелье Хулхулау – Шали – Грозный (нынешний).

По преданию, предки чеченцев на своей территории применяли традиционные приемы обороны при продвижении противника по ущелью: устраивались завалы, засеки, камнепады, лесной бой, заманивание противника в глубь своей территории и массированное преследование, изматывание и деморализация наступающих беспрерывными вылазками, и только после этого проводили сражение.

В ходе подготовки к решающему сражению аланы заключили военный союз с кипчаками (половцами), которые кочевали в Предкавказье. Объединенное войско сумело нанести противнику ощутимый удар.

Тогда перед вторым боем чингизиды пошли на хитрость: монгольские полководцы решили подкупить и уговорить половецких феодалов оставить алан и уйти с поля боя.

После предательства половецких ханов соотношение сил изменилось в пользу монголов

После того как половцы покинули поле боя, силы оказались неравными и отряд монголо-татар сразился с аланским войском, потом через территорию Чечни выбрался на равнинные места нынешнего Ставропольского края.

Джучи, Джебе и Субедей остановились на зимовку в Предкавказье, крае обильном пастбищами зимою и летом.

Весной 1223 г. они достигли Крыма, где разграбили город Судак. Последующие события привели к известной битве 1223 г. на Калке чингизиды направились к Волге

В 1224 г. вернулись в Среднюю Азию к Чингисхану. Так закончился первый завоевательный поход чингизидов на Северный Кавказ и Восточную Европу.

В 1227 г., стало известно о смерти Чингисхана.

Как только стало известно о смерти Чингисхана и его старшего сына Джучи, по всей империи прокатилась мощная волна городских и крестьянских восстаний покоренных народов

Весной 1228 г., согласно завещанию Чингисхана, на престол Монгольской империи возвели Угедея.

К началу 1229 г. отправленные в поход для подавления восстаний отряды (затратив на переход от Монголии до Кавказа 6 месяцев) прибыли к месту назначения и приступили к военным действиям.

В 1229-1233 гг., военными действиями был охвачен и Северный Кавказ.

Однако второй общемонгольский поход на Северный Кавказ и Восточную Европу не принес завоевателям заметного успеха.

Народно-освободительное движение набирало силы, росло и ширилось и через некоторое время приобрело общенародный характер.

Встревоженный этим обстоятельством император Угедей в 1236 г. отправил в следующий поход Батыя. Кроме известных монгольских полководцев в походе участвовало свыше 20 царевичей, а численность войска достигала более 200 тыс. воинов.

Монголо-татарам удалось усмирить народы Поволжья и Башкирии в начале 1237 г.

Зимой, в конце 1238 г., монголы начали поход на Аланию.

Безусловно, чеченцы, относившиеся в тот период к аланам и находившиеся в составе Аланского государства, не могли не принимать в этих событиях непосредственного участия. Есть все основания полагать, что монголы ударили по чеченцам непосредственно на территории Чечни.

На многие годы затянулась упорная освободительная борьба. Здесь нашли гибель десятки тысяч ордынских захватчиков, хотя царевичи часто докладывали о своих победах. В то время Северный Кавказ имел достаточное количество людских ресурсов.

Эпоха монгольских завоеваний была для народов Северного Кавказа, как и для многих других народов, которых постигла та же участь, одним из тяжелых периодов.

Положение трудовых масс Чечни усугублялось еще и тем, что с 60-х гг. XIII в. на протяжении более ста лет регион стал местом летней кочевки хана Золотой Орды.

Народы Северного Кавказа и Руси не составляли тогда единого государства, но их объединяли общие цели борьбы против иноземных поработителей.

2.Тимур (Тамерлан) в Чечне и на Северном Кавказе. Борьба его народов за независимость. Во второй половине XIV в. в Средней Азии, в результате междоусобной борьбы монгольских улусов и освободительной борьбы покоренных народов, сложилось государство эмира Тимура (столица Самарканд) - Мавераннахар.

В государстве Мавераннахар сложился своеобразный симбиоз кочевой военной аристократии и местной феодальной землевладельческой верхушки, интересы которых и выражал Тимур. На другом социальном полюсе находились трудящиеся массы земледельцев, скотоводов, ремесленников, мелких торговцев и рабов.

Такая же ситуация в XIV в. отчасти сложилась и в Золотой Орде. Правда, здесь Тохтамыш, став ханом, натолкнулся на сильную оппозицию феодальной верхушки из покоренных народов, например, в Чечне, на Руси и в других местах.

Тохтамыш был прямым потомком Чингисхана и, став ханом Золотой Орды, стремился в угоду ордынской знати восстановить былое могущество своего государства. Тимур, обосновавшись в Самарканде, в свою очередь, в интересах другой части монголо-тюркской знати желал возродить распавшуюся Монгольскую державу в границах завоеваний Чингисхана и его потомков. Это и послужило одной из главных причин борьбы между двумя завоевателями, в которую был затем втянут и Северный Кавказ.

С этой целью 28 февраля 1395 г. Тимур двинул свое многочисленное войско на Северный Кавказ, где в то время располагалась ставка Тохтамыша. Сражение на левом берегу Терека в районе современной ст. Шелковской длилось три дня.

Тохтамыш был разгромлен.

Тактика Тимура было такова: Тимур, закончив один поход, не шел дальше в соседние районы, а возвращался на отдых к обозу - в свою ставку в Пятигорье, а впоследствии - на р. Куму. Так, во время первого похода он разорил область черкесов (Северо-Западный Кавказ), при втором походе - страну Буриберди и Буракана (территорию Пятигорья и современной Карачаево-Черкесии), третий поход он совершил на область Тауса и Кулы (территория Кабардино-Балкарии), а при четвертом походе ограбил Пулада (Северную Осетию). После очередного отдыха в Пятигорье Тимур свой пятый удар нанес стране Симсим (Саксйн), правителем которой был Гаюрхан (на территории Чечни и Ингушетии).

Нет точных данных о том, какие города существовали к моменту нашествия Тимура на плоскостной территории Чечни. Правда, при подведении итогов нескольких походов завоевателя по Северному Кавказу среди покоренных областей и городов упоминается и город Магас (Микес), локализуемый исследователями близ сел. Алхан-Кала на территории Чечни,

Одни исследователи отождествляют Магас с Алхан-Калинским городищем, другие размещают там город Дедяков. Как бы то ни было, город был исключительно густонаселен, хозяйственные занятия его обитателей (земледелие, скотоводство, рыболовство, металлургия,,гончарное дело, ткачество и т.д.) были разнообразны и совершенны для того времени.

Источники отмечают, что во время боевых действий в Симсиме воины Тимура «взяли много владений» (вариант - «бесчисленные области»). Стремление Тимура расправиться с непокорными горцами было столь велико, что по его приказу войско с боем забиралось в такие места, с которых ни конному, ни пешему нельзя было спуститься, «а следовало оттолкнуться и скользить вниз». Подчеркивая необычайную силу сопротивления населения территории Чечни, ожесточенность боевых действий в сложнейших горных условиях, придворные хронисты завоевателя с трепетом писали, что и сам властитель Тимур «подвергался этим ужасам и опасностям».

Спустившись с гор Симсима на плоскость, Тимур направил свое войско в набег на предгорный район Аухар, населенный чеченцами-ауховцами (акинцами)

Вторгнувшись с Кумыкской низменности в восточные окраины Чечни с опустошительным набегом Тимур вернулся к своему обозу и остановился на зимовку на р. Кура.

Чечня в своем социально-экономическом развитии шла тем же путем, что и соседние области, хотя здесь были и свои специфические особенности. Нашествие же Тимура, как и ранее нашествие чингизидов, нарушило нормальный ход общественного развития и нанесло тяжелый урон хозяйству края. По существу, чеченцы в своем развитии были отброшены на несколько веков назад.

Предки чеченского народа, как и другие народы Северного Кавказа, героически отстаивали свою территорию, свободу и независимость от экспансии Тимура, но силы оказались неравными. Однако им удалось нанести противнику чувствительные удары, и Тимуру понадобилось несколько месяцев для приведения своего войска в порядок, чтобы выступить в новый поход - на Дагестан.

Золотая Орда за сравнительно короткий промежуток времени (конец XIV столетия) потерпела три сильнейших поражения (1380,1391,1395 гг.), после которых это государство уже не смогло больше восстановить свою силу. В результате освободительной борьбы покоренных народов Орда в течение следующего XV в. распадается на отдельные улусы.

Воспользовавшись ослаблением Золотой Орды, в Пятигорье и на территории нынешней Кабардино-Балкарии в XV в. расселяются кабардинские племена, пришедшие из Приазовья и Закубанья. А в XVI в. кабардинские и кумыкские князья пытаются распространить свою власть и на притеречные территории Чечни. Однако здесь шел неуклонный процесс возвращения чеченцев с гор на свои прежние плоскостные земли, так как после нашествия кочевников часть предков чеченцев отступила в горы, а часть под властью ордынцев продолжала жить на равнине. Давала о себе знать острая перенаселенность горных ущелий Чечни.

В результате равнинная полоса к югу от реки Сунжи и далее на восток до Качкалыковского хребта была вновь возрождена чеченцами в XV в.

В XIII-XIV вв. с установлением на Кавказе власти монгольских ханов горцы начинают играть заметную роль в истории грузинского, абхазского и азербайджанского народов. Это прослеживается по горным районам Закавказья, населенным племенами и обществами, родственными предкам современных народов Северного Кавказа. Горная Грузия и пограничные ей территории адыгов, алан-чеченцев, дагестанцев и других народов превратились в один из очагов сопротивления монгольским завоевателям в Закавказье, что способствовало сближению представителей названных народов с грузинами, абхазами и азербайджанцами.

Нахи и другие горцы, жившие в горах Грузии, часто предоставляли убежища и пищу жителям различных областей Закавказья, скрывавшимся от преследования монгольских карательных отрядов.

И, наоборот, отдельные представители правящей верхушки северокавказцев (например, Алании) с подвластными им людьми переходили в Грузию, где находили приют.

Тесными были в ту пору контакты чеченцев с дагестанским населением. Восточные чеченцы довольно рано приняли через Дагестан мусульманство с его особым погребальным обрядом. С XV в. чеченцы устанавливают определенные связи с кабардинцами.

Весьма плодотворными были и русско-кавказские отношения.

Большой интерес представляют сообщения русских и грузинских летописей о пребывании в XII в. русского князя Юрия (сына Андрея Боголюбского) «у родственников матери своей «ясыни» в городе на берегу Сунжи. «Ясами» русские именовали алан, включая в себя народы Чечни и Центрального Кавказа. А город на Сунже, скорее всего, - это крупное раннесредневековое городище Алхан-кала неподалеку от Грозного, откуда Юрий был приглашен в Грузию и женился на царице Тамаре.

Предки чеченцев сочувственно относились к русским купцам и дружинникам, сопровождавшим князей в их дальних странствиях и при посольских переговорах. Общность целей порождала взаимный интерес, симпатию, дружественность. Русским часто приходилось бывать в нашем крае, так как на территории Чечни располагалась летняя резиденция ордынских ханов. Наиболее известный эпизод связан с убийством русского князя Михаила Тверского в 1319 г. в ставке хана Узбека на берегу Сунжи. Ранее, в 1278 г., здесь же проходили военные действия ордынских ханов, где приняли участие вынужденно некоторые русские князья.

Ослабление власти Орды, наметившееся к 50-м годам XIV в., прекращение военных набегов в глубь гор, возвращение горцев на равнину - все это привело к экономическому оживлению края и восстановлению традиционных дружественных связей с соседними

Культура чеченцев в XIII-XV вв. Материальная культура населения Чечни в золотоордынский период продолжала традиции предшествующего времени. Основная часть обитателей плоскости проживала в поселениях сельского типа. Крупным поселением городского типа было Алхан-Калинское городище (Магас или Дедяков по письменным источникам). Археологические бытовые памятники XIII-XV вв. оседлого населения в плоскостных районах края практически не изучены, поэтому можно только констатировать, что их жители обитали в жилищах турлучного типа, основу которых составляли стены из плетней, обмазанные глиной. Как свидетельствуют материалы археологических раскопок, население Центрального Предкавказья было также знакомо с техникой возведения жилых и хозяйственных построек из сырцового кирпича (самана) и глинобита. Причем такие сооружения были обнаружены не только при исследовании городских центров (Татартуп, Нижний Джулат), но и рядовых поселений (Змейские поселения).

Указанные города продолжали существовать и развиваться в эпоху Золотой Орды. Однако в их этническом составе произошли заметные изменения, связанные с притоком нового тюркоязычного населения, принесшего и новые элементы материальной культуры.

У станицы Старогладовской, существовал крупный золотоордынский центр, который занимал обширное пространство вдоль левого берега р. Терек. Он отождествляется с летней резиденцией ордынских ханов - г. Курной. Рядовые поселения в районах пребывания кочевников на р. Сунже и Тереке представлены памятниками у сел. Закан-Юрт, Самашки, Майртуп.

Исследователи находят в Чечне и Ингушетии отдельные башни, башенные поселения и целые комплексы замкового характера, своей строительной традицией восходящие к XI—XIII вв. Это жилые, полубоевые и боевые башни.

В XIII-XV вв. в силу ряда причин каменное строительство получило интенсивное развитие.

Наиболее характерным и распространенным типом погребальных сооружений этого периода являются склеповые усыпальницы.

Могильники из таких склепов известны на довольно обширной территории горных районов Чечни и Ингушетии (Малхиста, Майста, Нашха, ущелье р. Фортанги, Джейрахское ущелье, горная Ассиновская котловина). Исключение составляют лишь районы Макажойской котловины, Кезеноя, ущелья р. Шаро-Аргун.

Материальная культура горцев Северного Кавказа ХШ-XV вв. довольно едина на обширной территории, в частности, бывшей Алании, В памятниках Чечни, Ингушетии, Северной Осетии, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии в этот период встречаются одни и те же по форме башни, склепы, святилища, кинжалы, сабли, наконечники стрел, орудия труда (ножи, ножницы, топоры), украшения (серьги в виде грозди винограда или колечко с прикрепленной к нему сердоликовой бусиной, пуговки-бубенчики для одежды, перстни и кольца).

Керамическая посуда этого времени также едина по форме и орнаментике.

Единство в архитектуре и в бытовых предметах может быть объяснено не только бывшим этнополитическим единством Алании, но и ростом ремесленного производства и сбытом излишков.

Археологические материалы и письменные источники показывают, что в XIV-XV вв. уже существовали прототипы таких позднейших видов чеченского костюма, как бешмет, бурка, ноговицы, чувяки, пояс и рубаха.

Женские платья в основном были не приталенными, но встречались и с талией. Головным убором мужчин с давних пор служила мохнатая папаха из овчины, войлочная шляпа. А воины носили шлем, под буркой - кольчугу.

Женщины пользовались платком и высоким рогообразным головным убором «курхарс».

Обувью основной массы населения служили «на1армачаш» из сыромятной кожи, ноговицы и чувяки. Состоятельные чеченцы имели сапоги и штиблеты. Украшениями женщин были серьги, пряжки, пуговицы, перстни, браслеты, бляшки из золота, серебра и бронзы. Одежда и украшения имели много общего с одеждой соседних народов.

Господствующей религией чеченцев и ингушей на протяжении всего периода средневековья были ислам и язычество (политеизм), а в горной полосе - христианство и язычество.

Повсеместно принятыми патронами считались: следующие языческие божества покровитель животноводства и общего благополучия Галь-Ерды, богиня плодородия Тушоли, покровитель земледелия Мятцил, бог неба, молнии и грома Сиели, военный патрон Молыз-Ерды, бог зверей Елт и некоторые другие.

Каждому из божеств посвящались свои культовые постройки-святилища.

Верховным божеством нахского пантеона являлся Диела

В рассматриваемый период у нахим одухотворяли природу и стихийи (анимизм), почитали животных (тотемизм) и т. д

К памятникам архитектуры языческого периода относятся главным образом святилища, которых сейчас в горной зоне Чечни и Ингушетии достоверно известно более ста. По своей форме они подразделяются на два типа: склепообразные (с полым внутренним пространством) и столпообразные (без внутреннего помещения).

Проникновение христианства в ХП-ХШ вв. приводит в определенной мере к смешению (синкретизму) религиозных верований. Однако новая религия, по всей вероятности, в силу ряда причин (прекращение миссионерской деятельности Грузии на Северном Кавказе в связи с монголо-татарским нашествием XIII в., высокоразвитый и устойчивый пантеон языческих божеств) не получила в тот период широкого распространения и последующего закрепления, и это проявилось прежде всего в продолжающемся строительстве языческих святилищ. Сами христианские храмы, были приспособлены нахами для отправления языческих обрядов.

Однако сохранились христианские храмы Тхаба-Ерды и Таргимский из Ассиновской котловины Ингушетии, металлические кресты, в том числе и нательные, в храмах, склепах и святилищах.

Другой монотеистической религией, имевшей распространение на территории Чечни в XIII-XV вв., была мусульманская, к тому времени господствующая в равнинном Дагестане и Чечне. Ислам был принят в XIII веке и северным соседом Чечни - Золотой Ордой.

У них даже мечети были передвижными.

О том, что процесс распространения ислама в XIII-XIV вв. охватил Северный Кавказ, в том числе плоскостную и восточную часть Чечни, имеются как письменные свидетельства, так и археологические данные.

На территории Чечни, в Северной Осетии, Кабардино-Балкарии археологами исследованы остатки трех мечетей с минаретами и трех христианских церквей. Все эти памятники датируются XIII-XIV вв.

К памятникам золотоордынской эпохи на плоскости относится известный мавзолей Борга-Каш (у селения Плиево). Он является своеобразным мусульманским погребальным сооружением и датируется 1404-1406 гг.

К подлинным достижениям духовной культуры относится замечательный фольклор чеченцев. Истоки чеченского фольклора уходят в глубь истории. К древнему пласту фольклора относятся нарт-орстхойские сказания чеченцев и ингушей, представляющие собой самобытную версию общекавказского эпоса. Художественная оригинальность и самобытность, яркость образов и глубина мысли, богатство жанров чеченского фольклора сделали его тем важным вкладом, который чеченский народ внес в сокровищницу мирового духовного искусства.

Чеченцы владели и музыкальным искусством. Им были известны музыкальные инструменты - свирель, 1адхоку-пондар (скрипка) и дечиг-пондар (балалайка).

Значительное развитие получило декоративно-прикладное искусство: поделки из дерева и кости, обработка металла (особенно оружейное дело), украшения мебели и утвари, золотое шитье и др.

Особенно славились чеченские кузнецы и гончары, мастера золотых дел, башенной архитектуры и резчики. Они украшали надгробные памятники геометрическим, растительным и орнаментом, изображениями в «зверином» стиле.

Таким образом, в XIII-XIV вв., несмотря на разорительное нашествие монгольских феодалов и их жестокий гнет, шел медленный процесс экономического и культурного возрождения народа Чечни и развития феодальных отношений. Однако этот процесс был заторможен в конце XIV в. в связи нашествием другого завоевателя - Тимура.

Только в XVI веке, как и другие народы Северного Кавказа, чеченцы начали выходить из глубокого экономического кризиса. Этому в немалой степени способствовали рост населения края, развитие хозяйства, укрепление военной мощи горских феодальных владений и углубление давно установившихся дружественных политических, экономических и культурных связей с соседями и Россией, которые стали впоследствии более устойчивыми и динамичными.

Литература:

1. Ахмадов Я.З. Очерки политической истории народов Северного Кавказа в XVI-XVII вв. Грозный, 1988

2. Багаев М.Х. О хозяйственной жизни вайнахов в раннем средневековье // Тезисы докладов IV Крупновский чтений по археологии Кавказа. Орджоникидзе, 1974.

3. История Чечни с древнейших времен до наших дней. Грозный, 2006. Т.I

4. Очерк истории ЧИАССР. Грозный, 1967. Т.I.

5. Русско-чеченские отношения. Вторая половина - XVII в. Сб. док. Составитель Е.Н. Кушева. М., 1997

6. Хизриев Х.А. Из истории борьбы народов Чечено-Ингушетии и Ставрополья против Тимура // Вопросы истории Чечено-Ингушетии. Грозный, 1977.

7. Хизриев Х.А. Походы Тимура на Северо-Западный Кавказ и Центральный кавказ; его же. Из истории борьбы народов Чечено-Ингушетии и Ставрополья против Тимура//Вопросы истории Чечено-Ингушетии. Грозный, 1977.

8. Волкова Н.Г. Этнический состав населения Северного Кавказа. М, 1974.

Наши рекомендации